Ученье свет, а неученье – чуть свет, и на работу. Так говорили наши мамы, побуждая сунуть наконец нос в учебники, отложив клюшки и книжки про мушкетеров. Было время, когда этот тезис работал: не стал учителем или врачом – пожалуй в цех горячей плавки или грузчиком в овощной магазин. В результате – ни денег, ни социального статуса. Правда, после того, как вместе с Советским Союзом рухнула эта социальная лестница, накрыв обломками страны учителей и инженеров, неожиданно выяснилось, что ученье – скорее минус. Не обремененные секретом извлечения квадратных корней и суффиксами слабых глаголов вчерашние троечники‑разгильдяи рванули налегке в омут дикого предпринимательства и на жвачках с паленой водкой стали первыми российскими миллионерами. Потом наступило время, когда миллионеров перестреляли и пересажали, и снова выяснилось, что учиться все‑таки надо. Дети выживших пацанов поехали в Лондон и Нью‑Йорк, и все стало на свои места – опять длинноногие мамы по рублевским особнякам вталкивают в свое чадо золотой ложкой фрутоняню и приговаривают: «Ученье – свет!»
Как учат сегодня наших детей в школах? Чем отличается учение в элитных гимназиях за безумные деньги от простой школы? Как организовано образование за рубежом? Почему все больше тревожных сигналов о том, что современная молодежь стремительно деградирует?
1 сентября, в День знаний, во двориках всех российских школ звучит до боли знакомая с детства песня со словами «учат в школе, учат в школе, учат в школе…», из подъездов с букетами цветов, с ранцами и в нарядных костюмчиках выходят первоклашки, для которых с этого дня начнётся новая жизнь, а также ребята более старшего возраста, которые после трёх месяцев разлуки наконец встретятся с одноклассниками и учителями. Эта картина не меняется многие десятилетия, но на самом деле первые звонки, линейки, букеты цветов и ранцы и бантики – единственное, что осталось в нашей стране от системы советского образования, которая была некогда лучшей в мире. О качестве образования нынешних школьников и выпускников после множества так называемых образовательных реформ 90‑х и 2000‑х годов сегодня можно поспорить.
Перед Днем знаний социологи решили провести на улицах столицы небольшой опрос юных сограждан – выпускников школ и абитуриентов вузов. Вопросы задавались самые простенькие, ответы на которые должен знать любой школьник. Однако выяснилась неприглядная и при этом весьма анекдотичная картина. Судите сами: Потемкин в представлении школьников – это броненосец, численность населения России составляет… 7 миллиардов человек, Иван Сусанин водил по болотам немцев и был «типа лесником», Первая мировая война началась в 1941 году, а Александр Невский участвовал в битве под Полтавой… Над этим всем можно от души посмеяться, однако невозможно себе даже представить, чтобы троечник из СССР ответил на такие элементарные вопросы подобным образом. Но именно так на них отвечает нынешнее поколение, воспитанное пресловутыми ЕГЭ. Могли ли представить себе это их родители, учившиеся в советских школах, где приходилось не только читать классиков, но и анализировать их творения и писать по ним сочинения? Оказывается, что могли. Но только благодаря советскому фильму из жанра детской фантастики с говорящим названием «Просто ужас», снятому в 1982 году. Фильм фактически напророчил современный экзамен в виде теста по литературе, прообраз современного ЕГЭ. По сценарию фильма, однако, подобный экзамен появился в неблагополучном будущем и привел общество к деградации.
Для современного поколения эта научная фантастика из начала 80‑х стала реальностью, и уже несколько лет школьники и выпускники, чтобы сдать тест, например, по литературе, в лучшем случае только просматривают рецензии на произведение или смотрят его экранизацию.
Но ЕГЭ является далеко не единственной причиной слабой образованности юного поколения россиян. Совсем недавно комиссия Общественной палаты по развитию науки и образования пришла к выводу, что одна из причин такого низкого уровня знаний современных школьников кроется в ненамного более высоком уровне составителей и авторов многих современных учебников, которые кишат фактическими ошибками, а иногда вообще напоминают юмористические журналы.
Не верите? Посмотрите на задания для младших классов, которые сегодня можно встретить как в учебниках, выпущенных постсоветскими государствами, так и собственно в российских школьных учебниках. Вот, например, автор‑составитель правильно объясняет школьникам, что синонимы – это близкие по значению, но разные по звучанию слова. И тут же под описанием приводит сногсшибательный пример – добрый, злой. Интересные варианты ответов на вопрос «Кто по национальности Юрий Гагарин?» присутствуют в учебнике английского языка. Их три: англичанин, испанец или американец… Краткая биография Льва Толстого начинается с утверждения, что писатель родился в 1928 году.
Приведенное ниже задание по математике для самых маленьких поставит в тупик даже взрослых – в вводных задачки сказано о 4 бумажных фонариках, сделанных Машей, и о том, что Серёжа сделал на 6 фонариков больше. Далее малышам предлагается посчитать, сколько фонариков сделал… некий Миша! Весьма забавна ещё одна задача по математике, которая начинается с условия, что «отец старше сына на 6 лет»… Создается впечатление, что авторы задач просто куражатся над детьми – например, в задаче для 8‑го класса ученикам предлагают посчитать количество пациентов в сумасшедшем доме. Как? По количеству укусов на теле врача!
Полную неадекватность авторов подтверждает ещё одна задачка по математике: к ослику Иа на день рождения пришли Винни‑Пух, Пятачок и Сова. Ослик разрезал торт так, чтобы каждый получил по два куска. После этого задается неожиданный вопрос – сколько лет исполнилось ослику Иа? Владеют авторы задач и черным юмором: 14 детей учились плавать, 3 из них еще не умеют плавать, а 2 уже утонули. Вопрос: сколько детей уже научились плавать и еще не утонули? Авторы следующей задачи, видимо, намекают на самих себя: безмозглая женщина, отец и мать которой тоже были безмозглыми, вышла замуж за безмозглого мужчину. У них родился ребенок, имеющий мозг. Предложите не менее двух вариантов наследования данного признака…
Задание на нестандартное мышление для младших классов составляли, по‑видимому, люди, увлекающиеся препаратами, расширяющими сознание. Они предложили детям НАРИСОВАТЬ, как выглядят звон крыльев комара, гром, хруст снега, шелест листьев и шум волн.
