Итак, первая советская Конституция России была принята 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов. Эта Конституция закрепляла:
– диктатуру пролетариата и полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установление социалистической собственности на средства и орудия производства, ликвидацию эксплуатации человека человеком;
– установление полного национального равноправия и права наций на государственное самоопределение;
– создание новой системы государственных органов и принципов их организации и деятельности.
Конституция РСФСР 1918 г. носила четко выраженный классовый характер, являлась средством юридического закрепления диктатуры пролетариата, полновластия трудящихся, руководимых рабочим классом. Она явилась образцом для конституций других независимых советских республик: Белорусской (1919 г.), Украинской (1919 г.), Азербайджанской (1921 г.), Армянской (1922 г.), Грузинской (1922 г.).
После образования Союза ССР в 1922 г. на основе Декларации и Договора об образовании СССР была принята первая общесоюзная Конституция СССР 1924 г., а на ее основе – новая Конституция РСФСР 1925 г. Дальнейшее развитие российской Конституции шло на основе и в строгом соответствии с общесоюзной Конституцией.
В середине 30‑х гг. в советском союзном государстве было провозглашено построение основ социализма. Социалистические общественные отношения стали господствующими в экономике, политике, социально‑культурной области. Эти изменения потребовали конституционного закрепления.
В декабре 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР утвердил новую общесоюзную Конституцию, на основе которой была принята новая Конституция РСФСР 1937 г. Эта Конституция отразила факт победы социализма в стране; закрепила господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства; провозгласила перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство; установила конституционный принцип равенства граждан, отменила все ограничения избирательных прав; ввела новую систему представительных органов государственной власти; расширила конституционно закрепленный круг прав и свобод граждан.
В 1977 г. в связи с провозглашением построения социализма и общенародного государства в СССР была принята после всенародного обсуждения новая Конституция. На ее основе была разработана Конституция РСФСР 1978 г., действовавшая до декабря 1993 г. со значительными изменениями и дополнениями, принятыми в 1991–1993 гг. Среди объективных причин ее изменения можно назвать:
1) внутриполитическую причину, вызванную сменой тоталитарного политического режима эпохи социализма демократическим ограничением неадекватной власти Коммунистической партии, установлением разделения ветвей власти с необходимой «системой сдержек и противовесов», переходом к новой форме государственно‑территориального устройства России как Федерации республик, краев, областей;
2) внешнюю причину, обусловленную изменением геополитического положения России, провозглашением ее независимости и созданием самостоятельного суверенного государства.
Но как бы ни обновлялась Конституция РСФСР, она все же ни по структуре, ни по содержанию не могла служить юридической базой тех коренных преобразований, которые осуществлялись или осуществляются в Российской Федерации. Требовался новый Основной Закон государства, отражающий сложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению с теми, которые существовали при советской власти. В результате V Съездом народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) были одобрены два постановления о подготовке проекта новой Конституции.
В декабре 1993 г. путем всенародного голосования была принята ныне действующая Конституция РФ, которая стала началом очередного этапа конституционного развития страны. В ней получили свое отражение новые подходы к нормативному оформлению основополагающих принцип общественного и государственного строя.
Конституция Российской Федерации – это Основной закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.
Российская Федерация провозглашается демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Закреплено, что носителем суверенитета и единственным источником власти является многонациональный народ России.
Человек, его права и свободы признаны высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод провозглашены обязанностью государства.
В Конституции РФ 1993 г. последовательно проведен классический принцип современной государственности – разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, каждая из которых является самостоятельной (ст. 10).
Важной конституционной новеллой является положение об особой защите установленной системы государственной власти. Как подчеркивается в ст. 3, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».
