Понедельник, 25.11.2024, 14:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Евреи в России: Иван Грозный и его преемники

Сын Василия III и его жены от второго брака – Елены Глинской – Иван IV Грозный (1530–1584) получил престол в семилетнем возрасте. К этому времени еврейские купцы из Польши и Литвы приезжали в Россию только временно по торговым делам, но права на постоянное жительство не имели.

Об отношении Ивана Грозного к евреям свидетельствует такая история.

В 1550‑м году польский король Сигизмунд‑Август II просит царя разрешить пребывание в Москве нескольким еврейским торговцам. Царь отвечает:

«Что касается того, что ты нам пишешь, чтобы мы разрешили твоим жидам въезд в наши земли, мы уже много раз писали тебе о мерзких деяниях жидов, которые отвращали наших людей от христианства, привозили в нашу державу отравленные лекарства и причинили много зла нашим людям. Тебе, нашему брату, должно быть стыдно писать нам о них, зная все их преступления…».

Когда же царь Иван Грозный в 1563‑м году отобрал у поляков город Полоцк, он повелел окрестить всех местных евреев, а не желавших креститься – топить в Двине.

В. Энгель («Евреи в Московской Руси в период средневековья») отмечает, что наследники Ивана Грозного придерживались той же линии, исключением явился период между 1605‑м и 1613‑м годами, известный как Смутное время.

Царь Фёдор Иванович (1557–1598) – сын Ивана Грозного и Анастасии Романовой, по свидетельству современников «от младенчества даже и до конца живота своего… о мирских ни о чём попечения не имел, токмо о душевном спасении».

Правление царя Бориса Годуновв (1552–1605), пришедшего к власти после смерти царя Фёдора Ивановича, закончилось Смутным временем, про которое «Электронная еврейская энциклопедия» пишет:

«Значительные масштабы принял въезд евреев в Московскую Русь в Смутное время, особенно в правление Лжедмитрия I (1605–1606), пришедшего к власти с помощью польского войска. Евреи входили в свиту самозванца и пострадали при его низложении. По некоторым сообщениям, претендовавший на московский престол Лжедмитрий II был выкрестом из евреев и служил в свите Лжедмитрия I…».

Царь Михаил Фёдорович (1596–1645), избранный на царство в 1613‑м году, водворил в государстве «порядок и успокоил его, хотя был молод и неопытен» («Отечественная история для народных училищ», изданная в начале царствования Николя II).

«В манифесте 1613 г., изданном при избрании на царство Михаила Фёдоровича Романова, выражалось возмущение появлением в Москве во времена Смуты “злобных еретиков, кальвинистов, лютеран, армян, римских папистов и еврейских богоубийц, осквернителей наших церквей”, что касается Лжедмитрия II, он прямо характеризуется как “вор, родом жидовин”…» (Энгель В. Курс лекций по истории евреев в России).

Царь Алексей Михайлович Тишайший (1629–1676), вступивший на престол после смерти отца, изгонял евреев даже из временно занятых русскими войсками городов. В присоединённых тогда к Руси областях Малороссии евреи тоже не имели постоянного места жительства.

Во время царствования Алексея Михайловича (он вступил на престол в 1645‑м году в возрасте 16 лет), не довольствуясь западной и юго‑западной Русью, евреи из Польши проникали в Великороссию по торговым и прочим делам. При этом делались попытки насаждения иудаизма. Это привело к появлению в 1649‑м году «Уложения» Алексея Михайловича, где в 24‑й статье XXII главы говорилось:

«Будет кого бусурман какими‑нибудь мерами, насильством или обманом, русского человека к своей бусурманской вере принудит и по своей бусурманской вере обрежет, а сыщется про то допряма: и того бусурманина по сыску казнить – сжечь огнём без всякого милосердия. А кого он русского человека обусурманит и того русского человека отослать к патриарху или ко иной власти и велеть ему учинить указ по правилам свв. апостол и свв. отец…».

