Вопрос о законности, се роли в жизни общества имеет важное научное и практическое значение. Законность является необходимым условием для развития и укрепления демократического общества, правовой основой демократии.
Законность можно рассматривать как принцип права, как режим общественной жизни, как принцип организации и деятельности государственного аппарата, как метод реализации права.
Наиболее часто законность рассматривается именно как метод реализации права.
В этом смысле законность представляет собой строгое и неуклонное исполнение законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами права – должностными лицами, гражданами, государственными органами, общественными организациями.
Законность играет важную роль в жизни общества. На основе законности обеспечивается подлинное народовластие, т. е. участие населения в осуществлении власти, управлении всеми делами государства и общества. Формирование органов государственной власти, их деятельность, отношения органов государственной власти между собой и с гражданами, охрана прав и свобод граждан могут успешно осуществляться только на основе соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов.
В экономической сфере жизни общества роль законности состоит в том, что совершенствование производительных сил общества, усложнение хозяйственных связей, развитие рыночных отношений, научно‑технический прогресс, решение глобальных проблем, в том числе задачи охраны окружающей среды, объективно усиливают необходимость исполнения требований законов и подзаконных актов каждым членом общества.
Законность имеет существенное значение для всесторонней и эффективной деятельности правоохранительных органов, связанной с пресечением нарушений законов и подзаконных актов, их искажением или попытками обойти в угоду ведомственным или местническим интересам.
Основу законности составляет ряд се важных принципов (требований).
1. Верховенство закона, т. е. приоритет закона, прежде всего конституции страны, над всеми остальными правовыми нормативными актами, субординация правовых нормативных актов в соответствии с их юридической силой.
2. Единство законности, т. е. всеобщность действия законов и подзаконных актов, единое их понимание и применение на всей территории страны.
3. Всеобщность законности, т. е. равенство всех лиц перед законом, недопустимость каких‑либо необоснованных привилегий, исключений для отдельных граждан, социальных групп, государственных органов или общественных организаций.
4. Реальность законности, т. е. реальное (фактическое), а не формальное осуществление всеми субъектами права своих прав, свобод и обязанностей, установленных законами и подзаконными актами.
5. Неотвратимость юридической ответственности за правонарушение, т. е. ни одно правонарушение не должно оставаться без внимания государства, а виновные должны быть привлечены к юридической ответственности.
6. Сочетание законности и целесообразности, т. е. выбор наилучшего варианта осуществления требований закона, но исключительно в рамках закона. Отступление от требований закона по соображениям пользы, эффективности, гуманности и т. п. недопустимо.
7. Сочетание законности и справедливости, т. е. требования законов и подзаконных актов должны отражать идеалы справедливости – демократизм, равноправие, гуманизм, своевременность.
Законы и подзаконные акты не могут быть реализованы автоматически, без соответствующих условий и средств.
Гарантии законности – это комплекс общих и специальных условий, обеспечивающих соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов.
К общим условиям, обеспечивающим соблюдение и исполнение законов и подзаконных актов, относятся политические, экономические, социальные и духовно‑нравственные (идеологические) гарантии.
Политические гарантии представляют собой функционирование политической системы общества, ее политических институтов, обеспечивающих участие населения в управлении делами общества и государства, в том числе в нормотворческой и правоприменительной деятельности, т. е. развитие институтов непосредственной и представительной демократии.
Под экономическими гарантиями понимают способность экономической системы общества обеспечивать рост экономического потенциала страны, противостоять экономическим кризисам.
Социальные гарантии представляют собой способность общества обеспечивать материальной достаток населения, достойный уровень его жизни, заботиться о малообеспеченных членах общества.
К духовно‑нравственным {идеологическим) гарантиям относится деятельность общества по правовому воспитанию своих членов, повышению правового сознания и правовой культуры населения, его правовой активности.
К специальным условиям, обеспечивающим законность, относятся юридические средства и юридические нормы, получившие наименование юридических гарантий.
В число юридических гарантий входят:
• средства предупреждения, выявления и пресечения правонарушений;
• средства зашиты населения от правонарушений;
• право на обжалование действий должностных лиц, нарушающих закон;
• равноправие граждан перед законом и судом;
• презумпция невиновности и др.
С законностью тесным образом связано другое правовое явление – правовой порядок (правопорядок).
Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности, которое выражается в правомерном поведении участников этих отношений. Это непосредственный результат реализации (соблюдения и исполнения) требований норм права.
Выделяют три основных элемента правопорядка:
– право и законность , которые составляют нормативно‑правовую основу правопорядка;
– правомерное поведение как содержание правопорядка, фактический результат действия права;
– субъекты права (участники правоотношений), наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями.
Правопорядок является следствием функционирования права и законности, юридически оформляет фактически сложившуюся упорядоченность общественных отношений и обеспечивает правомерное поведение его участников.
Реализации права во многом характеризуется законностью которая может быть определена и как аспект общеобязательности права и как соответствующая идея, а как особая политико‑правовая реальность, относящаяся к глубинным элементам структуры права и существенно влияющая на эффективность правового регулирования.
В целом законность может быть охарактеризована как реальность права, такая реальность, когда его требования, гарантированные им возможности: последовательно, полно и точно претворяются в жизнь.
Этот подход принципиально важен для теории права в нескольких отношениях.
Во‑первых, понятие законности – одна из граней реалистического отношения к праву, к его общеобязательности, к его силе и ценности.
Во‑вторых, существенное значение имеет принцип (идея) законности, который непосредственно выражает уровень гуманистического содержания господствующего мировоззрения, природу данной общественной системы, ее нацеленность на обеспечение и охрану прав личности, по исключению естественной жизни произвола и бесправия личности.
В‑третьих, понятие законности позволяет еще раз – после рассмотрения собственно права и правосознания и ряда специальных правовых вопросов – обратиться в рамках общетеоретической проблематики к высокозначимым общественно‑политическим вопросам. Анализ законности как особого самостоятельного общественно‑политического явления позволяет определенным образом охарактеризовать данную правовую систему, увидеть связь законности с природой социального строя, с особенностями свойственного стране политического режима.
Сама по себе законность непосредственно связана с демократией.
А глубокое единство демократии и законности возникает лишь, а условиях правового государства и правового гражданского общества.
Основные требования законности, проявляющиеся в условиях демократических политических режимов это:
1) всеобщность права, т. е. необходимость развитого, совершенного законодательства – такого, при котором все общественные отношения, нуждающиеся в юридическом опосредовании, регулируются законом, а не произволом, или чьей‑либо прихотью; в законодательстве не должно быть таких существенных пробелов и таких несовершенств, которые бы давали возможность для произвольных действий;
2) верховенство конституции и закона, т. е. подчиненность всех иных нормативных и индивидуальных актов действующим законам, а всех законов и других актов государственных органов – конституции;
3) равенство всех перед законом, предъявление всем участникам общественных отношений одинаковых требований, отсутствие у кого‑либо привилегий;
4) наличие социальных и юридических механизмов, обеспечивающих реализацию прав (строжайшее соблюдение и исполнение обязанностей; беспрепятственные возможности для исполнения субъективных прав);
5) гарантированное качественное применение права, активная и решительная борьба с правонарушениями, неотвратимость юридической ответственности для всех, кто нарушил закон;
6) стабильность, устойчивость правопорядка, эффективная работа всего механизма правового регулирования. Эти требования и образуют законности и в конечном итоге должны привести, в соответствии с идеалами законности, к тому, чтобы все изложенное в юридических нормах могло стать реальностью, переключилось в фактическое поведение участников общественных отношений, в действительную правомерность этих отношений в строгий правопорядок.
Непосредственным итогом правового регулирования, венцом действия права в условиях правового государства является правопорядок – состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающее реальное, практические осуществление требований права и режима законности.
Понятия «законность» и «правопорядок» близки друг к другу, обычно употребляются в одном ряду (или даже как взаимно заменяемые). И все же правопорядок – результат законности, характеризующий степень осуществления ее требований, причем так, что реализуются глубокие правовые начала, дух права. Если законность представляет собой режим общественно‑политической жизни, который вводит известные требования, то правопорядок – это уже фактическое «правовое состояние» упорядоченности общественных отношений, та нормальная правовая жизнь, которая наступает в результате реализация требований законности.
Будучи венцем, итогом действия права, правопорядок как бы замыкает цепь основных общественно‑политических явлений из области правовой надстройки (право – законность – правопорядок).
Основные черты правопорядка рельефно и ярко выражают особенности соответствующей правовой системы в целом.
|