Историю развития институтов прямой демократии в России условно можно подразделить на четыре периода: первый – дореволюционный период; второй – советский период: условно может быть разделен с 1917 года по 1936 гг., с 1936 по 1990 гг.; третий период – постсоветский, с 1990 по декабрь 1993 гг.; четвертый – современный период: с декабря 1993 г. по настоящее время[1].
Краткая характеристика выделенных автором этапов может быть сведена к следующему.
Первый – дореволюционный период – можно охарактеризовать, во‑первых, некоторым наличием практики – вечевые голосования, Земские Соборы, выборы, собрания, отзыв;
В XI в. вече на Руси, по мнению И. Я. Фроянова, основывающемуся на летописных данных, – верховный демократический орган власти, развивавшийся наряду с княжеской властью[2].
Во‑вторых – это теоретические разработки российских ученых о народных голосованиях. Вопросы участия народа в осуществлении власти были предметом изучения многих выдающихся российских ученых: А.С. Алексеева[3], В.М. Гессена[4]; А.Д. Градовского[5]; В.В. Ивановского[6]; Б.А. Кистяковского[7]; М.М. Ковалевского[8]; Ф.Ф. Кокошкина[9]; Н.М. Коркунова[10]; Н.И. Лазаревского[11]; П.И. Новгородцева[12], К.Н. Тахтарева[13], И.З. Сапожникова[14], Б.Н. Чичерина[15] и других авторов[16].
В‑третьих, наличиствует некоторое нормативное регулирование описываемых институтов.
Правовые нормы, регламентировавшие избирательный процесс в России в XIX веке, были включены в Свод Законов Российской Империи, который представлял собой систематическое собрание законов по отдельным отраслям и сферам общественной жизни, составленное по указанию Императора Николая I в 1830–1832 годах. Свод Законов, состоявший из 15 томов, являлся целостной системой, охватывающей регулирование всех основных общественных отношений в Российской Империи того периода. При этом нормы, регламентировавшие процесс проведения различных выборов, не были сконцентрированы в какой‑либо одной части Свода на основе единства предмета их регулирования. Указанные нормы были включены в разные тома Свода в зависимости от положения в нем норм, относящихся к тому или иному выборному органу или лицам, задействованным в избирательном процессе. Например, Положение о выборах в Государственную Думу было включено в первый том Свода Законов в качестве приложения III к части II «Свод учреждений государственных». Нормы, касающиеся региональных выборов, содержались в томе II «Свод губернских учреждений». К ним относились, в частности, нормы главы 3 «О составе, круге ведомства, пределах власти и порядке действий земских учреждений» (прежде всего, отделения 1 «Об избрании Уездных Земских Гласных») Положения о Губернских и Уездных Земских Учреждениях, отделений «О составе, круге ведомства, пределах власти и порядке действий городского общественного управления», «Об избрании гласных Думы» Положения об общественном управлении города Санкт‑Петербурга и т. д. Кроме того, в части 1 тома IX Свода Законов содержались нормы, регламентировавшие дворянские выборы и службу по выборам дворянства, которая являлась действительной государственной службой. Таким образом, совокупность норм избирательного права в составе Свода Законов Российской Империи представляла собой систему, имевшую слабо интегрированную структуру, отличную от структуры, характерной для последующих этапов.
Начало ХХ века характеризуется революционными событиями, подтолкнувшими Российскую Империю к реформированию системы государственной власти и развития выборных институтов. В этот период создается система парламентских учреждений в виде Государственной Думы и реформированного Государственного Совета.
Первым избирательным законом стало Положение о выборах в Государственную Думу, утвержденное царем 6 августа 1905 года[17].
Позднее в связи с обострившейся общественно‑политической ситуацией был принят закон «Об изменении Положения о выборах в Государственную Думу и изданных в дополнение к нему узаконений»[18].
Это положение не устанавливало ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, однако наметилась тенденция демократизации избирательной системы и расширения политических прав населения страны.
Законодательством 1906 года было внесено несколько серьезных изменений, касающихся процедурных моментов формирования и роспуска Государственной Думы. Так, Высочайшим Манифестом от 20 февраля 1906 года «Об изменении Учреждения Государственного Совета и о пересмотре Учреждения Государственной Думы» устанавливалось, что оба эти органа государственной власти ежегодно созываются и распускаются указами Императора[19]. С учетом этого был принят Высочайший Манифест от 3 июня 1907 года «О роспуске Государственной Думы и о времени созыва новой Думы», и Положение о выборах от 3 июня 1907 года[20].
За этот период было принято 23 нормативно‑правовых акта, регламентирующих порядок выборов[21]. При этом следует отметить, что избирательное законодательство Российской империи помимо актов, получивших высочайшее утверждение со стороны императора и по значимости равных законам, включало в себя значительное число подзаконных актов, исходивших из Министерства внутренних дел (Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу). Эти акты затем вносились в Совет министров, который затем представлял их на утверждение императора. По оценке ученых – государствоведов, современников избирательной системы Российской империи, «законодательство о выборах необыкновенно сложно. Это, быть может, самая запутанная и несовершенная система выборов, которая когда‑либо существовала». По мнению Н.И. Лазаревского[22], это существенный ее недостаток, поскольку, чем сложнее избирательная система, тем больше возможностей для всякого рода ошибок и подлогов[23].
Положение о выборах в Учредительное Собрание от 11 сентября 1917 года[24] закрепляло основные принципы: 1) всеобщее, прямое, равное избирательное право при тайном голосовании; 2) распространение его на женщин; 3) минимальный возраст – 20 лет, для военнослужащих – 18 лет; 4) распространение избирательного права на всю армию; 5) пропорциональные выборы; 6) устранение от выборов членов царствовавшего в России Дома Романовых.
Право на отзыв депутатов появилось в нашей стране вместе с рождением Советов начиная с 1905 г.
