Понедельник, 25.11.2024, 16:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Россия – федеративное государство

Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство. В состав Российской Федерации входят равноправные субъекты РФ. Их общая территория составляет территорию Российской Федерации, которая также включает в себя внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На эту территорию и распространяется суверенитет Российской Федерации, который осуществляется в соответствии с нормами Конституции, федеральных законов и международного права. Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

Согласно Конституции на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких‑либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Конституция РФ предусматривает, что федеративное устройство России основано на ее государственной целостности . В соответствии с принципом целостности сецессия (отделение или выход каких‑либо частей территории государства) не допускается. Более того, такой процесс должен вызвать применение необходимых мер в целях обеспечения целостности России, как это, например, произошло в Чеченской Республике в соответствии с указом Президента РФ. Односторонний (самовольный) выход субъектов РФ не только посягал бы на государственную целостность России, но и угрожал бы интересам других субъектов РФ. Отсутствие права на сецессию у субъектов РФ отличает ее от конфедерации и иных межгосударственных объединений (например, СНГ).

Однако ст. 5 Конституции РФ в качестве одной из основ федеративного устройства провозглашает равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Право народов на самоопределение признается и международным правом, но вовсе не предполагает отделения от России: речь идет прежде всего о свободном социальном и культурном развитии в рамках Российской Федерации.

Российская Федерация – федеративное государство, образованное в соответствии с волей её многонационального народа. Федерация в России возникла в 1918 году. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа провозгласила Советскую Российскую Республику как федерацию советских национальных республик. Исторически образование Российской Федерации основано не на заключенном самостоятельными государствами договоре об их объединении в федерацию, а на конституционно‑правовом акте. В связи с этим Россия является конституционно‑правовой, а не договорной федерацией. Конституция устанавливает собственный приоритет в отношении Федеративного договора 1992 г., поскольку она имеет учредительный характер и определяет основы конституционного строя, форму государственного устройства России, взаимоотношения Федерации с ее субъектами. Положения Федеративного договора действуют, если они не противоречат Конституции РФ.

Федеративное устройство России основано на единстве системы государственной власти. Сама государственная власть обладает рядом свойств: суверенностью, верховенством и самостоятельностью и является основным средством осуществления функций государства через систему органов, наделенных властными полномочиями.

В России разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и ее субъектов. Конституция выделяет предметы исключительного ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов указанных предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Одним из элементов конституционно‑правового статуса Российской Федерации является наличие единой федеральной системы права . Эта система включает в себя нормативные правовые акты Федерации, ее субъектов, а также местного самоуправления. Единство правовой системы Российской Федерации обеспечивается тем, что Конституция РФ имеет верховенство на всей территории Российской Федерации, она предопределяет содержание законодательства не только федерального, но и субъектов РФ. Принятые в соответствии с Конституцией федеральные акты обязательны для субъектов РФ, и для этого не требуется их согласия или подтверждения (ратификации). Таким образом, субъекты РФ не обладают правом нуллификации (отклонения, признания ничтожным) федерального правового акта, изданного в соответствии с Конституцией РФ.

В рамках единой правовой системы России сосуществуют и взаимодействуют несколько правовых систем – федеральная и правовые системы субъектов РФ. Наличие одновременно нескольких правовых систем вызвано тем, что наше государство имеет федеративную природу.

Российская Федерация также характеризуется единым федеральным гражданством для всех граждан РФ. Российская Федерация определяет их правовой статус, а также статус иностранцев, лиц без гражданства. Каждому гражданину России на территории любого субъекта РФ предоставляются те же права, какими обладают проживающие там граждане.

Важной характеристикой конституционно‑правого статуса Российской Федерации является наличие государственной собственности Российской Федерации. Государство определяет правовой режим форм собственности, условия и порядок их возникновения, объекты. Государственная собственность разграничивается на федеральную и собственность субъектов РФ. Россия характеризуется также единым экономическим пространством и единой финансовой системой . Последняя обеспечивается единой денежной единицей (российским рублем) и сочетает федеральные и региональные налоги. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц не допускается.

