Между тем расширение сетей правительственной междугородной связи приобретало все более планомерный характер. По вновь открываемым правительственным каналам обеспечивались следующие виды связи:
– автоматическое соединение абонентов «каждого с каждым» (так называемая немедленная связь);
– соединение абонентов с помощью телефонисток по предварительному заказу (если линия на момент заказа занята);
– передача телеграмм по ВЧ‑каналу с помощью тонального телеграфирования буквопечатающим аппаратом (если линия не занята телефонным разговором).
Строительство и монтаж новых станций и целых направлений ВЧ‑связи осуществлялись, как правило, на основании утвержденных НКВД проектов и технических заданий. Так, например, в объяснительной записке к «Проекту организации правительственной ВЧ‑связи Москва – Хабаровск (сентябрь‑октябрь 1938 года)» отмечалось: «Правительственная ВЧ‑связь должна обеспечить четкое, оперативное и в то же время высококачественное обслуживание правительства СССР и руководства НКВД телефонной связью», а сам проект включал данные по необходимому оборудованию, имуществу и материалам, перечень выполняемых подрядчиками работ, а также чертежи кабелирования и размещения аппаратуры в помещениях ВЧ‑станций (всего на магистрали оборудовалось новых восемь станций и более двадцати трансляционных пунктов).
Темпы введения в действие новых периферийных станций ВЧ‑связи были достаточно высокими. Часто ведомственные планы НКВД по развитию сети междугородной ВЧ‑связи значительно опережали правительственные задачи. Уже в начале 1939 года в СССР функционировало 58 ВЧ‑станций и 16 трансляционных пунктов (один резервный), а количество абонентов достигло 290.
В течение 1939 года количество ВЧ‑станций была доведено до 78, а трансляционных пунктов – до 28 (8 резервных). Количество абонентов за год увеличилось почти в полтора раза и достигло 430. В 1939 году были открыты ВЧ‑станции в 24 городах СССР: столицах союзных и автономных республик (2), центрах краев и областей (16), а также районных центрах и городах областного подчинения (6), причем открытие четырех крупных ВЧ‑станций (Иркутск, Новосибирск, Чита, Хабаровск) было обусловлено введением в эксплуатацию магистрали Москва – Хабаровск, что позволило включить в сферу действия междугородней ВЧ‑связи обширные регионы Забайкалья и Дальнего Востока.
Каждая из оконечных и промежуточных ВЧ‑станций осуществляла эксплуатацию не только своего участка магистрали или направления правительственной связи, но и абонентской сети (совокупность линий, проложенных к местам расположения конкретных абонентов, т. е. телефонным и телеграфным ВЧ‑аппаратам).
При этом абонентские пункты находились порой на значительном расстоянии от помещений станций и даже населенных пунктов, в которых они размещались. Например, к концу 1938 года севастопольская ВЧ‑станция обслуживала семь отдаленных абонентских пунктов; сочинская – три; мурманская, винницкая, ярославская – один и т. д. Этот факт ввел в обращение такой термин, как «узел правительственной связи».
Поскольку отдельные узлы обслуживали абонентские пункты на объектах, тщательным образом охраняемых НКВД (например, десять правительственных дач Черноморского побережья), их эксплуатация была связана с трудностями межведомственного характера. Из воспоминаний Петра Николаевича Воронина (1913–1995), который работал в 1940–1941 годах инженером ОПС: «На Кавказе и в Крыму было несколько государственных дач, на каждой из которых – своя станция правительственной связи. Станции были предварительно смонтированы, так что периодическое их включение не вызывало особых трудностей. Но не всегда все шло гладко».
Общее руководство эксплуатацией и развитием правительственной связи с 1938 года осуществляли:
– в центре – начальник 2‑го спецотдела НКВД и его заместитель через начальника ОПС;
– на периферии – начальники 2‑х спецотделов и отделений НКВД союзных республик, управлений (УНКВД) краев и областей через начальников отделений (групп) правительственной связи.
