В конституционно-правовые отношения могут вступать только субъекты конституционного права. Под субъектами конституционного права понимаются индивиды, организации и социальные общности, наделенные нормами конституционного законодательства субъективными правами и юридическими обязанностями.
Субъекты конституционного права обладают особым юридическим свойством правосубъектностью. Она представляет собой признанную государством способность индивидов, организаций и социальных общностей быть субъектами конституционно-правовых отношений. Здесь уместно напомнить, что специалисты по общей теории права в ее структуру включают такие взаимосвязанные элементы, как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
Правоспособность - это определенная нормами действующего законодательства способность субъекта иметь субъективные права и нести юридические обязанности.
Дееспособность - это реальная способность субъекта осуществлять своими действиями предоставленные ему законом права и возложенные на него юридические обязанности.
Деликтоспособность - это способность субъекта нести в силу закона юридическую ответственность за свои действия (бездействия) и поступки.
Конституционная правосубъектность закрепляется нормами конституций, законов и подзаконных актов суверенных государств дифференцированно, с учетом особенностей каждого вида субъектов. В законодательном порядке определяется вид субъекта конституционного права, раскрываются основные принципы его статуса, закрепляются субъективные права и юридические обязанности, устанавливается ответственность за неисполнение обязанностей. Причем вовсе не обязательно, чтобы в содержании правосубъектности были в наличии все структурные элементы. Приведем два разноплановых примера.
Конституционная правосубъектность гражданина Российской Федерации законодательно оформлена следующим образом:
1. Посредством правовой нормы - дефиниции определено, что гражданином является лицо, которое находится в устойчивой правовой связи с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»).
2. Основным принципом статуса гражданина является принцип равенства всех граждан, в том числе перед законом и судом (ст. 6, 19 Конституции РФ). Этот принцип означает, что каждый гражданин Российской Федерации вступает в конституционно-правовые отношения на равных с другими гражданами началах, без какой-либо дискриминации.
3. Гражданин обладает всеми конституционными правами и свободами и несет юридические обязанности (ст. 20-61 Конституции РФ).
4. На гражданина возложена ответственность за не исполнение своих юридических обязанностей, в том числе и установленную нормами других отраслей права. Как сказано в ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Согласно Конституции КНР правосубъектность Государственного совета Китая закрепляется по схеме, типичной для каждого органа государства:
1. С помощью правовой нормы-дефиниции определено, что Государственный совет Китая является народным правительством, исполнительным органом государственной власти, высшим государственным административным органом страны (ст. 85).
2. Государственный совет Китая формируется в порядке, установленном Конституцией КНР, на основе принципа законности (ст. 62). В его деятельности сочетаются принципы коллегиальности и единоначалия. «Государственный совет осуществляет систему ответственности Премьера» (ст. 86).
3. Для осуществления своих функций Государственный совет Китая наделен обширными полномочиями, закрепленными Конституцией КНР и актами текущего законодательства (ст. 89-91).
4. Ответственность Государственного совета Китая за результаты своей деятельности наступает в порядке, установленном нормами ст. 63 и 92 Конституции КНР.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что субъектами конституционного права являются индивиды, организации и социальные общности, наделенные нормами действующего законодательства конституционной правосубъектностью.
Практическая значимость правосубъектности состоит в том, что она конкретизирует общие нормы конституционного законодательства применительно к каждому виду субъектов и тем самым определяет круг правоотношений, в которых они могут участвовать.
При наличии соответствующих юридических фактов субъекты конституционного права реализуют свою правосубъектность в конституционно-правовых отношениях. Для этого они совершают определенные действия или допускают бездействие, превращая тем самым потенциальную возможность стать участниками конституционно-правовых отношений в реальную действительность, когда на практике осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности. Отсюда следует, что субъектами конституционно-правовых отношений являются индивиды, организации и социальные общности, наделенные нормами действующего законодательства правосубъектностью, которые в конкретных правоотношениях осуществляют свои права и исполняют соответствующие юридические обязанности либо порождают своей правоспособностью правовые
состояния.
В научной и учебной литературе пока не сложилось единства взглядов о количестве видов субъектов конституционно-правовых отношений и их внутривидовых формах. Тем не менее в зависимости от внешней структуры субъекты конституционно-правовых отношений, как уже отмечалось, подразделяются на три вида: индивиды, организации и социальные общности. В свою очередь, в каждом виде субъектов конституционно-правовых отношений выделяются по нескольку их разновидностей, о чем можно судить по следующей классификационной схеме.
[1] Индивиды:
• человек;
• граждане государства (в том числе и проживающие за границей);
• иностранцы;
• лица без гражданства;
• лица, обладающие гражданством двух и более государств (бипатриды);
• должностные лица органов государства и органов местного самоуправления;
• депутаты законодательных (представительных) органов государственной и муниципальной власти.
[2] Организации:
• федеративные государства;
• субъекты федераций;
• федеральные территории;
• ассоциированные государства;
• унитарные государства;
• административно-территориальные единицы всех видов;
• муниципальные образования;
• органы государства;
• органы местного управления и самоуправления;
• избирательные органы по выборам депутатов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также на выборные должности в государстве и муниципальных образованиях;
• избирательные комиссии всех уровней;
• комиссии по проведению референдума;
• церковь;
• политические партии;
• общественные объединения;
собрания граждан.
[3] Социальные общности:
• народ;
• нации;
• народности;
• этнические группы;
• семья.
Приведенный перечень субъектов конституционно-правовых отношений является более полным и дробным, чем перечни, предложенные в отечественной учебной и научной литературе. Создается опасность, что при столь громоздкой классификации за деревьями нельзя разглядеть леса, то есть понять суть конституционно-правовых отношений в целом, четко определить систему их субъектов. Однако этот перечень составлен в результате анализа норм национальных отраслей конституционного права самых разных суверенных государств, а также богатой практики их применения. Представляется, что он в большей степени отражает специфику субъектов конституционно-правовых отношений, все их многообразие и сложность.
Каждый субъект конституционно-правовых отношений реализует свои права и юридические обязанности во взаимной связи с другими субъектами. Он может выступать в правоотношении или в качестве управомоченной или в качестве правообязанной стороны, или одновременно в обоих качествах.
Охарактеризовать конституционно-правовые отношения с участием всех сторон, наделенных правосубъектностью, равнозначно изложению в одной главе предмета учебного курса в его целостности и полноте. Поэтому приходится произвести анализ самых общих положений, которые предстоит обстоятельно раскрыть в соответствующих разделах настоящего учебника.
|