Осуществляя правотворческие функции, законодатель всегда рассчитывает на эффективную реализацию принимаемых им или санкционируемых правовых актов и содержащихся в них норм. Иными словами он всегда исходит из того, что право должно не только формироваться, но и реализовываться.
Под реализацией права понимается воплощение его в поведении людей и в общественных отношениях.
Реализация права осуществляется в разных формах. Существуют различные виды классификации форм права. Наиболее распространено их подразделение в зависимости от характера правотворческих действий субъектов права.
По этому признаку (критерию) обычно выделяют четыре основные формы реализации права: осуществление (использование), исполнение, соблюдение и применение.
Осуществление (использование) прав, или правомочий, – это активная реализация возможностей, предоставляемых субъектам различных общественных отношений нормами права. В пределах данной форм ы реализации права участники регулируемых с помощью права общественных отношении осуществляют свои субъективные права.
Например, осуществление гражданами России своих конституционных прав на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ч. 1 СТ. 30 Конституции РФ); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 СТ. 35); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 СТ. 32).
Речь идет также о реализации правомочий государственными и иными органами и организациями, которые являются участниками правовых отношений. Действуя в соответствии со своими уставами, положениями или иными актами, определяющими их правовой статус, они беспрепятственно осуществляют свои функции, а тем самым и присущие им правомочия.
Исполнение – реализация обязывающих норм, выполнение субъектом права возложенных на него обязательств.
Исполнение обязательств выражается в совершении физическим или юридическим лицом действий, предусмотренных нормой права. Действия, связанные с выполнением обязательств, могут предусматриваться также в договорах и в индивидуальных актах, издаваемых в процессе правоприменения.
Исполнение обязательств путем совершения определенных действий в ряде случаев приравнивается к воздержанию от совершения тех или иных действий. Исполнение независимо от того, каким путем оно достигается – путем активных действий или же воздержания от них, путем бездействия – всегда связано с претворением в жизнь обязывающих предписаний.
В отличие от исполнения обязательств соблюдение норм права связано только с реализацией запрещающих норм. Иногда соблюдение норм права рассматривают лишь как соблюдение обязанностей, однако смысл остается тот же: воздержание от совершения действий, находящихся под запретом, запрещенных нормами права.
Соблюдение обязанностей всегда имеет не активный, а пассивный характер. Реализация данной формы достигается не в силу совершения активных действий субъектов права, а благодаря воздержанию от совершения запрещенных законом действий.
Применение права – это рассмотрение дел управомоченными государственными органами и должностными лицами и принятие решений, официально определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела.
Особенностями правоприменения как формы реализации права являются следующие.
Во‑первых, правоприменительная деятельность (в отличие от других форм реализации права, в которых участвуют самые различные субъекты права – физические и юридические лица) может осуществляться только уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. В соответствии с Конституцией РФ и текущим законодательством России (и других стран) это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению (с санкции) государства. Граждане (подданные – при монархической форме правления), не являющиеся должностными лицами, не могут заниматься правоприменительной деятельностью.
Во‑вторых, правоприменение – это один из важнейших видов государственной деятельности. Оно существует наряду с законодательной, правоохранительной и другими видами государственной деятельности и имеет государственно‑властный характер. Это означает, что акты, издаваемые в процессе правоприменения, являются юридическими, их неисполнение влечет за собой государственное принуждение.
Применение права как государственно‑властное деяние всегда осуществляется от имени государства. В юридической литературе различают две формы его осуществления: оперативно‑исполнительную и правоохранительную.
В‑третьих, применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности судебных, административных, следственных и иных государственных органов и должностных лиц. Степень детализации порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц не всегда одинакова.
В‑четвертых, правоприменительная деятельность осуществляется в строго определенной последовательности и в соответствии с определенными, общепризнанными принципами.
В‑пятых, правоприменительная деятельность всегда связана с принятием решения по конкретному вопросу и его оформлением в виде специального акта, называемого индивидуальным актом, или актом применения.
Правоприменительная деятельность осуществляется в определенной последовательности, в государственно‑правовой теории и практике выделяется ряд относительно самостоятельных стадий данного процесса.
Наиболее типичными признаются следующие:
а) установление и исследование фактических обстоятельств дела;
б) выбор и анализ нормы права с точки зрения ее подлинности, законности, действия ее во времени, в пространстве и по кругу лиц;
в) анализ содержания нормы права и принятие решения (издание индивидуального акта);
г) доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных государственных и общественных органов и должностных лиц.