В России 1905 г. за гражданами по сути не признавалось права на устройство публичных собраний, тем более с политическими целями. Российское законодательство и в принятых позднее актах не предусматривало различий между собраниями, митингами, уличными шествиями и демонстрациями. Все они объединялись категорией «собрание», о чем свидетельствует анализ названий нормативных актов: от 12 октября 1905 г. «Об установлении временных мер в дополнение действующих постановлений «О собраниях», от 4 марта 1905 г. «Временные правила о собраниях», от 12 апреля 1917 г. «О собраниях и союзах».
В соответствии со ст. 3 Устава «О предупреждении и пресечении преступлений» запрещались «сходбища и собрания для совещания или действия, общей тишине и спокойствию противных», а ст. 113 предусматривала: «когда соберется народ в шумном и беспорядочном скопище, то полиция должна заставить толпу разойтись по домам, а в случае нужды могут быть призваны войска»[25].
Причиной подписания царем 12 октября 1905 г. Указа «Об установлении временных мер в дополнение действующих постановлений «О собраниях»[26] послужил рост революционных выступлений, которые вынудили власти даровать народу свободу собраний. В его преамбуле признавалось отсутствие прав у населения. Представитель либеральной буржуазии, известный юрист И.Ф. Цызырев, писал: «Предполагается, будто эти новые правила издаются для восполнения какого‑то пробела в действующей системе правил о собраниях. Мы знаем, что фрагменты устава о предупреждении и пресечении преступлений, относящихся к вопросу, отвергают всякие собрания публичного характера. Едва ли не фарисейство говорить о «пополнении пробела» там, где совершалась, по крайней мере, формально, отмена прежнего порядка[27].
В Правилах «О собраниях», изданных за несколько дней до Манифеста 1905 г., нет и намека на отказ законодателя от попечения собраний. Правила предоставляли гражданам право устраивать собрания при обязательной подаче предварительного заявления за три дня до их проведения, а если собрание устраивалось не в месте постоянного жительства начальника полиции – то за семь дней. Возможность проведения собрания была поставлена в зависимость от начальника местной полиции, который имел право «воспрещать собрания, цель или предмет которых угрожает общественному спокойствию и безопасности». Это положение настолько явно вступало в противоречие с теми гражданскими свободами, о которых было заявлено в манифесте, что министерство внутренних дел было вынуждено издать циркуляр, в котором давались разъяснения полиции о том, какие собрания надо считать разрешенными[28].
Иные циркуляры, представленные Советом министров в Государственный совет, указывали на несвоевременность осуществления свободы собраний во всей ее полноте из‑за «существующего среди населения брожения»[29]. Временные правила «О собраниях», изданные в 1906 г., расширяли права администрации, дав ей возможность вмешиваться в процедуру проведения собрания. Публичные собрания, то есть собрания, доступные неопределенному числу лиц или хотя бы и определенному, но лично не известных устроителям собрания, были поставлены под бдительный контроль полицейской власти (ст. 2). «Собрания всякого рода под открытым небом, – записано в ст. 5, – допускаются не иначе, как с особого, каждый раз, разрешения губернатора или градоначальника местной полицейской власти». Публичные собрания не допускались: на расстоянии «двух верст от места пребывания Его Императорского Величества или от места заседания Государственного Совета и Государственной Думы во время сессии» (ст. 6); в гостиницах, ресторанах, трактирах и тому подобных заведениях (ст. 7).
В русской печати того времени отмечалось, что новый закон «весьма озабочен тем, чтобы как можно уже определить понятие собраний частных»[30].
В.М. Гессен писал: «О какой‑либо свободе публичных собраний при действии Правил от 4 марта не может быть и речи. Между Правилами 4 марта и постановлением Устава о предупреждении и пресечении преступлений, запрещавших собрания и сходбища, общей тишине и спокойствию противных, различия чисто редакционные. Запрещаются ли собрания угрожающие общественному спокойствию и безопасности, или противные общей тишине я спокойствию, и это по существу совершенно безразлично, так как и в этом и в другом случае запрещение собраний предоставляется дискреционному усмотрению власти[31].
30 мая 1906 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о собраниях, составленный по образцу французского закона от 30 июня 1881 г. и устанавливающим явочный порядок устройства собраний[32]. Ограничительные меры касались исключительно места собраний. До роспуска думская комиссия успела обсудить и примять лишь некоторые статьи проекта[33].
Второй период развития института народных голосований в России – советский – 1917–1990 гг. Условное подразделение этого периода на два периода вызвано, во‑первых, практикой проведения всенародных голосований, во‑вторых, – нормативным закреплением.
Так, первый период – с 1917 года по 1936 год характеризуется использованием института народных обсуждений, голосований при отсутствии нормативного закрепления этого института; кардинальным изменением избирательной системы.
Была сконструирована принципиально новая избирательная система, основные принципы которой получили свое закрепление в первой Советской Конституции.
Согласно ст. 70 Конституции РСФСР подробный порядок проведения выборов определялся местными Советами в соответствии с инструкцией ВЦИК РСФСР. Впервые в советском избирательном законодательстве избирательные комиссии были предусмотрены Инструкцией о выборах сельских и волостных Советов, утвержденной ВЦИК 2 декабря 1918 года[34].
Указанная Конституция содержала специальный раздел, посвященный выборам и избирательным правам граждан – раздел четвертый «Активное и пассивное избирательное право» – регламентировавший основы избирательной системы страны. Электоральные отношения, складывавшиеся в советском государстве до принятия следующей Конституции, были основаны на указанных конституционных нормах и на нормах ряда постановлений Всероссийских Съездов Советов.
Этот период характеризуется усилением роли отделов НКВД, которые занимались обеспечением политических прав и свобод трудящихся. Такие отделы и управления, являющимися местными органами НКВД, были созданы в начале 1918 года в губернских и уездных исполкомах.
