В современном русском языке имеется слово «еврей» которое употребляется для названия национальной принадлежности людей, которые произошли от тюркского племени хазар, принявшего иудаизм, хотя против употребления этого слова возражал Григорий Бостунич (Масонство и русская революция, 1922):
«Ни в Европе, ни в России евреев совсем нет или очень мало, и неизвестно даже, кто к ним принадлежит: собственно евреи населяли царство израильское, разрушенное ассириянами, рассеявшееся и исчезнувшее неизвестно куда; но в Европе и России распространились… потомки Иуды, т. е. жиды…».
На всех языках они так и называются «жиды», а не евреи: по‑французски – жюив (еврей по‑французски – «эбро»), по‑немецки – юдэ (еврей по‑немецки – «гебреер»), как они сами себя называют…
Удивительно, что это обстоятельство, известное половине грамотных мужиков, совершенно неизвестно русскому невежественному интеллигенту. Интересно, как он назвал бы жида в Польше, где слова «еврей» совсем нет? Или как бы он именовал его в Галиции, где, достигнув «панского» положения и гордясь своим происхождением от Иуды, еврей требует, чтобы его называли именно «жидом»?..
Правда, слово «жид» возбуждает некоторое отвращение… но тогда нужно бы хлопотать о замене его тождественным словом «иудей», и только невежество и раболепство нашей интеллигенции укрепили в жидах смелость требовать себе наименования «еврей» вместо научного и точного названия «жид»…
Станислав Куняев (Возвращенцы. М, 2006) пишет: «Да, слово “жид” можно поставить вне закона. Давайте окончательно легализуем мат и порнографию, но слово “жид” страшнее любого матерного слова, выжжем калёным железом! Для этого парламенту относительно этого слова надо принять соответствующий закон (такого закона нет). Нам придётся изъять из всех общественных библиотек все книги, в коих это слово присутствует: “Повесть временных лет” легендарного Нестора, древнерусские былины об Абраме‑Жидовине, изданные недавно тома Даля с толкованием запрещённого слова, многие книги Пушкина, Достоевского, Гоголя, Некрасова, Блока, Есенина… Нам придётся переименовать историческое понятие “ересь жидовствующих” в “ересь еврействующих”, всемирно известного писателя Андре Жида в Андре Еврея, а легендарный персонаж библейской истории Вечный Жид также отныне в России должен называться Вечным Евреем…
Книги Ветхого Завета полны оскорбительных выпадов против народов, чьи потомки живут и здравствуют и поныне…
Русские былины, песни и пословицы полны сюжетов, которые, при желании, любой нынешний ничтожный юрист может трактовать как антисемитские и антитатарские…».
Если открыть книгу «Русские пословицы и поговорки» (М., 1988), то из неё следует, что евреев в России не было и нет, так как в книге, состоящей из 431‑й страницы, нет ни одной пословицы, которая была сказана или написана про евреев и начиналась бы на знаковую букву «е» или «ж».
Открываем другую книгу – «Собрание народных песен П. В. Киреевского», песен, собранных в первой половин XIX века:
…По божьему закону поживите:
Мать детей не проклинайте,
Мать детей жидами не называйте.
Жиды во Христа бога прокляты,
Жиды за Христом богом гоняли,
Жиды Христа бога распинали…
Другая песня начинается такими словами:
Жил лукавый Юда,
Запродал Христа на распятие…
Как отмечает В. Н. Афанасьев – составитель книги «Русские писатели о евреях», «ни одному другому народу не посвящено на Руси столько пословиц и поговорок, сколько жидам. Их больше, чем пословиц и поговорок, посвящённых всем другим народам, вместе взятым…».
Вот только две пословицы, взятые у В. Даля:
«Льстив жид в бедности, нахален в ревности, изверг при властности»;
«Назови жида братом, он и в отцы полезет» .
Во времена, когда действовал декрет об антисемитизме, существовал анекдот:
«Один приятель встречает другого на трамвайной остановке и спрашивает, что он там делает.
– Трамвай подъевреиваю».
Известно, что слово «жид» вместо современного слова «еврей» употреблялось в Древней Руси и осталось надолго в языке других национальностей, например, малороссов. Поэтому в дальнейшем оба термина будут употребляться в их исторической последовательности и применимости.
С. Куняев продолжает: «Объявить всё это вне закона можно, как и начать историю всего человечества с чистого листа, но это не под силу ни нынешнему министру юстиции, ни главе президентской администрации, ни самым умным законодателям, ни Совету безопасности ООН, ни даже НАТО…».