Настоящий скандал вызвал учебник для восьмых классов авторства супругов Никитиных, который в 2014 году спровоцировал многих уважаемых людей написать петицию на имя министра образования, под которой подписалось 108 тысяч граждан. По мнению составителей петиции, авторы этого учебника по обществоведению не из злых побуждений, а просто благодаря своему невежеству поддержали идею Гитлера о так называемых унтерменшах, то есть недочеловеках. Преувеличений тут нет – на 10‑й странице учебника авторы называют человека с психическим расстройством не личностью и не гражданином. Иными словами, любой не совсем психически здоровый человек являет собой как бы существо низшего порядка, и гражданских прав он должен быть лишён. Однако, несмотря на петицию, учебник из образовательной программы изъят так и не был.
Школьные учебники
Но что можно сказать о таких жутких ляпах в нынешних учебниках, если даже чиновники, которые должны контролировать их качество, часто отличаются полнейшей безграмотностью?
Сотрудники Государственного института русского языка имени Пушкина решили проверить грамотность российских чиновников. Оценивать сильных мира сего решили аккуратно, и вопросы были простыми: правильно ли используют чиновники слова, понимают ли, что говорят, не пишут ли слово «крыжовник» через «ё» или два слова «золотой парашют» в одно. Выяснилось, что грамотность чиновников регионального уровня составляет 2 балла из 10, глав муниципальных образований – 6, что получше и соответствует твердой тройке, а депутатов Государственной думы – 6,4. Ситуацию с грамотностью спасли только федеральные министры, которые показали результат 9,6.
Впрочем, достаточно послушать или прочитать прямую речь чиновников. Вот, например, губернатор Самарской области Николай Меркушкин поздравляет с профессиональным праздником педагогов: «Какой бы человек ни был, каким бы он ни родился, каким бы талантливым ни был, для того, чтобы воплотить в жизнь, нужна школа, нужны знания, нужна культура в таком широком смысле слова». Тот же культурный в широком смысле слова губернатор Меркушкин произнес с трибуны Самарского государственного технического университета по поводу объединения двух вузов: «Не было ни одного дела, чтобы я не убедил людей… Если вы будете первыми – молодцы, но будете самоубийцами. Вы, как Александр Матросов, встанете на амбразуру». Не менее сумбурно выражался губернатор, пытаясь для наглядности цитировать классика: «Человек проводит половину жизни по месту жительства. А как говорил классик, сознание или как это… Бытие, да. Бытие определяет сознание. Что там будет, во многом от этого… или мы будем целеустремлённые, возвышенные вещи делать, или мы будем вот эти там настроения, которые там получили с утра, будет это всё передаваться потом на творчестве, на настрое…» и так далее, и так далее…»
Бывший губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин, находясь в СИЗО, пояснял, что масштабы его коррупции были слегка завышены следствием, такими логичными во всех смыслах доводами: «Вы верите, что бывают ручки за 36 миллионов? Возьмите калькулятор, посчитайте и убедитесь, что она стоила максимум миллион триста». Глава Хакасии Виктор Зимин вызвал смешки присутствующих, выдав в разговоре с президентом Владимиром Путиным фразу: «Посадите нас чуть попозже, дайте поработать!» Губернатор Калининградской области Николай Цуканов прославился фразой про польские сосиски: «Пытаются самые дешёвые польские сосиски, которые есть нельзя, выдавать за российские, а потом они каким‑то образом проникают в школы».
Иногда яркая фраза, означающая совсем не то, что имелось в виду, вырывается из уст главы Дагестана Рамазана Абдулатипова. Вот что он сказал на одном из официальных заседаний вице‑премьеру Рамазану Джафарову: «Вы хотите, чтобы я вас ликвидировал?» Но больше всех губернаторов и глав республик своими крылатыми выражениями собственным избирателям запомнился ушедший из жизни экс‑губернатор Пензенской области Василий Бочкарёв. Вместо эпитафии местные журналисты в память о чиновнике даже составили топ его перлов:
«Пришло время, чтобы губернатор носил пензенский костюм, сорочку, в конце концов, и трусы чтобы были наши. Что там шить – ширинка и 2 пуговицы, а мне приходится покупать белье за рубежом».
«Докажите свою деятельность делами».
«Они не упущенные. Это мы их не догнали».
В Якутии сами региональные власти решили проверить грамотность чиновников и заставили написать их тотальный диктант. В результате из 155 человек на пятерку и четверку написали только 18, а остальные оказались троечниками. Правда, по мнению руководителя администрации главы Республики Саха Юрия Куприянова, такой плачевный результат получился вовсе не от безграмотности, а от того, что чиновники знали грамоту, но… забыли ее, поскольку в жизни им если и приходится что‑то писать, то это чаще всего пара слов, в которых трудно ошибиться. Куприянов привел в пример себя, сказав, что пишет исключительно слова «прошу рассмотреть» и «внести предложения».
Школьники на занятиях
Наверняка когда‑то знала, но забыла грамоту филолог по образованию с 20‑летним стажем работы по специальности, а ныне губернатор Владимирской области Светлана Орлова, поздравившая всех в открытке на публичном мероприятии «с празником» без буквы «д». Министр образования Ульяновской области Екатерина Уба опубликовала обращение к участникам регионального фестиваля науки, которое мы приведем с сохранением орфографии и пунктуации оригинала, оставляя простор для комментариев читателям: «Ульяновский фестиваль устойчиво занимает свое место среди аналогичных мероприятий, объединяющей представителей науки, бизнеса и власти для обмена опытом и анализа основных тенденции в становлении умной экономики, достигающего общества. Однако главным, в нашем фестивале считаю, то, что он интересен молодым».
Но настоящим эпическим провалом, и уже для депутатов Государственной думы стал другой документ, в котором ошибки встречаются едва ли не через каждое слово: в 244 словах можно насчитать 20 ошибок! Особая пикантность состоит в том, что этот малограмотный документ представляет собой пояснительную записку, составленную депутатами Яном Зелинским и Еленой Афанасьевой к законопроекту о… русском языке! Впрочем, возможно, делая ошибки в каждом слове, депутаты пытались показать истинный масштаб проблем с грамотностью в стране, где с ошибками пишут не только нелегальные мигранты, но и депутаты.
