«Еврейская энциклопедия» пишет:
«… Постоянно пропагандируемое мнение, что‑де в новейшее время погромы характерны именно для России, является очевидной фальсификацией. Необходимо ещё сказать и о том, что острые конфликты между основным населением и евреями возникали, как правило, на экономической почве…».
После изгнания из Испании и Португалии евреи (сефарды) устремились главным образом в европейские и азиатские владения Турции. То есть если раньше евреи пришли в Испанию с арабского Востока, то в XVI веке они двинулись обратно из Испании на турецкий Восток, ближе к Палестине.
Сефардов осталось в Европе немного, преимущественно в Италии и Голландии, теперь свою роль в истории начали играть немецкие и польские евреи – ашкенази – потомки хазар, тюркских племён, принявших иудаизм и появившихся в Западной Европе в результате разгрома Русью Хазарского каганата.
Хазары – это был воинственный народ, с седьмого по десятый век населявший Кавказ. У хазар было мощное государство, флот на двух морях – Чёрном и Каспийском, три столицы – летняя, зимняя и военная. Они исповедовали неизвестную в настоящее время веру. Обожествляли соль, а свои храмы вытесывали в подземных слоях соли или в соляных скалах на поверхности земли (Павич М. Хазарский словарь. Санкт‑Петербург, 1998).
Дуглас Рид (Спор о Сионе, 1994) пишет, что хазарское царство в период своего расцвета около 600‑го года нашей эры простиралось от Черного до Каспийского моря. «Хазары были народом татарской или тюркско‑монгольской расы, и “Еврейская Энциклопедия” пишет, что их каган или вождь “вместе со своими вельможами и большей частью до тех пор языческого народа перешли в иудейскую веру, вероятно, около 679 года нашей эры”».
Об этом свидетельствует переписка между министром иностранных дел кордовского султана с хазарским царем (каганом), относящаяся примерно к 960 году н. э. «Согласно “Еврейской Энциклопедии”, еврейские историки не сомневаются в подлинности этой переписки, где впервые встречается слово “ашкенази” в применении к ясно обозначенной, до того неизвестной группе “восточных евреев”».
«Эти тюркско‑могольские “ашкенази” не имели, таким образом, кроме веры, абсолютно ничего общего с евреями, известными до тех пор западному миру – сефардами». Эта новая группа людей не имела ничего общего по своему происхождению с какими бы то не было евреями, «детьми Израиля» или иудейским племенем. «Они называли себя “евреями” только в знак приверженности их к определенной политической программе» (Дуглас Рид).
«Когда они стали известны в Европе как “восточные евреи”, то им помогла переделка слова “иудаист” или “иудей” в “еврея”, поскольку, разумеется, никто никогда не поверил бы, что они были иудеями или выходцами из Иудеи . С той поры, как они стали руководителями еврейства, догма “возвращения” в Палестину стала проповедоваться от имени народа, не имеющего ни капли семитской крови, ни даже намека на палестинское происхождение их предков…» (Дуглас Рид).
В Хазарском каганате правитель‑каган делил власть с соправителем (беком, происходившим из хазар); по рангу он был выше бека, хотя беком и назначался на эту должность. Соправители кагана были обычно прекрасными воинами. Считается («Хазарский словарь»), что название «каган» «происходит от еврейского слова “коэн”, что значит князь. Первого кагана после принятия хазарским царством иудаизма звали Сабриел, а жену его Серах». О евреях‑каганах упоминают и арабские источники Х века.
Хазарский каган не позволял смешивать веру с государственными и военными делами, говоря: «Если бы у сабли было два конца, она называлась бы киркой».
После принятия иудаизма в Хазарском каганате систематически совершались действия, подрывающие национальные особенности хазар‑туземцев – это действия против хазарской церкви (закрытие храмов), закрытие хазарских кладбищ. Дело дошло до того, что только в столице каганата Итиль сохранялись хазарские кладбища.
После изгнания евреев из Испании значительная часть их поселилась в Италии, где они жили относительно спокойно. Но, видимо, все желания местного населения и властей приобщить вновь прибывших к производительному труду и участию в общественной жизни потерпели неудачу, кроме того, со стороны евреев предпринимались действия, подрывающие христианскую веру, что привело к ухудшению положения евреев в стране.
Папа Павел I установил для евреев Рима и других городов центральной области ряд ограничений: евреи должны были жить в особых кварталах, носить особую одежду для отличия от христиан. Христианам запрещалось жить у евреев в качестве домашних слуг, нянек, кормилиц, пировать вместе с ними, лечиться у еврейских врачей, запрещалось называть еврея «господином».
«Ношение отличительной одежды было обязательно для евреев, без различия пола и звания. Мужчины носили на голове жёлтую шапку (баррет), а женщины – головной убор из куска жёлтой материи… Все эти унижения были направлены к тому, чтобы заставить евреев отречься от своей веры и принять крещение. Для этой цели была установлена “принудительная проповедь”: евреев насильно заставляли слушать в церквах проповеди католических священников» (С. М. Дубнов).
Но здесь идёт изложение проблемы взаимного жительства местного населения с евреями с еврейской точки зрения. С точки зрения властей – это были попытки хоть насильственными мерами оторвать евреев от влияния кагалов, приобщить их к совместному труду с коренным населением на благо страны, которую евреи считали только временным убежищем.