Появление еврейских купцов в Москве, естественно, не вызывало радости русского купечества, так как появлялись конкуренты, торгующие контрабандными польскими товарами. В результате недовольства населения появился Торговый Устав 1667‑го года , согласно которому иноземцы не имели права торговать в розницу и ездить со своими товарами по ярмаркам. В крупные русские города, в том числе в Москву, допускались иноземцы, в том числе и евреи – подданные России, лишь имеющие специальные царские грамоты.

Через двадцать лет после появления «Уложения», в 1669‑м году , в 109‑й статье устава «об убийственных делах» приведённая выше статья «Уложения» была не только подтверждена дословно, но получила дополнение:

«Аще жидовин или агарянин дерзнёт развратить от христианской веры христианина, повинен есть казни главней, а аще жидовин христианина раба имый и обрежет его – да отсекут ему главу…».

В январе 1676‑го года русским царем после смерти отца становится Фёдор Алексеевич (1661–1682).

Правила «Уложения» применялись неоднократно, из чего видно, что евреи не переводились в России, запреты не помогали, и тогда в 1676‑м году появляется Указ:

«Я хочу… видеть у себя лучше народы магометанской и языческой веры, нежели жидов. Они плуты и обманщики. Я искореняю зло, а не распложаю; они не получат разрешения поселяться и устраивать свои дела, не будет для них в России ни жилища, ни торговли, сколько о том ни стараются, и как ближних ко мне ни подкупают… которые евреины впредь приедут с товары утайкой к Москве, тех евреян присылать в посольский приказ, для того что евреинян с товары и без товары пропускать не велено…».

Так как евреи проникали в Россию из Польши, то в договоре с ней от 1678‑го года был разрешён свободный доступ польских торговых людей в Россию с оговоркой – «кроме жидов».

Эта же оговорка содержится и в трактате о «вечном мире» между Россией и Польшей от 1686‑го года уже во времена царствования Петра I, ставшего царём в 1682‑м году.

Известно, что Пётр I Великий (1672–1725) пригласил в Россию множество иностранцев. Начались бесчисленные ходатайства о допуске евреев в Россию как «полезных» иностранцев. Прошения подавались как через близких Петру I лиц, так и через амстердамского бургомистра, с которым император был в хороших отношениях. Но все просьбы и предложения такого рода постоянно «отклонялись Петром I, решительно отказывающимся признать в евреях “полезных” иностранцев и “надобных людей”» (Липранди А. П. Равноправие и еврейский вопрос. 1911).

Пётр I:

«Евреи – не что иное, как невежественный, презираемый и варварский народ, который издревле соединяет грязнейшее корыстолюбие с отвратительнейшим суеверием и непреодолимейшей ненавистью ко всем народам, среди которых они терпимы и за счёт которых они обогащаются. Они самый злобный и самый скандальный из малых народов. Маленькая еврейская нация смеет показывать непримиримую ненависть к собственности других народов; они пресмыкаются, когда их постигает неудача, и высокомерничают при процветании…».

Россия была закрыта для евреев не полностью, они проникали сюда с помощью подкупов чинов местных администраций, и хотя правительство стояло на страже народных и государственных интересов, борьба осложнялась соседством России с Польшей. Несмотря на запрещения, евреи продолжали приезжать в Россию по торговым делам.

Это вынудило императрицу Екатерину I (Марта Скавронская (1684–1727), вдова Петра I) 27 апреля 1727‑го года издать указ: «Жидов как мужска, так и женска пола, которые обретаются на Украине и в других российских городах, тех всех выслать вон из России за рубеж немедленно и впредь их… в Россию не впускать и того предостерегать во всех местах накрепко».

Но, видимо, пропаганда иудаизма продолжала иметь место в России, так как в 1728‑м году подтверждается действенность 24‑й статья XXII главы «Уложения царя Алексея Михайловича» и 109‑й статьи устава «Об убийственных делах», где требовалось «казнить смертию, жечь без всякого милосердия» за совращение и обрезание «кого из российских народов».

«Наиболее крупное и характерное дело этого рода – “флота капитан‑лейтенанта Возницына за отпадение от христианской веры, а жида Бороха – за превращение оного капитана в жидовский закон”» (А. П. Липранди). Было это в 1738‑м году в период правления императрицы Анны Иоанновны.

