Понедельник, 25.11.2024, 10:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Учредительная власть: теория и механизм ее реализации

Новые подходы к разделению властей повлекли закрепление в конституциях некоторых стран ветви избирательной, контрольной, гражданской власти[1].

Исследователи констатируют, что в конституционных актах некоторых стран выделяется до шести самостоятельных ветвей власти[2].

В.Е. Чиркин отмечает, что в конституциях некоторых стран названо пять ветвей власти (в Конституции Венесуэлы 1999 г. кроме трех традиционных – законодательной, исполнительной и судебной власти названы также избирательная и гражданская власть), иногда фигурируют четыре ветви власти (три традиционные и избирательная, например, в конституциях некоторых латиноамериканских стран)[3].

«В Российской Федерации, – как пишет С.А. Авакьян, анализируя проблему разделения властей, – есть основания для того, чтобы выделять не менее десяти ветвей власти (учредительная, народная, президентская, законодательная, исполнительная, судебная, прокурорская, избирательная, финансово‑банковская, контрольная)»[4].

Однако вопрос о деятельной разработке отечественным конституционным правом теории учредительной власти, которой придерживаются в своей конституционной практике многие государства, стал достаточно актуальным только в последнее время[5]. Обоснование этого интереса видится, прежде всего, в практическом его применении, прежде всего, в необходимости разработки и принятия предусмотренного Конституцией страны Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании.

В рамках темы заявленного исследования остановимся на содержании «избирательной» и «учредительной» власти.

Позиция, высказанная В.И. Лысенко: «Наполнение новым содержанием понятия «власть народа» в Конституции и провозглашение, что высшим непосредственным выражением его власти являются референдум и свободные выборы, позволяют на этой основе дополнить российскую конституционную теорию и практику разделения государственной власти на три ее составные части подведением под нее новой основы – учредительно‑представительной по своей природе власти народа , которая реализуется в избирательном процессе посредством организации и проведения референдума и выборов»[6] нашла свое дальнейшее развитие в работах современных ученых, обосновавших идею учредительной и избирательной власти.

«Конституция Российской Федерации, – пишет Ю.А.Веденеев – …ввела в юридический оборот новую для отечественно‑правовой теории и практики категорию – избирательную власть», «через демократический избирательный процесс политическая власть, носителем которой являются граждане, трансформируется в государственную, представленную парламентом и правительством»[7].

Ю.А. Веденеев и В.В. Смирнов подчеркивали, что в механизме разделения властей в его российском варианте должно быть найдено место для избирательной власти , через которую в первую очередь реализует свой суверенитет гражданское общество, и который выражает фундаментальное разделение между обществом и государством функций политического государства и управления[8].

В работах В.Е. Чиркин избирательная власть определяется как «право граждан, обладающих избирательными правами и составляющих избирательный корпус, решать все основные вопросы государственной жизни путём выборов, референдума, народной законодательной инициативы и другими способами»[9].

Н.В. Колпаков определяет избирательную власть как «сложное публично‑властное образование, основой которого является избирательный корпус, осуществляющий свою власть на выборах и референдумах, и включающий систему коллегиальных избирательных органов – избирательных комиссий»[10]. По мнению Н.В. Колпакова, классификация государственных органов, согласно которой их разделяют на законодательные, исполнительные и судебные, является неполной. ЦИК России, возглавляющая систему избирательных комиссий, является, как и другие избирательные комиссии, организационным выражением избирательной власти .

В дальнейшем авторы исследовали концепцию избирательной власти и ее конституционные основы, определяли ее место в существующей системе разделения властей, предлагая выделить избирательную власть как ветвь государственной власти и т. д.[11].

Итак, анализ работ, посвященных избирательной власти показывает, что ее субъектом‑носителем называют граждан, избирательный корпус, гражданское общество, систему избирательных комиссий.

