Воскресенье, 24.11.2024, 20:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 36
Гостей: 36
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений, существующих в любом обществе. Поэтому они обладают общими признаками, характерными для всех видов правоотношений, независимо от того, нормами какой отрасли национальной системы права они урегулированы.

Общее состоит в том, что любое правоотношение представляет собой волевое общественное отношение, урегулированное нормой права или возникшее на ее основе, между субъектами которого устанавливаются юридические связи, выражающиеся в их взаимных правах и обязанностях, обеспеченных возможностью государственного принуждения.

Но поскольку конституционно-правовые отношения являются особым видом правовых отношений, им присущи и свои особенности, которые отличают их от всех иных видов правоотношений. Такие отличия проявляются в специфике их содержания, формы, сущности, субъективного состава, характера объектов правоотношений.

Содержанием конституционно-правовых отношений являются взаимосвязанные субъективные права и юридические обязанности их участников.

Субъективное право представляет собой вид и меру возможного поведения лица как субъекта правоотношения, обеспеченного государственной защитой, право лица требовать известного поведения от другого лица.

Юридическая обязанность - это вид и мера должного поведения лица как субъекта правоотношения, соответствующего субъективному праву другого лица.

С содержательной стороны конституционно-правовые отношения отличаются большим, чем другие виды правоотношений, разнообразием субъективных прав и юридических обязанностей, многослойным характером юридических связей между их участниками. Но все они возникают главным образом в процессе закрепления устоев общества и государства, осуществления публичной власти и реализации основных прав и свобод человека, личности и гражданина.

Содержание правовых отношений может выражаться в разных, хотя и не в любых, формах. Типичными для конституционно-правовых отношений являются формы конкретных и общих правоотношений, а также правоотношений, называемых в литературе правовыми состояниями.

В конкретном правоотношении четко определены его субъекты, связи между взаимными правами и юридическими обязанностями, которые реализуются непосредственно в самом правоотношении. Для его возникновения требуются юридический факт и нормативный или индивидуальный акт применения нормы конституционного права. Так, например, согласно ст. 117 Конституции РФ, Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства РФ. Субъективным правом Президента России в данном правоотношении является предоставленное ему Конституцией РФ право отправить Правительство РФ в отставку. Этому праву корреспондирует юридическая обязанность Правительства РФ уйти в отставку, сложить с себя полномочия. Юридическим фактом, обусловившим возникновение конкретного правоотношения, может быть ухудшение социально-экономической ситуации в России или обострение противоречий между Президентом РФ и Правительством РФ. Для применения нормы ст. 117 Конституции РФ Президенту России потребуется издать указ об отставке Правительства РФ, который будет индивидуальным правовым актом.

Конкретные конституционно-правовые отношения являются временными и даже срочными. Они всегда связаны с реализацией нормы конституционного права субъектами правоотношений.

Кроме конкретных конституционно-правовых отношений, возникающих в результате урегулирования нормами права отдельных, строго определенных общественных отношений, в реальной жизни существуют и общие правоотношения, которые формируются непосредственно на основе правовых норм конституции. В отличие от других правоотношений они являются собственно конституционными.

Для общих конституционно-правовых отношений характерно, что в них нет конкретных субъектов, не определены взаимные права и обязанности сторон. Для их возникновения не требуется наличия юридических фактов, принятия нормативных или индивидуальных правовых актов по их урегулированию. Достаточно, чтобы в самой конституции имелись соответствующие правовые нормы, на основании которых и возникают общие правоотношения. Это открывает широкий простор для гибкого взаимодействия между конституционными нормами и фактическими общественными отношениями, в пределах которых возможны весьма существенные различия в поведении сторон.

Конституционно-правовые отношения общего характера возникают главным образом на основе норм-деклараций и норм-принципов. В совокупности они составляют устои общества и государства, служат основой правового статуса человека и гражданина. Так, в ст. 14 Конституции РФ сформулированы правовые нормы, согласно которым Россия является светским государством, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В России религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Нормы ст. 14 Конституции РФ порождают общие конституционно-правовые отношения стабильного и бессрочного характера, в которых незримо участвуют в качестве субъектов практически все органы государственной и муниципальной власти, юридические и физические лица, обязанные вести себя так, чтобы придать России качество светского государства. При этом не определено, какие субъективные права и юридические обязанности возникают у сторон правоотношения, какими мерами обеспечивается реализация принципа светского государства. Ответы на эти вопросы можно получит в результате анализа Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» и конкретных правоотношений, которые возникают на основе его норм.