В состав Российской Федерации входит 83 субъекта. Все они перечислены в ст. 65 Конституции РФ. Со временем состав субъектов РФ может измениться. Порядок изменения состава субъектов РФ в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства (его части) или образования на территории субъектов РФ нового субъекта РФ устанавливается Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе. При принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы ее федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально‑экономические возможности. Образование в составе Российской Федерации нового субъекта может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Например, в соответствии с упомянутым Федеральным конституционным законом уже в начале 2003 г. было направлено предложение Президенту РФ об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта; объединиться решили Пермская область и Коми‑Пермяцкий автономный округ. Окончательное решение по этому вопросу должно быть принято на референдуме этих двух субъектов Федерации.

Конституционно‑правовой статус Российской Федерации проявляется также в реализуемых государственными органами предметах ведения Российской Федерации, которые предусмотрены в ст. 71 Конституции РФ. Перечень предметов исключительного ведения Российской Федерации можно разделить на несколько сфер.

В сфере прав и свобод человека и гражданина Российская Федерация регулирует права и свободы человека и гражданина, решает вопросы гражданства, защищает права национальных меньшинств. Помимо Федерации эти вопросы могут регулировать субъекты РФ, но только в тех случаях, когда такое регулирование направлено на расширение этих прав и свобод, укрепление гарантий их реализации.

В сфере государственного строительства к ведению Российской Федерации отнесено федеративное устройство и территория, установление и регулирование федеральных государственных органов, а также общих принципов организации государственных органов субъектов Федерации, государственная граница, судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно‑процессуальное, уголовно‑исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданско‑процессуальное и арбитражно‑процессуальное законодательство, федеральная государственная служба.

К ведению Российской Федерации отнесено принятие и изменение федеральной Конституции, контроль над ее соблюдением, а также присуждение федеральных государственных наград и почетных званий.

В экономической и социально‑культурной сфере в исключительном ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею, денежная эмиссия (выпуск в обращение денежных единиц), федеральные банки. Российская Федерация определяет правовые основы единого рынка, основы ценовой политики, принимает федеральный бюджет, финансовое и валютное законодательство, устанавливает федеральные налоги и сборы, таможенное регулирование и т. д.

Часть производственных систем и отраслей экономики, которые имеют общегосударственное (стратегическое) значение, находится в ведении Российской Федерации: федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, информация и связь, космическая деятельность и др.

В социально‑культурной сфере к ведению Федерации отнесено немного вопросов: установление основ федеральной политики и федеральные программы развития в этой области.

В сфере обороны, безопасности и внешней политики только Федерация вправе иметь свои вооруженные силы, заниматься вопросами оборонного производства, определять порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, производить ядовитые вещества, наркотические средства, устанавливать порядок их использования.

Особая область федеральной юрисдикции – различные виды безопасности государства (конституционная, экономическая, экологическая и др.), внешняя разведка.

К числу иных предметов исключительного федерального ведения относятся установление различных стандартов и эталонов, исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, статистический и бухгалтерский учет.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые имеют прямое действие на всей территории России. Законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Если все же такое противоречие возникнет, то в этом случае будет действовать федеральный закон.

Среди 83 субъектов РФ Конституция РФ выделяет: республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения, автономные округа, автономную область, Таким образом, субъектами Федерации провозглашены: 1) национальные государства (республики), 2) территориальные образования (края, области, города федерального значения) и 3) национально‑территориальные (автономные) образования (автономная область и автономные округа). Следовательно, Российская Федерация включает в свой состав субъекты, образованные как по национальному, так и по территориальному признаку.

Конституционно‑правовой статус субъектов РФ характеризуется рядом основных признаков.

1. Правовой статус республики устанавливается Конституцией РФ и конституцией республики. Статус субъектов Федерации остальных видов определяется также Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта Федерации. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом, субъект РФ не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус.

Так как компетенция всех видов субъектов РФ в основном совпадает, то и их основополагающие правовые акты: конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – имеют одинаковую юридическую силу.

2. Провозглашается равноправие субъектов РФ между собой и равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ). Этим обеспечивается юридическое равенство, несмотря на разницу в численности населения, территории, экономическом развитии субъектов Федерации и т. д.