К полномочиям избирательной власти относят, основные вопросы государственной жизни; трансформирование политической власти в государственную. Формами ее осуществления называют демократический избирательный процесс, выборы, референдум, народную законодательную инициативу и другие способы.

Сходные позиции в отношении субъекта, полномочий и форм выявил анализ трудов, посвященных учредительной власти. Сходные, но тем не менее имеющие существенные отличия. Обратимся к ним. Прежде всего, отличие мы находим в различной природе исследуемых властей. Теодор Маунц писал: «Учредительная власть народа едина и неделима. Она не подчинена никаким лежащим в той же правовой плоскости материальным или процессуальным правовым ограничениям. Она, следовательно, является правовым источником высшего ранга или «суверенным». Лишь в ней берут начало все остальные власти»[12].

«Поэтому процедурные правила, – писал Теодор Маунц, – которые для осуществления творческого акта народа возводятся на тот же правовой уровень, не могут быть сильнее, чем сам творческий акт. Народ может в случае необходимости «переиграть» эти правила посредством своего голосования. Не существует никакого содействия других органов рядом с народом при принятии конституции и не существует никакого движения по инстанциям для принятия конституции. Несомненно, что учредительная власть приобретает тем самым революционный характер. «Революционный», конечно, не в смысле насильственных действий или гражданской войны, а в правовом смысле. В этом смысле всякий правопорядок «революционного» происхождения, если он возник не по образцу и не в формах непосредственно предшествовавшего правопорядка. Поэтому учредительная власть связана не существующими процедурными правилами, но лишь надгосударственными правами человека (с этой точки зрения конституция может быть «антиконституционной»; однако выражения «конституционность» и «неконституционность» конституции также употребляются, чтобы судить об отдельных положениях конституции по фундаментальным положениям или структурным принципам этой конституции)»[13].

В работе Э. Де Ваттель мы находим идею Теодора Маунца о процедурных правилах и их не распространении на волеизъявление нации в следующих случаях: «Поскольку последствия хорошей или плохой конституции столь важны, нация, обязанная сделать свою конституцию лучшей, имеет право на все, без чего она не в состоянии выполнить эту обязанность. Отсюда с очевидностью следует, что нация вправе сама сформулировать свою конституцию, поддерживать ее, усовершенствовать и по своей воле регулировать все, что касается правительства, без законной помехи с чьей‑либо стороны. Правительство устанавливается только для нации, длящее безопасности и счастья»[14].

М.В. Баглай, В.А. Туманов дают, по мнению автора слишком узкое определение учредительной власти как власти, «учреждающей конституцию в условиях, когда она является первой конституцией страны или потерял силу порядок принятия конституции, установленный ранее действующей конституцией»[15].

Автору ближе позиция Б.С. Эбзеева «Конституция Российской Федерации устанавливает ряд принципиальных начал осуществления народом принадлежащей ему учредительной власти: учредительная власть, принадлежащая многонациональному народу Российской Федерации, не совпадает с учрежденными Конституцией законодательной, исполнительной и судебной властью; учредительная власть народа не ограничена конституционными рамками, Конституция и на ее основании иные законы могут определять лишь условия и порядок осуществления учредительной власти…»[16].

Народ, принимая конституцию, учреждает форму конкретного государства. Право избирать собственную форму правления, сменить или изменить ее является неотъемлемым, неотчуждаемым и суверенным правом народа[17].

По мнению О.Е. Кутафина, «народу принадлежит учредительная власть … для решения базовых, кардинальных вопросов… именно народ имеет право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые народ для себя выбирает»[18].

Н.Н. Балагурова считает, что верховенство власти народа выражается в том, что народ путем принятия конституции, а также другими способами определяет основы общественно‑политического строя и государственных отношений[19].

По мнению О.Е. Шишкиной учредительная власть – «естественное неотчуждаемое самоограничиваемое право народа учредить или изменить государственный строй, его отдельные институты»[20].