Так, циркуляром НКВД № 311 от 25.09.1923 разъяснялось всем губернским (областным) отделам управления применение § III Инструкции по перевыборам в части лишения избирательных прав граждан, ранее состоявшим служителями религиозных культов[35].
До принятия в 1925 году второй Конституции РСФСР Всероссийский центральный исполнительный Комитет издал еще две инструкции о выборах в Советы (1922 и 19924 г.).
Следует отметить, что в Конституции РСФСР 1918 года закреплялась возможность проводить на селе общие собрания, с помощью которых решались вопросы управления; подчеркивалась решающая роль населения при осуществлении власти на местах. Тем не менее, они носили характер скорее всенародных обсуждений, чем голосований (окончательного решения конкретных вопросов).
Проводились обсуждения Декрета об отделении церкви от государства, разделы Конституции РСФСР 1918 г., в процессе ее разработки, публиковались в печати.
В Постановлении 8 Всероссийского съезда Советов «О советском строительстве» 1920 г. идея об участии населения в осуществлении власти на местах была расширена путем консультативного и совещательного участия населения в решении вопросов местного и общегосударственного значения.
После некоторого «узаконивания» проводились обсуждения проектов законов в республиках: кодексов о браке, семье и опеке в 1926–1927 гг., об общих началах землепользования и землеустройства в 1927–1928 гг. В циркуляре Президиума ВЦИКа 1929 г. закреплялось положение о необходимости проводить через предварительное обсуждение общих собраний избирателей наиболее важные вопросы, решаемые Советами.
В работах некоторых ученых‑государствоведов встречаются высказывания о том, что референдумы в СССР проводились на местном уровне[36]; о том, что они использовались для решения национально‑территориальных вопросов[37], вопросов управления территорией и самообложения местного характера[38].
В ходе Брестских переговоров 1918 года для определения границ между Германией и Советской Россией делегация последней потребовала народного голосования. Проведение свободного голосования предусматривал декрет СНК от 11 января 1918 года о «Турецкой Армении».
В Печенеге, согласно Советско‑финскому договору 1 марта 1918 г. проводился опрос населения[39]. По условиям договора между Россией и Польшей так же предусматривался местный плебисцит, проведенный только в 1939 г.[40].
Конституция РСФСР 1918 г. установила: «В целях обеспечения трудящимся действительной свободы собраний РСФСР, признавая права граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия, предоставляет в распоряжение рабочих и крестьянской бедноты все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением». При этом «руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции»[41].
При допущении широкой свободы собраний по Конституции для рабочих и крестьян были созданы правовые «гарантии», исключавшие возможность пользоваться этими правами: был введен разрешительный порядок[42].
Последующие политические процессы не допускали участия граждан в непосредственном решении наиболее важных государственных вопросов. В Конституции СССР 1924 г., например, не было упоминания о непосредственном участии народа в решении спорных политических проблем страны.
Конституция РСФСР 1925 года содержала раздел IV, состоявший из главы 6 «О выборах в советы» и специального раздела «О производстве выборов», в котором также были закреплены самые основные нормы, касающиеся избирательных прав и производства выборов[43]. В нем избирательным комиссиям вменялось в обязанность лишь составление протокола о ходе и результате выборов (ст. 71) и проверка правильности выборов (ст. 73). Установление порядка производства выборов было предоставлено ВЦИК и его Президиуму (ст. 72)[44].
В январе 1924 года была принята Конституция СССР, в которой отсутствовал раздел об избирательной системе.
Первая Конституция СССР и указанный российский Основной Закон предопределили развитие советского избирательного права и практики проведения выборов на ближайшее десятилетие.
С того же года можно проследить историю законодательного регулирования электоральных отношений в СССР. Характерной его особенностью является то, что акты, принимавшиеся законодательными органами, не носили названия законов. Однако по сути такие акты являлись законами, несмотря на то, что законами не именовались, что все же позволяет говорить о наличии системы законодательства. В 1925 году были приняты, в частности, Постановление Президиума Центрального исполнительного комитета СССР (ЦИК СССР) от 16 января 1925 года «О перевыборах в Советы»[45], Постановление ЦИК СССР от 2 октября 1925 года «О порядке выборов в Советы и на съезды Советов»[46] и др.
Период с 1936 по 1990 г. характеризуется нормативным закреплением института в нормативно‑правовых актах. Первое упоминание о референдуме содержалось в Конституции СССР 1936 г., где Президиуму Верховного Совета СССР предоставлялось право проводить всенародный опрос, референдум, по собственной инициативе или по требованию одной из союзных республик (ст. 49).
Исходя из того, что Конституция 1936 г. характеризовала референдум как всенародный опрос (ст. 49), нельзя согласиться с теми авторами, которые утверждают, что референдумов в СССР не было[47].
Другое дело, что с точки зрения современного представления о референдуме (голосование по определенному вопросу, результат которого обладает высшей юридической силой и обязателен для применения) практики применения референдума в нашей стране действительно не существовало.
Классовое начало закрепления свободы манифестаций в Конституции СССР 1936 г. также присутствовало и было выражено вполне определенно (ст. 125).
Принятие новой Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года внесло серьезные изменения в систему органов государственной власти и избирательную систему, как на союзном, так и республиканском уровне. В системе органов государственной власти произошел переход от системы съездов к системе Советов, непосредственно избираемых населением.
Впервые в истории советских конституций в Конституции СССР 1936 года была включена отдельная глава «Избирательная система». В соответствии с Конституцией СССР отменялись многоступенчатые выборы, были сняты ограничения классового характера, все Советы являлись выборными органами и избирались на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права, при тайном голосовании. При этом выдвижение кандидатов осуществлялось по производственному принципу, а их избрание – по территориальному.
