В зависимости от процессуальных возможностей юристом может быть выбрано одно из двух стратегических направлений: оборона или нападение. Конечно, последнее наиболее желательно, но не всегда достижимо, так как не во всех случаях юрист располагает доказательствами, которые он может противопоставить другой стороне. Искусство обороны как раз и заключается в том, чтобы сделать доказательства противоположной стороны «своими» доказательствами (метод использования чужих доказательств).
Что обычно предлагают юристы
В ситуации, когда юристы не имеют представления о том, как доказательства противника обратить в свою пользу, они категорически не соглашаются на ходатайства противоположной стороны о приобщении документов, вызове свидетелей. Однако бояться всего этого не стоит, поскольку при умелом подходе можно воспользоваться чужими доказательствами и обратить их в свою пользу.
Что можно сделать еще
В первую очередь необходимо добиваться от противоположной стороны признания тех фактов и обстоятельств , которые соответствуют позиции доверителя. Например, ответчик признал иск частично, после чего следует подробно выяснить, с чем он именно согласен, – в ходе вопросов ответчик иногда соглашается с иском в еще большем объеме. Те обстоятельства, которые признаны ответчиком, вы уже не обязаны доказывать. Этот совет может показаться простым и очевидным, но даже судьи иногда подробно не выясняют позицию ответчика, а делать это нужно именно в первом заседании, поскольку впоследствии ответчик может кардинально изменить свою позицию.
Второй вариант – ответчик иск не признал, однако при неоднократных его опросах представителем истца в разных судебных заседаниях выявляется непоследовательность и противоречивость избранной им позиции, а противоречия также могут косвенно подтверждать обоснованность притязания истца.
Нужно иметь в виду, что многие письменные доказательства, представленные противоположной стороной, носят двусмысленный характер, так что они могут быть истолкованы и в пользу защиты, и в пользу обвинения, и в пользу истца, и в пользу ответчика. То же самое мы нередко встречаем при допросе свидетелей, когда свидетели одной стороны, ничего не подозревая, говорят об обстоятельствах, подтверждающих позицию другой стороны. Такое возможно, например, если свидетель был вызван для допроса по определенному узкому кругу вопросов.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Защитник подсудимого, оспаривая гражданский иск о компенсации морального вреда, вызвал свидетеля, который должен был пояснить, что потерпевший непосредственно после полученной травмы выходил на работу и, таким образом, его состояние здоровья было удовлетворительно. Однако я, как представитель потерпевшего, задаю свидетелю совершенно неожиданный для него вопрос об имущественном положении подсудимого, которое тот от следствия всячески скрывал. В результате в ходе допроса свидетеля защиты выяснилось, что подсудимый приобрел дорогостоящее имущество для ремонта автомобилей, при этом защитник явно был недоволен таким результатом допроса.
Для получения максимально возможной информации от свидетеля (любого, а не только свидетеля процессуального противника) нужно придерживаться следующих правил.
1. Планирование допроса . Вопросы свидетелям нужно планировать заранее. Особо тщательно следует готовиться к допросу несовершеннолетних свидетелей, поскольку психика детей имеет существенные отличия от психики взрослых. Неточность показаний детей может быть обусловлена не только их повышенной внушаемостью, склонностью к фантазированию и лжи, но и недостатком словарного запаса, неразвитостью произвольного внимания и памяти, возрастными особенностями восприятия и мышления. Весьма сложная ситуация складывается и при допросе свидетелей из числа сотрудников правоохранительных органов, а также иных явно заинтересованных лиц.
В плане целесообразно предусматривать варианты вопросов в зависимости от того или иного ответа свидетеля. Вроде алгоритма: «если так, то…, если нет, то…». Вместе с тем план допроса не является незыблемым, поэтому вопросы следует формулировать также и в ходе допроса, начатого другими лицами. Обладая некоторым знанием людей и наблюдая за свидетелем, пока его допрашивает ваш процессуальный противник, вы должны разобраться, что он за человек. Анализируя общее поведение свидетеля, характер его ответов, выражение лица, голос, отдельные слова, жесты, нужно сделать вывод, обманывает ли свидетель, либо в его рассказе правда перемешана с ложью.
2. Тактика допроса . Вопросы нужно задавать вежливым тоном , к допрашиваемому крайне важно обращаться по имени и отчеству, даже если он говорит то, чего вам не хотелось бы услышать. Особенно это замечание касается допроса потерпевшего, в присутствии которого не следует без крайней необходимости его критиковать и напоминать в вопросах о сделанном ему зле. Вообще потерпевшему целесообразно задавать как можно меньше вопросов. Если расположить к себе человека, то он может сказать гораздо больше и откровеннее. При этом необходимо учитывать индивидуальность каждого допрашиваемого лица.
Для получения четкого ответа на вопрос сам вопрос должен быть сформулирован коротко, ясно и недвусмысленно . Короткий вопрос не дает возможности уклониться от ответа, а на длинные и многосложные вопросы вряд ли удастся получить вразумительные ответы. Если вы хотите получить полный и точный ответ, то никогда не следует задавать вопросы типа «Вы можете вспомнить?..», «Вы обратили внимание на?..», поскольку свидетель, скорее всего, укажет на то, что он ничего не помнит и ни на что не обращал внимание.
Вопросы нельзя задавать напрямую , чтобы свидетель не смог понять, для чего задан вопрос и какой ответ от него хотят получить. Свидетель должен думать, что вам нужно противоположное. Целесообразно подводить допрашиваемое лицо к главному вопросу постепенно, задав перед этим несколько незначительных вопросов (принцип маскировки главного вопроса). Например, вместо вопроса о том, «видели ли вы из окна убийство», лучше начать с вопроса о том, куда выходят окна квартиры.
Не стоит сразу же соглашаться с ответом «не помню», так как такой ответ может быть обусловлен не забывчивостью допрашиваемого, а стремлением скрыть определенные факты. Поэтому вопрос необходимо попробовать задать повторно.
Нельзя задавать бесцельные вопросы или вопросы, на которые ответ неизвестен (вопрос на авось) либо очевиден, что не в вашу пользу (например, сотруднику полиции – оказывал ли он давление на клиента или как может охарактеризовать клиента). Нужно иметь чувство меры и вовремя закончить допрос, поскольку лучший вопрос – это незаданный вопрос.
И последнее. Часто юристы допускают такую ошибку: получая на вопрос ясный и желанный ответ, они вновь пытаются выяснить у свидетеля те же самые обстоятельства. Как сказал классик, «не троньте, что хорошо».
|