В 1960‑х годах с целью дальнейшего развития сетей правительственной связи в СССР профильными НИИ был проведен ряд научно‑исследовательских работ по созданию принципиально новой автоматизированной системы связи «Кавказ» с гарантированным шифрованием информации от абонента до абонента.
Межведомственная комиссия, назначенная решением Комиссии Президиума СМ СССР по военно‑промышленным вопросам (далее – ВПК) от 4 сентября 1970 года, одобрила предложенные принципы построения новой системы правительственной связи в составе сетей междугородной связи, полевой связи и радиосвязи с подвижными объектами.
10 февраля 1971 года коллегия КГБ рассмотрела вопрос «О мерах по развитию и совершенствованию правительственной связи» и определила главную задачу – немедленное обеспечение руководителей государства высококачественной, бесперебойной, засекреченной связью при их нахождении в любом месте и в движении.
23 июля 1971 года совместным Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР были приняты предложения КГБ, Минрадиопрома и Минсвязи СССР:
1) о разработке единой системы правительственной связи «Кавказ» в расширенном составе следующих сетей связи:
– «Кавказ‑1» – стационарная сеть со службой специального коммутатора, обеспечивающая автоматическую междугородную телефонную и документальную связь с возможностью выхода абонентов на полевую сеть, сети связи с подвижными объектами и правительственную городскую АТС московской зоны;
– «Кавказ‑2» – полевая сеть на мобильных средствах для организации телефонной и документальной связи в звене СВГК – фронт – армия;
– «Кавказ‑3» – сети КВ‑ и УКВ‑радиосвязи, спутниковой связи с большими (самолет, поезд, корабль) и малыми (автомобиль, вертолет, катер) подвижными объектами;
– «Кавказ‑4» – сеть УКВ‑радиосвязи с малыми подвижными объектами в Москве и московской зоне;
– «Кавказ‑5» – сеть автоматической городской телефонной связи в московской зоне;
2) о создании комплекса технических средств системы «Кавказ» с предъявлением на государственные испытания опытного района сети «Кавказ‑1» и комплекса средств сети «Кавказ‑3» во втором квартале 1976 года, а опытного образца фронтового узла сети «Кавказ‑2» – в третьем квартале 1976 года. Сеть связи «Кавказ‑4» должна была быть спроектирована, создана и введена в эксплуатацию уже в 1973 году.
Генеральным заказчиком системы связи «Кавказ» был определен КГБ, а ответственность за создание системы в целом возложена на Минрадиопром СССР. Минсвязи СССР была поручена разработка по договору с КГБ генеральной схемы сети «Кавказ‑1».
Сеть связи «Кавказ‑1», как и действующая сеть ВЧ‑связи, должна была создаваться на базе стандартных каналов тональной частоты (300–3400 Гц) со скоростью передачи информации 2400 бит/с, при которой информация может быть передана с требуемой потерей достоверности по любым составным каналам и по КВ‑радиоканалам. В качестве коммутационного оборудования была выбрана квазиэлектронная АТС с коммутационным полем на герконах и использованием для управления установлением соединений специального управляющего вычислительного комплекса на базе ЭВМ с записанной программой.
Сеть связи «Кавказ‑1», абонентская емкость которой планировалась до 6000 номеров, должна была обеспечивать возможность обмена совершенно секретной телефонной, телеграфной, фототелеграфной информацией и предоставлять выделенной группе абонентов ряд дополнительных услуг связи (программированный вызов, сокращенный набор номера, громкоговорящая связь, автоответчик, запись разговора на магнитофон, повторный вызов и другие).
3 ноября 1972 года вышло постановление инстанций о создании в составе системы правительственной связи «Кавказ» перевозимого узла связи «Кавказ‑6» для обеспечения руководителей государства шифрованной и открытой связью во время их пребывании за рубежом (летом 1973 года предстоял визит Л. И. Брежнева в США). При работе узла предусматривалось комплексное использование каналов проводной, КВ и спутниковой связи.
В третьем квартале 1972 года началась опытно‑конструкторская работа по созданию сети связи «Кавказ‑1». Промышленность приступила к разработке и изготовлению образцов аппаратуры и проектированию опытного района, который было решено разместить в Москве (центральная станция), Киеве (узловая и оконечная станции) и Львове (оконечная станция). В июне 1973 года центральный аппарат УПС КГБ был временно перемещен в одно из административных зданий на улице Кржижановского, и началось приспособление освободившихся помещений, а затем монтаж в них оборудования опытного района сети «Кавказ‑1».