В отличие от Конституции РСФСР 1978 года в Конституции РФ 1993 года нет специальной главы, регулирующей экономическую систему. Однако эти вопросы нашли свое отражение. В частности, конституционно закреплен институт частной собственности, в том числе и на землю (ст. 8, 9, 35, 36), установлено признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
В целях недопущения господства в обществе той или иной идеологии Конституция РФ 1993 года провозглашает принцип идеологического многообразия. Согласно ст. 13 никакая идеология не может закрепиться в качестве государственной или обязательной. Этот принцип дополняется признанием многопартийности, установлением равенства общественных объединений перед законом.
Впервые в российском конституционном законодательстве Конституция РФ 1993 г. утверждает светский характер государства. Никакая религия не может считаться государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Российская Федерация провозглашена правовым государством. В этой связи к основам конституционного строя отнесены положения о высшей юридической силе Конституции РФ и ее прямом действии на всей территории государства; о соответствии Конституции РФ законов и иных правовых актов; об обязательности Конституции и законов для органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений. В Конституции 1993 г. впервые в нашем законодательстве устанавливается, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно‑правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15).
По сравнению с предшествующими конституциями Конституция РФ 1993 г. внесла значительные изменения в нормы, закрепляющие институт прав и свобод человека и гражданина. Оценивая характер этих изменений в целом, следует отметить, что в нормах гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в обобщенном виде использованы все действующие международно‑правовые акты в этой области.
Действующая Конституция РФ была принята на всенародном референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г. Двадцать пятого декабря 1993 г. новая Конституция Российской Федерации была официально опубликована и начала действовать.
Конституция РФ является Основным законом Российской Федерации, ядром ее правовой системы. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Верховенство Конституции означает, что она возглавляет всю систему нормативно‑правовых актов (и всех источников права вообще). Высшая юридическая сила Конституции проявляется в том, что все законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. Конституция РФ имеет прямое действие, т. е. ее нормы непосредственно регулируют важнейшие общественные отношения без какого‑либо дополнительного, передаточного механизма. Хотя существование последнего вовсе не отрицается – конституционные нормы могут быть детализированы текущими актами, но при отсутствии таковых нормы они действуют непосредственно.
Особенности Конституции РФ
Структура Конституции РФ
Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов.
Преамбула
Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.
Первый раздел
Второй раздел
Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и, соответственно, прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.
Основные задачи Конституции РФ
Отечественное правоведение оперирует понятием «правовая система» примерно с середины 80–х годов ХХ столетия. К настоящему времени эта категория, наряду с категориями экономической, политической, социальной систем, прочно вошла в научный оборот. Она объединяет все элементы правовой материи в рамках конкретной страны или государства и позволяет увидеть связи между ними, степень их разработанности.
Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов характеризующих уровень правового развития той или иной страны или государства.
Поскольку политическая система – это политическое образование, включающее в себя все совокупность существующих правовых явлений того или иного государства, то ее состав весьма многообразен.
Во‑первых, это явления духовного мировоззренческого характера. Среди которых на первом месте стоит юридическая наука, представляющая собой совокупность знаний о правовых явлениях, о праве и процессах его воздействия на общественные отношения. В качестве синонима термина «юридическая наука» в литературе используются термины «правоведение» и «юриспруденция».
К явлениям мировоззренческого характера относятся также правовые понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика.
Правовые понятия делятся на общеправовые межотраслевые и отраслевые. Наиболее общие предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями. Они представляют собой результат обобщения существующей государственно‑правовой действительности, результат обобщения существующих юридических понятий.
В юридической науке и в законодательстве понятия употребляются либо как таковые (без указания их существенных признаков), либо с указанием таких признаков. В последнем случае речь идет об определении правовых понятий. Определениями широко пользуется не только юридическая наука, но и законодательство (например, понятие преступления).
Понятия как форма мысли выражаются и фиксируются в словах, представляющих собой материальную оболочку последней. Слова и словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие называются юридическими терминами (от лат. терминус – предел, граница).
Юридическая терминология должна отвечать требованиям единства (однозначности), общепризнанности, устойчивости, краткости, ясности и простоты.
Язык закона должен быть достаточно выразителен и в то же время лишен эмоциональной окраски.