Э. Де Ваттель пишет, что «если в государстве возникают споры относительно управления или прав различных властей, которые участвуют в управлении, то лишь самой нации принадлежит право рассматривать эти споры и решать их в соответствии со своей политической конституцией»[21].

В особом мнении судья КС РФ В.О. Лучин констатировал: «Народ, учредивший основы конституционного строя, вправе во всякое время своей непосредственной властью, являющейся высшей перед властью любых (выборных и невыборных) органов, изменить эти основы. Поэтому только народ (опять же путем референдума) вправе решать, когда и по каким вопросам можно или нельзя проводить референдум. Право на референдум является неотчуждаемым правом народа, важнейшим практическим инструментом реализации его суверенитета»[22].

Существует и более широкое определение полномочий учредительной власти – «…это власть народа, который непосредственно должен принимать акты о конституции, о референдуме, о выборах должностных лиц, о форме государства, о статусе и полномочиях представительных органов власти, о правах личности и об общественных объединениях, о собственности и формах хозяйствования»[23].

В науке предлагаются несколько характеристик учредительной власти. Так, «учредительная власть характеризуется наивысшей легитимностью и обладает прерогативой учреждения конституции. Как особый вид власти учредительная власть: а) предшествует всем остальным ветвям власти, является первичной, а потому надлегальной, то есть такой, которая противостоит и законодательной, и исполнительной, и судебной властям, стоит над ними. Акты учредительной власти по сравнению с актами законодательной власти, с юридической точки зрения, имеют больший вес: все они либо инициированы народом, либо подлежат его одобрению; б) устанавливает, учреждает наиболее важные общественные и государственные институты и является юридически неограниченной»[24].

Н.В. Еленин признавая особый конституционно‑правовой характер учредительной власти, аргументирует его следующим:

1) социальная функция (назначение) нормотворчества учредительной власти (разработка и принятие особых законов, определяющих государственный и социальный строй страны);

2) формы осуществления учредительной власти (для принятия и (или) внесения изменений в конституцию могут созываться специальные представительные органы, обозначаемые общим понятием «учредительное собрание»);

3) процедура осуществления учредительной власти, отличающаяся от обычного законодательного процесса;

4) конституционно‑правовая основа деятельности учредительной власти (правовые нормы, устанавливаемые учредительной властью в качестве нормативной основы деятельности законодательной власти, саму учредительную власть не связывают)[25].

Один из важнейших вопросов – может ли учредительная власть осуществляться не только народом. Главное – в принадлежности народу учредительной власти, под которой обычно понимают его высшую власть установить для себя конституцию и по мере надобности изменять ее.

Основываясь на этой дефиниции, Ю. Гачек делает вывод о том, что эта власть не может осуществляться представителями. Если, тем не менее, последнее имеет место, т. е. там, где представители народа разрабатывают конституцию, они являются лишь поверенными народа, акты которых должны быть утверждены самим народом[26].

В современной науке конституционного права выделяют две основные разновидности учредительной власти: учредительную власть социальных общностей и учредительную власть государственной власти и должностных лиц[27].

Неоднозначен вопрос о делении учредительной власти федерального уровня и субъектов Российской Федерации[28].

В.Д. Граждан считает возможным выделение учредительной ветви государственной власти . По его мнению, система государственной власти в Российской Федерации может быть представлена учредительной, законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти[29].

Российские ученые, различают учредительную власть первоначальную и установленную . «Первая выражает движение от политики к праву, т. е. рождение конституционно‑правовой системы, вторая – внутри уже сложившейся системы»[30].

Во французской конституционной доктрине выделяют первоначальную и институционализированную учредительную власть[31].

По мнению Ж.‑П. Жаке «…первоначальная учредительная власть при становлении нового юридического порядка является безусловной»[32].

Представители французской школы конституционного права Ж.‑Б. Оби, Оливье Бо также дифференцируют процедуры «пересмотра конституции» и «отмены действующей конституции путем принятия новой конституции». Вторая процедура возможна путем реализации первоначальной учредительной власти посредством революции или переворота[33].