Странно, как при таких чудовищных пробелах в школьной программе многие наши соотечественники так любят увлекаться всевозможными тренингами и курсами, которые проводят такие же безграмотные люди, как и они сами. В качестве тренеров выступают академики никому не известных академий, психологи со среднетехническим образованием и духовные наставники, просветляющие в свободное от работы в парикмахерской время. Не зарастает народная тропа к специалистам по налаживанию семейного счастья и отъему мужчин, что «плохо лежат».
Среди объявлений и расписаний занятий в Москве значатся такие заумные названия, как ситуационное лидерство и эмоциональный интеллект, психодиагностика и распознавание лжи, тайм‑менеджмент и генерация решений. Курс длительностью в один‑два дня стоит от 13 до 24 тысяч рублей. Эксперты полагают, что подобные курсы ничего не прибавляют к вашему образованию, но настраивают на получение лёгких средств к существованию. Они пришли к нам из США не просто так – ведь если все будут стремиться стать исключительно менеджерами, отхватить как можно больше денег ни за что, то вся страна будет состоять только из менеджеров‑потребителей, а производить станет просто некому.
Но в нашей стране есть и другие псевдообразовательные программы, одну из которых возглавляет Раиса Сильвестровна Новицкая – директор крепости в крымском городе Судак, то есть руководитель культурного объекта федерального значения. Именно по лекциям этой женщины многие туристы учат сегодня историю Крыма. Новицкая утверждает в своих лекциях, что отец истории Геродот записывал историю Судака и написал пять книг об истории этого города. На самом деле Геродот описывал в своей истории лишь тавров – древних жителей Крымского полуострова, но никак не Судак, и вообще жил в V веке до нашей эры, в то время как Судак был основан в 212 году нашей эры. Как он мог посвятить пять томов своих сочинений и едва ли не всю свою жизнь Судаку, решительно непонятно. Не менее сумбурно и туманно Новицкая вещает о будущем своего города. В голове директора явно зародились смелые экскурсоводческие планы по привлечению туристов – по ее словам, совместно с Географическим обществом она собирается «делать искусственные рифы в районе Нового Света» и погружать туда… самолеты и вагоны, чтобы посетители смогли посмотреть, как там себя чувствуют мидии, которые к тому времени на рифах должны появиться!
Судак – приморский город республиканского подчинения в юго‑восточном Крыму
Эксперты уверены, что основная причина малограмотности многих молодых современников кроется в том, что российская система образования, базирующаяся сегодня на элементарных тестах, дешёвых курсах и тренингах, опирается на американские стандарты. Эти стандарты, в свою очередь, не предусматривают воспитания всесторонне развитой личности, а формируют они в лучшем случае специалиста узкого профиля, а чаще – всего лишь обычного потребителя.
В США, которые нам постоянно приводят в пример качественного образования, финансирование государственных школ год от года сокращается, и за дело берутся частные корпорации. Принято считать, что делают они это потому, что им нужны грамотные специалисты – не секрет, что образование в простой американской школе позволяет лишь правильно пересчитать сдачу в «Макдоналдсе». Однако истинная причина шефства частных корпораций над школами – прибыль. Расчет строится на том, что школа является колоссальным рынком сбыта товаров для молодежи, а ученики в этой коммерческой схеме – не более чем потребители, для которых потребление предлагаемых товаров – функция не только добровольная, но и обязательная.
Здания американских частных школ полностью обвешаны рекламой диетической пепси, обычной кока‑колы и «Макдоналдса». Свободными от рекламы остаются разве что окна. Изнутри же школа заполнена стоящими вдоль стен впритык друг к другу автоматами с газировкой. Обильна реклама и на школьных автобусах, где пропагандируется, например, пицца «Цезарь» за пять долларов.
Финансирование
В обычных столовых американских школ царят так называемые снэки, то есть закуски из пакетиков, продающиеся в автоматах, и сладости – словом, всё то, чем не советуют злоупотреблять доктора, но что так навязчиво предлагают попробовать фирмы‑спонсоры. При этом за нелояльность к фирме‑спонсору в американской школе могут жестоко наказать. Так, например, в 1998 году в городе Гринбраэр, штат Джорджия, одного из учеников исключили из школы только за то, что во время Дня кока‑колы, когда 600 учеников городка должны были надеть майку с логотипом Coca Cola и скандировать это название перед представителем компании, специально приехавшим на праздник в Гринбраэр, мальчик надел футболку с лейблом конкурента – Pepsi. В результате такого вероломства мальчика его школа не получила лишние 500 тысяч долларов от спонсора.
Крупные американские корпорации вовсю используют учебные заведения для рекламы и продажи своей продукции. Например, промоутеры компании Coca Cola установили в школьной столовой автомат с напитком, который можно получить, обняв холодильник и таким образом нажав всем телом на гигантскую кнопку, выдающую заветную баночку. Компания «M&M’s» решила стимулировать школьников к покупке своей продукции, пригласив в спортзал школы местную волейбольную звезду, потренироваться с которой удалось только одному школьнику из ста – тому, кому достался заветный билетик, припрятанный в одной из упаковок «M&M’s», распространенных заранее среди учеников в виде лотереи. Для продвижения продукции пищевого концерна Gushers трое молодых учителей в рамках урока для старшеклассников о геотермальной энергии предложили им попробовать так называемый суперкислый мармелад от «Гушерс» – якобы для того, чтобы дети смогли сравнить его яркий вкус с извержением вулкана. Менеджеры компании Nike рассказывают на уроках физкультуры ученикам о том, как они могли бы в будущем продавать этот самый инвентарь на примере ролевой игры с футбольным мячом.
Выращивая поколение потребителей, учить чему‑то, кроме потребления, на собственные средства своих подопечных американские компании‑спонсоры особенно не стремятся. Поэтому задания для старшеклассников в американской школе редко бывают сложнее заданий в начальных классах российских школ. Чтобы не быть голословным, приведу пример тестового задания для выпускников американских школ – аналога российского ЕГЭ. На этикетке яблочного сока написано: натуральный, пастеризованный, без сахара. Вопрос – какой вывод можно сделать из этой информации? Варианты ответов:
А – в продукте был остановлен рост бактерий?
B – у сока сладкий вкус?
C – в соке снижено содержание витамина D?
Очевидно, что ответить на этот вопрос можно и безо всякого образования.