При императрице Анне Иоанновне (1693–1740), внучке Алексея Михайловича (Тишайшего), которая пришла к власти в 1730‑м году, евреям было разрешено свободно торговать в Малороссии и в Смоленске, в остальных городах России торговля им была запрещена.

В 1740‑м году был подтверждён указ от 1727‑го года, и вновь приказывалось выселять всех евреев за границу и впредь «ни под какими образы» не впускать их в Россию.

Затем положение в России для иудеев исправилось, они снова начали расселяться в стране, что привело к появлению указа уже императрицы Елизаветы Петровны.

Императрица с 1741‑го года Елизавета Петровна (1709–1761), дочь Петра I и Екатерины I, в 1742‑м году издала Указ:

«…Добавить весьма надобно о пагубнейшей вредоносности жидов, сиречь евреев, наилучше сказать иуд предателей всесветных, дабы полное изъяснение дать причин их изгнания из России общим определением всех князей русских в 1113 году, а не то доброхотных читателей может ложное мнение о жидах образоваться. Изгнаны они, иуды, из России за великие и злые душегубства, убиения ядом лучших людей, людей русских. Распространение отравных зелий и тяжких смертельных заразительных болезней всяческими хитроковарными способами, за разложения, кои они в государственное дело вносят. А поскольку ни совести, ни чести, ни правды у жидов и в помине нет, то впускать их обратно в Россию – деяние, много хуже государственной измены. Маю я, что государство или республика, где жидов зело много, быстро к упадку или гибели придут, понеже или евреев – семена разложения, злопагубного пренебрежения родными обычаями, добрыми нравами повсюду вносят. Особливо опасны они, природные ростовщики‑кровососы, тайные убийцы и всегдашние заговорщики для Великой России. Понеже народ всероссийский самый мужественный на земле, честный и трудолюбивый, но прямодушный и чистосердечный, что немалую помеху к распознаванию жидов, тайных иезуитов и масонов составляет.

Безмерно гостеприимство народа русского. Сим некогда пользовались, а могут и в будущем пользоваться, если мы или потомки наши мудрый Указ 1742 года забвению предадим…

…Всемилостивейше повелеваем: из всей нашей Империи, как из великороссийских, так и из малороссийских городов, сёл и деревень всех мужеска и женска пола жидов какого бы кто звания и достоинства ни был, со всех их имением немедленно выслать за границу и впредь оных ни под каким видом в нашу Империю ни для чего не впускать, разве кто из них захочет быть в христианской вере греческого исповедания…».

Губернаторам было строжайше предписано «под опасением Высочайшего нашего гнева и тягчайшего наказания» немедленно и неукоснительно привести указ в исполнение.

В 1743‑м году «Лифляндская губернская канцелярия возбудила всеподданнейшее ходатайство о дозволении временного въезда купцам евреям в город Ригу, мотивируя своё ходатайство тем, что внезапная высылка купцов‑евреев может неблагоприятно отразиться на торговле, – Императрица положила свою знаменитую резолюцию: “От врагов Христовых не желаю интересной прибыли”» (А. П. Липранди).

Вскоре появилось подобное прошение от генеральной войсковой канцелярии Малой России, на что также последовал отказ.

Всё это заставило императрицу Елизавету Петровну в 1744‑м году снова подтвердить указ, добавив к нему слова: «О впуске жидов (в Россию) никаких ниоткуда представлений в Правительствующий Сенат не присылать, а все ль оные (жиды) доныне высланы о том в Правительствующий Сенат рапортовать».

Солженицын пишет: «Еврейский же историк С. Дубнов сообщает, что при Елизавете, как “подсчитал один историк‑современник… к 1753 году из России было изгнано 35 000 евреев”».

Солженицын же считает: «Скорей надо признать вероятным, что, встретив многочисленные сопротивления и у евреев, и у помещиков, и в государственном аппарате, указ Елизаветы так же остался неисполненным или мало исполненным, как и предыдущие подобные.

Да и при самой Елизавете на важных постах служили евреи…».

Летом 1762‑го года в результате дворцового переворота в Санкт‑Петербурге был свергнут с престола император Пётр III, и осенью состоялась коронация в Москве императрицы Екатерины II (1729–1796).