Согласование действий разных структурных подразделений НКВД порой осуществлялось на совещаниях представителей и руководителей этих подразделений. Одно из таких совещаний, проведенное 5 июня 1938 года, преследовало цель упорядочить процесс функционирования Кавказского (сочинского) и Крымского (симферопольского) узлов правительственной связи. Как следует из протокола совещания, подписанного руководителями подразделений связи 1‑го (охраны) и 12‑го (оперативной техники) отделов ГУГБ НКВД, был установлен определенный порядок обслуживания станционных и линейных объектов ВЧ‑связи.
В соответствии с ним линейные сооружения (линии связи до ВЧ‑станций) обслуживались соответствующими подразделениями Главного управления пограничной и внутренней охраны (далее – ГУПВО) НКВД или наркомата связи (под контролем 12‑го отдела ГУГБ), станционные сооружения (ВЧ‑станции) – подразделениями 12‑го отдела ГУГБ, а абонентские установки (телефонные аппараты и работающее вместе с ними оборудование) – подразделениями связи 1‑го отдела ГУГБ.
Такая сложная схема обслуживания абонентов объяснялась тем, что к середине 1930 года средства правительственной и служебной связи в Москве, кроме ОПС, обслуживались еще тремя подразделениями НКВД. В 1934 году был образован отдел связи Административно‑хозяйственного управления (далее – АХУ) НКВД, в задачи которого входило обслуживание специальной связью оперативных подразделений НКВД в Москве.
С 1935 года обслуживанием телефонных станций городской правительственной связи, кабельной сети, абонентских установок в пределах Москвы и Московской области занимался отдел технической связи Управления коменданта Московского Кремля (далее – УКМК). Одновременно существовало отделение связи 1‑го отдела (охраны) ГУГБ НКВД, обслуживавшее правительственную связь в кабинетах, на квартирах и дачах членов Политбюро ЦК ВКП(б) вне Кремля.
«Станционное и кабельное хозяйство находится в обслуживании нескольких отделов, – писал заместитель наркома внутренних дел В. М. Меркулов в докладной записке наркому Л. П. Берии по результатам проверки московской телефонной правительственной сети в январе‑феврале 1939 года, – в результате чего на этом участке работы большая путаница. Ввиду бессистемной организации имеет место распыление технических сил, нерациональное использование материальных средств и производственных возможностей». Аналогичная ситуация складывалась и при обслуживании абонентов периферийных станций.
В. М. Меркулов был прав, поскольку на указанный момент только в Москве под эгидой разных подразделений НКВД функционировало несколько станций специальной телефонной связи:
– Станция Политбюро;
– Правительственная АТС Кремля (так называемая «вертушка»);
– Центральная станция междугородной ВЧ‑связи;
– станция 1‑го отдела ГУГБ НКВД;
– станции Центрального и Московского комитетов ВКП(б);
– станция отдела связи АХУ НКВД.
Линейно‑кабельное хозяйство московской правительственной телефонной сети также делилось на участки, которые находились в ведении разных организаций, что существенно затрудняло решение задач конфиденциальности и качества связи.
Оптимальным решением возникшей межведомственной проблемы могло стать образование на основе всех перечисленных подразделений специальной связи единого отдела правительственной связи в составе ГУГБ НКВД. Проект приказа НКВД о подобной реорганизации был подготовлен в январе 1939 года.
Предложенная структура отдела включала руководство (начальник отдела, три заместителя, политический отдел и секретариат) и десять отделений (связи Кремля, связи охраны, связи НКВД, междугородной связи, радиосвязи, новых разработок и лабораторий, строительства и эксплуатации, технического снабжения и мастерских, работы с агентурой, кадров).
Однако проект, который преследовал цель реконструкции системы как правительственной, так и ведомственной электросвязи СССР не был поддержан высшим руководством НКВД, хотя в дальнейшем, уже после начала Отечественной войны, именно он составил идейную основу реорганизации системы правительственной междугородной связи в условиях военного времени.
Вероятно, в связи с тем, что усилия по реализации этого проекта начальника ОПС лейтенанта госбезопасности И. Я. Воробьева оказались тщетными, он перешел на должность начальника другого отделения 2‑го спецотдела. Вместе с тем с 1 мая 1939 года ОПС в составе 2‑го спецотдела НКВД стало называться «отделением правительственной ВЧ‑связи», а его начальником стал старший лейтенант госбезопасности М. И. Ильинский.