Положение о выборах в Верховный Совет СССР от 9 июля 1937 года устанавливало четырехступенчатую систему избирательных комиссий для выборов в Верховный Совет СССР: Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет СССР, избирательные комиссии союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов по выборам в Совет Национальностей, окружные избирательные комиссии (отдельно по выборам в Совет Союза и Совет Национальностей) и участковые избирательные комиссии[48].
Что касается избирательной системы РСФСР, то она практически совпадала с союзной избирательной системой.
Конституция РСФСР 1937 года также включала в себя отдельную главу «Избирательная система»[49].
Было принято Положение о выборах в Верховный Совет РСФСР, утвержденном ВЦИК 16 февраля 1938 года[50].
Первым в СССР актом о выборах, получившим наименование «закон», стал Закон СССР от 25 декабря 1958 года «Об изменении порядка выборов народных судов»[51], установивший, что народные судьи районных (городских) народных судов избираются гражданами района (города) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет, и изменивший соответствующим образом редакцию статьи 109 Конституции СССР 1936 года.
Как и Конституция СССР 1936 года, основной закон 1977 года содержал специальную главу «Избирательная система», в которой закреплялись принципы избирательного права, условия их реализации гражданами и основы избирательного процесса[52]. Расширился круг субъектов, имеющих право выдвижения кандидатов: наряду с организациями КПСС, профсоюзами, комсомолом и кооперативами это право приобрели трудовые коллективы и собрания военнослужащих по воинским частям. Вместе с тем, сохранилась прежняя практика выдвижения кандидатов по производственному принципу и голосования по территориальному принципу. Проведение выборов обеспечивала система избирательных комиссий. Так, в соответствии с Законом РСФСР от 8 августа 1978 года «О выборах в Верховный Совет РСФСР» проведение выборов осуществляли Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный Совет РСФСР, окружные избирательные комиссии по выборам в верховный Совет РСФСР и участковые избирательные комиссии[53].
В РСФСР в 1978 и 1979 годах появляются Закон РСФСР от 8 августа 1978 года «О выборах в Верховный Совет РСФСР»[54] и Закон РСФСР от 3 августа 1979 года «О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР»[55].
В 1981 году был принят Закон РСФСР «О выборах районных (городских) народных судов РСФСР», согласно статье 1 которого народные судьи районных (городских) народных судов РСФСР в соответствии с Конституцией РСФСР избирались гражданами района, города, района в городе на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет[56]. С точки зрения подхода к избирательному законодательству, как к законодательству, регулирующему электоральные по своей природе отношения, указанный закон также можно отнести к избирательному законодательству советской России. Начинается обновление избирательного законодательства РСФСР. «Первый шаг в деле реформирования избирательной системы был сделан еще в 1987 году, когда в бывших союзных и автономных республиках Союза ССР выборы в некоторые звенья местных Советов были проведены в порядке эксперимента по многомандатным избирательным округам с избранием двух и более основных, а также резервных депутатов»[57].
В 1988 году в Конституцию СССР вносятся изменения и дополнения, в соответствии с которыми высшим органом государственной власти становится Съезд народных депутатов, состоящий из 2250 депутатов, избираемых от территориальных избирательных округов (750 депутатов), национально‑территориальных избирательных округов (750 депутатов) и от общесоюзных общественных организаций (ст. 108 и 109 Конституции СССР)[58].
За внесением изменений и дополнений в Конституцию СССР последовали изменения и в Конституции Российской Федерации[59].
В соответствии с требованиями Конституции РСФСР высшим органом государственной власти в РСФСР стал Съезд народных депутатов РСФСР, но в отличие от союзного, он формировался только из депутатов, избираемых по территориальным и национально‑территориальным избирательным округам, т. е. без представительства от общественных объединений. Постоянно действующими законодательными, распорядительными и контрольными органами становятся Верховные Советы СССР и РСФСР, избираемые Съездами народных депутатов СССР и РСФСР соответственно из своего состава.
Начало реформы избирательной системы было положено принятием Закона СССР от 1 декабря 1988 года «О выборах народных депутатов СССР»[60]. Закон СССР о выборах народных депутатов СССР стал первым законодательным актом, закрепившим принцип состязательности.
С. Уайт охарактеризовал выборы народных депутатов СССР в 1989 году как самые честные и подлинные за все время существования СССР[61].
В РСФСР изменения происходят в 1989 году с принятием законов РСФСР от 27 октября 1989 года «О выборах народных депутатов РСФСР» и «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР»[62].
В советский период институт отзыва впервые был закреплен Декретом ВЦИК от 4 декабря 1917 г. «О праве отзыва делегатов». Затем право на отзыв депутатов было закреплено во всех Конституциях СССР и Конституциях РСФСР.
В СССР закон об отзыве отсутствовал с 1936 по 1959 г. Законы о порядке отзыва депутатов Верховных Советов и местных Советов, принятые в 1959–1961 гг., детально регламентировали вопросы, связанные с осуществлением избирателями этого права[63]. Законы определяли основания, при наличии которых может быть отозван депутат, кто возбуждает вопрос об отзыве, в каком порядке, как решается вопрос об отзыве, порядок проведения собрания[64].
Порядок отзыва депутата местного Совета был установлен Законом РСФСР «О порядке отзыва депутата краевого, областного, окружного, районного, городского, сельского, поселкового Совета депутатов трудящихся РСФСР» от 27 октября 1960 г.[65].
Ст. 5 Конституции СССР 1977 г. предусматривала две формы непосредственного народовластия, всенародное обсуждение и всенародное голосование (референдум). Аналогичное положение содержалось и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. Однако долгое время законодательство не определяло механизма применения этого института, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необходимости принятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародного голосования. Делались и конкретные предложения по структуре и основным положениям будущего акта.
