Приход к власти в 1922 г. Partito Nazionale Fascista был положительно встречен значительной частью еврейского населения Италии. Особенностью итальянского еврейства была сильная степень ассимиляции, и укрепление государства при Б. Муссолини положительно оценивалось многими евреями[1]. В знаменитом марше на Рим среди сквадристов (от 25 до 30 тыс. чел.) было около 350 итальянских евреев [2]. Более того, евреи были также и среди видных деятелей фашистской партии. Достаточно сказать, что Фульвио Сувич до 1936 г. фактически руководил внешней политикой фашистского государства, а известная журналистка Маргерита Сарфатти была биографом и любовницей Муссолини.
Еще в 1932 г. в опубликованных в Милане «Разговорах с Муссолини» немецкого журналиста Эмиля Людвига можно прочитать следующее: «L’antisemitismo non esiste in Italia.(…) Gli ebrei italiani si sono sempře comportati bene come cittadini, e come soldáti si sono battuti coraggiosamente». («В Италии не существует антисемитизма.(…) Итальянские евреи всегда вели себя достойно как граждане и они мужественно сражались как солдаты»)[3]. Тем резче казался разворот, произошедший в еврейском вопросе весной 1937 г., начавшийся с публикации книги П. Орано. Данная работа[4] вызвала общественную дискуссию и ознаменовала начало кампании государственного антисемитизма. До сих пор существуют споры, было ли это вызвано сменой внешнеполитического курса Италии или явилось следствием внутреннего развития фашистского государства.
Каковы же были причины выбора евреев в качестве объекта атаки и весны 1937 г. в качестве времени ее начала?
Вторая половина 30‑х гг. прошлого века была, безусловно, временем кризиса как для всей Италии в целом, так и для Европы. Для всех было абсолютно ясно, что большая война скоро начнется. Оставался вопрос комбинации сил. К началу 1937 г. Германия была уже готова к прыжку, но вектор движения был еще не ясен. Большинство полагали, что это будет восточное направление. Италия в складывающейся расстановке играла не последнюю роль. Ее внешняя политика стала существенно меняться и с середины 1930‑х она оказалась втянута в череду конфликтов.
Средиземноморские имперские амбиции привели к итало‑эфиопской войне 1935–1936 гг. В результате стали портиться до этого относительно хорошие отношения с Великобританией. В 1936 г. началась гражданская война в Испании. Для поддержки националистов Италия послала так называемый «добровольческий» корпус. В Италии это мероприятие воспринималось как новый крестовый поход. В мае 1937 г. меняется мнение Муссолини по австрийскому вопросу, хотя еще в январе он заявлял о неприемлемости аншлюса; а в сентябре того же года состоялся визит Дуче в Берлин, знаменующий разворот Италии в сторону Германии.
Именно на таком внешнеполитическом фоне в апреле 1937 года выходит книга И. Орано и без этого фона, на мой взгляд, абсолютно не понятна причина ее появления. В. Фейнстейн полагает, что выход книги «Евреи в Италии» был лично санкционирован Б.Муссолини. По мнению Фейнстейна, после выхода книги Орано «Mussolini, da vicino» в 1928 г. Муссолини доверял ему как верному стороннику, как «католику‑антисемиту и защитнику Муссолини с позиции католицизма»[5]. По ряду признаков (например, сплошному цитированию больших кусков чужого текста) создается впечатление быстрой работы, созданной в сжатые сроки, возможно, по команде сверху.
При отсутствии прямых доказательств, тем не менее, с большой вероятностью можно предположить, что событие, повлекшее за собой такую команду, произошло в первые три месяца 1937 г. На мой взгляд, в этот короткий промежуток времени, только одно событие могло привести к таким последствиям – битва при Гвадалахаре, завершившаяся 22 марта разгромом Итальянского корпуса. Известный исследователь фашизма Р. Де Феличе отмечал, что поражение стало серьезным ударом по авторитету режима и лично Б. Муссолини[6].
Удар стал болезненным вдвойне, так как показал не только военную слабость государства, но и разобщенность декларируемого единства итальянского народа. Дело в том, что решающую роль в победе республиканцев при Гвадалахаре сыграла XII Интернациональная бригада, в состав которой входил батальон итальянских антифашистов, вследствие чего битва получила следующее определение – una guerra civile nella guerra civile («гражданская война в гражданской войне»).
Представляется, что ощущение падения своего авторитета как главы военной державы заставило Муссолини искать опоры во внешнем союзнике, что и завершилось разворотом в сторону Германии. Наметившаяся проблема внутренней разобщенности, очевидно, должна была решаться путем консолидации общества перед лицом внутреннего врага. Таким врагом стали евреи. Причем этот выбор в Италии, в отличие от Германии, был не очевиден, и, оценивая его с позиций сегодняшнего дня, не слишком удачен.