Зато если преподавание основных предметов в американских школах и в некоторых вузах упрощено донельзя, то различным факультативам тут уделяется куда больше внимания, причем эти факультативы не снились ни одному родителю даже в страшных снах…
Например, на территории США организация под названием Храм Сатаны разрешена, как любая религиозная организация, а её адепты имеют свои приходы в самых разных частях страны. Мало того, в начальных школах Сиэтла, Лос‑Анджелеса и Вашингтона руководителям этих приходов даже разрешено преподавать оккультные науки и историю сатанизма, в рамках которых они рассказывают детям, почему стоит почитать демонов. Конечно, это делается в качестве факультатива, после уроков. Но одних этих приходов в такой большой стране сатанистам показалось маловато, и они решили обратиться в Верховный суд США за разрешением давать свои нужные и полезные для подрастающего поколения уроки вообще во всех школах Америки, обосновывая это американской конституцией, которая разрешает гражданину США поклоняться тем богам, в которых он верит.
Один из главных активистов Храма Сатаны Люсьен Гривз привел в качестве аргумента тот факт, что в нескольких школах Флориды представители евангельской христианской церкви раздали школьникам тысячи брошюр, а через пару дней по тем же учреждениям прошли пиарщики атеистов. Дело в том, что в США недавно было законодательно закреплено равноправие сатанистов, христиан и атеистов, и поэтому власти не имеют права отказать сатанистам в аналогичной акции. Храм Сатаны проанонсировал, что в учебном 2016/17 году активисты организации будут проводить факультативы во всех американских школах. Конечно, в американских школах ходить в кружок юных сатанистов насильно никто не заставляет, хотя для нас, выросших на кружках юных физиков, историков и авиамоделистов, все это выглядит, мягко говоря, странно.
Факультативы сами рекламируют себя как родителям, так и детям. Например, факультатив по выживанию обещает научить детей выживать в случае зомби‑апокалипсиса. Учат здесь не тому, как разжечь огонь в экстренной ситуации или как спастись при пожаре, а тому, в какую часть тела надо выстрелить зомби – то есть ожившему мертвецу, чтобы его обезвредить, и какое оружие для этого лучше использовать.
При всей толерантности к таким факультативам и свободе детей в выполнении или невыполнении домашнего задания, в учебное время каждый школьник в США должен ходить как по струнке, словно в армии, иначе к нему могут быть применены санкции. Двойкой за поведение тут не обойтись – в государственных школах США наказывают палочным битьём. Правда, телесные наказания разрешены только в 19 штатах США, в основном южных. По статистике, каждые 23 секунды в одной из американских школ кто‑то из учеников подвергается самой настоящей порке. Инструментом наказания обычно выступает плоская деревянная доска, которой учитель проходится по филейным частям ученика около десяти раз.
Кроме США такая дикость практикуется разве что в Азии – например, в школах Южной Кореи, где учительница может поставить старшеклассника лицом к доске и спиной к классу и при всех методично и звонко охаживать его плоской деревянной палкой пониже поясницы.
Что интересно, если то же самое сделают родители несовершеннолетних школьников в США, они могут быть лишены родительских прав и даже оказаться за решёткой. Хотя в последнее время в Департамент образования Соединённых Штатов поступили сразу две петиции от родителей штатов Алабама и Техас за отмену школьных телесных наказаний, однако Верховный суд США до сих пор не отменил средневековую практику. Для сравнения: в Польше (Речи Посполитой) телесные наказания для детей отменили ещё в 1783 году, в Российской империи – в 1864 году, а в СССР, который американцы привыкли считать империей зла, они вообще не вводились.
Но и это ещё не всё – за плохое поведение в американских школах ученик может не только получить по заду от учителя, но и поймать разряд электрошокера и струю перцового газа от копов, которые в современных американских школах несут дежурство едва ли не в таком же количестве, как на полицейских оружейных складах. Так, например, ученица одной из техасских школ 12‑летняя Сара Бастамантес была арестована полицией за опрыскивание себя духами. В Калифорнии полисмен сломал руку 16‑летней ученице за то, что она уронила кусок торта в коридоре. В городе Аллентаун, штат Пенсильвания, 14‑летняя школьница получила от сотрудника службы безопасности школы разряд электрошокера, когда по его просьбе вовремя не подняла руки вверх для обыска. Полиция в калифорнийском Сан‑Матео распылила в лицо 7‑летнему ученику спецшколы перцовый аэрозоль за то, что он залез на шкаф. Полиция штата Массачусетс задержала 5‑летнюю девочку за невозврат книги в школьную библиотеку, а 6‑летнего мальчика из Сан‑Франциско не так давно стражи порядка задержали по подозрению в сексуальных домогательствах к однокласснице.
Эксперты считают, что таким образом американское правительство стремится воспитать поколение, которое будет ходить строем, согласно известному выражению Аракчеева. В итоге получится полицейское государство, которое сначала воспитает из людей потребителей, жующих всё, что дадут, а потом заставит потребительство считать истинной свободой и демократией и ни в коем случае не мыслить иначе, не развиваться и не иметь собственного мнения.
В том, что настоящая свобода невозможна без образования, уверен 68‑летний непалец Дурга Ками. Он пошел учиться в среднюю образовательную школу в возрасте 66 лет – когда вышел на пенсию и получил массу свободного времени. Но если бы Ками жил в Австрии, он бы не смог, скорее всего, воспитывать ни детей ни внуков. В этой стране с недавних пор отсутствие хотя бы «корочки» об образовании может стать поводом для лишения родительских прав. Так, у 34‑летней Эвелин Мюллер социальные службы из‑за недостатка образования в 2016 году отобрали детей. По словам сотрудников социальных служб, женщина слишком глупа, чтобы воспитывать своих отпрысков. К такому выводу австрийские эксперты пришли, попросив Мюллер пройти тест на IQ и получив результат в 64 балла. Согласно тестам психолога Ганса Айзека, средний уровень интеллекта начинается с барьера в 90 баллов и заканчивается на 110. Любопытно, что самый низкий уровень IQ среди американских президентов был выявлен у Джорджа Буша‑младшего, который составил как раз 90 баллов, что является порогом между низким и средним интеллектом. Заметьте, что это у человека, который в свое время закончил Йельский университет и бизнес‑школу Гарварда!
Не наблюдается, судя по социологическим данным, проблем с чрезмерно большим интеллектом и у соседей австрийцев – немцев. Согласно социологическим данным каждый десятый взрослый немец не умеет читать, а по уровню интеллектуального развития не превосходит 10‑летнего ребенка!