Большое значение среди явлений духовного мировоззренческого характера имеют также правовые принципы, правовая культура и правовая политика. О первых уже было сказано в теме об источниках права.
Правовая культура как элемент правовой системы – это и уровень правового сознания, и правовой активности граждан и должностных лиц, их убежденности в следовании закону. Это и качество права в целом, и культура правовых учреждений и всей юридической деятельности.
Правовая политика – это стратегия и тактика правового регулирования общественных отношений. Она может быть правотворческой и правоприменительной .
Правотворческая политика обусловливает походы и разработки нормативно‑правовых актов, оценки требующей законодательного регулирования общественной ситуации, стратегию развития законодательства.
Правоприменительная политика , составной частью которой является политика правоохранительная, включает в себя принципы реализации права, стратегию и тактику применения норм права.
Во‑вторых, в качестве главных цементирующих элементов правовой системы выступают право и выражающие его законодательство (точнее система права и система законодательства). Именно вокруг них группируются остальные элементы правовой системы. Поскольку системе права посвящен следующий параграф, постольку больше об этом элементе говорить не будем.
В‑третьих, правовые отношения, представляющие собой динамику права и форму его жизни. Правовые отношения, будучи разновидностью общественных отношений, возникают на основе норм права, имеют волевой характер, характеризуются наличием у сторон субъективных прав и юридических обязанностей реализация которых обеспечена возможностью государственного принуждения.
Структура правоотношений выглядит как связь, взаимодействия прав и обязанностей его участников. Так, в трудовом правоотношении праву работодателя требовать выполнения общественной работы соответствует обязанность работника выполнять такую работу. Праву работника на получение заработной платы соответствует обязанность нанимателя выплачивать ее в установленные сроки. Это пример двустороннего правоотношения: в нем участвуют две стороны, каждая из которых имеет свои права и обязанности. Гражданские правоотношения бывают и односторонними: здесь также индивидуализированы субъекты. Но у одного из них есть только обязанность, а у другого – право требовать ее исполнения (например, договор займа).
Существуют правоотношения, в которых участвуют не две, а три и более сторон. Например, при купле‑продаже через посредника; при договоре подряда, когда партнерами заказчиками являются генеральный подрядчик и несколько (часто множество) субподрядчиков. Но увеличение числа участников правоотношений не меняет их структурного типа: каждому праву одной стороны соответствует обязанность другой стороны, заранее известной, определенной законом и договором.
Рассмотренные правоотношения называются относительными. «Относительны» они потому, что все их участники четко определены законом и договором и никакие другие лица прав и обязанностей в них не имеют. Однако есть и правоотношения с принципиально иной структурой.
В них определена только одна управленческая сторона. Классический пример – право собственности, состоящие из правомочий владения, пользования и распоряжения вещью. Праву собственника противостоит обязанность всех других лиц не препятствовать свободному осуществлению им своего права. Такие правоотношения называются абсолютными.
В теории права различают также регулятивные и охранительные правоотношения. Первые в известной мере первичны, связаны с установлением прав и обязанностей сторон и их реализацией. Вторые возникают, когда нарушены права или не исполнены обязанности, когда интересы участников правоотношений или всего общества нуждаются в правовой защите. Регулятивными являются гражданские, трудовые, семейные и многие другие правоотношения. Процессуальные отношения – охранительные.
В‑четвертых, юридическая практика – важный элемент правовой системы, ибо связан с деятельностью и накоплением при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. Юридическая практика – это всегда определенный результат или правотворческой, или правоприменительной деятельности.
Юридическая практика – это деятельность по изданию (нормотворчество, толкование, реализация) юридических предписаний взятая в единстве с накоплением социально‑правовым опытом.
С точки зрения формы юридическая практика включает в себя два основных компонента: юридическую деятельность и социально‑правовой опыт. Элементами содержания юридической деятельности выступают ее объекты, субъекты, юридические действия, средства и способы их осуществления. Принятые решения и результаты действий.