Пояснение:
Кагал (ивр. каал – община, толпа, скопление народа) – форма еврейской общинной самоорганизации в Польше и России в XVI–XIX вв. Руководство кагала, формировавшееся по олигархическому принципу, руководило всей жизнью еврейской общины, в том числе отвечало за сбор налогов перед государством. Кагалы играли роль посредников между общиной и нееврейской властью («Карманная еврейская энциклопедия»).
Иными словами, кагалы представляли собой организованные евреями гетто, управлявшиеся по своим законам и сносящиеся со страной проживания с помощью своих руководителей.
С открытием Америки в качестве торговых посредников выдвинулись Голландия и Англия, куда и хлынули богатые купцы, врачи, бывшие чиновники и офицеры, и очень скоро из них образовалась большая община в Амстердаме и других городах Голландии. Как и везде, евреи не стремились сближаться с туземцами, хотя и пользовались всеми правами; они управлялись советом старейшин, который имел право наказывать непослушных членов общины или вольнодумцев по своему усмотрению.
Дубнов отмечал: «Реформация ослабила в протестантских государствах власть церкви, но не уничтожила вражды к иноверцам. Положение евреев изменилось только в том отношении, что теперь их больше притесняли светские власти, чем духовные».
При этом еврейские философы, политики, мудрецы не дают чёткого ответа на вопрос: а почему? Казалось бы, от ответа на этот вопрос должно в корне измениться положение евреев, но этого‑то и не нужно было сначала руководителям кагалов, а потом – сионистам.
Известно, что реформаторство, появление реформаторской церкви связано с именем Мартина Лютера, который в первые годы своей деятельности в 1523‑м году учил: «…евреи – наши кровные родственники и братья нашего Господа… К ним надо применять закон не папской, а христианской любви, принимать их дружелюбно, давать им возможность работать и промышлять с нами».
Но «недолги были радости»: несколько позже Мартин Лютер стал говорить (1543 год), что евреев нужно преследовать как врагов Христовых, разрушать до основания их синагоги, «во славу нашего Господа и христианства», отбирать у них книги Талмуда и молитвенники, запретить раввинам обучать закону веры, стеснять евреев ещё больше в их промыслах, а здоровых отправлять на принудительные работы.
Почему имела место такая «загогулина»? Еврейские авторы не дают ответа на этот вопрос.
Между тем еврейские погромы в Западной Европе шли своим чередом: во Франкфурте‑на‑Майне, в другой многочисленной еврейской общине в Вормсе. В Австрии (в Вене) евреям разрешалось жить только в особом квартале, как утверждает еврейский историк С. М. Дубнов.
Но вот, по прошествии 500 лет, когда евреи давно уже получили все права и даже больше, чем все, в Вене существует еврейский квартал, и хотя он не огорожен стеной, на домах его установлены видеокамеры, а полицейские машины регулярно патрулируют его. Здесь же рядом с мемориалом сожжённой синагоги находится и её новое здание, а кошерную пищу можно отведать в расположенном здесь же ресторане.
Вернёмся в Австрию XVII века: в 1670 году был обнародован указ о выселении евреев из Вены и герцогства австрийского, по которому, несмотря на предлагавшиеся огромные взятки, несколько тысяч евреев покинули Австрию.
В Германии: «Несмотря на наступление нового времени, средневековые порядки ещё твёрдо держались в еврейских кварталах. Юноши с ранних лет питали свой ум только талмудической наукой, ей же посвящали свой досуг люди средних классов, а простолюдины и женщины удовлетворяли свою духовную пытливость чтением нравоучительных книг, которые стали появляться на разговорном немецко‑еврейском наречии…» (Дубнов).
Теперь посмотрим, что происходило в Австрии XVIII века, где австрийский император Иосиф II (1780–1790) издал указ об учреждении еврейских начальных школ для изучения общих наук и еврейского языка. «Этот указ вызвал тревогу среди евреев Австрии, Богемии и польской Галиции, присоединённой тогда к австрийской империи. Набожная еврейская масса и её духовные пастыри опасались, что новые школы будут отвлекать народ от изучения закона веры и Талмуда» (Дубнов).
И здесь в очередной раз возникают вопросы: кто виноват в изоляции евреев от коренного населения стран пребывания? Кто держал их в темноте и невежестве? Почему хасиды до сих пор носят одежду, подчёркивающую их исключительность и отличие от туземцев?
В 1848‑м году в Германии, Австрии и Италии произошли революции, в которых самое деятельное участие приняли евреи, естественно, следствием революций стало провозглашение гражданского равноправия евреев. Равноправие евреев было узаконено во всей Германии, в 1867‑м году Конституция признала равноправие евреев в Австро‑Венгрии.
Развитие равноправия во Франции привело к тому, что в Париже в 1860‑м году было создано общество «Всемирный еврейский союз», призванный защищать интересы евреев и распространять среди них европейское просвещение.
Казалось бы, всё шло хорошо, но: «В последней четверти XIX века в Европе началось новое движение против евреев, названное антисемитизмом (против семитов), но представляющее, в сущности, только попытку воскресить старую средневековую юдофобию в новой форме» (С. М. Дубнов).
Естественно, развитие антисемитизма, а правильнее – юдофобии, так как к этому моменту абсолютное большинство евреев к семитам не имели никакого отношения, а были потомками тюркского племени хазар, принявших иудаизм, стало объясняться евреями тем, что это вызвано их талантами и успехами в различных областях деятельности.
|