1 сентября 1939 года нападением Германии на Польшу началась Вторая мировая война. Во время похода частей Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию (17–28 сентября) ВЧ‑связь с их командованием обеспечивалась бесперебойно одновременно с продвижением войск, а после присоединения к СССР этих территорий ВЧ‑связь была организована с новыми административными центрами Западной Белоруссии (Брест‑Литовск, Белосток, Барановичи, Гродно, Пинск) и Западной Украины (Луцк, Львов, Ровно, Станислав, Тернополь).
Немного позже, в 1940 году, в сеть ВЧ‑связи были включены города Кишинев (столица Молдавской ССР), Лида (один из городов Гродненской области Белорусской ССР) и Черновцы, а в первой половине 1941 года – Измаил (оба последних – административные центры новых областей УССР).
В 1939 году правительственная связь была установлена также с городами Северного Кавказа – Грозным и Орджоникидзе (ныне – Владикавказ), появилась станция ВЧ‑связи в Калуге (вместо трансляционного пункта). Открытие станций в Перми и Кирове, трансляционных пунктов в Чусовой и Шахунье позволило организовать через эти города и действующую станцию в Горьком второе направление ВЧ‑связи Москва – Свердловск.
Завершилась организация ВЧ‑связи по воздушной магистрали большой протяженности со столицей Узбекской ССР через действующую станцию в Куйбышеве и вновь построенные станции в Чкалове (ныне – Оренбург) и Ташкенте, трансляционные пункты в Актюбинске, Челкаре, Казалинске, Кзыл‑Орде.
После завершения финско‑советской войны (ноябрь 1939 – март 1940) подобная проблема возникла с административными и стратегически важными центрами, расположенными на территориях, которые отошли к Карело‑Финской ССР по мирному договору с Финляндией от 12 марта 1940 года. «Для обеспечения нормальной и бесперебойной ВЧ‑связи столицы КФССР г. Петрозаводска с новыми городами, – отмечал в письме руководству НКВД нарком внутренних дел республики Михаил Иванович Баскаков, – необходимо в г. Сортавала открыть ВЧ‑пункт».
Кроме ВЧ‑станции в г. Сортавала, позволившей организовать обходной ВЧ‑канал Мурманск – Петрозаводск – Ленинград, в 1940 году также были оборудованы станции в городах Выборг и Кексгольм, которые имели большое оборонное и хозяйственное значение. Ведь Выборг, будучи крупным железнодорожным узлом и морским портом, был важным стратегическим пунктом на северо‑западном направлении, а в Кексгольме располагались части пограничных войск и некоторые предприятия бумажной промышленности.
Меры по организации правительственной междугородной связи осуществлялись и в Прибалтике, причем еще до вхождения Латвии, Эстонии и Литвы в состав СССР на правах союзных республик. Известно, что пункты ВЧ‑связи были открыты на междугородных станциях городов Рига, Таллин и Каунас (через Вильно) 20 июня 1940 года. Для обеспечения работы новых линий и пунктов были отправлены технические работники правительственной связи: в Каунас, Ригу и Таллин – по три, в Вильно – два.
Кроме того, с целью предотвращения несанкционированных подключений к ВЧ‑линии на междугородной станции в Риге было установлено круглосуточное дежурство трех военных связистов Красной армии. В дальнейшем, после создания Латвийской, Эстонской и Литовской ССР (август 1940 года) и организации в их столицах соответствующих структур внутренних дел и госбезопасности, прибалтийские станции ВЧ‑связи начали эксплуатироваться постоянным штатом 2‑го спецотдела НКВД, а обслуживание абонентов осуществлялось на основании приказа НКВД № 001103 от 3 сентября 1940 года «О включении абонентов правительственной ВЧ‑связи во вновь открытых станциях ВЧ в городах Риге, Таллинне, Каунасе».