В свою очередь социально‑правовой опыт может отражать как совокупный итог всей практической деятельности, так и отдельные ее моменты. Составными элементами социально‑правового опыта являются правоположения, т. е. такие достаточно устоявшиеся, выработанные, как правило, в ходе многолетней практики предписания общего характера, которые аккумулируют социально‑ценные и стабильные фрагменты той или иной практической деятельности. Правоположения бывают правотворческими и правоприменительными, судебными и нотариальными, регулятивными и охранительными, обязательными и рекомендательными.
Юридическая практика осуществляется в определенной форме, которая имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Внешнюю сторону составляют разнообразные юридические акты – документы (нормативно‑правовые, правоприменительные, интерпретационные), в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения. К внутренней стороне формы, т. е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно‑процессуальное оформление практики, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условиях вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий, процессуальные гарантии, условия и процедуру принятия и исполнения решений, порядок их закрепления и опротестования (обжалования) и другие процедурные требования, связывающие в единое целое разнообразные свойства и элементы осуществляемой практической деятельности.
В‑пятых, юридическая техника – это совокупность специфических правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.
Юридическая техника делится на законодательную (нормотворческую) и правоприменительную.
Законодательная техника включает в себя разнообразные способы и приемы:
1. Построения нормативно‑правового акта, то есть его структуру (преамбула, основная часть, заключительные положения), рубрикацию (части, разделы, параграфы, пункты), официальные атрибуты (наименование акта и органа его издавшего, подпись соответствующего лица).
2. Формулирования и изложения акта (язык и стиль);
3. Опубликования нормативно‑правовых актов (сроки, порядок, источник опубликования, техника и порядок перевода с одного языка на другой).
Правоприменительная техника не менее разнообразна и включает в себя способы и приемы толкования юридических норм, квалификации деяния, построения правоприменительного акта и др.
Среди средств юридической техники есть и такие, которые играют очень важную роль в правовом регулировании общественных отношений.
Речь идет об аксиомах, юридических конструкциях, правовых символах презумпциях и функциях.
Правовая аксиома – это положение, которое принимается в юридической науке и законодательстве без доказательств, в силу его убедительности и истинности.
Например, «закон обратной силы не имеет», «нет преступления и нет проступка, как нет наказания и нет проступка, если нет закона»; «нет прав без обязанностей, как нет обязанностей без прав».
Нарушение правовых аксиом, их игнорирование приводит к произволу и юридическому хаосу.
Юридическая конструкция – это специфическое построение нормативно‑правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.
Юридические конструкции представляют собой плод многолетней, а нередко и многовековой мыслительной деятельности и вызваны к жизни объективными потребностями урегулирования человеческих отношений.
Например, в случае совершения преступления лицо, осуществляющее предварительное расследование, исходит из конструкции состава преступления: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Это конструкция четко определяет программу и порядок действий следователя и судьи.
Правовые символы – это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания. Например, герб, флаг.
Правовая презумпция (от лат. рraesumрtio – предположение) – это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом.
Существенным признаком презумпции является их предположительный характер. Презумпции – это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако степень их вероятности очень велика и основывается она на связи между предметами и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных жизненных признаков.
В целом презумпции выступают в качестве способа, облегчающего достижение истины. В свою очередь правовые презумпции, являющиеся разновидностью общих презумпций, отражают обычный порядок связей между предметами и явлениями только в сфере права, либо только в связи с правом.
Многочисленные правовые презумпции делятся на виды. По факту правового закрепления презумпции бывают фактическими и законными. Фактические презумпции в законе не выражены и поэтому не имеют юридического значения. Законные презумпции – это предложения прямо или косвенно закрепленные в законодательстве. По сфере действия различаются общеправовые и отраслевые презумпции. Отраслевая презумпция действует только в пределах одной отрасли права.
Общеправовые презумпции действуют во всех без исключения отраслях отечественного права. Они превратились в своего рода общеправовые принципы. В современных правовых системах – это презумпция добропорядочности граждан, находящая выражение в уголовном процессе в презумпции невиновности обвиняемого, презумпция знания закона, презумпция истинности нормативно‑правового акта.