В то же время началось строительство нового служебно‑технического здания для размещения оборудования перспективных сетей «Кавказ‑1» (ЦАМТС) и «Кавказ‑5», центральной станции действующей сети правительственной связи и одной из АТС сети правительственной городской связи, служб электропитания и жизнеобеспечения, а также подразделений центрального аппарата Управления.
С 18‑го по 25 июня 1973 года длился визит Л. И. Брежнева в США. Успешное создание в крайне сжатые сроки трех перевозимых узлов правительственной связи «Кавказ‑6», не имевших аналогов в отечественной практике, позволило обеспечить делегацию СССР в местах ее пребывания на территории США целым комплексом видов шифрованной, а также открытой служебной связи.
Очевидцы вспоминают, что наиболее сложной задачей явилось обеспечение связи с «литерным» самолетом на пути следования делегации в США и обратно. Первоначально предполагалось использовать КВ‑радиосвязь. Однако во время пробного технического рейса устойчивой связи по всей трассе полета получить не удалось. К тому же работа радиостанции влияла на навигационные приборы самолета, что могло отразиться на безопасности полета. Было решено применить в комплексе систему связи «Татры» и спутниковую связь.
В то время в СССР для наблюдения за космическими аппаратами использовались три научно‑исследовательских судна («Академик Сергей Королев», «Космонавт Юрий Гагарин», «Космонавт Владимир Комаров»), оборудованные системой спутниковой связи «Орбита». Эти суда дополнительно оснастили техническими средствами системы «Татры» и разместили в Атлантическом океане по трассе полета самолета. Находившиеся на нем специалисты УПС поочередно связывались со своими коллегами на судах по системе «Татры», а те, в свою очередь, поддерживали связь с Москвой по системе «Орбита».
В 1975 году в Москве и московской зоне была введена в действие сеть УКВ‑радиосвязи с малыми подвижными объектами «Кавказ‑4» с использованием аппаратуры «Дельфин». Для подвижных объектов была создана абонентская станция «Девиз» с разработанной в 1971–1973 годах и выполненной на полупроводниках и интегральных микросхемах радиостанцией «Верба». В комплекс оборудования «Кавказ‑4» вошли также малогабаритная носимая радиостанция «Вьюн‑К», работающая в диапазоне частот сети «Кавказ‑4» по алгоритму радиостанции «Верба», радиостанции открытой дуплексной (центровая «Трос‑Ц» и носимая «Трос‑Н») и симплексной («Асбест‑К») связи.
Для обеспечения связью абонентов при их выезде в места, где отсутствовали сети подвижной радиосвязи, был создан работающий по алгоритму сети «Кавказ‑4» перевозимый радиоцентр «Кедр» (приемопередатчик «Нива‑П», коммутационное оборудование «Кура» с пультом оператора, аппаратура дистанционного управления и контроля, быстромонтируемые антенны). Постановлением инстанций от 12 марта 1975 года был утвержден перечень должностей руководящих работников, обеспечиваемых связью по сети «Кавказ‑4».
С 1975 года началась эксплуатация модернизированных выездных узлов правительственной связи «Кавказ‑6М», которые в дальнейшем неоднократно использовались при государственных визитах.
В то же время ЦК КПСС и СМ СССР в совместном постановлении от 20 августа 1976 года «О дальнейших работах по созданию системы правительственной связи «Кавказ» отметили, что МПСС работы в объеме, предусмотренном постановлением от 23 июля 1971 года, были закончены только в части сетей связи «Кавказ‑4» и «Кавказ‑5». Создание сетей «Кавказ‑1», «Кавказ‑2» и «Кавказ‑3» велось с отставанием от установленных сроков. В качестве важнейших работ на 1976–1980 годы были определены:
– уточнение тактико‑технических требований на создание этих сетей;
– завершение строительства и сдача под монтаж опытных объектов сетей «Кавказ‑1» и «Кавказ‑3» в третьем квартале 1977 года;
– разработка и изготовление опытного комплекта оборудования сети «Кавказ‑1» в четвертом квартале 1977 года, его монтаж, отладка и проведение комплексных испытаний опытного района этой сети во втором квартале 1979 года.
