Предварительное замечание: здесь «гуманитарий» – не «профессиональная» классификация, а гносеологическая специфика способа мышления. Возможно, следовало бы заменить «гуманитария» на «гуманитарный склад мышления», но парадокс в том, что в вопросе «авторитетов» (и в ряде других вопросов) у гуманитариев именно мышления и не наблюдается – а наблюдается вера в авторитетов; вера чистой воды, которая выступает у гуманитария как равноправный метод миропознания.
Любой гуманитарий неосознанно верит в авторитеты. Не в чей‑то конкретный авторитет, а в авторитеты «вообще». Физик, например, доверяет результату грамотно спланированного эксперимента. А гуманитарий верит словам – если это слова авторитета, безусловно признанного другими гуманитариями. Ученый, работающий с материей, всегда доверяет «при каких‑то условиях» – даже постояноство свойств пространственно‑временного континуума – это аксиома, которая подтверждается экспериментально, а не «берется на веру»! Гуманитарий, работающий «с идеями», всегда имеет идеи, в которые верит безусловно.
И так же безусловно и безрассудочно (от слова «рассуждать») верит тем, кто эти идеи высказал лучше (и/или раньше) всех остальных. Вера в авторитеты – это часть гносеологической методологии гуманитария.
Гуманитарии всегда «будут биты» по крупному счету, потому, что для них существуют не обсуждаемые по определению области миропонимания и мироощущения. Что, в сущности, означает, что некие «сферы бытия» для гуманитария просто останутся не исследованными, а значит – неизвестными. Т.е. его миропознание ограничено , оно имеет «запретные» для разума зоны. При этом запрет подсознателен, то есть – практически не преодолим сознанием, или же, в лучшем случае, преодоление происходит с глубокими психическими потрясениями с понятными последствиями.
В качестве примера возьмем гуманистический и либеральный тезис «человек – высшая ценность» и поставим его под сомнение. Любой интеллектуал всегда будет стремиться к дискурсивному (рассудочному) разрешению спора, но для интеллигента‑гуманитария «гуманизм» – это тоже предмет веры, это априорное принятие тезиса о высшей ценности. Этот тезис для гуманитария неотвергаем , а обсуждению он подлежит только в пределах приверженности к нему кого‑то или чего‑то. Гуманитарий не способен применить объективную логику в оценке (на этом примере) гуманизма, он неминуемо скатится на эмоции. Он не способен подвергнуть сомнению ценность «человека вообще», ведь таким образом он будет подвергать сомнению весь свой мир , выступать против своего инстинкта [психического] самосохранения. Это настолько глубокий и неосознаваемый процесс, что он, будучи реализован, может привести к глубоким психическим потрясениям истинного гуманитария. Поэтому все «нападки» на гуманитарные ценности, в том числе и попытка «разобрать» их логически и критически, отвергаются гуманитарием бессознательно, до «уровня логики». Это – данность, и это всегда нужно учитывать при общении с гуманитарием. Иными словами, нужно учитывать то, что какое‑то цельное, логичное, объективно завершенное доказательство просто не пройдет, точнее – будет отвергнуто, проигнорировано гуманитарием, не засчитано им как доказательство. Именно потому, что оно находится не в поле «обсуждаемого», а в поле «само собой разумеющегося». Примеры я приводил выше – перечитайте еще раз, отслеживая специфику ГСМ.
Думаю, понятно, почему такая специфика мышления в куда большей степени свойственна именно гуманитариям, а не тем, кто занимается естественными науками. С одной стороны, невозможно поставить эксперимент, а с другой – именно гуманитарные науки обладают средствами воздействия на социум непосредственно, и вследствие этого легко «ловят» социальный заказ. Помните многолетнее «с точки зрения марксизма‑ленинизма»?
|