Многие конституционные права и свободы человека, личности и гражданина реализуются также в рамках общих правоотношений. В частности, конституции всех демократических стран закрепляют право собственности, которое состоит из правомочий владения, пользования и распоряжения вещью. Но ни одна из конституций не определяет каких-либо лиц, юридически обязанных перед собственником. Тем не менее, в данном конституционно-правовом отношении субъективному праву собственника противостоит юридическая обязанность всех других лиц не препятствовать свободному осуществлению им владения, пользования или распоряжения вещью, не посягать на эти права.

В Основном законе Германии 1949 г. закреплены свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных объединений; свобода мировоззрения, свобода выражения мнений, свобода печати, свобода преподавания, свобода собраний и свобода объединений (ст. 4-5; 8-9). На основании обозначенных правовых норм Основного закона Германии возникают общие конституционно­правовые отношения, в которых субъективным правом любого лица корреспондируют юридические обязанности всех и каждого. В таких правоотношениях взаимная связь субъективных прав и юридических обязанностей сторон в нормальных условиях как бы не видна. Но как только нарушена конституционная свобода лица, обязанность нарушителя по отношению к нему тот час выявляется.

Самостоятельным видом конституционно-правовых отношений являются правовые состояния. В отличие от правоотношений общего характера, в них четко определены субъекты правоотношений, но не установлены их взаимные права и обязанности.

Реальное представление о субъективных правах и юридических обязанностях участников правовых состояний можно получить на основе анализа большого массива конституционно-правовых норм законодательства. Так, например, в ст. 65 Конституции РФ сформулирована правовая норма, закрепляющая перечень всех субъектов Российской Федерации. На ее основе возникло правовое состояние о пребывании субъектов в составе Российской Федерации. В нем в качестве участников правоотношения поименно названы Российская Федерация и все ее субъекты, но не определены взаимные права и обязанности. Их можно вывести из содержания норм Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации и федеральных законов, определяющих политико­территориальную организацию России как суверенного, федеративного государства.

Правовое состояние о пребывании субъектов в составе Российской Федерации служит основанием для возникновения конкретных конституционно-правовых отношений по реализации их взаимных прав и обязанностей в таких, например, областях, как распределение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, формирование Совета Федерации, осуществление законодательной инициативы (ст. 72-73, 95 и 104 Конституции РФ).

Правовые состояния образуют каркас для конкретных конституционно-правовых отношений. Они очерчивают контуры политико-территориальной организации государства, системы органов государственной власти, местного управления и самоуправления, символов суверенитета.

Сущность конституционно-правовых отношений можно определить как их внутреннее содержание, свойства, которые проявляются в процессе урегулирования фактических общественных отношений. На стадиях возникновения, изменения и прекращения конституционно-правовых отношений в их содержании открываются такие сущностные свойства, как властный характер отношений.

Справедливости ради следует отметить, что в юридической литературе предпринимались попытки доказать, что не во всех конституционно-правовых отношениях действует принцип власти и подчинения. При этом в качестве весомых аргументов приводилось несколько примеров конституционно-правовых отношений, в которых стороны являются абсолютно равноправными субъектами. Наиболее убедительным из всех примеров показались конституционно-правовые отношения субъектов Российской Федерации, возникающих в рамках заключаемых между ними договоров и соглашений. Но этот пример, скорее всего, иллюстрирует то общеизвестное положение, что конституционно-правовые отношения, могут быть как субординационными, так и координационными. Тем не менее, в обоих случаях сущность их не меняется, поскольку для властных отношений достаточно, чтобы в их субъектном составе выступал в качестве стороны хотя бы один из представителей государства, наделенный властными полномочиями.

Специфика субъективного состава конституционно-правовых отношений заключается в том, что в нем представлены субъекты, которые не могут быть участниками других видов правоотношений, среди них можно назвать в порядке иллюстрации таких субъектов конституционно-правовых отношений, как народ, избиратели, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти.