Выбор этот, конечно, объяснялся сближением с Германией. И. Орано касается этой проблемы, анализируя ее с привлечением образа Данте Алигьери. Средневековый поэт, одна из ключевых фигур итальянского национального пантеона, оценивается Орано как предтеча союза Германии и Италии: «…политическое предпочтение Поэта шло к той Германии, которая сегодня является явным исключительным объектом еврейской ненависти!»[7]. Таким образом, евреи становятся помехой на пути этого судьбоносного союза.
Однако фактор Германии не является исключительным, и, исходя из аргументации Орано, далеко не самым главным.
Возвращаясь к «гражданской войне» Гвадалахары, стоит отметить, что значительная часть итальянцев – участников батальона Гарибальди – были коммунистами. И дело не в том, что среди интернациональных бригад был невообразимо большой процент евреев[8](для итальянского батальона это было как раз не характерно); а в том, что коммунизм имманентно воспринимался проявлением еврейского духа. Именно об этом пишет Орано: «Но марксизм это враг, который нацелен на уничтожение латинской культуры; римского государства; церкви; Родины; общественного порядка»[9]. Этого расхожего мнения; видимо; придерживался Муссолини; т. к. еще в июне 1919 г. в своей газете «Popolo ďltalia» (4.06.1919) он писал о связи еврейства и большевизма.
Еврейский дух; неразрывно связанный с иудаизмом; становится главной мишенью критики Орано. Орано отмечает; что «христианский мир видит в религии евреев не чистую мистику; а государство с расисткой душой»[10]. Религиозный расизм евреев не позволяет им стать своими в Италии; в стране которой являет собой Рatria totalitaria concordataria mediterranea espansionistica ed imperiále [11] («Родину тоталитарную; конкордатную; средиземноморскую; экспансионистскую и имперскую»). Все граждане должны отдавать все отчизне; и не может быть внутри страны народа; который свою энергию отдает на создание другого национального государства. Орано критикует сионистов; поскольку сионистское движение противоречит интересам Италии: оно усиливает позиции Англии в Средиземноморье; оно портит отношения с мусульманами. Но главное то, что сионизм еще раз показывает; что евреи Италии так и не стали итальянцами. Их наличие мешает конструкции единой нации.
Фашистская Италия после 1929 г. становится страной Конкордата. Построенное на идеях; привнесенных Французской революцией; реализованное через Рисорджименто итальянское государство и итальянская нация; по мнению Орано; оказались незаконченными; незавершенными. Однако Латеранские соглашения разрешили эту проблему. В сердце новой итальянской нации теперь находится католичество. Поэтому призыв Орано отдаленно напоминает требования средневековых инквизиторов: евреи, по его мнению, должны оставить свой расизм и крайний национализм (esasperato nazionalismo ) и влиться в сотрудничество всех народов в рамках Римской церкви[12].
Через месяц после выхода книги Орано, в главной фашисткой газете «Popolo ďltalia» (25.05.1937) в редакционной статье посвященной еврейской проблеме будет поставлен вопрос: «Считают ли евреи себя «евреями в Италии» или «евреями Италии»? Ощущают ли они себя гостями нашей нации или неразрывной частью нашего населения?» На данный риторический вопрос итальянским евреям отвечать было абсолютно бесполезно. Со следующего 1938 года началось ущемление прав итальянских евреев на общегосударственном законодательном уровне.
[1] За исключением части римских евреев, остальные евреи Италии принадлежали к буржуазным слоям и не поддерживали левые рабочие движения. См. Zuccotti S. Italy s Jews / The Italians and the Holocaust. Nebraska, 1996. P. 24.
[2] Чтобы показать, что процент участников евреев в марше был даже большим чем процент евреев относительно всего населения Италии, приведем известные нам цифры по 1938 г.: из приблизительно 43 млн. населения Италии 48 тыс. были евреями, т. е. получаем 1,17 % и 0,11 %.
[3] LudwigЕ. Colloqui con Mussolini. Verona, 1950, P. 71–72.
[4] Oráno P. Gli ebrei in Italia. Roma, 1938.
[5] Feinstein W. The Civilization of the Holocaust in Italy: Poets, Artists, Saints, Anti‑Semites. Madison: Associated University Presses, 2003. P. 272.
[6] De Felice R. Mussolini il duce. Vol. II: Lo stato totalitario 1936–1940. Torino, 1981. P. 391–392.
[7] Oráno P. Op. cit. P. 64.
[8] Вероятно, до 20 % личного состава интернациональных бригад были евреями. URL: http:// milite.jimdo.com/documenti‑storiografici/spagna/brigate‑internazionali/ (дата обращения: 13.05.15).
[9] Oráno Р. Op. cit. Р. 94.
[10] Ibid. Р. 62.
[11] Ibid. Р. 84.
[12] Oráno Р. Op. cit. Р. 44.
|