По мере постепенного ввода в эксплуатацию участков самой длинной в мире в то время воздушной магистрали связи Москва – Хабаровск появилась возможность организации ВЧ‑связи с городами Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. В результате в 1939 году станции ВЧ‑связи были открыты в Новосибирске, Иркутске, Чите, а в 1940 году – в Омске, Барнауле, Красноярске, Улан‑Удэ, Хабаровске.
Официально акт правительственной комиссии о приемке магистрали в постоянную эксплуатацию был утвержден 22 февраля 1941 года. Протяженность магистрали составила почти девять тысяч километров и проходила через 18 областей и краев СССР (на одной цепи была установлена аппаратура СМТ‑35, а на второй – английская система «Стандарт»).
10 августа 1940 года была введена в строй ВЧ‑станция в Управлении НКВД во Владивостоке, а 20 февраля 1942 года – в Биробиджане в Управлении НКВД по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
На данном этапе обеспечение секретности правительственной связи достигалось за счет разработки и внедрения новой аппаратуры засекречивания переговоров и активной реализации соответствующих оперативных мероприятий. Сочетание материально‑технического и оперативного обеспечения секретности информации, передаваемой по каналам и линиям правительственной связи, стало принципиальным положением и получило дальнейшее развитие во все последующие годы.
К концу 1930‑х годов система правительственной междугородной связи все больше приобретала черты общегосударственной. Ее абонентами стали сотни руководящих работников партийных, советских и хозяйственных органов в центре и на местах. В то же время, находясь в ведении НКВД, система ВЧ‑связи продолжала функционировать и как система ведомственной (оперативной) связи наркомата, причем рост количества абонентов из числа руководящего состава органов внутренних дел и госбезопасности в 1937–1940 годах значительно опережал аналогичные показатели по другим категориям абонентов.
Увеличение количества абонентов правительственной связи, а также объемов обращения информации при сравнительно небольшой канальной емкости часто приводило к длительному ожиданию абонентами соединений, что отражалось на качестве их обслуживания. С целью решения этой проблемы был подписан приказ НКВД № 0042 от 16 января 1940 года «Об улучшении правительственной ВЧ‑связи», согласно которому вводился пароль «Молния» для обслуживания абонентов высшей категории, а на 28 основных линиях правительственной связи необходимо было установить дополнительную засекречивающую аппаратуру. В приказе также содержалось требование по применению простых шифраторов на всех имеющихся линиях связи.
К июлю 1940 года из имеющихся 103 линий связи 50 были оборудованы аппаратурой засекречивания телефонных переговоров, а по состоянию на 1 апреля 1941 года шифраторы были установлены на 66 линиях связи из имеющихся 134, что свидетельствовало о невыполнении приказа № 0042. Внедрение спецаппаратуры в полном объеме тормозилось ограниченными производственными возможностями выпускавших ее заводов, а также их недостаточным финансированием.
Как свидетельствует «Список абонентов правительственной (ВЧ) телефонной связи», изданный в марте 1940 года, девять из сорока (т. е. 22,5 %) имеющихся в списке московских абонентов составляли руководители НКВД и его основных структурных подразделений. На периферии ситуация была еще более благоприятной для органов и подразделений НКВД.
Так, из 286 перечисленных в списке фамилий и должностей 149 (более 52 %) имеют прямое отношение к структурным подразделениям НКВД (руководящий состав республиканских, краевых, областных и городских органов, командование соединений и подразделений пограничной и внутренней охраны, руководство особых отделов военных округов и флотов, директора особых строительств и т. д.). Более того, для многих периферийных ВЧ‑станций руководящий состав местных органов НКВД составлял львиную долю общего количества абонентов.
Так, например, из пяти абонентов ереванской ВЧ‑станции три относились к руководству структур НКВД (нарком внутренних дел Армении и его заместитель, а также начальник пограничных войск республики). В Иваново, Курске, Каменец‑Подольском, Днепропетровске, Дрогобыче и некоторых других городах двумя из трех абонентов были начальник УНКВД и его заместитель. В Гродно, Кисловодске, Новороссийске, Туапсе и Ялте абонентами ВЧ‑станции были исключительно сотрудники областных управлений и городских отделов НКВД и т. д.