Тест IQ – тест, определяющий количественную оценку уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития)
Но если австрийские специалисты решили, что низкий уровень интеллекта и слабая образованность противопоказаны воспитанию детей, то шведские, наоборот, уверены, что быть чересчур образованным опасно для здоровья. Проанализировав за последние 17 лет состояние здоровья 4,5 миллиона шведских граждан, учёные убедились, что шведы с высшим образованием гораздо больше подвержены риску заболеть раком мозга, чем их менее образованные соотечественники.
К выводу о том, что общество стремительно глупеет и деградирует, приходят не только социологи, но и криминалисты. Они считают, что современные преступники глупеют прямо на глазах, то и дело поднося «подарки» полиции. Например, чернокожий автоугонщик вскрыл крышу кабриолета «Порше» и… отказался от преступной затеи, поскольку увидел, что у автомобиля механическая коробка передач, а не автомат! Видимо, не все угонщики в США могут справиться с механикой. Вор на скутере стянул с плеча женщины сумочку, а потом, забыв про свой скутер, начал убегать на своих двоих. Это привело к тому, что женщина легко догнала вора на его же скутере. Но все рекорды преступной глупости побили два парня, решившие ограбить банкомат. Они украли его целиком, а потом, то кантуя и переворачивая, то просто волоча по асфальту, перемещали тяжёлый ящик по оживлённым улицам и веселили прохожих. Впрочем, это продолжалось недолго, до прибытия полицейского патруля.
Вряд ли кто‑то из этих парней перед совершением преступления ознакомился с персонажами Артура Конана Дойля или хотя бы с любым другим детективом. Вряд ли они вообще прочли в своей жизни хоть одну книгу – ведь в Европе и США нет обязательной к прочтению на уроках литературы программы, а есть лишь список рекомендаций. Смущают и сами списки – например, в Великобритании в этом списке почему‑то отсутствуют такие классики, как Уильям Шекспир, Вальтер Скотт, Редьярд Киплинг, поэт Джордж Байрон, а из Чарльза Диккенса выделен только роман «Большие надежды». Из мировой классики министерство образования включило в список почему‑то только женский роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение» и фантастический роман «Франкенштейн» Мэри Шелли, а из современных писателей особо выделило «Гарри Поттера» Джоан Роулинг. О чтении иностранных классиков даже не идёт и речи – Виктора Гюго и Фёдора Достоевского британцам знать не обязательно.
Но если юных англичан пытаются приучить хоть к части своей классической литературы, то в Нидерландах как таковой программы чтения вообще не существует, и во многих школах единственной книгой, которую рекомендуют к прочтению ученикам, стала сага «Сумерки» Стефани Майер, и то, думается, это произошло только после выхода фильма, которым так засматривались подростки. Нет никакой школьной программы по литературе и в США – там ученик может выбирать, читать ему или пойти играть в футбол. Но всё же рекомендуемый список для чтения есть и там, и включает он: «Убить пересмешника» Харпела Ли, «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, «Алая буква» Натаниэля Готорна. Знакомые всем советским школьникам с четвертого класса «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена недавно были не только исключены из списка рекомендуемой литературы, но и вообще изъяты из всех школьных библиотек по причине того, что эксперты посчитали Марка Твена неполиткорректным писателем, около двухсот раз использовавшим в своем произведении слово «негр».
Это же нетолерантное произведение американские чиновники от образования ранее пытались подредактировать, заменив слово «негр» на слово «раб», но потом решили, что этого слова в американской классической литературе тоже быть не должно – о рабстве школьники должны знать лишь то, что в США его никогда не было, чернокожих не везли из Африки на американские плантации, и что вообще в Америке все всегда были равны. Миф о том, что никакого колониализма предки современных американцев не осуществляли, индейцев не обижали, а, наоборот пытались всеми силами облагодетельствовать, сегодня без малейшей застенчивости насаждается детям в США с младших классов.
Для этого используется главный после Рождества американский праздник – День благодарения. В этот день, который отмечается в октябре в Канаде и в ноябре в США, люди готовят к праздничному столу традиционную индейку и тыквенный пирог. Они так вспоминают своих далёких предков – переселенцев из Европы, прибывших на американский берег в 1620 году, чтобы основать будущие США, и выживших только благодаря местным индейцам, которые помогли будущей избранной нации справиться с голодом и болезнями на чужих неизведанных территориях.
Согласно американским учебникам, уже в 1621 году индейцы разделили за одним столом с колонистами свой первый богатый урожай. На картинке изображено, как новые американцы в конических чёрных шляпах на иллюстрации пируют совместно с индейцами, молодые жёны переселенцев разносят на подносах блюда, среди которых присутствует пресловутая индейка, а дети первых переселенцев вместе со своими сверстниками из индейского племени водят хоровод вокруг огромной тыквы, празднуя сбор урожая.
Праздничный стол на День благодарения (государственный праздник в США, который отмечается в четвертый четверг ноября)
О том, что произошло дальше, американские школьные учебники, равно как и взрослые художественные и документальные фильмы, не рассказывают. Между тем историю переписать нельзя – в 1637 году белые, сообразив, что дело пахнет хорошими деньгами, а местные парни в их представлении были лохами, устроили своим друзьям‑индейцам кровавую баню, уничтожив всех, включая женщин и детей, а земли присвоили себе. Одним из первых жертв переселенцев было индейское племя пеквот, проживавшее на территории нынешнего города Гротон в штате Коннектикут. Его жителей колонисты решили захватить врасплох во время праздника сбора урожая, который ещё недавно они отмечали вместе с индейцами за одним столом. В этот день на рассвете, когда на праздник в общинном доме собралось около семисот безоружных мужчин, женщин и детей, колонисты заблокировали двери телегами и подожгли здание. Тех, кому удавалось выбраться из огня, забивали прикладами мушкетов. В честь этой резни на следующий день губернатор массачусетской колонии Бэй объявил о том, что с этих пор колония будет отмечать День благодарения, но не за урожай, как пишут в американских учебниках истории, а за то, что в этот день удалось убить такое количество индейцев, с которыми этот урожай и земли белым поселенцам делить не хотелось. Сегодня на том месте, где переселенцы устроили индейцам кровавую баню, в престижной элитной школе‑пансионате учатся их потомки, готовясь поступать в лучшие вузы США. Именно эту школу закончил в свое время президент Франклин Рузвельт.
