Большое влияние на формирование в России системы социально‑партнерского регулирования трудовых отношений оказала деятельность Международной организации труда. Обобщив опыт функционирования рынков труда в странах с развитой рыночной экономикой, она приняла текст Конвенций и Рекомендаций, в которых был установлен высокий уровень социальной защищенности работников, а также права и обязанности работодателей. Среди них основополагающее значение для утверждения цивилизованных форм трудовых отношений имеют: Конвенция № 87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» (1948 г.)[1]; Конвенция № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» (1949 г.)[2]; Конвенция № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (1971 г.)[3]; Конвенция № 154 «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.)[4]; Рекомендация № 91 «О коллективных договорах» (1951 г.)[5]; Рекомендация № 163 «О коллективных переговорах» (1981 г.)[6].
ТК РФ стал первым кодифицированным актом, консолидировавшим положения о социальном партнерстве (часть вторая, раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» ТК РФ, глава 61 часть пятая, раздел XIII «Защита трудовых прав и свобод. Рассмотрение и разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права» ТК РФ).
Вопросы социального партнерства могут быть предметом правового регулирования на уровне субъекта РФ. Например, в субъектах РФ могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 35 ТК РФ). В субъекте РФ – г. Москва – принят закон от 11 ноября 2009 г. № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве»[7]; заключено Московское трехстороннее соглашение на 2016–2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей» (заключено 15 декабря 2015 г.)[8]; принято Решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений от 26 июня 2014 г. «Об утверждении Положения о Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений и Регламента работы Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений»[9].
На уровне Московской области приняты Закон Московской области от 31 марта 1999 г. № 15/99‑ОЗ «О социальном партнерстве в Московской области»[10]; Закон от 03 декабря 1999 г. № 82/99‑ОЗ «О Московской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально‑трудовых отношений»[11]; Закон Московской области от 26 апреля 2000 г. № 26/2000‑ОЗ «О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области»[12]; «Московское областное трехстороннее (региональное) соглашение между Московским областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей Московской области и Правительством Московской области на 2015–2017 годы» (заключено 30 декабря 2014 г. № 365)[13]; «Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Союзом «Московское областное объединение организации профсоюзов» и объединениями работодателей Московской области» (заключено 30 ноября 2016 г. № 118)[14]; отраслевые соглашения.
Статья 23 ТК РФ социальное партнерство определяет как «систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Из указанного понятия можно выделить характеризующие его признаки:
1. Предмет социального партнерства – система взаимоотношений между полномочными представителями сторон социального партнерства;
2. Специальные субъекты отношений социального партнерства – представители работников, представители работодателей, органы государственной власти, органы местного самоуправления;
3. Цель социального партнерства – обеспечение согласования интересов субъектов (сторон) социального партнерства;
4. Характер регулируемых отношений – трудовые и иные, непосредственно с ними связанные, отношения.
Система социального партнерства. В ТК РФ отсутствует определение понятия «система социального партнерства», различные его варианты имеются в законах субъектов РФ. Так, под системой социального партнерства понимаются:
– совокупность трехсторонних (двусторонних) органов, формируемых работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами исполнительной власти для реализации задач социального партнерства и заключаемых ими соглашений, коллективных договоров на различных уровнях регулирования социально‑трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также правовых актов, регламентирующих порядок и формы взаимодействия, соотношение указанных органов, последовательность разработки и сроки принятия соглашений, коллективных договоров (ст. 1 Закона города Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве», ст. 1 Закона Приморского края от 26 декабря 2014 г. № 531‑КЗ «О социальном партнерстве в Приморском крае»[15]);
– совокупность следующих элементов: субъектов, объекта (предмета), органов, правовых актов, форм, уровней и механизма реализации социального партнерства (ст. 4 Областного закона Ленинградской области от 22 сентября 1998 г. № 34‑ОЗ «О социальном партнерстве в Ленинградской области»[16]);
– стороны и участники социального партнерства, действующие органы социального партнерства, а также принятые ими договоры и соглашения по взаимодействию в сфере социального партнерства на краевом, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации (ст. 4 Закона Пермской области от 11 октября 2004 г. № 1622‑329 «О социальном партнерстве в Пермском крае»[17]);
– совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области социально‑трудовых отношений, трудовых конфликтов (ст. 3 Закона Республики Коми от 09 марта 2004 г. № 9‑РЗ «О социальном партнерстве»[18]);
– система социального партнерства включает следующие уровни: региональный; территориальный; отраслевой; локальный (ст. 4 Закона Краснодарского края от 07 августа 2000 г. № 310‑КЗ «О социальном партнерстве в Краснодарском крае»[19]).
В связи с указанным предполагается целесообразным включить в ТК РФ ст. 231 «Система социального партнерства»: система социального партнерства включает в себя стороны и субъекты, объект (предмет), органы, принципы, уровни и формы, механизм реализации социального партнерства, принимаемые субъектами правовые акты, процедуры их разработки и заключения.
[1] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами». Вып. XIX. – М., 1960. – С. 278 – 284.
[2] Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами». Вып. XIX. – М., 1960. – С. 292 – 297.
[3] Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 51. – Ст. 7449.
[4] Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 51. – Ст. 7450.
[5] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919‑1956. Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 10442 – 1044.
[6] Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919–1956. Т. I. – Женева: Международное бюро труда, 1991. – С. 10439 – 1040.
[7] Ведомости Московской городской Думы. – 2010. – № 12. – Ст. 333.
[8] Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2015. – № 72.
[9] Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2014. – № 52.
[10] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
[11] Вестник Московской областной Думы. – 2000. – № 1.
[12] Вестник Московской областной Думы. – 2000. – № 7.
[13] Ежедневные Новости. Подмосковье. – 2015. – № 14.
[14] Ежедневные Новости. Подмосковье. – 2016. – № 240.
[15] Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. – 2014. – № 103.
[16] Вестник Законодательного собрания Ленинградской области. – 1999. – Вып. 6.
[17] Бюллетень Законодательного Собрания и Администрации Пермской области. – 2005. – № 11.
[18] Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. – 2004. – № 8. – Ст. 3323.
[19] Информационный бюллетень Законодательного Собрания Краснодарского края. – 2001. – № 19 (49). – С. 61.
|