Действительно, установленная учредительная власть – это та власть, которая рождается конституцией, но не только для последующих ее изменений и дополнений, но и для создания механизмов реализации отдельных наиболее значимых ее положений. Можно полностью согласиться с мнением, что «установленная учредительная власть намеренно создается как власть, ограниченная конкретной целью»[34].

Рассмотрим подходы к наполнению системы установленной учредительной власти.

В.М. Гессен считал конституционным государство, в котором народ или народное представительство принимают решающее участие в осуществлении законодательной и учредительной власти[35]. Таким образом, в осуществлении учредительной власти, по мнению В.М. Гессена, мог принимать как народ, так и народное представительство.

По мнению О.Е. Шишкиной учредительная власть осуществляется непосредственно народом, и через органы государственной власти, в том числе через специально создаваемые учредительные органы[36].

Ю.Ф. Петров считает, что в России к органам учредительной власти помимо избирательных комиссий можно отнести Конституционное Собрание , создание которого прямо предусмотрено конституционными нормами (ст. 135)[37]. И.А. Кравец отмечает, что «полномочия учредительной власти могут осуществляться Конституционным Собранием или на референдуме»[38].

В.В. Бриксов пишет, что учредительная власть реализуется непосредственно через всероссийский референдум и представительные формы (Конституционное Собрание, Федеральное Собрание и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации)[39].

К группе производных органов учредительной власти некоторые авторы относят не только органы представительной власти. Так, И.Н. Гелиева к органам учредительной власти относит парламент, надпарламентские структуры[40]; О.И. Рабцевич пишет об учредительной власти законодателя[41]; К.В. Черкасов – о полномочиях органов государственной власти в учредительной сфере[42].

Возникает правомерный вопрос о полномочиях органов установленной учредительной власти[43].

По мнению Ж.‑Б. Оби производная учредительная власть формально ограничена[44]. Ж.‑П. Жаке разделяет эту позицию, объясняя это тем, что установленная учредительная власть является производной от первоначальной. Она создается конституцией, ей поручается изменять ее текст: «В этом качестве она может действовать только в соответствии с конституционным актом и должна соблюдать ограничения, содержащиеся в конституции, в отношении процедуры пересмотра и его содержания»[45].

Рассматривая избирательные комиссии как государственно‑властные органы учредительной власти, Ю.Ф. Петров отмечает, что их деятельность также ограничена конкретной целью – подготовкой и проведением выборов[46].

Иной точки зрения придерживается Б.С. Эбзеев. Учредительная власть, – по мнению Б.С. Эбзеева, может осуществляться не только самим народом, но и его чрезвычайными представителями – Конституционным Собранием; эти представители, выступая от имени народа, не связаны каким‑либо поручением; при этом представители народа, осуществляющие учредительную власть – Конституционное Собрание – должны только учредить Конституцию, т. е. разработать проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование, либо они подтверждают неизменность действующей Конституции Российской Федерации…[47].

О.Е. Шишкина называет главным отличительным признаком учредительного собрания «закрепление его особого конституционно‑правового статуса в конституционном законодательстве государства как органа учредительной власти либо соответствующее социальное назначение и фактическая роль данного органа в конкретных исторических условиях»[48].

Остановимся на современном регулировании в Российской Федерации органов, в чью компетенцию вменены разработка и принятие основных законов. К производным формам учредительной власти можно отнести специально создаваемые с целью разработки, в некоторых случаях и принятия основного закона, органы[49].

На федеральном уровне это Конституционное Собрание, ФКЗ о котором еще не принят, статус не урегулирован. Высказываются различные точки зрения на эту новеллу в российской правовой действительности[50].

