Механизм государства – это система государственных институтов и организаций.
Все структурные элементы механизма тесно взаимосвязаны. Каждый из них выполняет определенные задачи.
Сущность государства определяет его механизм. Это связь причины и следствия, опосредованная влиянием формы государства. Именно в механизме воплощается материальная сила власти. Государственный механизм существует в определенной форме, обеспечивающей реальность его силы.
Механизм государства испытывает влияние со стороны общества в лице его экономических и политических структур. Сюда же надо добавить цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.
Основными чертами механизма государства являются:
а) иерархическая соподчиненность друг с другом, образующих его государственных образований;
б) наличие определенных полномочий у каждого государственного образования;
в) вооруженность организационными и материальными средствами.
Структуру или механизм государства составляют государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственный аппарат – это совокупность государственных органов, которые наделены властными полномочиями.
Государственные учреждения – это государственные институты и организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной, и т. п.
Часто считается, что государственные учреждения осуществляют социально‑культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.
Государственные предприятия представляют собой организации, созданные для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц, извлечения прибыли.
Центральное место в механизме государства принадлежит государственному аппарату. Он осуществляет государственную власть и на его структуру и принципы формирования влияют экономические, политические, социокультурные и исторические факторы.
Структура государственного аппарата обычно представляется тремя основными блоками органов:
а) органы законодательной власти;
б) органы исполнительной власти;
в) судебные и правоохранительные органы.
Механизм государства един. Все его части подчиняются целому – органам государственного аппарата, центральное место среди которых занимают органы главы государства, законодательной власти.
Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое .
Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:
1. Все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию, другими словами, образование и функциональная деятельность органа государства осуществляется на строго правовой основе.
2. Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.
Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.
Органы государства классифицируются по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три основные группы: представительные органы; исполнительно‑распорядительные органы; судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.
Орган главы государства
В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства. Он возглавляет всю государственную машину, обладает по букве закона обширными полномочиями. В подавляющем большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти.
Конкретно положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяются в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентарной монархии (Великобритания, Япония, Бельгия и др.) глава государства «царствует, но не управляет», и его функции внешне выглядят как только представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Индия). Однако если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (США) или стоять как бы вне основных властей (Франция).
Представительные органы государственной власти
К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.
Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства. Законодательный орган занимает главенствующее положение в механизме государства, поскольку в соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
При демократическом государственном строе высшим представительным и законодательным органом является парламент . Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. «Парламент» – это общеродовой термин. В Англии, Индии, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот государственный орган называется иначе (например, Сейм – в Польше, Фолькетинг – в Дании, Альтинг – в Исландии, Конгресс – в Соединенных Штатах Америки).
Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру . В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые, в принципе, обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США – это Палата представителей и Сенат, в Австрии – Союзный совет и Национальный совет, в Индии – Народная палата и Совет штатов). В Федеративной Республике Германии законодательные полномочия осуществляет нижняя палата – Бундестаг, а Бундесрат, осуществляющий представительство земель, может лишь затормозить принятие того или иного закона, опротестовав законопроект в Федеральном конституционном суде.
Двухпалатная парламентская система имеет место и в некоторых унитарных государствах. Это в значительной мере обусловлено стремлением к более устойчивому равновесию сил между исполнительной и законодательной властями, при котором ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе (например, Палата общин и Палата лордов в Англии).
Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Польша, Финляндия).
При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии (постоянные и временные), которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно‑финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение, ведают вопросами социальной политики, борьбы с преступностью, обороны страны и другими.
Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества.
Финансовые полномочия парламента реализуются в решении финансовых вопросов, прежде всего в рассмотрении проекта государственного бюджета, что составляет особую парламентскую прерогативу. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов, классифицирует расходы по статьям, определяет их важность для экономики и других сфер общественной жизни и, таким образом, делает достаточно эффективным парламентский контроль за расходованием финансовых средств государства.
Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть. Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентарных республиках.