Например, В.Ф. Коток обстоятельно рассматривал вопрос о содержании будущего нормативного акта о референдуме и предлагал принять положение об общесоюзном референдуме[66].
Эти предложения приобретали особую важность в связи с тем, что Планом организации работ по приведению законодательства Союза ССР в соответствие с Конституцией СССР, принятым Президиумом Верховного Совета СССР 12 декабря 1977 г., были предусмотрены разработка и принятие этого акта[67].
Конституцией РСФСР 1978 г. было закреплено в ст. 103, что «депутат, не оправдавший доверия избирателей, может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке»[68]. Верховный Совет РСФСР 12 декабря 1979 года внес в указанный Закон РСФСР от 27 октября 1960 г. изменения и дополнения, вытекающие из Конституции РСФСР, утвердив его новую редакцию. Вследствие этого Закон стал именоваться – Закон РСФСР «О порядке отзыва депутата местного Совета народных депутатов РСФСР»[69].
Поскольку законодательством была предусмотрена сложная, забюрократизированная процедура отзыва не оправдавшего доверие депутата, бытовало название «закона о неотзыве», что было вполне оправданно. Депутатский корпус, утверждавший этот акт, вполне обезопасил себя, позаботившись о том, чтобы отзыв стал практически невозможным.
Конституция СССР 1977 г. включила политические свободы собраний, митингов, шествий и демонстраций в систему прав и свобод общенародного государства. «В соответствии с интересами народа и в целях укрепления и развития социалистического строя гражданам СССР гарантируются свободы… собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций» (ст. 50). Этим самым еще раз подтверждалась социально‑политическая характеристика свободы собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, хотя прямые изъятия отдельных категорий (как и в Конституции СССР 1936 г.) были сняты.
Однако специализированного законодательства, регулирующего порядок реализации этих свобод, принято не было.
Общее собрание (сход) граждан до недавнего времени регламентировалось Положением «Об общих собраниях, сходах граждан по месту их жительства в РСФСР», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1985 г.[70] Положением предусматривалась собственная компетенция собрания.
После 1987 г. в результате демократизации общественной жизни активность масс возросла, а отсутствие законодательных актов, регламентирующих эту сферу, стало сдерживающим фактором. Во многих городах были приняты Временные правила организации проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и иных акций на улицах и в общественных местах (Москва, Ленинград, Свердловск, Волгоград, Уфа, Одесса, Рига, Львов, Новосибирск, Иркутск). Все без исключения акты государственных органов власти закрепляли разрешительный порядок в реализации свободы манифестаций, что явилось как бы испытанием на местах принципа, который воплотился в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР». Необходимо отметить, что политические свободы собраний, уличных митингов, шествий и демонстраций должны быть урегулированы законом, о котором упоминается только в Указе Президента РФ от 25 мая 1992 г. Кроме этого, Указ 1988 г. страдает технико‑юридическими погрешностями, что создает трудности в правоприменительной деятельности. Так, пикетирование признано формой проведения демонстраций постановлением № 4 Пленума Верховного суда СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР»[71].
Третий период развития института народных голосований в России – постсоветский – 1990 по 1993 г. Декларация о государственном суверенитете РСФСР 12 июня 1990 г. провозгласила две формы осуществления народом принадлежащей ему государственной власти: непосредственную и представительную, устанавливая при этом, что вопрос о территории РСФСР может быть решен только путем волеизъявления народа, выраженного в ходе референдума.
В декабре 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял закон о референдуме. За несколько месяцев до этого был принят аналогичный закон в Литве, затем Закон РСФСР от 16 октября 1990 г. «О референдуме РСФСР»[72].
После принятия указанных законов сложилась и практика проведения референдума. Если учесть, что референдум, издавна упоминавшийся в советских конституциях, оставался в доперестроечное время практически неиспользуемым институтом государственного права, то 1991–1993 гг. можно без преувеличения назвать эпохой плебисцита[73].
Как известно, 17 марта 1991 г. состоялось первое и последнее в истории СССР всенародное голосование (референдум). Его целью было выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной жизни о сохранении на территории нашей страны Союза ССР как обновленной федерации суверенных республик. Вопрос референдума формулировался таким образом: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?»[74].
Однако демократические по своей сути институты прямого правления не могли не затронуть устоев тоталитарного государства. Начался политико‑юридический распад СССР.
Одновременно с союзным референдумом 17 марта 1991 проводился референдум РСФСР.
В соответствии с ч. 3 ст. 109 Конституции РСФСР 1978 г. Верховный Совет был обязан объявить референдум по решению Съезда народных депутатов РСФСР или по требованию не менее чем 1 млн. граждан РСФСР либо не менее 1/3 от общего числа народных депутатов РСФСР. Более трети всех депутатов поставили свои подписи под требованием провести референдум. Исходя из этого, Верховный Совет принял решение об объявлении референдума РСФСР 17 марта 1991 г. и проведении его вместе с референдумом СССР, наметил необходимые организационные меры.
Вопрос на российский референдум формулировался следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?». Итоги референдума следующие: в списки включены 101.776.550. Бюллетени получили 76.652,747 (75,31 %). Приняли участие 76.425.110 (75,09 %). ДА – 53.385.275 (69,85 % участвовавших, 52,45 % избирателей). НЕТ – 21.406.152 (28,01 %). Число недействительных бюллетеней – 1.633.683[75].
Плебисцитарным называли в литературе и референдум, проведенный в РСФСР 25 апреля 1993 г. На всероссийский референдум выносились следующие вопросы: «Доверяете ли Вы Президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину?», «Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?», «Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?».
5 мая 1993 г. Центральная комиссия всероссийского референдума подвела его итоги и установила на основании протоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35 Закона «О референдуме РСФСР» установила:
1. Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г состоялся.
2. По первому и второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме.