3. Вместе с тем положение некоторых видов субъектов Федерации имеет свои особенности. Прежде всего можно выделить те конституционные признаки республик, которые отличают их от других субъектов РФ:

а) Конституция РФ называет республики (хоть и в скобках) государствами (ст. 5). Однако термин «государство» не дает оснований для их отождествления с Российской Федерации в целом в силу отсутствия у республик признаваемого федеральной Конституцией государственного суверенитета. Республики могут иметь свои государственные символы: герб, флаг, гимн, выражающие самобытность и традиции их народов;

б) устанавливается, что республики имеют собственные конституции, которые принимаются ими самостоятельно. Конституция 1993 г. предусматривает полномочие Конституционного Суда РФ разрешать дела о соответствии конституций республик Конституции РФ;

в) республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые используются в государственных органах, учреждениях и органах местного самоуправления наряду с русским языком, который является государственным языком Российской Федерации. В ряде республик установлено по два и более государственных языков (в Кабардино‑Балкарской Республике – два языка, а в Республике Дагестан – 12 языков);

г) действующий Закон о гражданстве в отличие от прежнего Закона РФ от 28 ноября 1991 года «О гражданстве Российской Федерации» не признает гражданство республик в составе России. Конституция также не предусматривает наличия республиканского гражданства. Однако гражданство республик пока фактически сохраняется, но не влечет за собой никаких правовых последствий. В силу принципа единого гражданства республиканское гражданство как бы поглощается гражданством Российской Федерации. Каждый гражданин республики является одновременно и гражданином РФ.

Конституция РФ устанавливает некоторые особенности правового статуса автономных округов и автономной области. Предусматривается возможность дополнительного определения правого статуса автономной области, автономного округа путем принятия по представлению законодательных и исполнительных органов округа (области) федерального закона об автономной области, автономном округе. Правда, пока такой акт не принят.

Будучи субъектом Федерации, автономный округ тем не менее может входить в состав другого субъекта Федерации – края, области. Так, например, в состав Тюменской области входят сразу два – Ямало‑Ненецкий автономный округ и Ханты‑Мансийский автономный округ – Югра. Только Чукотский автономный округ непосредственно входит в состав Российской Федерации. Этот округ вышел в 1992 г. из состава Магаданской области в соответствии с Законом РФ от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации».

Вхождение автономного округа в состав края, области не нарушает принцип равноправия субъектов РФ. Вхождение одного субъекта РФ в состав другого есть конституционно‑правовое состояние, которое означает включение территории и населения одного субъекта Федерации в состав территории и населения другого, допускает распространение на него полномочий органов государственной власти края, области. В связи с этим их взаимоотношения отличаются от отношений с другими субъектами РФ. Обе стороны обязаны строить свои отношения с учетом интересов друг друга.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области. Такие договоры, например, могут устанавливать делегирование некоторых полномочий органов государственной власти автономных округов органам государственной власти края, области.

Москва, являясь одним из субъектов РФ, одновременно наделена Конституцией РФ статусом столицы Российской Федерации. Статус столицы устанавливается федеральным законом. В настоящее время действует Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации», принятый в 1993 г. до вступления в силу Конституции РФ.

Этот Закон определяет некоторые особенности в положении Москвы, в частности компенсацию из федерального бюджета расходов в связи с осуществлением городом столичных функций, обязанность предоставления земельных участков, зданий, жилищного фонда, жилищно‑коммунальных и транспортных услуг федеральным органам государственной власти, представительствам субъектов РФ, дипломатическим представительствам иностранных государств в России, установление городскими актами особенностей проведения массовых акций, въезда в Москву, движения транспорта, санитарно‑эпидемиологических мер и др.

Конституция РФ (ст. 72) определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в виде перечня, насчитывающего 14 пунктов. Предметы совместного ведения по их содержанию можно разделить на три группы.

Сфера государственного строительства включает обеспечение соответствия актов субъектов РФ федеральным, защиту прав и свобод человека и гражданина, кадры судебных и правоохранительных органов, административное, семейное, жилищное, трудовое и другое законодательство.

К экономической сфере отнесено владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности, установление общих принципов налогообложения и сборов и др.

В социально‑культурной сфере находятся здравоохранение, социальная защита, общие вопросы образования, науки, культуры и др.

По этим вопросам могут приниматься федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой области федеральное право имеет приоритет: законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Если принимается федеральный закон, то закон субъекта Федерации должен быть приведен в соответствие с ним.