Следующий День благодарения после резни в Гротоне новые американцы устроили индейцам уже в городе Стэмфорд, на территории которого проживало племя вампаноаг, которое незадолго до этого, по сути, выкормило колонистов. Вместо благодарности всем индейцам вампаноаг отрезали головы, а голову вождя посадили на пику и выставили на главной площади Плимута – первого города в штате Массачусетс. Голова спасителя колонии красовалась там последующие 24 года. Такие дни благодарения новые американцы устраивали коренным жителям Америки по нескольку раз в год, пока первый всенародно избранный в XVIII веке президент США Джордж Вашингтон не предложил праздновать этот день раз в году, и не обязательно после очередной резни, учиненной над индейцами. Национальным же праздником День благодарения стал благодаря указу президента Авраама Линкольна, причем в тот самый день, когда он отправлял войска в Миннесоту для уничтожения индейцев племени сиу.
Свое колониальное прошлое решили подкорректировать и Нидерланды. В амстердамском художественном музее Рейксмусеум, основанном ещё в 1808 году братом Наполеона Бонапарта и входящем в 20 самых посещаемых музеев мира, местные власти решили изменить названия нескольких картин, напоминающих о колониальном прошлом. Специально для этого с одобрения Международного совета музеев власти Нидерландов создали программу под названием «Корректировка колониальной терминологии». Комиссия из 12 человек составила опись картин и последовательно заменяла в их названии такие неполиткорректные слова, как «негр», «индеец» и «карлик». Например, картина голландского художника Симона Мариса, написанная в 1906 году и первоначально называвшаяся «Молодая негритянка», получила название «Девушка с веером». В общей сложности переименованию подверглось более 200 картин Рейксмусеума. Не то чтобы голландцы хотели сказать, что колонизации вовсе не было, просто решили о ней лишний раз не напоминать в расчете на то, что нынешнее молодое поколение о ней не узнает, а старшее позабудет.
Переписывать историю страны, правда, не своей, а России, начали и в Израиле. Началось это в 2012 году с учебника по обществоведению, где про репатриантов из Советского Союза было сказано, что они не являются сионистами и приехали в Израиль исключительно по экономическим соображениям. К этому добавлялось утверждение, что репатриантам чужда какая‑либо религиозность, но они демонстративно носят кресты. Все это было сделано, скорее всего, для того, чтобы дискредитировать репатриантов среди правоверных иудеев и посеять вражду. Когда сами читатели начали жаловаться на учебник и он попал в руки председателя комиссии по образованию и депутата израильского кнессета Алекса Миллера, тот созвал комиссию, и на ее заседании выяснилось, что большинство членов комиссии в глаза не видели этого учебника. В итоге учебник из образовательных учреждений Израиля все‑таки был изъят.
Однако весной 2016 года в системе образования Израиля разразился новый скандал из‑за другого учебника, в котором утверждалось, что русские – самая пьющая нация на земле. Это новый учебник по ивриту для желающих жить в Израиле, одно из домашних заданий которого представляет собой тест, предлагающий ученику дополнить фразу: «Во Франции пьют вино, а в России – …». Единственно правильный, по мнению составителей учебника, ответ – водка. Про пресловутое русское пьянство безапелляционно утверждается и в бланке израильской контрольной работы для пятого класса по предмету под названием «Жизненно важные навыки» (аналогу нашего ОБЖ). Наряду с такими утверждениями, как «алкоголь является наркотиком», «алкоголь приводит к насилию» и «по законам ислама употреблять алкоголь запрещено», которые нужно подтвердить или опровергнуть, фигурирует также фраза «люди русского происхождения пьянеют меньше». Последний афоризм от чиновников из министерства образования Израиля, видимо, должен говорить десятилетним израильтянам о большом стаже русских в употреблении спиртного и о выработавшемся в связи с этим стажем иммунитете. По мнению экспертов, при помощи учебников, методичек и тестовых заданий некоторые израильские чиновники от образования пытаются воспитать в своих гражданах негативное отношение к русским и репатриантам из бывшего СССР. Правда, депутаты израильского парламента клятвенно обещают такие учебники вовремя изымать.
Школьные учебники по истории решили почитать и депутаты Казахстана, после чего пришли к выводу – в школьной программе республики таких творений быть не должно. Нет, в Казахстане не перевирают историю – ее, как выяснилось, там просто не учат. Оказалось, что за все 11 лет учёбы историю Великой Отечественной войны казахские школьники изучают всего 9 часов. Они могут сказать, что план вторжения в Советский Союз назывался «Большой Туркестан», что панфиловцы прославились защитой Сталинграда, а не Москвы, а на вопрос о том, кто выступил по радио с официальным обращением к гражданам СССР, сообщив о нападении Германии на Советский Союз, вообще пожать плечами.
Но если историю подвигов своих предков казахские школьники почти не знают, то в прибалтийских школах этой истории учат с особым усердием, при этом приукрашивая одни факты и совершенно умалчивая о других. В Литве, например, для пущей наглядности это делается при помощи исторических постановок военных реконструкторов, а самой грандиозной победой в истории считают победу над русскими в 1514 году под Оршей, находящейся ныне на территории Белоруссии. На самом же деле русское войско сделало во время польско‑литовской осады Смоленска вылазку на запад, а потом отступило обратно. Это отступление и считается в сегодняшней Литве грандиознейшим событием. Разумеется, битве под Оршей в школьной программе уделено больше времени, чем освобождению Литвы от нацистов в 1945 году.
Мамалыга – кукурузная каша
Забавны в своих утверждениях и составители учебника истории в Молдове, в котором на полном серьёзе рассказывается, что господарь Стефан III Великий с детства любил национальное молдавское блюдо – кукурузную кашу мамалыгу. Следует при этом учесть, что Стефан родился в 1429 году, а Америка, из которой завезли в Европу кукурузу, была открыта в 1492‑м, всего за 12 лет до смерти господаря.
Но чемпионами по перевиранию истории своей страны остаются украинские историки. Анекдоты про могущественную цивилизацию доисторических укров, от которых якобы произошли сегодняшние украинцы, совсем не анекдоты, а факты, которые, по словам историков, получают все больше исторических подтверждений. Чтобы в этом убедиться, достаточно полистать некоторые учебники по истории Украины. Там утверждается, что арии – потомки древних укров, что Украина вела войны с древней Персией, а украинский язык был основой санскрита. Весь этот бред некоторые наблюдатели считают, однако, очень грамотным шагом для того, чтобы поднять самооценку нации.