3. По третьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосовало менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
12 декабря 1993 г на основании Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г.»[76] состоялся всероссийский референдум. Указом (п. 4) было также утверждено Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции.
Центральная избирательная комиссия в своем постановлении 142 от 20 декабря 1993 «О результатах всенародного голосования…» сообщает, что «во всенародном голосовании приняли участие 58 миллионов 187 тысяч 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8 процента». В следующем абзаце говорится, что «За принятие Конституции Российской Федерации проголосовало 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей, или 58,4 процента избирателей, принявших участие в голосовании».
В 1991 году были предприняты шаги к созданию законодательной базы выборов новых властных институтов в России. Принимаются законы РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1096–1 «О выборах Президента РСФСР»[77] и от 24 октября 1991 года № 1803–1 «О выборах главы администрации»[78]. В 1992 году следует целый ряд изменений и дополнений в Закон РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР». Все это происходит в русле общего процесса приспосабливания сложившейся системы законодательства к меняющимся политико‑правовым реалиям, который не всегда дает положительные результаты. Осознание невозможности всестороннего правового регулирования выборов в новой России, с концептуально новыми подходами к их проведению, с помощью существующих нормативных актов, послужило причиной постановки на уровне федеральных органов государственной власти вопроса о необходимости разработки новой правовой базы выборной демократии в стране.
В целях максимально оперативного решения указанной задачи в период, предшествовавший принятию новой российской Конституции, источники избирательного права были «сведены» на уровень подзаконных актов (политическая подоплека этого решения рассматривается ниже). Отношения, складывавшиеся в процессе проведения различных выборов в 1993–1994 годах, регулировались указами Президента Российской Федерации от 1 октября 1993 года № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в положение о федеральных органах власти на переходный период»[79], от 11 октября 1993 года № 1626 «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (данным Указом было утверждено Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 году)[80], от 27 октября 1993 года № 1765 «Об утверждении основных положений о выборах в представительные органы государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа»[81], от 29 октября 1993 г. № 1797 «Об утверждении основных положений о выборах в органы местного самоуправления»[82] и др. Общеизвестно, какая ситуация сложилась в стране в октябре 1993 года, когда и были приняты перечисленные указы.
Право отзыва народного депутата местного Совета избирателями было закреплено и в Законе РСФСР от 30 октября 1990 г. «О статусе народного депутата местного Совета народных депутатов РСФСР» (ст. 10)[83], который был признан утратившим силу с 01.09.95 г.
В некоторых субъектах Российской Федерации до момента урегулирования этого вопроса на федеральном уровне, действовали ранее принятые законы об отзыве депутатов представительных органов. Так, до дня начала работы Государственного Совета Республики Коми – до 1994 г. в Коми ССР действовал Закон от 26.11.1991 «О порядке отзыва народного депутата в Коми ССР»[84].
По Закону РСФСР от 6 июля 1991 г. о местном самоуправлении[85] предусматривалась возможность ее расширения путем передачи вопросов из компетенции местных Советов народных депутатов для рассмотрения собраний граждан. Положением также предусматривались специфические правила проведения общего собрания (созыв, кворум – ст. 3–6) обсуждения и принятия решений (большинство голосов, открытое голосование – ст. 17), внутренней организации (ст. 14, 15), формализация процедур (ст. 16).
Четвертый период развития институтов прямой демократии в России – современный (с декабря 1993 г. по настоящее время). Характеризуется, во‑первых, кардинально новым подходом конституционного закрепления демократии и механизмов ее реализации. Во исполнение конституционных норм приняты отраслевые акты, закрепляющие механизмы более двух десятков форм прямой демократии.
Непосредственная демократия выполняет следующие основные функции[86]: императивную (окончательное решение определенных вопросов); консультативную (выявление, сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, должностного лица); регулятивную (участие народа в системе социального управления, сконструированного на принципах представительного правления и народного суверенитета). Возможна комплексная функция – совмещает две или более основные функции[87]. К вспомогательным функциям отнесем идеологическую, воспитательную, культурную, и т. д.
При осуществлении местного уровня публичной власти в России – местного самоуправления, представлены формы прямой демократии, выполняющие все функции.
Изначально к императивным формам непосредственного народовластия относились выборы и референдум в связи с тем, что именно с помощью этих форм происходило императивное волеизъявление носителя власти – народа. Сюда же стоит отнести появившиеся в правовой действительности страны новые формы непосредственной демократии, с помощью которых можно императивно решать определенные вопросы: сходы, отзыв, голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования.
Следующую условную группу форм народовластия – регулятивную, обуславливает наличие механизма воздействия на решения властных органов населением.
Эту группу составляют: обращения граждан; гражданская правотворческая инициатива, наказы избирателей; отчеты депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления; собрания, конференции граждан.
Следующая группа форм народовластия выполняет функцию консультативную, поскольку в законодательстве практически нет механизма учета высказанного таким образом волеизъявления. Речь идет о митингах, шествиях, демонстрациях, пикетированиях; публичных слушаниях; опросах граждан; обсуждениях, консультативных референдумах.
Анализ механизмов реализации некоторых форм народовластия позволяет выделить комплексные формы непосредственного народовластия, совмещающие несколько функций: территориальное общественное самоуправление (императивно‑регулятивно‑консультативная функция), политическая партия (регулятивно‑консультативная функция) и использующие для выполнения своих целей и задач непосредственное и представительное правление.
Второй характеристикой современного периода развития форм прямой демократии в России может быть поиск оптимальной модели избирательной системы, в связи с чем происходила смена порядков формирования федерального парламента, представительных органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления; реформа законодательства о политических партиях.
Третьей характерной чертой может стать появление, институционализация и практическая реализация муниципального уровня власти, осуществление которого возможно с использованием наиболее широкого круга форм прямой демократии.