Конституционное Собрание, вероятно, должно быть представительным федеральным органом государственной власти с ограниченным сроком действия, особым статусом и специальной компетенцией. Остается открытым вопрос о представительстве его членов и необходимости отдельного представительства субъектов Российской Федерации[51], тем не менее представительный характер и коллегиальность принятия решения не оставляет сомнений. Вопросы профессионализма, работоспособности, неангажированности[52] – важны и требуют максимального учета, не смотря на то, что кажутся взаимно исключающими друг друга.

На федеральном уровне были разработаны и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания РФ несколько проектов Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании (в 1997 г. – депутатами Государственной Думы О.О. Мироновым и А.И. Лукьяновым; в 1998 г. – депутатом Государственной Думы В.П. Зволинским; в 2000 г. – 1) депутатами Государственной Думы Б.Б. Надеждиным, А.И. Лукъяновым, В.В. Володиным, Е.Б. Мизулиной, В.А. Крюковым; 2) депутатом Государственной Думы С.А. Ковалевым[53]). Как известно, инициатива не дошла до логического завершения – Федерального конституционного закона о Конституционном Собрании нет до сих пор.

В Конституциях некоторых субъектов закреплен аналогичный институт специально создаваемого органа для разработки и принятия Конституции – примером может быть Республика Дагестан[54], Кабардино‑Балкарская Республика.

Конституцией Республики Тыва за Конституционной комиссией предусмотрено только право разрабатывать проект новой Конституции Республики, который Палата представителей выносит на референдум Республики[55].

Конституционная комиссия Республики Хакасия после рассмотрения предложений об изменении Конституции Республики может только предложить Верховному Совету подтвердить неизменность Конституции Республики Хакасия, либо внести в нее изменения и дополнения[56].

Конституционное Собрание Республики Марий Эл было исключено из Конституции Республики 29 июня 2005 г.

Конституционная комиссия Республики Башкортостан является совещательным органом , создаваемым в целях организации и проведения научно‑правовой экспертизы, разработки предложений по проекту Закона для внесения в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан субъектами права внесения предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан[57].

Субъекты федерации в некоторых случаях урегулировали вопрос формирования этого учредительного органа. Конституционное Собрание Кабардино‑Балкарской Республики, например, состоит из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Кабардино‑Балкарской Республики, депутатов Парламента Кабардино‑Балкарской Республики и депутатов органов местного самоуправления всех уровней Кабардино‑Балкарской Республики[58].

Порядок образования и деятельности конституционной комиссии Республики Хакасия определяется Законом Республики Хакасия от 26.03.2003 г. «О конституционной комиссии Республики Хакасия»[59].

Конституционная комиссия Республики Башкортостан, формируется указом Президента Республики Башкортостан из числа представителей органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, политических партий, иных общественных объединений, профсоюзов, религиозных объединений.

Следует отметить, что практика создания совещательных и координационных органов (Республики Башкортостан, Забайкальский край) подменяет и выхолащивает идею учредительного органа. Конституционная комиссия Республики Башкортостан, будучи совещательным органом, формируется указом Президента Республики Башкортостан из числа представителей органов государственной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, политических партий, иных общественных объединений, профсоюзов, религиозных объединений[60].

Комиссия по разработке проекта Устава Забайкальского края являлась координационным органом, образованным для разработки проекта Устава вновь образованного Забайкальского края и ее состав утверждался Губернатором Забайкальского края[61].

Конституционная комиссия Республики Хакасия после рассмотрения предложений об изменении Конституции Республики может только предложить Верховному Совету подтвердить неизменность Конституции Республики Хакасия, либо внести в нее изменения и дополнения.

Конституционная комиссия Республики Башкортостан – совещательный орган, создаваемым в целях организации и проведения научно‑правовой экспертизы, разработки предложений по проекту Закона для внесения в Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан субъектами права внесения предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан.