Правовая фикция ( от лат. fi ctio – вымысел) – это несуществующее положение признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным. Например, фиктивным является положение уголовного законодательства, в силу которого судимость лица признается несуществующей, если она снята, либо погашена в установленном законом порядке и др.
Завершая описание правовой системы, следует указать, что она не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система может изменяться. Меняется как перечень ее компонентов, так и наши представления о ней.
В каждой стране действует своя правовая система, что позволяет говорить о самобытности систем. Однако наряду со спецификой в каждой правовой системе есть и элементы сходства, позволяющие объединять отдельные семьи в группы. Эти группы были названы выдающимся французским юристом Р. Давидом «правовыми семьями».
Под правовой семьей понимается совокупность правовых систем, объединенных общностью пути исторического формирования, общностью источников, форм закрепления и выражения норм права, структурным единством, единством понятийно‑категориального аппарата.
С учетом сказанного выделяют следующие правовые семьи:
1) романо‑германскую правовую семью;
2) семью англо‑саксонского общего права;
3) религиозно‑правовые семьи;
4) семью социалистического права;
5) семью обычного права.
К романо‑германской семье относятся правовые системы, возникшие первоначально в континентальной Европе на основе древнеримского права, а также канонических и местных правовых обычаев. Они как бы продолжают римское право, являются результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Господствующая роль в таких системах принадлежит закону и в первую очередь кодексу.
Романо‑германская правовая, существовавшая первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, некоторые страны Азии. Этот процесс объяснялся колонизаторской деятельностью многих европейских стран, а также высоким уровнем кодификации в этих странах в XIX в., которую можно было использовать как образец для создания собственного права.
Семья англо‑саксонского общего права своими корнями уходит в правовую систему Англии. Эта система развивалась автономно и связь с европейским континентом не оказала на нее существенного влияния. Английские юристы любят подчеркивать историческую самобытность и преемственность своего права.
Наряду с английской правовой системой в данную семью входят системы США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и еще тридцати двух стран Британского Содружества Наций.
Историческими корнями английское право уходит в далекое прошлое. После нормандского завоевания Англии (1066 г.) основная нагрузка в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. В их деятельности постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем все суды (общее право). Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным для всех судей – появился судебный прецедент.
С течением времени возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая спорные дела, с которыми обращались к королю, он создал так называемое право справедливости. Оно также стало составной частью прецедентного права, но прецеденты здесь создавались иным путем и касались других отношений, чем общее право.
Реформа 1873–1875 годов слила общее право и право справедливости в единую систему прецедентного права.
Сегодня английское право традиционно продолжает оставаться в основном судебном, разрабатываемом судьями в процессе рассмотрения конкретных дел. Такой подход делает нормы общего права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо‑германских систем. Но одновременно придает праву большую казуистичность и меньшую определенность.
В английском праве отсутствует деление на публичное и частное. В нем значительно в меньшей степени восприняты категории и понятия римского права. Нет в Англии и кодексов европейского типа.
В результате государственного переворота, совершенного в ноябре 1917 года большевиками, в России возникла коммунистическая правовая система. После второй мировой войны она распространилась в Восточной Европе, ряде стран Азии и на Кубе. Душой данной группы систем стала коммунистическая идеология. Так сложилась семья социалистического права. По внешним признакам социалистическая правовая семья имеет определенное сходство с романо‑германской системой. Она достаточно широко использует известную юридическую терминологию, юридические конструкции, правила законодательной техники, в какой‑то степени и деление права на отрасли. Как и другие системы континентального права, она основывалась на верховенстве закона, кодификации основных сфер правового регулирования.
Однако социалистические правовые системы строились на сломе правовых институтов, основывающихся на защите и охране частной собственности, многопартийности и разделении властей. Их нормы устанавливали господство государственной собственности, законодательно признавали руководящую роль коммунистической партии во всех сферах жизни. Законы лицемерно провозглашали полновластие народа, свободу деятельности общественных объединений широкие права и свободы граждан, однако на практике отсутствовали действенные механизмы, материальные и юридические гарантии их реального осуществления.