Приведенная статистика свидетельствует о том, что за счет общегосударственной сети ВЧ‑связи НКВД активно наращивал ведомственную сеть оперативного управления своими местными органами, и этот факт, вместе с другими, также объясняет инициативные действия этого наркомата в области организационного и материально‑технического совершенствования системы правительственной междугородной связи.
Вместе с тем первые события Второй мировой войны и связанная с ними активизация партийно‑государственного курса СССР на укрепление обороноспособности обусловили тенденцию расширения сети правительственной междугородной связи за счет командования высших объединений и стратегических объектов Красной армии, а также руководства предприятий оборонной промышленности.
Так, во второй половине 1940 года по инициативе наркома авиационной промышленности А. И. Шахурина сотрудниками 2‑го спецотдела НКВД был проведен ряд организационно‑технических мероприятий по установке телефонных аппаратов ВЧ‑связи на авиационных заводах. Осенью 1940 года абонентами Кремлевской правительственной АТС стали директора шести московских авиазаводов и Центрального авиационного государственного института в подмосковном поселке Раменское.
Аппараты правительственной связи были также установлены и включены в соответствующие городские ВЧ‑станции на заводах № 153 (Новосибирск), № 292 (Саратов), № 380 (Ленинград), имени Молотова (Горький) и № 125 (Иркутск). Для того чтобы установить ВЧ‑аппарат директору завода № 18 (Воронеж), пришлось прокладывать специальный кабель от завода до городской телефонной станции.
Но самые серьезные проблемы возникли при организации ВЧ‑связи с заводами Наркомата авиапромышленности, расположенными в Уфе, Казани, Таганроге и Комсомольске, поскольку с этими населенными пунктами правительственная связь вообще отсутствовала. Несмотря на то, что ходатайство об организации ВЧ‑связи с Уфой было инициировано партийным руководством Башкирии еще в феврале 1940 года, реализовать его удалось только весной 1941 года, что позволило осуществить непосредственную телефонную связь центра с тремя заводами авиамоторов.
Монтаж оборудования ВЧ‑станции в Казани был завершен к июню 1941 года. Что же касается линии ВЧ‑связи Ростов – Таганрог, то она была сдана в эксплуатацию 14 мая 1941 года, и первыми абонентами новой станции стали именно руководители объектов оборонной промышленности – завода № 31 Наркомата авиапромышленности и завода № 65 Наркомата боеприпасов.
Согласно Постановлению СНК СССР № 2408‑107сс от 25 ноября 1940 года «О включении в правительственную ВЧ‑связь объектов ВВС Красной армии» абонентами стал руководящий состав советских ВВС.
Осенью и зимой 1940 года НКВД выполнил личное указание И. Сталина об организации правительственной связи с учреждениями и промышленными объектами Наркомата вооружения. Был установлен ВЧ аппарат наркому Борису Львовичу Ванникову, а также организована ВЧ‑связь с заводами наркомата № 2 (Ковров) № 66 (Тула) и № 74 (Ижевск). При этом в ходе организации ВЧ‑связи с Ковровом (принята в эксплуатацию 20 декабря 1940 года) был создан прецедент: директор завода № 2 стал единственным абонентом нового пункта, тогда как начальник горотдела НКВД (традиционно приоритетный абонент ВЧ для населенного пункта районного масштаба) еще длительное время был вынужден пользоваться ВЧ‑связью непосредственно с Ивановской ВЧ‑станции.
Значительно сложнее было реализовать решение СНК СССР и ЦК ВКП(б) об установлении телефонных ВЧ‑аппаратов директорам предприятий наркомата боеприпасов, принятое в конце 1940 года. В утвержденном списке, кроме кабинета наркома, содержался перечень 23 заводов, разбросанных по всей территории страны от Ленинграда до Молотова. Поэтому пункты, в которых следовало организовать ВЧ‑связь, были разделены на две группы:
– города, где уже были ВЧ‑станции (всего 14 – Москва, Ленинград, Тула, Куйбышев, Ростов‑на‑Дону, Новосибирск, Молотов и т. д.), и в которых аппараты директорам заводов могли быть установлены к 21 января 1941 года;
– населенные пункты, в которых организация необходимых ВЧ‑связей была связана со строительством новых ВЧ‑станций (всего десять – Казань, Златоуст, Нижний Тагил, Пенза, Кемерово и т. д.).