Помимо органов с полномочиями разработки и принятия основного закона, к органам учредительной власти относят конституционные суды. Следует согласиться и с мнением, что толкование принципов и норм столь универсального характера и столь высокого ранга, как конституционные, наделяет (в определенном смысле) конституционный суд учредительной властью, а его актам придает конституционно‑атрибутивный характер[62].

Судья Конституционного Суда Российской Федерации проф. Н.В. Витрук указывает на то обстоятельство, что конституционный суд, в известном смысле и в известных пределах, творит право, определяя тенденции развития законодательства, создавая прецеденты толкования конституции и законов, заполняя пробелы в самой конституции[63].

Эту теоретическую идею поддержали в Калининградской области. Там, согласно Устава, проекты уставных законов Калининградской области о внесении изменений в Устав (Основной Закон) рассматриваются Калининградской областной Думой после получения заключения Уставного Суда Калининградской области[64].

Таким образом, к производным органам учредительной власти можно отнести специально создаваемые и постоянно действующие органы (выборные).

По мнению автора, содержание избирательной власти поглощается содержанием учредительной власти[65]. Понятие учредительной власти, ее полномочия, виды и формы осуществления гораздо шире избирательной власти, задача которой сформировать представительный орган. В заключении хотелось бы акцентировать внимание на том, что классическая теория разделения властей относится к государственной власти, а к «учредительной власти» нет. Учредительная власть является основой для публичной власти.

 

[1] Alder John . Constitutional and Administrative Law. N.Y., 2007. Р.180.

[2] Сравнительное конституционное право / Ред. колл.: А.И. Ковлер, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин. М., 1996. С. 429.

[3] Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М.: Норма, 2007.

[4] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 356.

[5] Бо О. Общие понятия // Исполнительная власть, судебная власть и учредительная власть во Франции. М., 1993. С. 13; Токарев В.А. Понятие учредительной власти: теоретико‑правовой и сравнительно‑правовой аспекты // 60‑летие Всеобщей декларации прав человека и 15‑летие Конституции РФ: итоги и перспективы. Материалы IX Международной научной конференции. Москва, 16 апреля 2009 г. М.: РГГУ, 2009. С. 69–76.

[6] Лысенко В.И. Развитие демократической основы российского избирательного права // Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1995. № 5 (31). С. 53–54.

[7] Веденеев Ю.А. Политическая реформа и избирательный процесс в России // Реформа избирательной системы в Италии и России: опыт и перспективы. М., ИГП РАН, 1995. С. 82–83.

[8] Веденеев Ю.А., Смирнов В.В. Роль выборов и референдумов в трансформации политической системы// Представительная демократия и электорально‑правовая культура. М., 1997. С. 20–21.

[9] Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. С. 246.

[10] Колпаков Н.В. Разделение властей в современном Российском государстве // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 2.

[11] Автономов А.С. Избирательная власть. М.: Права человека, 2002. – 88 c.; Теперик А.В. Концепция избирательной власти в России: конституционные основы становления и тенденции развития // Конституционное развитие России. Межвузовский сборник научных статей. Саратов: Изд‑во ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права, 2004, Вып. 5. С. 49–58; Станских С.Н. «Избирательная власть» как ветвь государственной власти: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. М.: Юрист, 2004. № 1. С. 16–19; и др.

[12] Маунц Т. Государственное право Германии (ФРГ и ГДР) // Хрестоматия по конституционному праву. Том 1. Составители: Богданова Н.А., Шустров Д.Г. СПб.: Издательский дом «Алеф‑Пресс», 2012. С. 780.

[13] Маунц Т. Государственное право Германии (ФРГ и ГДР) // Хрестоматия по конституционному праву. Том 1. Составители: Богданова Н.А., Шустров Д.Г. СПб.: Издательский дом «Алеф‑Пресс», 2012. С. 781–783.

[14] Де Ваттель Э. Право народов или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. // Хрестоматия по конституционному праву. Том 1. Составители: Богданова Н.А., Шустров Д.Г. СПб.: Издательский дом «Алеф‑Пресс», 2012. С. 419.

