Сегодня в мире трудно найти страну, где не проводились бы выборы. Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально‑политическое мероприятие, основная цель которого – воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления.
В самом общем смысле выборы – это избрание с пoмощью голосования представительных органов влaсти, должностных лиц, руководителей организации.
Выборы в органы власти составляют сердцевину демократического политического процесса, являются результатом долгого и противоречивого исторического поиска лучшей модели формирования и функционирования публичной власти. Но не все выборы можно назвать демократическими. Демократические выборы базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом. Избирательное право подразделяется на объективное и субъективное.
Объективное избирательное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
Субъективное избирательное право – одно из основных политических прав граждан, подразделяемое, в свою очередь, на активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право – это право участвовать с решающим голосом в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления (т. е. право избирать).
Пассивное избирательное право – это право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления .
Избирательное право включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, организацию и процедуру самих выборов, а также порядок отзыва выборных лиц.
Принципы избирательного права – основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Эти принципы обычно определяются конституцией и избирательным законодательством страны. Так, в РФ в 1997 году принят Федеральный Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, который определяет основные принципы избирательного права в России.
К основным принципам демократического избирательного права относят:
– принцип всеобщности, означающий предоставление всем без исключения дееспособным гражданам права на активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидата) участие в выборах. Иногда конкретное применение данного принципа связано с введением различного рода ограничений, называемых цензами. Условиями допущения к выборам могут быть имущественные, образовательные цензы, ценз оседлости. В настоящее время из многочисленных ранее цензов действуют в основном возрастной и ценз гражданства. В России активным избирательным правом пользуются все граждане, достигшие 18‑ти лет, пассивным (при выборе депутатов Государственной Думы) – граждане, достигшие на день выборов 21 года;
– принцип равенства предполагает право на равенство возможностей избирателей и кандидатов в процессе выборов. Этот принцип предусматривает, что все участвуют в выборах на равных основаниях.
Каждый депутат представляет равное число граждан, а каждый избиратель в одинаковой степени влияет на решение всей массы избирателей.
Это обеспечивается, во‑первых, закреплением нормы представительства от избирательных округов и, во‑вторых, установлением постоянного численного состава округа. Кроме того, указанный принцип предусматривает равенство финансовых и иных возможностей кандидатов;
– принцип тайного голосования касается процедуры выборов (голосование может проводиться только тайно);
– принцип состязательности предполагает проведение альтернативных выборов (в России существует законодательно с 1993 года);
– принцип непосредственности выборов предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти, без института выборщиков (для сравнения, в дореволюционной России выборы были многоступенчатыми и предполагали наличие выборщиков нескольких уровней, которые затем уже сами выбирали кандидатов);
– пpинцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных, иностранных и т. п. наблюдателей;
– принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах; нельзя оказывать давление, принуждать к участию в выборах;
– принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.
В современной России выборы стали естественным процессом политической жизни демократического общества. Выборы, наряду с референдумом являются высшей формой народовластия. Они обеспечивают непосредственное участие народа в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, выборы выполняют важные функции в обществе. Выделим основные функции выборов:
– выражение интересов различных групп общества;
– институализация отношений представительства, создание функционирующей представительной системы;
– легитимация и стабилизация политической системы;
– легитимное воспроизводство политической элиты;
– контроль за политическими элитами;
– политическая социализация личности.
Выделяют следующие типы выборов в органы власти:
по уровням:
– федеральные (выборы в Государственную Думу);
– региональные (выборы губернаторов, краевых, областных дум);
– местные (выборы в муниципальные представительные органы власти, в городскую думу);
по ветвям власти:
– выборы в законодательные органы власти (парламенты);
– исполнительные органы власти (президента, губернаторов; префектов во Франции), судебные органы власти (выборы судей в США).
К моменту распространения всеобщего избирательного права в промышленно развитых странах сложились различные системы подсчета голосов и распределения мест в парламенте, возникли избирательные системы.
Избирательная система представляет собой совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе выборов. Вместе с тем, это и порядок формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления и распределения мест в них после определения результатов голосования.
Рассмотрим виды избирательных систем.