По расчетам сотрудников центрального аппарата правительственной связи, оснащение новых станций ВЧ‑связи могло быть осуществлено в феврале‑марте 1941 года при условии дополнительного финансирования НКВД (полтора миллиона рублей), увеличения штатов НКВД на 70 человек инженерно‑технического персонала, передачи наркоматом связи ВЧ‑каналов на всех необходимых направлениях, а также выделение Госпланом СССР дополнительных фондов за счет наркомата боеприпасов или резерва в интересах производства необходимых материалов и аппаратуры.
Эти условия легли в основу Постановления СНК СССР № 303‑144сс от 14 февраля 1941 года «О включении в правительственную ВЧ‑связь заводов наркомата боеприпасов в 1941 году». Кроме того, СНК обязал: НКЭП – изготовить и отгрузить для НКВД необходимые материалы и оборудование; НКС – подготовить в своей учебной сети и направить в НКВД для обслуживания объектов ВЧ‑связи десять инженеров и 50 техников в 1941 году и 50 техников в 1942 году. Согласно Постановления НКС выделил НКВД десять междугородных телефонных каналов для включения объектов Наркомата боеприпасов и еще девять – для резервирования основных направлений правительственной связи.
Еще до принятия Постановления СНК задача более чем на 50 % была выполнена. По состоянию на 26 января 1941 года ВЧ‑связь была установлена с 14 объектами Наркомата боеприпасов. В «Справке о состоянии правительственной ВЧ‑связи на 04.03.1941», подготовленной М. И. Ильинским, отмечалось: «По решению СНК СССР в настоящее время строится ВЧ‑связь с десятью объектами наркомата боеприпасов».
Однако этот процесс был связан с определенными трудностями, что следует из сводки об общем количестве абонентов, датированной 17 мая 1941 года, в соответствии с которой к указанной дате в Наркомате боеприпасов обслуживались все те же 14 абонентов. Другие объекты включались в сеть правительственной связи по мере поступления аппаратуры и выделения необходимых ВЧ‑каналов.
Вывод об особом отношении руководства страны и НКВД к обеспечению объектов оборонной промышленности ВЧ‑связью вытекал также из решений, которые принимались по заявкам других промышленных наркоматов. Так, в письме заместителю наркома среднего машиностроения от 22 мая 1941 года заместитель наркома внутренних дел С. М. Круглов писал: «В результате перегруженности ВЧ‑связи правительственными переговорами включить указанные вами заводы не представляется возможным». Аналогичный ответ немного ранее был предоставлен и наркому общего машиностроения.
В начале 1941 года в государстве началась очередная реорганизация органов внутренних дел и госбезопасности. Так, Указом ПВС СССР от 3 февраля 1941 года из состава НКВД был выделен НКГБ. Поэтому с 26 февраля ОПС стало «отделением правительственной ВЧ‑связи» 4‑го отдела (оперативной техники) НКГБ. Однако уже 26 марта общим приказом НКВД/НКГБ № 00332/0066 ОПС было передано в состав Особого технического бюро (далее – ОТБ) при наркоме внутренних дел. Таким образом, структурная принадлежность правительственной связи к НКВД была восстановлена, что свидетельствовало о высоком авторитете этой связи среди высшего партийного и советского руководства.
А история создания ОТБ началась еще 29 сентября 1938 года, когда приказом НКВД № 00641 был организован Отдел особых конструкторских бюро НКВД. 21 октября того же года в соответствии с приказом НКВД № 00698 это подразделение стало 4‑м спецотделом НКВД. 10 января 1939 года приказом НКВД № 0021 он был преобразован в ОТБ с целью использования заключенных, которые имеют специальные технические знания. Его бессменным руководителем с 14 ноябрю 1939 года до 8 апреля 1947 года был Валентин Александрович Кравченко (1906–1956).