При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формировании главы высшей исполнительной власти номинально. В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы правительства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру, персональный состав и характер деятельности правительства. В ряде стран главы правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним. Это характерно для тех государств, где действует метод прямых выборов исполнительных органов государственной власти. При такой избирательной системе парламент абсолютным большинством палат (палаты) избирает главу правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.
В некоторых странах, согласно конституции, парламент выражает свою точку зрения на кандидатуру главы правительства до формального акта его назначения. Так, в Японии парламент назначает премьер‑министра из числа своих членов, после чего император должен утвердить его назначение. Премьер‑министр выдвигается резолюцией каждой из палат парламента. Однако если Палата представителей и Палата советников не могут достичь соглашения в отношении кандидата, то по истечении 10 дней решение Палаты представителей становится решением всего парламента. Премьер‑министр назначает государственных министров, которые образуют Кабинет. В соответствии с Конституцией Японии большинство членов Кабинета должны быть избраны из членов парламента.
В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в избрании парламент принимает лишь косвенное участие. Однако даже в США члены президентского Кабинета назначаются не по прямому усмотрению президента, а «по совету и с согласия» Сената. По такому же принципу осуществляется назначение послов, консулов, судей Верховного суда.
В цивилизованных странах высшие органы исполнительной власти несут ответственность за свою деятельность перед парламентом. Это выражается в следующем:
– во‑первых, глава государства по решению высших представительных органов государственной власти лишается своих полномочий;
– во‑вторых, правительство одновременно с главой государства уходит в отставку;
– в‑третьих, парламент может лишить мандата отдельных членов правительства и на их место назначить новых;
– в‑четвертых, в соответствии с принципами, лежащими в основе парламентарной системы, роспуск парламента по требованию главы государства или правительства сопровождается их ответственностью перед парламентом.
Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.
В своей деятельности парламент руководствуется правилом несовместимость должностей . Под несовместимостью должностей понимается правило, запрещающее члену парламента в течение срока его полномочий занимать другие государственные или общественные должности. Цель этого правила – не допустить, чтобы парламентарии могли попасть в зависимость от каких‑либо государственных органов власти или интересов частных лиц.
Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция, включающая депутатов парламентского меньшинства, которые расходятся по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства.
Местные органы государственной власти и местное самоуправление
Местные органы государственной власти , как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно‑территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, Советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов).
Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно‑территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.
Органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром.
Органом исполнительной власти является правительство, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер‑министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т. д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс‑секретарями.
Правительства бывают однопартийные и коалиционные. В первом случае в них входят представители одной партии, во втором – двух или нескольких.
Судебные органы образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, транспортных и иных судов. Как правило, возглавляют эту систему верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.
В аппарате каждого государства есть система органов, осуществляющих правоохранительную деятельность . В самом общем виде под правоохранительной деятельностью понимается функция государства и одновременно форма осуществления функций государства. Содержание которых составляет охрана и защита права от нарушений, контроль за соблюдением правовых предписаний всеми адресатами. При этом выделяется специализированная деятельность по правовой охране общественных отношений и органы, ее осуществляющие, так как любой орган государства решает те или иные вопросы права путем издания и исполнения правовых актов.
В систему специализированных правоохранительных органов принято включать наряду с судами органы юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, внешней разведки, раскрытия и расследования преступлений, налоговой полиции и адвокатуру. Они имеют общие функции:
а) обеспечение безопасности личности, общества и государства;
б) защита и охрана прав, свобод и законных интересов личности;
в) создание условий для осуществления личностью своих прав и обязанностей;
г) охрана и защита политической, экономической, социальной и духовно‑культурной основ общества. Их отличают властные полномочия (кроме адвокатуры), правовая опосредованность и другие свойства. Именно через эти органы государство использует свое исключительное право применения насилия. И в то же время именно эти органы оказывают населению правовые услуги.
Таким образом, органы государства представляют собой специально созданные структуры, являются частью государственного аппарата, наделенные компетенцией, необходимой для осуществления функций.
|