Уже на пятый день правления Екатерины II на её столе лежал проект указа, разрешающего евреям въезд в Россию, на основе того, что Сенат признал «единогласно полезным». Но, учитывая действующее распоряжение Елизаветы, императрица этот проект не подписала. Напротив, она своим указом разрешила всем иностранцам остаться в России, всем, «кроме жидов».

Таким образом, запретительные в отношении евреев указы остались в силе, при наличии разрешения остаться в России всем остальным иностранцам.

Но, начиная с правления Екатерины II, в России появляется понятие «черты оседлости», наложившее отпечаток на всю последующую историю государства Российского.

Русское крестьянство

Прежде чем перейти к рассмотрению такого явления, как «черта оседлости», необходимо рассмотреть состояние крестьянского вопроса в России, что и будет сделано на основании книги профессора С. Ф. Платонова «Учебник русской истории для средней школы», написанной в конце XIX века.

В Московской Руси дворянство было создано как военный слой, получивший землю и крестьян во временное владение за несение воинской службы (см.: Башилов Б. История русского масонства. М., 1993). Дворянами становись люди разных сословий, но указы Сената императрицы Елизаветы порывали с этой традицией Московской Руси. Из сословия потомственных воинов дворянство превращалось в потомственное благородное сословие, которое владело землёй и крестьянами только благодаря своему происхождению.

Из слоя, необходимого стране, дворянство превращалось в касту, которая владеет землёй и крестьянами, полученными предками за военную службу, но не желает служить государству.

«При Елизавете, – пишет С. Ф. Платонов, – дворяне начинают уже мечтать о полной отмене этой повинности, облегчённой для них указом Императрицы Анны».

В. Башилов добавляет к характеристике той эпохи:

«Эпоха Елизаветы – эпоха окончательного отхода высших слоёв русского общества от традиций русской православной культуры и окончательного утверждения в России масонства, породившего и воспитавшего космополитическую русскую интеллигенцию – убийцу русского национального государства…».

С. Ф. Платонов отмечает, что в бумагах императрицы Екатерины II сохранились проекты улучшения быта крестьян. Она много думала об освобождении их от помещичьей власти, при этом предполагала сделать это освобождение постепенным. В своём «Наказе», изданном в 1767‑м году, который был составлен как проект нового законодательства, она писала, что «не должно вдруг чрез узаконение общее делать великого числа освобождённых». В соответствии с этим предполагалось объявить свободными только тех крестьянских детей, которые родились после жалованной грамоты дворянству, а не всё крепостное крестьянство сразу.

Однако этот проект не был осуществлён. Крестьянский вопрос для Екатерины II был чрезвычайно трудным, так как она не могла примирить интересы крестьян, ожидавших свободы, с интересами помещиков, которые не желали оставаться без дарового крестьянского труда.

Императрица поднимала вопрос об уничтожении крепостного права, но не встречала поддержки у дворянства и поневоле вела дворянскую политику в вопросе о крепостном праве.

Поэтому её политика в отношении крепостного права была неопределённой и двойственной (как отмечал С. Ф. Платонов). Когда императрица давала ход личным убеждениям, её мероприятия носили либеральный, освободительный характер, когда же императрица сталкивалась с желанием дворянского сословия в развитии помещичьих прав, она вынуждена была уступать им.

С одной стороны, императрица старалась ограничить распространение крепостного права и запрещала свободным людям и вольноотпущенным вступать в крепостную зависимость, с другой стороны, она в 1764‑м году изъяла из владения духовенства около миллиона крестьян, превратив их в особый разряд государственных («экономических») крестьян.

С одной стороны, она запрещала продажу крестьян в рекруты во время рекрутских наборов и продажу отдельных людей с аукционов. С другой стороны, сама же Екатерина раздавала приближённым казённые земли вместе с крестьянами. При Екатерине в Малороссии формально было введено крепостное право.

«По общему признанию, в царствование Екатерины II, вопреки либеральному настроению императрицы, крепостное право достигло наибольшего расцвета ; оно превратилось в полное право собственности на людей и представляло собою вопиющее общественное зло, благодаря частым и грубым злоупотреблениям некультурных помещиков» (С. Ф. Платонов; выделено мной. – В.Б. ).