Существенным автору видится выделение в качестве характерной черты современного периода развития институтов прямой демократии, практика их реализации на всех трех уровнях осуществления публичной власти, в большей или меньшей мере. Существенное влияние на становление, наполнение и институционализацию форм прямой демократии оказывают правовые позиции и решения Конституционного Суда Российской Федерации, правовые позиции ЦИК РФ.
[1] Комарова В.В. История народных голосований в России // См. коллективная монография «Народные голосования в Российской Федерации». Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: ЮРКОМПАНИ, 2010. С. 39.
[2] См.: Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально‑политической истории. Л. 1980. С. 166.
[3] Алексеев А.С. Русское государственное право: Конспект лекций. 4‑е изд. М., 1895; Русское государственное право: Пособие к лекциям. М., 1905.
[4] Гессен В.М. Основы конституционного права. Пг., 1917; Основы конституционного права. 2‑е изд. Пг., 1918.
[5] Градовский А.Д. Курс общего государственного права: Лекции. СПб., 1879–1880; Начала русского государственного права. Т. 1–3. СПб., 1883–1889; Градовский А.Д. Общее государственное право. СПб., 1885.
[6] Ивановский В.В. Русское государственное право. В 2‑х ч. Казань: 1895–96, 1898; Учебник государственного права. 3‑е изд. Казань, 1910.
[7] Государственное право (общее и русское). М., 1909.
[8] Ковалевский М.М. Общее конституционное право. СПб., 1908; Ковалевский М.М. Происхождение современной демократии. В 4 т. Т. 1–2. М., 1895; Т. 3–4. М., 1897; От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму. Рост государства и его отражение в истории политических учений. В 2 т. М., 1906; Демократия и ее политическая доктрина. СПб., 1913.
[9] Кокошкин Ф.Ф. Русское государственное право в связи с основными началами общего государственного права: Конспект лекций. Вып. II. М., 1908; Лекции по общему государственному праву. 2‑е изд. М., 1912.
[10] Коркунов Н.М. Русское государственное право. В 2 т. СПб., 1892–1893.
[11] Лазаревский Н.И. Государственное право России. СПб., 1898; Лекции по русскому государственному праву. Т. 1–2. СПб., 1910;Русское государственное право. Т.I: Конституционное право. 3‑е изд. СПб., 1913.
[12] Новгородцев П.И. Ведение в философию.
[13] Тахтарев К.Н. От представительства к народовластию. СПб., 1907.
[14] Всеобщее, равное, прямое и тайное голосование / Сапожников И.З., Брешко‑Брешковский Е.К., Маслов С.Л. и др. М.; Земля и воля, 1917.
[15] Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч.1: Общее государственное право. М., 1894.
[16] Правовое государство и народное голосование. Вып. 2. СПб.; Изд. Н. Глаголева, 1906.
[17] Российское законодательство X–XIX веков. Законодательство эпохи буржуазно‑демократических революций. Т. 9. М.: Юрид. лит., 1991. См. также: Сидельников С.М. Образование и деятельность первой Государственной Думы. М.: Изд‑во МГУ, 1962.
[18] Там же.
[19] См. Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3‑е. Т. XXVI. № 27423.
[20] См.: Российское законодательство Х – ХХ веков. Т. 9. М., 1991. С. 57.
[21] Избирательное право и избирательный процесс в российской Федерации. М.: НОРМА, 1999. С. 55.
[22] См. Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1912. С. 162.
[23] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М.: Издательство НОРМА, 1999. С. 55.
[24] Собрание узаконений Временного правительства. 1917. Ст. 916.
[25] См.: Свод законодательства Российской империи 1905 г., Кн. 5. Т. 14. С. 7.
[26] См.: Правительственный вестник. 1905 г. № 222.
[27] Цызырев И.Ф. Первый опыт регламентации собраний в России // Право. 1905. № 4. Ст. 307.
[28] См.: Циркуляр «О порядке применения закона в публичных собраниях» // Право. 1905. № 42. Ст. 3471.
[29] См.: Отчет по делопроизводству по Государственному Совету за сессию 1905–1906 гг… Ст. 622–637.
[30] См.: Калинка А. Правило 4 марта об обществах, союзах и собраниях // Право. 1906. № 10. Ст. 875.
[31] Гессен В.М, Исключительное положение. СПб., 1908. С. 184.
[32] См. Свод законодательства Российской империи 1913 г. Т. 1.
[33] См. Государственная Дума: стенограф… 1906. Т. 2. Ст. 1406–1723.
[34] СУ РСФСР 1918 г. № 86. Ст. 901.
[35] Госархив Новосибирской области. Ф. 1133. Оп. 1, д. 470. Л. 36.
[36] См.: Барсегов Ю.Г. Территория в международном праве. М., 1958; Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. 2. М., 1926. С. 121; Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных РСФСР с иностранными государствами. Вып. 2, М., 1921. С. 43–71; Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. Т. 2. М., 1946. С. 59; Правда. 1918. 15 января; История советских конституций (в документах). 1917–1956 гг. М., 1957.
[37] См.: Судницин Ю.Г. Национальный суверенитет в СССР. М., 1958. С. 76; СУ РСФСР. 1919. № 46. Ст. 451; СУ РСФСР. 1920. № 51. Ст. 222; СУ РСФСР. 1920. № 76. Ст. 359; СУ РСФСР. 1921. № 61. Ст. 438; Аракелян А. Автономный Нагорный Карабах. Революция и национальности. 1936. № II. С. 53.
[38] См.: Коток В.Ф. Указ работа. С. 679–682.
[39] История советских конституций (в документах). 1917–1956 гг. М., 1957.
[40] Мамичев В.Н. Референдум в законодательстве зарубежных стран и России: исто‑рико‑правовое исследование. Дис. канд. юрид. Наук. Ставрополь. 2000. С. 51.
[41] См.: Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. М., 1984. С. 23–24.