Конституция РФ напрямую не устанавливает вопросы исключительного ведения субъектов РФ , как это она делает применительно к исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Такое конституционное закрепление компетенции называют остаточной, т. е. к ней относится то, что не перечислено ни в одном из имеющихся перечней предметов ведения и полномочий. Компетенция субъектов РФ по остаточному принципу вытекает прежде всего из норм ст. 71–73 Конституции РФ. Так, к вопросам исключительного ведения субъектов Федерации вполне могут быть отнесены присуждение государственных наград субъектов Федерации, управление государственной собственностью субъектов Федерации и др.

Вне пределов исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции субъекты Федерации, согласно ст. 73 Конституции РФ, обладают «всей полнотой государственной власти». Таким образом, Конституция РФ и федеральные законы, определяя полномочия Российской Федерации в области исключительной совместной компетенции, решают тем самым и вопрос о пределах полномочий субъектов РФ. Однако с учетом обширности исключительной компетенции Российской Федерации и совместной компетенции положение о полновластии выглядит довольно декларативно.

Вся полнота государственной власти субъектов РФ в указанных пределах не означает, что такую власть они осуществляют в качестве суверенных государств. Соответствующие полномочия и предметы ведения, в сфере которых они реализуются, проистекают не из волеизъявления субъектов Федерации, а из Конституции РФ как высшего акта всего многонационального российского народа.

Из этого, например, следует, что субъект РФ не вправе объявить своей собственностью природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации.

Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. При этом Конституция РФ (ст. 76) установила правило: в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах собственной компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.

Конституция РФ (ст. 78) предусматривает возможность передачи осуществления части полномочий от федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Федерации, и наоборот. Такая передача не должна противоречить Конституции и федеральным законам. Иначе соглашения фактически разрушали бы верховенство конституционного регулирования и превратили конституционно‑правовую Федерацию в договорную.

Основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров между органами государственной власти Федерации и ее субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче друг другу осуществления части своих полномочий устанавливаются Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (с изм. от 20 мая 2002 г.).

Принцип рыночной экономики. Закрепление данного принципа в Конституции РФ означает, что российское государство стало на путь рыночных отношений.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Таким образом, российское государство приняло на себя обязательство осуществлять меры, призванные упорядочивать взаимоотношения участников рыночных отношений, содействовать формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В ч. 2 этой же статьи установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом, что подчеркивается в ч.1 ст. 35 Конституции РФ, Допускается национализация – перевод собственности из частной в государственную и приватизация перевод собственности из государственной в частную. Перечень форм собственности, указанный в Конституции РФ, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу кс торой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности.

Россия – социальное государство. Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство – это такое государство, политика которого направлена на создание своим гражданам условий для реализации социально‑экономических и культурных прав человека. Одной из важнейших целей деятельности социального государства является сглаживание в обществе социальных противоречий, обеспечение общественного прогресса, основанного на принципе социальной справедливости. Социальная роль государства выражается в предоставлении каждому возможности распоряжаться своими способностями к труду, иметь надлежащие жилищные условия и питание, средства передвижения, получить медицинскую помощь, образование, профессию, в государственной поддержке различных форм социального обеспечения и благотворительности.

Россия – светское государство. В соответствии со ст. 14 Конституции РФ является светским государством. Светское государство – это такое государство, в котором не существует официально признанной государством религии и ни одно из вероисповеданий не признается обязательным или предпочтительным. В современном мире есть государства, где узаконена официальная религия, называемая государственной, господствующей или национальной (например, в Англии – англиканская, в Израиле – иудейская и др.). Есть государства, где провозглашено равенство всех религий (Италия, Япония и др.), однако одна из наиболее традиционных религий, как правило, пользуется определенными привилегиями, оказывает известное влияние на государственную жизнь. В Российской Федерации не существует государственной (общеобязательной или предпочтительной) религии, все религиозные конфессии равны между собой и перед законом, граждане равноправны независимо от их религиозной принадлежности, вероисповедание не указывается в официальных документах. Религиозные объединения отделены от государства: государство оказывает поддержку религиозным организациям, но не вмешивается в их внутреннюю деятельность.

Принцип идеологического плюрализма. Идеологией называется система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Конституции РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства РФ, пропагандировать их, публично защищать свои идеологические??????

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (24.11.2017)
Просмотров: 182 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%