Объектами конституционно-правовых отношений служат предметы и явления реальной действительности, с которыми правовые нормы связывают субъективные права и юридические обязанности участников правовых отношений. Все множество объектов можно разделить на несколько групп:

[1]  Публичная власть. На нее направлена деятельность политических партий и общественно- политических движений в их конкурентной борьбе за получение депутатских мандатов в законодательных (представительных) органах государственной власти и органах местного самоуправления, за право замещать выборные должности в государстве и муниципальных образованиях (ст. 41 Конституции Мексики). Публичная власть выступает в качестве объекта конституционно-правовых отношений и при оказании народного сопротивления всякому, кто пытается узурпировать власть, подорвать конституционный строй государства (ст. 20 Основного закона Германии 1949 г.).

[2]  Государственная территория. Конституционно-правовые нормы национальных систем права всех суверенных государств нередко связывают субъективные права и юридические обязанности участников правовых отношений с территорией государства. Так, например, в ст. 67 Конституции РФ закреплены правовые нормы, согласно которым территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство между ними. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.

Конституция КНР декларирует, что Тайвань является частью священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела воссоединения Родины - священный долг всего китайского народа, в том числе и наших соотечественников на Тайване (Введение). Кроме того, Конституция КНР закрепляет систему административно-территориального деления страны, предусматривает создание в случае необходимости особых административных районов (ст. 30-31).

Согласно Конституции Азербайджана 1995 г. территория государства является единой, неприкосновенной и неделимой. Азербайджанская Республика никому ни в какой части и ни в каком виде не передает свою территорию. Государственные границы могут изменяться только путем всенародного референдума, проводимого по решению Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана (ст. 11).

[3]  Материальные блага. На конституционном уровне закрепляются объекты собственности, благоприятная окружающая среда, исконная среда обитания коренных малочисленных народов, средства государственной казны, по поводу которых складываются конституционно-правовые отношения.

В большинстве конституций суверенных государств в качестве материальных благ как объектов конституционно-правовых отношений выделяются природные ресурсы и благоприятная окружающая среда.

Конституция РФ нормативно устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в стране как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

В Конституции Португалии 1976 г. содержится открытый перечень природных и антропогенных объектов, которые могут находиться только в общественном владении. К ним относятся водные объекты, атмосферный воздух, залежи полезных ископаемых, источники минеральных лечебных вод, автомобильные и шоссейные дороги, национальные железнодорожные магистрали и иное имущество, отнесенное к данной категории законом (ст. 84).

Конституции социалистических государств с чрезмерной полнотой и дифференциацией определяют объекты государственной, кооперативной, частной, личной собственности и собственности общественных объединений, с которыми они связывают возникновение конституционно-правовых отношений (ст. 15, 20. 22-23 Конституции Кубы).

Конституция РФ лишь вскользь упоминает об исконной среде обитания и традиционном образе жизни коренных малочисленных этнических общностей (ст. 72). Между тем в конституционном законодательстве Скандинавских стран, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии имеются специальные акты, нормы которых закрепляют права коренных малочисленных народов на исконную среду обитания, территории традиционного природопользования и промысловые угодья. Это существенно расширяет круг объектов конституционно-правовых отношений.

[4]   Личные неимущественные блага. Как показывает анализ норм конституций, в состав этих благ

входят:    жизнь человека, частная жизнь, свобода, честь, достоинство, неприкосновенность,

вероисповедная принадлежность, права и свободы, брак, семья, материнство и детство.

Конституция Румынии 1991 г. дополняет этот перечень таким специфическим объектом конституционно-правовых отношений как физическая и психическая целостность человека (ст. 22).

Конституция Испании 1978 г. наряду с другими личными неимущественными благами упоминает личную и семейную тайну, а также собственное имя (ст. 18).

[5]  Поведение субъектов конституционно-правовых отношений. Этим собирательным понятием обозначается самая многочисленная группа объектов конституционно-правовых отношений, представленная поведением людей, действиями органов государства и органов местного самоуправления, политических партий, религиозных организаций и групп, различных общественных объединений. Здесь объектами правоотношений является, как правило, поведение обязанных сторон и значительно реже - поведение управомоченных сторон. Поведение может выражаться в действии (активное поведение) либо в бездействии (пассивное поведение).

Поведение субъектов конституционно-правовых отношений является объектом абсолютного большинства такого вида отношений. Причем объекты четко определяются в соответствующих статьях конституции, законов и подзаконных актов. Например, в ст. 84 Конституции РФ поведение Президента Российской Федерации, по поводу которого складываются различные конституционно-правовые отношения, выражается в таких юридически значимых действиях, как назначение выборов в Государственную Думу, роспуск Государственной Думы, назначение референдума, внесение законопроектов, подписание и обнародование федеральных законов, обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями. Во всех конституционно-правовых отношениях поведение Президента РФ несомненно является активным.