[42] См.: Декрет ВЦИКа и СНК от 3 августа 1922 г. // СУ. 1922. № 49. Ст. 622; Декрет ЦК от 10 августа 1922 г. // СУ. 1922. № 49. Ст. 623.
[43] Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11.05.1925) // СУ РСФСР. 1925. № 30. Ст. 218.
[44] См.: Бузин А.Ю. Правовой статус избирательных комиссий: хронологический обзор российского законодательства // Вестник ЦИК РФ. 2003. № 3 (141). С. 114.
[45] СЗ СССР. 1925. № 6. Ст. 54.
[46] СЗ СССР. 1925. № 68. Ст. 506.
[47] См.: Цвик М.В. Законы создает народ. Донецк, 1961. С. 66–67.
[48] См.: Бузин А.Ю. Правовой статус избирательных комиссий: хронологический обзор российского законодательства/Вестник ЦИК РФ. 2003. № 3 (141). С. 117.
[49] СУ РСФСР. 1937. № 2. Ст. 11.
[50] СУ РСФСР. 1938. № 4. Ст. 47.
[51] Ведомости ВС СССР. 1958. № 1. Ст. 13.
[52] Конституция СССР. 1977 год.
[53] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 32. Ст. 845.
[54] Ведомости ВС РСФСР. 1978. № 32. Ст. 845.
[55] Ведомости ВС РСФСР. 1979. № 32. Ст. 784.
[56] Ведомости ВС РСФСР. 1981. № 28. Ст. 977.
[57] Лысенко В.И. Некоторые вопросы развития избирательной политики и права в Российской Федерации в 20‑е годы – Федеральное Собрание России: опыт первых выборов. М., 1994. С. 9.
[58] Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 49. Ст. 727, 730.
[59] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1303.
[60] Ведомости Верховного Совета СССР. 1988. № 49. Ст. 709.
[61] Stephen White. The Elutions to the USSR Congress of People’s Deputies March. 1989. Electoral Studies. Vol. 9. № 1. March 1990. P. 63.
[62] Ведомости ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. ст. 1305 и 1306 соответственно.
[63] Институт отзыва был предусмотрен Законом СССР от 30 октября 1959 г. «О порядке отзыва депутата Верховного Совета СССР» и соответствующими законами союзных республик. Так, отзыв народного депутата РСФСР регулировался Законом «О порядке отзыва народного депутата РСФСР» (См.: Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 21. Ст. 697).
[64] Депутат мог быть отозван по двум основаниям: если он не оправдал доверие избирателей и если он совершил действие, недостойное высокого звания депутата. Право возбуждения вопроса об отзыве депутата было закреплено за общественными организациями и обществами трудящихся, решения которых направлялись в Президиум Верховного Совета или в исполком, которые рассматривали представленные материалы и, если вопрос об отзыве был возбужден с соблюдением требований закона, назначали проведение голосования. Отзываемому депутату сообщалось решение общественных организаций с изложением мотивов и давалось право объяснения по поводу тех обстоятельств, которые послужили основанием для постановки вопроса об отзыве. Решения об отзыве принимались открытым голосованием избирателей по данному избирательному округу на собраниях. Депутат считался отозванным, если за отзыв голосовало большинство избирателей того округа, от которого он был избран.
[65] См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 587.
[66] См.: Коток В.Ф. Референдум в системе социалистической демократии. М., 1964. С. 125, 175–181.
[67] См.: Конституция общенародного государства. М., 1978. С. 189–194.
[68] См.: Конституция РСФСР. М. 1989. С. 31.
[69] См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1979. № 51. Ст. 1273.
[70] См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. №. 36. Ст. 269.
[71] См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1989. № 3. С. 15.
[72] Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 октября 1990 г. № 21. Ст. 230.
[73] Белкин А. А. Дело о референдуме 25 апреля 1993 г. // Правоведение. 1994. № 5–6.
[74] Итоги по РСФСР: Включены в списки для голосования 105.643.364; Приняли участие в голосовании 79.701.169 (75,44 %); ДА 56.860.783 (71,34 % участвовавших, 53,82 % избирателей); НЕТ 21.030.753 (26,39 %). Число бюллетеней, признанных недействительными 1.809.633 // Советская Россия, № 61 (10512), 27 марта 1991.
[75] Российская газета. № 57 (103). 26 марта 1991.
[76] См.: Собрание Актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 42. Ст. 1633.
[77] Ведомости СНД и ВС РСФСР. 25.04.1991. № 17. Ст. 510.
[78] Ведомости СНД и ВС РФ. 07.11.1991. № 45. Ст. 1491.
[79] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 11.10.1993. № 41. Ст. 3907 (первоначальный текст), в ред. Указов Президента РФ от 06.11.1993 № 1846, от 04.02.1994 № 238.
[80] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 18.10.1993. № 42. Ст. 3994 (первоначальный текст), в ред. указов Президента РФ от 06.11.93 № 1846, от 04.02.94 № 238.
[81] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 01.11.1993. № 44. Ст. 4189 (первоначальный текст), в ред. Указа Президента РФ от 06.11.93 № 1844.
[82] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 01.11.1993. № 44. Ст. 4197.
[83] Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 23. Ст. 279.
[84] Утратил силу со дня начала работы Государственного Совета Республики Коми (Закон РК от 24.10.1994 № 2‑РЗ) Закон Коми ССР от 26.11.1991 «О порядке отзыва народного депутата в Коми ССР» // Красное знамя. 17.12.1991. № 247.
[85] См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 29. Ст. 1010.
[86] См.: Комарова В.В. Механизм народовластия современной России: Монография. М.: Формула права, 2006. С. 76.
[87] Комарова В.В. Формы непосредственной демократии в России: Учеб. пособие. 2‑е издание. М.: Изд‑во «Проспект», 2010.
|