Срок предъявления на государственные испытания опытного района сети «Кавказ‑1» и опытного образца оборудования сети «Кавказ‑2» был перенесен на третий квартал 1979 года, а средств связи «Кавказ‑3» – на второй квартал 1980 года.
Вместе с тем государственные испытания опытного района сети связи «Кавказ‑1» вновь были перенесены на четвертый квартал 1980 года. Но и к этому сроку опытный район не был готов. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 декабря 1980 года проведение государственных испытаний опытного района сети «Кавказ‑1», а также фронтового узла сети «Кавказ‑2» было предусмотрено теперь уже в 1981 году.
Таким образом, отставание в создании опытного района достигло пяти лет. Однако указанным постановлением было предусмотрено создание в 1982–1987 годах первой очереди сети «Кавказ‑1» емкостью 1500 абонентских номеров и утвержден перечень абонентов сети. Головным исполнителем работ было определено МПСС.
28 марта 1979 года ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление, которым предусматривалось в том числе создание специальной сети автоматической телефонной связи «Кавказ‑5П» для обеспечения выделенной категории должностных лиц государства высококачественной городской телефонной связью с возможностью ведения совершенно секретных переговоров и предоставлением современных услуг связи.
Специальная сеть «Кавказ‑5П» создавалась на базе полностью цифровой (электронной) АТС с повышенным качеством речевого тракта, с гарантированным шифрованием информации непосредственно от абонента до абонента и дополнительными видами услуг связи.
После принятия инстанциями в декабре 1980 года решения о создании первой очереди сети «Кавказ‑1» УПС в соответствии с указанием руководства КГБ направило усилия на своевременное выполнение отнесенной к его компетенции работы, а именно – проектирования и строительства новых и приспособления действующих зданий (помещений) для размещения станционного оборудования сети «Кавказ‑1», абонентских пунктов и кабельных линий для них, сопровождения проектных и монтажных работ при создании объектов, а также подбора и обучения кадров для предстоявшей технической эксплуатации этой сети.
3 февраля 1981 года коллегия КГБ отметила, что ее решение от 10 февраля 1971 года по развитию и совершенствованию правительственной связи в основном было выполнено, но вместе с тем указала на имеющиеся недостатки, нерешенные вопросы и поставила перед УПС, территориальными подразделениями и войсками правительственной связи конкретные задачи.
Государственные испытания опытного района сети связи «Кавказ‑1» в 1981 году не состоялись. ВПК в своем решении от 5 марта 1982 года «Об итогах работы Минпромсвязи СССР за 1981 год» отметила «низкое качество изготовления предъявленных на государственные испытания технических средств опытного района сети „Кавказ‑1“ и недостаточный объем разработанного программного и математического обеспечения, в связи с чем программное и математическое обеспечение были возвращены на доработку…». Постановлением инстанций от 19 августа 1982 года госиспытания опытного района были перенесены на четвертый квартал 1983 года (отклонение от первоначального срока составляло 7,5 лет).
ОКР «Кавказ‑1» продолжалась уже десять лет, и оборудование для сети в том виде, в каком оно создавалось, уже не отвечало современным требованиям, не могло считаться перспективным и подлежало модернизации. С учетом этого постановлением было предусмотрено также проведение в 1983–1989 годах ряда ОКР под общим шифром «Эверест» по совершенствованию оборудования сети «Кавказ‑1» с целью перевода его на современную элементную базу, повышения надежности, уменьшения массы, габаритов и энергопотребления.
Акт государственных испытаний опытного района сети связи «Кавказ‑1» был наконец подписан в марте 1984 года. С учетом результатов этих испытаний постановлением инстанций от 24 августа 1984 года было отменено прежнее решение от 23 декабря 1980 года о создании в 1982–1987 годах первой очереди этой сети емкостью 1500 абонентских номеров и определены очередность и сроки ее создания на полную проектную емкость (шесть тысяч номеров) в 1984–1993 годах в три этапа: на первом этапе (1984–1987 годы) – 17 станций; на втором этапе (1988–1990 годы) – 67 станций; на третьем этапе (1991–1993 годы) – 105 станций.