В целом крепостные крестьяне в «век золотой Екатерины» составляли половину населения империи. Но при этом для царствования Екатерины II характерным является высокий темп прироста населения страны, как за счёт естественного прироста (10 миллионов человек), так и за счёт присоединения новых территорий (7 миллионов человек). Таким образом, с 1762‑го по 1796‑й года население империи почти удвоилось и достигло 36‑ти миллионов человек, что вывело Россию по численности населения на первое место среди европейских стран. Этот демографический успех привёл к росту производительных сил страны и укреплению её обороноспособности.

Отметим, что за 34 года правления Екатерины II к Российской империи были присоединены: Восточная Белоруссия (1772); степные пространства между Южным Бугом и Днепром, Кабарда, Северная Осетия (1774); Крым, Северное побережье Чёрного и Азовского морей, Кубань (1783); степная территория между Южным Бугом и Днестром (1791); Центральная Белоруссия, Правобережная Украина (Подолия, 1793); Западная Белоруссия, Волынь, Литва, Курляндия (1795). В 1795‑м году, когда Россия возвратила в свои границы исконно славянские земли, наибольшая часть еврейской массы перешла в подданство России.

Кстати, в апреле 1796‑го года русские полки под командованием генерала Зубова выступили против напавшего на Грузию Ирана. Благодаря Персидскому походу 1796‑го года Грузия была спасена от разрушительного нашествия иранских войск.

Кто сейчас в современной и враждебной России Грузии помнит об этом?

Но одновременно с расцветом крепостного права начинался и протест против него.

Никто не был уверен, что порядок в государстве устоит, если сразу освободить миллионы дворянских «подданных».

Власть дворянства, созданная царём, только им и могла держаться. «Мужик служил барину потому, что барин служил царю. Правда, манифест о вольности дворян, уничтожив обязательную службу дворян, тем самым логически требовал также уничтожения и крепостного права. Эта логика вещей не осталась чужда пугачёвщине, которая была заявлением нравственной незаконности крепостного права после манифеста 1762 г.» (Б. Башилов).

И далее: «Пугачёвщина – это ответ народа на чуждую ему форму западноевропейского рабства, сменившую прежнюю мягкую форму крепостной зависимости. Пугачёвщина – это ответ народа на манифест вольности дворянству, освобождавший дворянство от всяких обязанностей государству, но оставляющий крестьян в полной зависимости от дворян».

«Пугачёв, освобождавший бунтом этих самых “подданных” крестьян, ужасал всех и заставлял бояться даже и законного освобождения. Под влиянием кровавой Пугачёвщины, а позднее под впечатлением Французской революции, императрица сама стала осторожнее в крестьянском вопросе» (С. Ф. Платонов).

И здесь немалую роль сыграла деятельность русских масонов.

Масоны при Екатерине II

Известно, что преемник Елизаветы Петровны Пётр III уже ни шагу не мог ступить без совета «братьев», к 1762‑му году относится упоминание об иностранной, скорее всего немецкой ложе «Постоянство», которой император подарил дом для масонских собраний.

Но «сумасбродный и вечно пьяный император, очевидно, не вполне удовлетворял братьев‑масонов. Недовольны были им и более широкие дворянские круги. Фактическим организатором переворота 28 июня 1762‑го года был масон Никита Иванович Панин…

Екатерина II, отмечает современный историк Олег Соловьёв, пришла к власти при помощи аристократической группировки (Н. И. Панин), орудием которой являлись в это время масоны. Это‑то и предопределило благожелательное на первых порах отношение к масонам со стороны государыни» (Брачев В. Масоны и власть в России. М., 2003).

Царствование Екатерины II характеризуется расцветом масонских лож в России, число которых к 1787‑му году достигло 145. Российское масонство было неоднородным: одни видели в нём форму религии, другие – способ расширить просветительскую деятельность, третьи – путь к власти.