Типичным примером конституционно-правовых отношений, где поведение обязанной стороны - пассивное, могут служить отношения, которые сложились на основании норм ст. 9 Конституции Японии 1947 г. В ней записано: «Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров».

[6]  Результаты поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Их можно определить как материализованные в реальной действительности последствия действий или бездействий участников правоотношений.

В конституционно-правовых отношениях в качестве результатов поведения субъектов служат: сформированный в установленном порядке законодательный (представительный) орган государственный власти, принятый закон, правовая позиция конституционного суда, вынесенный парламентом вотум недоверия правительству, акт об отстранении в порядке импичмента от должности президента и т. п. Во всех этих случаях объектами конституционно-правовых отношений будет не само поведение сторон, а именно результаты их поведения.

Характерная особенность всех объектов конституционно-правовых отношений заключается в том, что они составляют в своей совокупности конституционные ценности. Они совершенно не типичны для других видов правоотношений.

Описание эмпирических свойств конституционно-правовых отношений вовсе не требует их адекватного отражения в определении изучаемого явления. В научном определении любого понятия раскрывается его содержание, дается логическая характеристика существенных признаков.

С учетом этой оговорки можно сформулировать определение понятия конституционно-правовых отношений. Они представляют собой целостный комплекс властных общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права или возникших на их основе, содержанием которых являются взаимные связи субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений, обеспеченных возможностью государственного принуждения.

Конституционно-правовые отношения по своему составу исключительно многообразны. Это

обусловливает необходимость их научной классификации, подразделения на определенные виды.

По функциям права выделяют регулятивные и охранительные конституционно-правовые отношения.

Сущность регулятивных правоотношений заключается в правомерном поведении его субъектов, строго соответствующем требованиям норм конституционного права. В любой демократической стране таких правоотношений абсолютное большинство. В совокупности они составляют национальный конституционный правопорядок.

Охранительные конституционно-правовые отношения возникают вследствие неправомерного поведения их субъектов или не достижения ими конституционно значимых целей, заложенных в нормах права, как реакция государства на результаты поведения сторон. Так, например, в соответствии со ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума трижды отклонила представленные кандидатуры, то Президент Российской Федерации самостоятельно назначает на должность Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Роспуск Государственной Думы Президентом РФ будет осуществляться в рамках охранительного конституционно-правового отношения. Хотя Государственная Дума, трижды отклонившая кандидатуры Председателя Правительства РФ, действовала правомерно, тем не менее, она не достигла заложенной нормой ст. 111 Конституции РФ цели, поскольку не дала согласия на назначение конкретных лиц на высокую государственную должность, создала угрозу правительственного кризиса.

Назначение охранительных конституционно-правовых отношений заключается в защите существующего в обществе конституционного правопорядка, применении мер юридической ответственности к правонарушителям, восстановлении нарушенных субъективных прав сторон

В зависимости от характера конституционно-правовых отношений их можно разделить на две группы: материальные и процессуальные.

В первую группу входят конституционно-правовые отношения, сложившиеся в результате действия норм материального права или возникших на их основе. Их содержанием являются взаимосвязанные субъективные права и юридические обязанности сторон, которые реализуются непосредственно в самих правоотношениях. Так, например, в ст. 76 Конституции РФ сформулирована правовая норма, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2). На основании этой нормы между Российской Федерацией и ее субъектами возникают конституционно-правовые отношения, в рамках которых и реализуются их взаимные права и обязанности (правомочия).

Во вторую группу конституционно-правовых отношений объединяют процессуальные отношения, содержанием которых является порядок реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников материальных правоотношений, процедура выражения их юридически значимого поведения. В их числе можно назвать процессуальные конституционно-правовые отношения, связанные с реализацией избирательного права граждан, принятием законопроектов, проведением референдума, формированием правительства, применением мер конституционной ответственности и др. Процессуальные правоотношения возникают на основе конституционно-процессуальных норм и являются производными (вторичными) от материальных правоотношений.

По времени действия конституционно-правовые отношения подразделяются на длящиеся и разовые. Примером первого вида правоотношений может быть состояние в гражданстве, второго - участие в выборах президента.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (03.03.2017)
Просмотров: 324 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%