Вопрос о строительстве предусмотренных генеральной схемой сети остальных 15 узлов коммутации, а также трех станций, дублирующих ЦАМТС, остался открытым. В 1984–1987 годах предусматривалась опытная эксплуатация объектов опытного района с целью отработки программного обеспечения сети «Кавказ‑1» и основных вопросов ее будущего функционирования.
Таким образом, создание сети связи «Кавказ‑1» продолжалось с большими трудностями. Опытная эксплуатация опытного района сети показала, что надежность вычислительного комплекса недостаточна для достижения требуемых показателей надежности сети в целом, а реализация сложного процесса полностью централизованного управления также может отрицательно сказаться на надежности сети.
С опозданием велась разработка программного обеспечения. В связи с этим наряду с проведением ряда ОКР под шифром «Эверест» промышленностью во втором квартале 1985 года была начата ОКР «Фобос‑К» («Коммутационное оборудование оконечных АМТС с автономным управлением по записанной программе») с планируемым сроком ее окончания в четвертом квартале 1991 года.
Согласно поручению СМ СССР от 5 ноября 1988 года для рассмотрения хода создания и направлений дальнейшего развития сети связи «Кавказ‑1» была образована экспертная комиссия Государственной военно‑промышленной комиссии (далее – ГВПК) под председательством Евгения Федоровича Камнева (НИИ систем связи и управления Минпромсвязи СССР). По результатам ее работы 7 января 1989 года научно‑технический совет ГВПК рассмотрел вопрос «О ходе создания и направлениях дальнейшего развития сети правительственной связи „Кавказ‑1“».
Затем с повесткой дня «О состоянии работ в Минпромсвязи СССР по совершенствованию технических средств правительственной связи» состоялись заседания ГВПК (9 января) и Совета обороны СССР (18 января). В итоге с учетом всех обстоятельств было принято решение ограничиться созданием в сети «Кавказ‑1» 26 станций, действующих на первоначально выбранных принципах работы, и в дальнейшем развивать сеть на базе транзитно‑оконечных АМТС «Фобос‑К».
В связи с серьезными недостатками, отмеченными при проведении испытаний на 26 станциях сети «Кавказ‑1» в регионах страны, ВПК Кабинета министров СССР приняла 2 октября 1991 года решение об организации опытной эксплуатации этого фрагмента сети с целью определения возможности дальнейшего использования ее оборудования. Таким образом, отрицательный результат работы по созданию единой системы связи «Кавказ» определился окончательно.
Приведем мнение по этому поводу ветерана правительственной связи Ю. И. Батыря:
«Эта неудача весьма поучительна. Генеральная линия совершенствования правительственной связи, сформированная в начале семидесятых годов, базировалась на наиболее современных идеях и методах решения тактико‑технических задач, соответствующих достигнутому уровню в области электросвязи. Однако из‑за отсутствия опыта создания подобных систем была допущена переоценка возможностей нашей промышленности.
С одной стороны, увлечение модной тогда системностью привело к усложнению требований к системе, особенно в части уровня автоматизации. С другой стороны, выделенные промышленностью научные и производственные силы оказались недостаточными и неспособными справиться с этими требованиями. Отрицательно сказался и монополизм разработчика, принимавшего безальтернативные технические решения. Неприемлемость некоторых из них выявлялась только на этапах внедрения.
Бесконечные доработки оборудования и программного обеспечения, отказы в их работе стали постоянной головной болью и заказчика, и исполнителя. Мучительным оказался и процесс внедрения системы в эксплуатацию: переход от существующих сетей к новым, построенным на других принципах, предполагал, по существу, революционный путь, что было трудновыполнимо вследствие большого объема сетей. В результате работы по системе „Кавказ“ далеко вышли за рамки первоначально установленных сроков и растянулись более чем на 15 лет.
Достигнутый за эти годы в мире прогресс в области радиоэлектроники, связи и управления заставил по‑новому взглянуть на основные принципы, заложенные в систему. С современных позиций они выглядят весьма далекими от оптимальных. Конечно, не вся проделанная огромная работа пошла насмарку – немало отдельных разработок было успешно реализовано. Но в целом, как единая система, „Кавказ“ не состоялся».
|