В учебнике по истории Украины для пятых классов 2002 года выпуска образ России как притеснителя Незалежной появляется уже в первой главе: «Коварные соседи неустанно посягали на плодородные украинские земли. Долго боролись казаки, отбиваясь от Московского царства, Польши и Турции, но с каждым годом теряли свои права. В конце концов российский царь уничтожил казацкий строй». На протяжении других глав авторы рассказывают о многочисленных бесчинствах московитов и их царя по отношению к свободолюбивым украинцам, и на 168‑й странице резюмируют: «Так подверглась уничтожению вся украинская жизнь». А вот что можно прочесть о роли Советской России в украинской жизни во время Второй мировой войны на 225‑й странице: «Советское правительство не хотело, чтобы Украина имела свою армию. Поэтому, когда в 1943 году с украинских земель были изгнаны нацистские захватчики, большевики начали воевать с УПА. Эта позорная война против своего народа продолжалась до 1953 года». Правда, возможно, даже этих перевранных исторических фактов украинские пятиклассники так и не узнают, поскольку украинский министр образования Лилия Гриневич заявила, что отныне количество часов преподавания гуманитарных предметов в украинских школах сократится. Выращивать гуманитариев на Украине, в которой, по словам министра образования, прежде всего необходимо поднимать оборонную промышленность, смысла нет. Поэтому школьников теперь будут ориентировать на технические специальности, убрав из программы всё лишнее. Например, из уроков английского языка уберут письмо, как лишний и ненужный современному специалисту навык.
Возможно, для того, чтобы помочь выпускникам украинских школ поднять экономику и обороноспособность своей страны, в Киеве открылся филиал американского Университета сингулярности, который был основан в 2009 году и сразу же разросся по всему миру как раковая опухоль. Этот университет открывает свои филиалы во всех концах земного шара, ставя поистине наполеоновские задачи, сформулированные в главном слогане: «Создавать проекты, которые изменят жизнь одного миллиарда человек». Что под этим имеется в виду, не могут внятно объяснить даже сами основатели университета, однако известно точно одно: спасти планету – это программа‑минимум, а спасти Вселенную – программа‑максимум. Выступления сотрудников университета довольно сумбурны и грешат словоблудием – например, в программе помощи инвалидам говорится: «Мы хотим, чтобы люди всех стран, с которыми приключились какие‑либо бедствия, могли реабилитироваться и процветать». В программе, посвященной проблемам энергетики, утверждается: «Солнце светит летом, ветер дует зимой. Соединим эти две энергии и получим 80 процентов той энергии, которая компенсирует наши затраты».
Одним из основателей Университета сингулярности является футуролог Рэй Курцвэл, вторым отцом‑основателем – бизнесмен Питер Диамандис, основоположник космического туризма. Возможно, именно поэтому адепты этих двух мэтров на полном серьёзе обещают украинцам при помощи своего филиала в скором будущем полететь в космос, изменить жизнь всего населения Украины к лучшему и превратить её в Нью‑Васюки.
При этом уровень преподавания американских преподавателей угнетающе низок. Согласно проведённым исследованиям знаменитого журнала «Нэшнл джиогрэфик», каждый десятый взрослый американец не способен отыскать на карте мира собственную страну. 30 процентов опрошенных не смогли показать, где находится Тихий океан, а ещё 30 процентов американцев свято верят, что население США составляет от одного до двух миллиардов человек.
Впрочем, что говорить о географических познаниях простых американцев, если даже их самые известные политики, учившиеся в Йеле или Гарварде, а иногда и в обоих этих университетах, позорятся перед всем миром… Например, Буш‑младший путал Австрию с Австралией, журналисты Си‑эн‑эн рисуют на карте Украину в районе Ближнего Востока, а бывший губернатор штата Аляска и бывший кандидат в президенты США от республиканцев Сара Пейлин после терактов в Бостоне призывала власти бомбить Чехию, перепутав ее с Чечней. В другой раз, говоря о проблемах Афганистана, Сара Пейлин показала куда более глубокие познания в географии, чем вызвала настоящую бурю сарказма у американских СМИ: «Нам нужно перестроить общество в Афганистане, надо строить школы для афганских детей, так мы дадим надежду и новые возможности нашей соседской стране – Афганистану». Ещё один ближайший сосед США, с которым Америка граничит, по мнению Пейлин, – это Россия, которую она наблюдает прямо из окон своего дома на Аляске.
Поразительной безграмотностью отличается не только Пейлин, но и другие бывшие кандидаты в президенты США. Джон Маккейн считает, что у Ирака и Пакистана одна граница, а Ирана между ними не существует. Рик Санторум называет целый континент страной, говоря, что «Африка была страной, балансирующей на грани полного краха и хаоса», а еще один кандидат в Белый дом, Герман Кейн, своим невежеством откровенно бравирует, говоря буквально следующее: «Когда меня спросят, кто президент Узбеки‑беки‑беки‑беки‑стан‑стана, я отвечу, что не знаю. А вы‑то знаете?»
Впрочем, путают американские политики не только страны, но и их президентов. Митт Ромни в бытность Дмитрия Медведева президентом России заявил, что «президент Путин представляет реальную угрозу стабильности и миру во всём мире». Шокировал своих избирателей и кандидат в конгресс от республиканской партии Пол Браун, доверительно поделившись с ними собственным научным открытием – оказывается, что «Земля – это молодая планета, которой всего 9 тысяч лет от роду». Но по‑настоящему завёл в тупик американских граждан бывший губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер, заявив, что «гей‑брак – это именно то, что непременно должно быть между женщиной и мужчиной».
Реджеп Тайип Эрдоган – турецкий политический и государственный деятель. Президент Турции с 2014 года
Эксперты предполагают, что такая вопиющая безграмотность многих политических деятелей связана с одной очень простой вещью – некоторые из них на самом деле не заканчивали вузов… Так, например, в отсутствии высшего образования и подделке диплома турецкие журналисты заподозрили собственного президента Реджепа Эрдогана. Общеизвестно, что среднее образование президент Турции получил в религиозной школе Имам Хатип, но в 2014 году Эрдоган, выставив свою кандидатуру на выборы, предоставил в Высший избирательный совет копию диплома светского университета Мармары, который находится в Стамбуле. По мнению турецких журналистов, это не единственное подозрительное обстоятельство: согласно копии диплома Эрдогана, в 1981 году он окончил факультет экономики и управления, чего быть не могло – этот факультет был открыт лишь в 1983 году, то есть два года спустя. Для того чтобы выяснить, обладает турецкий президент подлинным дипломом или фальшивкой, прокурдская Демократическая партия народов подала официальный запрос министру образования Исмету Йылмазу с требованием предоставить реальный диплом Эрдогана для экспертизы. В ответ партийцы получили не оригинал, а заверенную нотариусом копию.