Мажоритарная избирательная система (от франц. majorite – большинство, лат. major – больший, основывающийся на большинстве) – один из способов определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, при котором депутатские места в каждом избирательном округе достаются кандидату, который собрал установленное большинство голосов (кандидаты меньшинства при этом не могут быть избраны). Избирательные округа, где применяется мажоритарная система, чаще всего бывают одномандатными, то есть каждая партия выставляет только одного кандидата, и редко – мнoгoмaндaтным, когда партия выставляет целый список своих кандидатов и избиратель голосует за список в целом.
Различают систему относительного большинства и систему абсолютного большинства. При системе относительного большинства избранным считается тот кандидат, который собрал больше действительных голосов, чем любой другой кандидат в отдельности (N+l).
Если борьбу ведут кандидаты трех и более партий, то избранным может оказаться тот, кто собрал фактически менее половины поданных по избирательному округу голосов, но больше других кандидатов. Такая система применяется в США, Канаде, Индии, Российской Федерации (при выборах депутатов Государственной Думы). При такой системе для партии важно победить как можно в большем числе округов, хотя бы с минимальным перевесом в каждом (большой «перевес» не имеет значения), поэтому доля мест, полученных партией в парламенте, не соответствует числу собранных ею по стране голосов избирателей. Эта же причина толкает многих избирателей голосовать не за своего избранника, а за кандидата другой партии, у которой больше шансов победить, лишь бы не победил кто‑нибудь более нежелательный. При таком порядке определения результатов преимущество получают крупные партии.
При системе абсолютного большинства необходимо собрать более половины действительных голосов (50 %+1). Если никто из кандидатов не соберет такого числа голосов, то законом может быть предусмотрен 2–й тур (как во Франции и РФ, например, при выборах президента) в виде перебаллотировки двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов, либо в виде повторных выборов. И тогда избранным окажется кандидат, собравший относительное большинство голосов.
Крайне редко при меняется мажоритарная система квалифицированного большинства, при которой победитель должен получить установленное законом большинство голосов – 3/4, 2/3 и т. п.
Мажоритарная система традиционно считается менее демократичной, так как способствует отсечению мелких партий. Кроме того, она дает возможность манипулировать голосами избирателей с помощью так называемой «избирательной географии» (разделения, «нарезки» округов). Вместе с тем, мажоритарная система способствует обеспечению стабильности в парламенте и формированию стабильного правительства.
Обычно она сочетается с двухпартийной системой.
Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, основанный на принципе пропорциональности между числом поданных за партию голосов и полученных ею мандатов. Как правило, при пропорциональной системе избиратель голосует за список политической партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата.
Имеет следующие модификации:
– пропорциональная система на общенациональном уровне, при которой избирательные округа не выделяются и избиратели голосуют за партию в масштабе всей страны;
– пропорциональная система в многомандатных округах, при которой избиратели голосуют за представителей партии в масштабе округа, при этом места распределяются в зависимости от влияния партии в округе.
Традиционно пропорциональная система считается более демократичной, обеспечивая представительство мелких партий в парламенте; сочетается с многопартийной системой, однако может быть и фактором политической нестабильности, особенно в парламентской республике, способствуя дроблению сил в парламенте и делая возможной частую смену правящих коалиций, что в известной мере затрудняет работу правительства.
Примером тому является Италия, в которой за 50 лет сменилось 52 правительства.
Смешанная избирательная система – способ определения результатов выборов и распределения депутатских мест в центральных и местных представительных органах, при котором часть депутатских мест завоевывается по мажоритарной избирательной системе, а другая часть – по пропорциональной избирательной системе.
Обычно при смешанной системе устанавливается нижний предел для. ограничения представительства мелких партий (например, «пятипроцентный барьер»), что создает условия для формирования более стабильного правительства. Формируются многомандатные округа. При таком порядке в выборах участвуют 4–5 наиболее крупных партий; обычно в списки кандидатов вносятся не партии, а их представители, конкретные личности, персоналии.
Смешанная избирательная система призвана учесть недостатки различных избирательных систем. Однако она также имеет свои недостатки. Это может быть, например, несбалансированное преимущество столичных партий и движений перед независимыми кандидатами и представителями региональных объединений.
В большинстве стран избиратeльные системы используются либо комбинированно (когда выборы проходят в два тура), либо параллельно (когда выбор одного органа власти проходит по одной системе, других, например, местных органов власти – по другой).
|