Если в начале своего правления императрица относилась к масонству лояльно, как к гуманистическим организациям, то подчинение российских лож западным и их конспиративный характер делали их агентами тайного политического влияния из‑за рубежа . Поэтому в конце своего царствования Екатерина II запретила деятельность масонов, справедливо заподозрив их в антигосударственных замыслах и политической неблагонадёжности.

Официальным названием одной из масонских структур русских братьев было «Священный орден храма Иерусалимского», который входил в «шведскую» систему и подчинялся верховному шведскому масонскому правлению – Великому стокгольмскому капитулу. К маю 1780‑го года число лож этой системы в России достигло четырнадцати.

Положение шведских масонов осложнилось русско‑шведской войной 1788–1790‑го годов. Так, главнокомандующий русской эскадрой в Балтийском море адмирал С. К. Грейг по масонской линии подчинялся врагу – герцогу Карлу Зюдерманладскому, который командовал шведским флотом. Поэтому, несмотря на обстрел русских кораблей в Гогландском морском сражении горючими ядрами, Грейг запретил отвечать шведам тем же, сказав, что эти ядра предназначены для «бесчеловечного неприятеля – турок, а не для человечных шведов» (В. Брачев).

К началу 1780‑х годов центр русского масонства переносится в Москву, где русские братья входили в Брауншвейгскую систему, а после масонского конгресса 1782‑го года Россия была признана самостоятельной масонской державой.

«“Роман” с Брауншвейгской системой, безусловно, сильно способствовал упрочению позиций русских братьев в глазах масонского сообщества Европы. И вот тут‑то обнаружилось, что никакой цены в глазах московских братьев Брауншвейгская рыцарская система не имеет, и все взоры и надежды их обращены на розенкрейцерство» (В. Брачев). Эта система входила в Берлинский розенкрейцерский капитул, который командировал И. Е. Шварца в Москву для проведения коренных масонских реформ. Или, применяя современную терминологию, Шварц был агентом масонского влияния в России.

К 1786‑му году насчитывалось 19 лож этой системы. «Как и берлинские братья, московские розенкрейцеры XVIII века были глубокими и убеждёнными мистиками. Практическим руководством для них являлся “теоретический градус Соломоновых наук”… Что касается содержания этой тайной науки, то оно сводилось у них… к исканию философского камня, панацеи, обращения металлов в золото и мистическому толкованию Библии» (В. Брачев).

Екатерина II могла терпеть, и долго терпела, самих масонов с их чудачествами вроде клятв, посвящений, алхимии и прочего, но никакого практического масонского «дела» она терпеть не хотела.

Особое беспокойство Екатерины II вызывала издательская деятельность масонов, которые, оставаясь формально православными, тяготели к протестантизму. Имеются сведения, что в 1760–1780‑х годах в России функционировало не менее 96‑ти масонских лож, в которых состояло не менее 800 братьев. Но есть и другие данные, по которым число членов лож приближалось к шести тысячам.

Особое место среди воспитанников ордена занимал Н. М. Карамзин, но, побывав в Европе и встретившись там почти со всеми главами тогдашнего масонства, он понял, что теория и практическая деятельность вольных каменщиков несовместимы с национальными интересами России.

В. Брачев:

«К началу 1790‑х годов обстоятельства складывались так, что всё враждебное Екатерине II в России и за границей так или иначе было связано с масонством. Екатерина II, как известно, сама будучи немкой по происхождению, немцев тем не менее недолюбливала… Нельзя сбрасывать со счетов и то немаловажное обстоятельство, что уже по складу своего ума – холодного и рассудительного – Екатерина II терпеть не могла никакого тумана и никакой мистики. И уже только на этом основании русские масоны едва ли могли рассчитывать на её сочувствие и поддержку. “Не сходит с трона на Восток”, – одобрительно отмечал в связи с этим в своей оде “К Фелице” Гавриил Романович Державин…».

Весомый вклад в подозрения императрицы в отношении розенкрейцеров внесла Великая французская революция 1789‑го года, которая была связана с деятельностью французских масонов. С арестом Н. И. Новикова в 1792‑м году, который был одной из главных фигур в русском розенкрейцерстве, деятельность их фактически прекратилась.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (26.11.2017)
Просмотров: 163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%