[15] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Издательство БЕК, 1998. С. 469.

[16] Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2‑е издание. М., Проспект, 2013. С. 329.

[17] См.: де Ваттель Э. Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. М., 1960. С. 52–53 (кн. I, гл. III, § 31–33).

[18] Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М: НОРМА, 2008.

[19] Балагурова Н.Н. Учредительная власть: понятие и способы ее реализации // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 7 (145).

[20] Шишкина О.Е. Конституционное собрание Российской Федерации как орган учредительной власти. Дис… канд. юрид. Наук. Екатеринбург, 2004. – 238 c.

[21] Де Ваттель Э. Право народов или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов. // Хрестоматия по конституционному праву. Том 1. Составители: Богданова Н.А., Шустров Д.Г. СПб.: Издательский дом «Алеф‑Пресс», 2012. С. 421.

[22] Вестник КС РФ. 2003. № 4. С. 44.

[23] Государственное управление: основы теории и организации: Учеб. / Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2000. С. 352.

[24] Что такое Учредительное собрание? // Российская юстиция. 2002. № 7. С. 36–37.

[25] Еленин Н. В. Учредительное собрание: политико правовая природа: Автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 1998. С. 12.

[26] См.: Гачек Ю. Общее государственное право на основе сравнительного правоведения. Ч. II. Право современной демократии. Рига, без указ. года. С. 32.

[27] Государственное управление: основы теории и организации: Учеб. / Под ред. В.А. Козбаненко. М., 2000. С. 352.

[28] Учредительная власть субъекта РФ проявляется в праве разработки и принятия, а также самостоятельного внесения изменения и дополнения в учредительные документы. Евдокимов В.Б. О Конституциях и Уставах субъектов Российской Федерации. // Чиновникь. № 398 (3) (http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=218); Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2000; Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. Новосибирск, 2003. С. 116–120; Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 2‑е изд., перераб. и доп. Т. 2. М., 2006. С. 109–112; Чертков А.Н. Субъект федерации как государственно‑территориальная единица // Журнал российского права. 2011. № 1. С. 76–81.

[29] Граждан В.Д. Учредительная власть: нужна ли она?: [Проблемы совершенствования российской государственности] / В. Д. Граждан // Власть. 2002. № 5. С. 37–47.

[30] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Издательство БЕК, 1998. С. 469.

[31] Жакке Ж.‑П. Конституционное право и политические институты. М., 2002. С. 108.

[32] Жаке Ж.‑П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. М., 2002. С. 108.

[33] Оби Ж.‑Б. Исполнительная власть, судебная власть и учредительная власть во Франции. М., 1996. С. 11.

[34] Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Издательство БЕК, 1998. С. 470.

[35] Гессен В.М. Основы конституционного права. 2‑е изд. Пг., 1918. С. 31.

[36] Шишкина О.Е. Конституционное собрание Российской Федерации как орган учредительной власти. Дис… канд. юрид. Наук. Екатеринбург, 2004. – 238 c.

[37] Петров Ю.Ф. Особенности правового статуса избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в условиях реформирования избирательного законодательства. Дис. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 154.

[38] Кравец И. А. Формирование российского конституционализма. Проблемы теории и практики: Моногр. Новосибирск, 2002. С. 75.

[39] Бриксов В. В. Федеральные конституционные законы как объект судебного контроля // Академ. юрид. журн. 2001. № 3 (5). С. 15.

[40] Гелиева И.Н. Некоторые вопросы формы государственного правления в России. // Общество и право. 2008. № 1. С. 17–21.

[41] Рабцевич О.И. Проблема общих принципов права в международном праве // Право и политика. 2007. № 11. С. 7–9.

[42] Черкасов К.В. Еще раз о «назначении» глав регионов, или О повышении эффективности функционирования территориальных органов президентской власти в ракурсе административной реформы // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 8. С. 24–19.