Евреи в России (немного истории)
С. М. Дубнов писал:
«Появление евреев в землях, вошедших потом в состав южной Руси, относится к очень древнему времени. Ещё в первые века христианской эры встречались еврейские поселения в греческих владениях, к скверу от Чёрного моря и на Крымском полуострове. Там жили выходцы из близкой Византии, имевшей в этих странах свои колонии. Две греческие надписи на памятниках, найденных близ Керчи и относящихся к 80–81 годам христианской эры, свидетельствуют о существовании в этой области “синагоги иудеев”, то есть еврейской общины и молельни».
В VII веке у берегов Каспийского моря возникло сильное Хазарское государство, жители которого сначала были язычниками тюркского племени, затем приняли иудаизм. После того как киевский князь Святослав завоевал их города и вытеснил их из Каспийской области, хазары частично переселились в Крым, частично рассеялись по русским землям.
Русский летописец Нестор рассказывает, что в 986‑м году прибыли в Киев «хазарские» евреи с целью уговорить Киевского князя Владимира принять иудаизм.
С. М. Дубнов так излагает легенду:
«Хазарские евреи, как гласит предание, уговаривали его принять иудаизм, но Владимир спросил: “Где же ваша земля?”. Евреи отвечали: в Иерусалиме. “А вы там живёте?” – спросил князь. “Нет, – отвечали евреи. – Бог разгневался на наших предков и рассеял их по разным странам”. Тогда Владимир сказал: “Как же вы других учите, если вы сами отвергнуты Богом и рассеяны?”. Вслед за этим князь принял крещение и крестил свой народ… На Руси установилось такое же отношение к еврейству, как в Византии».
В 1113‑м году после смерти Святополка в Киеве вспыхнуло народное восстание, в ходе которого прошёл еврейский погром, было разграблено их имущество, так как действия евреев вызывали, мягко говоря, недовольство коренного населения. Евреи, пользуясь такими способами, как незаконное ростовщичество, продажа водки, содержание домов терпимости, захватывали определённые области жизни и торговли.
Перепуганные богатые горожане стали звать на княжение Мономаха: «Приходи, князь, в Киев; если же не придёшь, то знай, что много зла сделается, – пойдут на бояр и на монастыри».
Так в 1113‑м году великим князем Киевским стал Владимир Мономах (1053–1125).
«Избрание Владимира Мономаха на Киевский стол было признано всем народом, который очень любил его, и всеми князьями, которые боялись и уважали Мономаха. Мономах вступил в великое княжение, уже имея 60 лет отроду, будучи богатым и сильным князем. Власть свою он умел держать крепко: те из князей, кто решался идти против его воли, жестоко платились за наклонность к междоусобию. Великий князь умел смирить непокорных и поддержать порядок в стране. Точно так же умел он быть грозным и для половцев, которые при нём не смели тревожить Русь. Понятно поэтому то чувство преданности и любви, какое питали к Мономаху русские люди» (Платонов С. Ф. Учебник русской истории для средней школы, написанный во времена начала царствования Николая II).
После погрома киевляне обратились к Владимиру Мономаху, они просили освободить их от евреев, которые отняли у них промыслы и разорили многих из русских купцов.
Мономах решил дело так: «Так как во всех княжествах поселилось много жидов, а как пришли они на Русь с позволения прежних князей, то я не могу допустить несправедливость относительно их без совета прочих князей, и притом если начнут их убивать, то пострадает много невинных. Поэтому я созову немедленно на совет князей».
Князья собрались в 1114‑м году в Видубичах и постановили: «Выслать жидов из русской земли со всем их имуществом и впредь не принимать их, а если они тайно войдут, то вольно их убивать и грабить» (Липранди А. П. Равноправие и еврейский вопрос, 1911).
После этого началось выселение евреев, но, по свидетельству летописца, даже в княжение Владимира Мономаха евреи встречались и в Киеве, и в других городах. В 1124‑м году они сильно пострадали от пожара, истребившего значительную часть города, но Киев привлекал к себе еврейских купцов как крупнейший город, через который шла торговля Западной Европы с Азией.
Но евреи Руси не ограничивались получением только материальных выгод от своего пребывания в ней. Во времена княжения Ивана III Васильевича (1440–1505) в Новгороде возникло еретическое движение, получившее название «ересь жидовствующих» .
«Электронная еврейская энциклопедия» так пишет о нём:
«Возникновение этой ереси в Новгороде, по словам летописца, связано с тем, что Схария Жидовин, прибывший в город из Киева в свите князя Михаила Олельковича (Александровича) в 1471 г., “совратил в жидовство” новгородских священников Алексея и Дениса, которые, по‑видимому, стали главными распространителями ереси в городе. Великий князь московский Иван III (Васильевич) назначил этих священников на высокие церковные посты в Москве. Таким образом в Москве возник новый центр ереси, к которой примкнула невестка великого князя Елена и влиятельный придворный дьяк Фёдор Курицын…».