В настоящее время семью социалистического права составляют правовые системы Китая, Вьетнама, Северной Кореи и Кубы.
Среди традиционных религиозных семей особо следует выделить мусульманскую правовую семью . Правовые системы этой семьи берут свое начало в Коране и считаются плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий.
Вторым по значимости источником исламского права после Корана является Сунна – собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведении своего рода итог толкований Корана и в первые десятилетия после смерти пророка.
Третьим источником мусульманского права служит так называемая Иджма – согласованное заключение древних правоведов, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.
Считается также источником мусульманского права аналогия (кияс) правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или Иджмой, причем Иджма имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.
Два последних источника являлись результатом деятельности многочисленных суннитских и шиитских школ, оказавших огромное влияние на эволюцию мусульманского права.
Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.
Мусульманское право представляет собой яркий пример «права юристов». Оно было создано учеными‑богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно‑обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне. Вместо этого он ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан. Исламское право, как совокупность обязательных предписаний, сформировалось за первые два века существования ислама, в VII–IX веках. После того, как все правовые школы приняли классическое учение о «корнях» мусульманского права, созидательская деятельность юристов пошла на убыль и мусульманская правовая мысль постепенно стала сугубо догматической и архаичной. Идея развития и совершенствования права в зависимости от динамики общественного развития чужда системе исламского права, и в этом состоит основная причина его реакционной роли в современных условиях.
Основные страны в которых действуют исламские правовые системы: Пакистан, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты.
Страны Экваториальной Африки и Мадагаскар являются зоной последней, рассматриваемой в учебнике правовой семьи – семьи обычного права.
Термин «обычное право» означает форму регламентации общественных отношений, основанную на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Если в странах романо‑германского и англосаксонского права выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.
Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Задача суда заключается не столько в том, чтобы устранить причиненное зло, восстановить согласие в общине и обеспечить ее сплоченность.
Другая черта африканского обычного права сводится к том, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов. Так, брачный договор представляет собой скорее соглашение двух семей, нежели союз двух индивидов; развод возможен лишь в согласия семей. Имущество по наследству тоже, как правило, переходит не к индивидам, а к семьям или группам. При возмещении ущерба выплату производит обычно одна семья или клан другой семье или клану. Правами на землю по обычаю наделен не индивид, а группа. Тяжбы также возникают главным образом между сообществами и группами. И, наконец, принцип коллективизма касается и ответственности за проступки: ответственность за деяния несет не отдельный индивид, а вся его семья.
Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев. Включая их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.
Таким образом, современные состояния правовых систем экваториальной Африки соответствует переходному периоду, в ходе которого определяются пути их дальнейшего развития.
Наконец, рассмотрим вопрос о соотношения системы права и системы законодательства. Первая не полностью совпадает с системой законодательства, т. е. с системой нормативно‑правовых актов. Если нормы права представляют собой строительный материал отраслей системы права, то нормативно‑правовые акты строятся из статей.
Однако главное различие между системой права и системой законодательства заключается в следующем. Каждая отрасль права имеет единый предмет и метод регулирования, поэтому нормы отрасли права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства регулируя определенные сферы государственной, экономической, социальной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства не является столь однородным как у отрасли права. Он может включать в себя весьма различные отношения. В силу этого отрасль законодательства не является столь однородной как отрасль права.
Но это только одна точка зрения – естественно‑правовая, в соответствии с которой под правом можно понимать нравственные качества, некие рассудочные построения. В этом случае законодательство становится независимым, оторванным от права. А система права и система законодательства живут отдельной, не связанной между собой жизнью.
Но если стоять на позициях обоснованного нормативизма, полагая, что закон, всего лишь одна из форм права, то тогда законодательством это форма права, его источник – источник права позитивного, положительного, объективного.
|