[43] Комарова В.В. Учредительная власть: теория и механизм ее реализации // Евразийский юридический журнал. 2011 г. № 4. С. 61–65.

[44] Оби Ж.‑Б. Исполнительная власть, судебная власть и учредительная власть во Франции. М., 1996. С. 11.

[45] Жаке Ж.‑П. Конституционное право и политические институты: Учеб. пособие / Пер. с франц. М., 2002. С. 108.

[46] Петров Ю.Ф. Особенности правового статуса избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в условиях реформирования избирательного законодательства. Дис. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 154.

[47] Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. 2‑е издание. М., Проспект, 2013. С. 329.

[48] Шишкина О.Е. Конституционное Собрание Российской Федерации как орган учредительной власти: Дис… канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 32.

[49] Комарова В.В. Учредительная власть: теория и механизм ее реализации. // Евразийский юридический журнал. 2011. № 4. С. 61–65.

[50] Еленин Н.В. Учредительное Собрание: политико‑правовая природа. Дис… канд. юрид. наук. М., 1998; Шишкина О.Е. Конституционное собрание Российской Федерации как орган учредительной власти. Дис… канд. юрид. Наук. Екатеринбург, 2004. и др.

[51] Шишкина О. Е. Теоретические основы учредительной власти и дискуссия о проекте закона о Конституционном Собрании // Российский юридический журнал. 2002. № 4. С. 33–36.

[52] Першин Е.В. Проблемы государственного строительства //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 12 (168). С. 43–59.

[53] Першин Е.В. Проблемы государственного строительства // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 12 (168). С. 43–59.

[54] Конституция Республики Дагестан от 10.07.2003 (ред. От 03.02.2009) // Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.07.2003. № 7. Ст. 503; 13.02.2009. № 3. Ст. 74.

[55] Конституция Республики Тыва 06.05.2001 (ред. От 10.07.2009) // Тувинская правда 15.05.2001. № 93. 30.07.2009.

[56] Конституция Республики Хакасия от 25.05.1995 (ред. от 13.04.2007) // Вестник Хакасии. № 56, 14.11.2005; № 26. 19.04.2007.

[57] Закон Республики Башкортостан от 28.04.2004 № 76‑з (ред. от 07.11.2006) «О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2004. № 10 (184). Ст. 527.

[58] Закон Кабардино‑Балкарской Республики от 10.07.1999 № 26‑РЗ (ред. от 06.12.2003) «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Кабардино‑Балкарской Республики»// Кабардино‑Балкарская правда. № 139–140. 15.07.1999.

[59] Закон Республики Хакасия от 26.03.2003 № 12 «О конституционной комиссии Республики Хакасия» // Вестник Хакасии. № 24. 04.04.2003.

[60] Закон Республики Башкортостан от 28.04.2004 № 76‑з (ред. от 07.11.2006) «О порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания – Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2004. № 10 (184). Ст. 527.

[61] Распоряжение Губернатора Забайкальского края от 12.05.2008 № 191‑Р «О Комиссии по разработке проекта Устава Забайкальского края и символики Забайкальского края»// Забайкальский рабочий. № 87. 14.05.2008.

[62] Хабриева Т.Я. Правовая охрана Конституции. Казань, 1995. С. 28–29.

[63] Витрук Н.В. Конституционное правосудие. М, 1998. С. 85.

[64] Устав (Основного Закона) Калининградской области от 28.12.1995 (ред. от 24.12.2009) // Янтарный край. № 20. 26.01.1996; «Комсомольская правда» в Калининграде» (приложение «Официальный вестник»). № 194. 25.12.2009.

[65] Комарова В.В. Учредительная власть и Основной закон // Lex Russica. М.: Изд‑во МГЮА, 2013, № 12. С. 1374–1382; Комарова В.В. Концептуально‑правовые основания учредительной власти // Гражданин. Выборы. Власть. 2013. № 1. С. 63.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.11.2017)
Просмотров: 252 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%