По состоянию на апрель 1941 года штат ОПС вместе с Московской ВЧ‑станцией составлял 60 человек, а периферийных подразделений – 863. Причем за счет введения в штат инженерно‑технического состава (с 1940 года) количество должностей инженеров и старших техников было доведено в центре до 43 (71,7 % от общего штата), а на периферии – до 720 (83,4 %). Эти количественные показатели были достигнуты, несмотря на проведенное в апреле сокращение аппарата НКВД, в ходе которого в подразделениях ВЧ‑связи на периферии была сокращена 181 штатная единица, а в Москве – восемь.
По состоянию на 5 мая 1941 года в СССР функционировало 116 ВЧ‑станций и 39 трансляционных пунктов (из них девять резервных). Количество абонентов правительственной связи в СССР достигло 733, из каких 184 – высшее партийное и государственное руководство, 157 – НКВД, 188 – НКГБ, 128 – НКО. В УССР по состоянию на 1 апреля 1941 года было 103 абонента правительственной связи.
В сущности, правительственная связь НКВД превратилась в общегосударственную сеть специальной телефонной связи, которая географически охватывала всю территорию СССР и обслуживала руководство партии, правительство, а также центральные аппараты и периферийные объекты ряда наркоматов (внутренних дел, госбезопасности, обороны, военно‑морского флота, боеприпасов, вооружений, авиапромышленности).
Между тем продолжалось совершенствование организационно‑штатной структуры подразделений правительственной связи. Так, 6 мая 1941 года распоряжением СНК СССР № 5‑рс было утверждено «Положение о порядке эксплуатации правительственной ВЧ‑связи НКВД СССР», а немного позже – «Положение о правительственной ВЧ‑связи СССР», в котором засекреченная ВЧ‑связь была отнесена к категории правительственной связи.
Эти Положения закрепляли следующие принципиальные решения:
– правительственная ВЧ‑связь предназначается для прямых междугородных телефонных переговоров ЦК ВКП(б), правительства СССР и руководства отдельных наркоматов с центрами союзных республик и главнейшими пунктами СССР;
– включение абонентов в сеть ВЧ‑связи производится по решению правительства СССР;
– пользование аппаратами ВЧ‑связи разрешается только лицам, которым аппарат персонально установлен, или их непосредственным заместителям;
– с целью сохранения государственной тайны ведение совершенно секретных переговоров или передача открытым текстом телеграмм по ВЧ‑связи запрещается;
– оперативное и техническое обслуживание ВЧ‑связи осуществляется штатом НКВД СССР;
– правительственная ВЧ‑связь работает по телефонным линиям НКС. В необходимых случаях для организации ВЧ‑связи могут быть использованы телефонные линии наркомата путей сообщения, НКО, НКВМФ и других наркоматов;
– возмещение затрат НКС на обслуживание телефонных линий, используемых правительственной ВЧ‑связью, производится за счет специальных ассигнований.
Этим же распоряжением НКВД было предложено внести в Совнарком СССР предложения по сокращению списка абонентов ВЧ‑связи. Такие предложения 17 мая 1941 года были представлены и утверждены распоряжением СНК СССР от 2 июня 1941 года. Количество абонентов было сокращено на 146 (с 735 до 589).
Руководителям наркоматов, в которых имелись абоненты ВЧ‑связи, была направлена информация об утверждении положения о порядке эксплуатации правительственной ВЧ‑связи, сокращении количества абонентов из‑за перегрузки этой связи с применением утвержденных СНК СССР списков абонентов.
Вот как писал о значимости правительственной связи в своих воспоминаниях ветеран Н. С. Карпов: «Этой связи предоставлялось достаточно серьезное значение, количество аппаратов было очень ограничено, и никто не знал, даже среди сотрудников НКВД, о существовании ВЧ‑связи. Когда начальник Управления НКВД Дукельский выходил из кабинета, то телефонный ВЧ‑аппарат он закрывал в письменном столе. Так поступали и другие абоненты».
|