Ересь в Новгороде продолжала распространяться на основе учения раввина Маймонида, а в числе ею заражённых оказался даже настоятель Софийского собора протопоп Гавриил, целью же еретиков был захват власти.
«Новгородский архиепископ Геннадий, стремясь искоренить ересь, начал преследование еретиков. У арестованных были обнаружены тетради, по которым они “молились по‑жидовски” (возможно, “Псалтырь Фёдора Жидовина”, которая была, по существу, русским переводом махзора ). Часть еретиков под пытками отреклась от ереси, часть бежала в Москву, где нашла покровительство великого князя» («Электронная еврейская энциклопедия»).
Несмотря на противодействие митрополита Московского Геронтия, архиепископу Геннадию удалось заручиться поддержкой влиятельных епископов, и в 1488 году созвать собор, на котором новгородские еретики были осуждены.
Но «поставление в 1491 году митрополитом еретика Зосимы привело тайное общество жидовствующих в господствующее положение не только в сфере административно‑государственной, но и в области церковного управления. И всё же звёздный час еретиков приходится на время более позднее – на 1497–1498 годы, когда наследником престола был официально объявлен Дмитрий, внук Иоанна III, сын Иоанна Молодого, умершего в 1490 году. Особый вес получила в этой ситуации мать наследника – Елена, склонявшаяся к ереси и удерживающая великого князя от крутых мер против неё» (митрополит Иоанн).
Только в 1495 году удалось сместить Зосиму, а в 1499 году путём сложных дворцовых интриг – вызвать гнев великого князя на главных сторонников ереси при дворе.
«Ересь жидовствующих» как появилась при Иване III, которого еретики безуспешно пытались привлечь на свою сторону, так при нём и была разгромлена. Произошло это так: Иван III в 1502 году назначил наследником своего сына Василия, а после смерти Курицына в 1504 году, санкционировал преследование жидовствующих. Собор под председательством митрополита Симона, созванный для искоренения ереси, носил политический характер и был направлен против царицы. «Некоторые из еретиков были сожжены на кострах, некоторые бежали в Литву, где формально приняли иудаизм. В результате этих событий ересь жидовствующих исчезла с политического и культурного горизонта Руси» («Электронная еврейская энциклопедия»).
Но память об этих событиях сохранилась не только в истории России, но и в литературе. Так в романе И. И. Лажечникова «Басурман» говорится, что в то время «не было выгодной должности, которую не брали бы на себя потомки Иудины… Особенно на Руси, несмотря на народную ненависть к ним, в Пскове, в Новгороде и Москве шныряли евреи…».
Современный историк профессор Игорь Фроянов в интервью газете «Советская Россия» так говорит о проводниках «ереси жидовствующих»:
«Как выяснилось позже, они метили выше – разрушить русское государство. Из “ереси жидовствующих” вытекали реформы, направленные в первую очередь на изменения традиционного государственного строя Московской Руси и в первую очередь отношений между церковью и государством… когда еретики целились в церковь, то всякий раз они наносили удар и по государству. Таким образом, объективно проповедь ереси должна была привести к разрушению всей политической системы русского общества…
…“Ересь жидовствующих”, на мой взгляд, была первым опытом информационно‑психологической агрессии против нашей страны. Скажу больше, то была первая попытка взорвать Россию изнутри. К счастью, в конце XV – начале XVI века еретиков удалось подавить. Это произошло в основном благодаря усилиям архиепископа Новгородского Геннадия и особенно – настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого. Они мобилизовали общественное мнение, подняли мощную волну протестов и недвусмысленно обличили Ивана III в попустительстве еретикам…».
При Василии III (1479–1533) – сыне Ивана III и Софьи Палеолог, по свидетельству иностранцев, коренное население так ненавидело иудеев, что «содрогалось при одном имени их».
«Когда жидовство, – пишет Г. Федотов, – оправившись от гонений, начало снова поднимать голову, известный деятель той эпохи Иосиф Волоколамский писал Василию III:
“…Если ты, Государь, не позаботишься и не подвигнешься, чтобы подавить их тёмное еретическое учение, то придётся погибнуть от него всему православному христианству”.
В Московской Руси хорошо были осведомлены о том, что в Польше евреям сдали на откуп православные церкви и что они пускают в церковь только тех, кто внёс им установленный сбор. Поэтому евреям, несмотря на поступавшие от них просьбы, не разрешали приезжать на жительство в Московскую Русь, а тех, кто уже жил, изгоняли из Москвы».
В 1526‑м году русский посланник Дмитрий Герасимов говорил Римскому папе:
«Евреи для нас отвратительнее всех, даже простое упоминание их имени внушает нам отвращение; мы не позволим им приезжать в нашу страну, поскольку это низкие и злобные люди…».
|