Иногда выделяются и рассматриваются лишь три стадии правоприменительной деятельности, а именно: установление и анализ фактических обстоятельств, касающихся рассматриваемого дела; определение и исследование нормативно‑правовой основы данного дела; принятие решения и доведение до сведения заинтересованных лиц содержания принятого решения.
Разумеется, дело заключается не в количестве стадий правоприменительного процесса, а в их сути, в их содержании. Правоприменительная деятельность как цельный, единый процесс разбивается на ряд стадий не ради более глубокого и разностороннего познания и совершенствования самого правоприменительного процесса.
Наряду с другими стадиями процесса применения права особое значение придается первым стадиям, связанным с установлением и исследованием фактических обстоятельств дела, а также с выбором и анализом правовых норм, касающихся данного случая и регулирующих возникающие при этом отношения. Исследуемые жизненные обстоятельства, порождающие юридические последствия, называются юридическими фактами. Для наступления некоторых правовых последствий нужна совокупность нескольких фактов (юридический состав).
При выборе нормы, подлежащей применению, необходимо пользоваться официальным изданием текста нормативного акта и убедиться, что в этот текст не вносились изменения в последующих изданиях. При расхождении текстов нормативных актов действуют правила – во всех случаях противоречий текстов нормативных актов должен применяться текст акта более высокой юридической силы; последующий нормативно‑правовой акт отменяет или изменяет предыдущий акт равной юридической силы.
При применении правовой нормы может возникнуть проблема «обратной силы» закона, под которой понимается распространение действия юридической нормы на обстоятельства и факты, существовавшие до ее установления (т. е. изменение юридической оценки, квалификации фактов и обстоятельств прошлого). В правовых отношениях, основанных на договорах и иных сделках членов гражданского общества, закон обратной силы не имеет, поскольку существование и содержание этих отношений зависит от Воли их участников, рассчитывающих на неизменность действующего законодательства. Придание обратной силы закону, регулирующему такого рода отношения, неизбежно обернулось бы Необоснованной выгодой для одной стороны этих отношений за счет другой, внезапно пострадавшей от изменения закона.
В уголовном, административном, финансовом и ряде других Отраслей права, именуемых отраслями публичного права придание закону обратной силы недопустимо, если это ухудшает правовое положение какой‑либо категории граждан, и, наоборот, допустимо, а иногда обязательно, если это меняет их положение к лучшему. На этом основаны обратная сила уголовного закона, устраняющего наказуемость деяния или смягчающего наказание ст. 10 УК РФ), и запрет придания обратной силы закону, устанaвливающему или отягчающему ответственность (ст. 54 Конституции РФ).
Под толкованием норм понимается прежде всего уяснение смысла текста нормативного акта . К приемам уяснения смысла нормативного акта относятся грамматическое толкование, т. е. уяснение смысла терминов, предлогов (и, или), иногда даже знаков препинания (наличие или отсутствие разделительной запятой), систематическое толкование текста закона, которое состоит в определении места применяемой статьи закона в его структуре, самого закона – в системе законодательства, изучении связей с другими нормативными актами. Иногда для уяснения смысла закона возникает надобность в историческом толковании, в сравнении текста применяемого закона с текстами ранее действовавших нормативных актов.
Важное значение имеет логическое толкование, состоящее в уяснении понятий, выраженных словами и терминами, содержащимися в нормативных актах. С помощью логических операций (анализ и синтез, построение силлогизма) и законов формальной логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания) определяется содержание и объем понятия. Особенность логического толкования нормативно‑правового текста том, что приходится учитывать специфику изложения мысли законодателя в тексте закона, содержащем и образные выражения, адресованные массовому правосознанию, и специальные термины, понятные квалифицированным юристам, применяющим право. С логическим толкованием связано телеологическое (целевое) толкование, под которым пони мается уяснение смысла закона в связи с его целевым назначением, Так, исходя из смысла конституционной гарантии судебной защиты прав и свобод граждан, а также их прав на юридическую помощь, суды обязаны принимать и рассматривать жалобы граждан на все затрагивающие их права решения и действия должностных лиц, государственных органов и общественных организаций, а не только лишь на те, которые действительно (а не по ошибочному мнению гражданина) нарушают, как сказано в законе, их права и свободы (цель закона – определить судебный контроль за законностью актов, касающихся прав и свобод граждан).
При уяснении смысла правовой нормы используются ее официальные нормативные разъяснения, если такие имеются.