Что же касается Украины, то страшную тайну поведала в эфире телеканала «112 Украина» о высшем образовании нового премьер‑министра Владимира Гройсмана глава парламентской фракции партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко. По её словам, премьер его вообще не имеет. Гройсману это не мешает возглавлять правительство, а вот в Молдове после всего лишь нескольких сообщений в прессе о поддельном дипломе премьер‑министра Кирилла Габурича ему пришлось покинуть свой пост. Разгорелся дипломный скандал и в Греции, где выяснилось, что 15 депутатов греческого парламента имеют поддельные дипломы о высшем образовании. Но все рекорды по количеству липовых дипломов побили чиновники среднего звена из Азербайджана – более двух тысяч из них, как оказалось, нигде не учились, а всего лишь приобрели свидетельства о получении юридического образования в одном из филиалов Санкт‑Петербургского института внешнеэкономических связей, который был открыт в городе Баку одним из депутатов азербайджанского парламента и по совместительству председателем комитета по науке и образованию Бахтияром Алиевым. У этого «учебного заведения» нет ни адреса, ни телефона, ни расписания занятий, ни интернет‑сайта. Однако, по данным азербайджанских журналистов, филиал всё же существует и за несколько лет без экзаменов принял и выпустил больше двух тысяч человек, двое из которых работают в Генеральной прокуратуре. Правда, оказалось, что вся эта кузница чиновничьих кадров представляла собой всего две малогабаритные комнатки. Вероятно, для печати дипломов места хватало.
Подобные кузницы науки существуют и в России. Согласно главной страничке сайта негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Университета Российской академии образования, он существует аж с 1969 года и имеет 22 филиала по всей России, целых три из которых находятся в Дагестане. В университете можно выучиться любой специальности в любой отрасли – от психологии до прикладной информатики и от юриспруденции до гостиничного бизнеса, причём за три‑четыре года, заплатив при этом от 58 до 85 тысяч рублей в год. Этот вуз по приказу Минобрнауки предоставил отчёт о своей научной деятельности, и согласно этому документу публикаций в научных журналах по всему миру – ноль, количество цитирований в российских научных изданиях – ноль. По крайней мере, университет поступил честно. Другой коммерческий вуз под названием «Российский новый университет» количеством своих научных публикаций гордится – их число перевалило за 9 тысяч. Правда, большинство работ, авторство которых присвоил себе РНУ, как оказалось, были написаны в период с 1949 по 1990 год, притом что сам университет открылся в 1991 году.
Однако выпускники подобных российских вузов могут показаться Спинозами и Ломоносовыми по сравнению с выпускниками некоторых китайских университетов, где высшее образование можно получить… за один день! Официальный информационный сайт вузов Китая предостерегает потенциальных студентов от поступления в те вузы, где ничему не научат. Иначе говоря, этот сайт вскрывает липовые вузы, для которых придумано сленговое слово «фазан», что означает дикий, фальшивый или незарегистрированный. Что интересно, в КНР насчитывается около 400 подобных «университетов», и самые известные из них – Пекинский институт финансов и торговли и Пекинский торгово‑промышленный институт, которые, несмотря ни все «чёрные списки» в Интернете продолжают активно работать. Впрочем, чтобы получить в них диплом, поступать вовсе не обязательно, а высшее образование можно получить всего за два дня, заплатив в Интернете за диплом от 150 до 4500 юаней (от 20 до 700 долларов). Диплом преподавателя в фейковых китайских вузах обойдётся вам всего в 300 юаней.
Но если китайцы, продавая липовые дипломы, берут числом фейковых вузов и дешевизной «корочки», то в США дипломная индустрия действует куда более профессионально и с размахом. Там, оказывается, тоже существует целая онлайн‑империя университетов с громкими названиями и красивой обёрткой, только уже для несколько более продвинутых абитуриентов, чем бедные китайские рабочие, мечтающие получить диплом за 20 долларов.
Например, сайт американского Университета Мак‑Кинли сделан явно профессионально – на страничке показано шикарное здание с колоннами в духе XIX века, даны телефоны бесплатной горячей линии для абитуриентов, а описание программ дается на страничке красивой прописью. Присутствуют и отзывы студентов и выпускников, ставших по меньшей мере топ‑менеджерами крупных корпораций. Однако сайт был заморожен ещё в 2013 году, так как департамент образования США признал университет фиктивным, равно как и другой университет с солидным названием «Коломбиана Юниверсити», по созвучию очень напоминающий знаменитый Колумбийский университет, но только таковым не являющийся. В этих фиктивных вузах докторскую степень можно было получить за 4000 долларов. Эксперты предполагают, что эти вузы были рассчитаны на доверчивых эмигрантов, прибывающих в США и мечтающих получить там не только грин‑карту, но и высшее образование, чтобы не трудиться посудомойками всю жизнь. Но оказывается, что в США можно за деньги получить и липовый диплом вполне реального вуза. Выяснилось это после одного трагикомичного случая, когда менеджера одной из крупных американских компаний – индуса по национальности – уличили в том, что его диплом престижнейшего американского Университета Беркли является фальшивкой. Чтобы доказать обратное, бедный индус обошёл все инстанции и даже добился личной подписи госсекретаря США Джона Керри на своём дипломе. Однако экспертиза всё же показала, что диплом ненастоящий. Для того чтобы спасти честь госсекретаря, ФБР активно взялось раскручивать дела о липовых дипломах и фейковых вузах и наконец обнаружило мошенников. Хозяином подпольной империи липовых университетов оказался Шоаиб Шейх, владелец IT‑компании «Акзакт», офис которой находится в пакистанском Карачи. По данным ФБР, «Акзакт» долгие годы якобы продвигала в США своё программное обеспечение, а на самом деле обеспечивала американских граждан и эмигрантов фальшивыми дипломами о высшем образовании.
|