Наряду с уяснением важной составной частью процесса толкования является разъяснение содержания правовых норм.
Разьяснения‑толкования делятся на виды в зависимости от их юридических последствий.
Официальные толкования законов и других нормативных актов даются издавшими их («аутентическое толкование») или специально на то уполномоченными органами (Конституционный Суд РФ, согласно ст. 125 Конституции, дает толкование Конституции Российской Федерации). Оно неразрывно связано с текстом нормативного акта, носит нормативный характер и обязательно при его применении.
По объему применения от нормативных толкований‑разъяснений отличаются «казуальные», т. е. относящиеся к тому конкретному делу, по которому вынесено решение, вступившее в законную силу. Это толкование обязательно только для данного дела.
Неофициальное толкование законов и иных нормативных актов дается любым лицом, высказывающим свое мнение о смысле текста закона. Таковы истолкование закона истцом, ответчиком, адвокатом, подсудимым, прокурором в процессе, журналистом в газете, лектором – в аудитории и т. п. Одним из видов неофициального толкования является доктринальное (научное), т. е. толкование, закона учеными‑правоведами и их коллективами (например, комментирование закона).
Неофициальное толкование помогает уяснить смысл закона, но не обязательно при его применении.
Результатом использования различных приемов уяснения смысла текста нормативных актов является конструирование всех элементов право вой нормы и вывод об объеме ее применения к данному случаю.
Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами.
1. Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности. Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности предполагает следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т. п.).
2. Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких‑либо граждан или групп, а в интересах всего общества.
3. Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно‑правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требовании в тех или иных конкретных обстоятельствах.
4. Принцип обоснованности означает выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, проверенных и не подлежащих сомнению фактов. Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.
Наряду с названными существуют и иные принципы правоприменительной деятельности.
Конечным результатом процесса правоприменения является принятие актов применения (индивидуальных актов, как их нередко называют). В актах правоприменения, независимо от того, исходят ли они от судебных органов или административных органов и должностных лиц (решение суда, приказ директора школы, завода и т. п.). Всегда усматриваются авторитет и сила государства. Им неизменно придается государственно‑властный характер. За нарушение предписаний, содержащихся в этих актах, следует государственное воздействие. Они охраняются и обеспечиваются государством в той же мере, как и нормы права, на основании и во исполнение которых эти акты принимаются.
Основные требования, которые предъявляются к актам правоприменения, заключаются в том, чтобы они:
а) строго соответствовали нормативно‑правовым актам, на основе которых они принимаются;
б) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица;
в) были всесторонне обоснованы;
г) имели все необходимые реквизиты, придающие этим актам официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование органа, издавшего данный акт, наличие соответствующей печати, подписи и т. п.).
Акты применения, или индивидуальные акты, не являются источниками права. Они не содержат каких‑либо общих правил поведения, а лишь предусматривают применение соответствующих норм права к конкретному случаю, событию или лицу.
В отличие от нормативно‑правовых индивидуальные акты рассчитаны не на многократное, а на однократное применение. Приговор суда, приказ о принятии на работу пли об увольнении, указ о назначении на должность или награждении рассчитаны в установленном законом порядке не на многоразовое, а на одноразовое применение.
Индивидуальные акты обращены к строго установленному лицу или кругу лиц, издаются применительно к строго определенному случаю или случаям. Наконец, индивидуальные акты непосредственно влекут за собой юридические последствия, выступают в качестве юридических фактов, служат основанием для возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения.
Существует значительная по объему категория правоотношений, для возникновения, изменения или прекращения действия которых требуется специальное вмешательство уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц. К таковым относится, например, значительная часть административно‑правовых, Уголовно‑правовых, уголовно– процессуальных, гражданско‑процессуальных и иных правоотношений.
Обладая общими родовыми чертами, правоприменительные акты своей природе и характеру отнюдь не являются одинаковыми в зависимости от формы регулятивного воздействия на общественные отношения их подразделяют на два вида: исполнительные и правоохранительные.
В зависимости от вида субъектов, занимающихся правоприменительной деятельностью, индивидуальные акты подразделяются на акты органов законодательной власти; органов исполнительной власти; судебных, репрессивных и надзорных органов; органов местного самоуправления: издаваемые администрацией предприятий и учреждений и др.
Существуют и иные критерии классификации индивидуальных актов. Они широко используются для более глубокого изучения и совершенствования как самих этих актов, так и правоприменительной практики в целом.
|