Особое значение в системе отраслевых принципов права имеют принципы конституционного права, поскольку эта отрасль права является ведущей в системе права. Именно принципы конституционного права дают толчок для развития других отраслевых принципов права: уголовного, гражданского, административного, трудового и других. Тем не менее, система принципов конституционного права остается недостаточно разработанной в науке конституционного права, хотя представление о принципах составляет значимую часть любой науки. Г.В. Атаманчук обращает внимание на то, что «…принцип как понятие имеет строго очерченное научное содержание. В приближенном выражении принцип представляет собой определенную закономерность, отношение и взаимосвязь общественной жизнедеятельности людей, познанную и выраженную в виде научного положения, закрепленного в ряде случаев в законодательством и применяемого в теоретической и практической деятельности»[1]. Принципы как таковые – это абстрактные мысли, правомерность которых определяется только в ходе их формирования и юридического оформления.
«Принципами в науке конституционного права, – считает Н.А. Богданова, – являются идеи, имеющие фундаментальное или важное значение для развертывания конституционно‑правового знания, в основу которых кладется та или иная мировоззренческая позиция, закономерность, выявленная практикой, или сформулированное умозрительно положение, являющееся плодом научной мысли»[2]. Принципы науки возникают в результате научного поиска, это – результат теоретических и практических исследований. По определению В.Т. Кабышева: «Принцип – это такое начало, руководящая идея, в которой проявляются объективные закономерности, тенденции, потребности общественного развития»[3]. Однако необходимо проводить четкую грань между представлением о принципе как идее и как о совокупности логических норм права. Если идеи относятся к сфере правосознания, будучи научными выводами, замыслом нормы‑принципа[4], то принцип, явленный в виде нормы, даже и логической, имеет ярко выраженную нормативную природу[5]. Идеи, не получившие закрепления в законе, остаются началами правосознания, научными выводами, представляют замысел нормы‑принципа (суждение для себя), а не правовую норму (суждение для всех)[6]. Ведь далеко не все концептуальные научные идеи впоследствии приобретают качество принципов права, многие из них так и остаются на уровне суждений, научных взглядов, представлений. В связи с этим ряд авторов предлагает разделить принципы права на принципы действующего права и иные правовые принципы. При этом «принципы действующего права» выступают как отправные положения, входящие непосредственно в содержание конкретной отрасли права, тогда как «иные правовые принципы» существуют либо в роли элемента правосознания, либо находят законодательное закрепление только в некоторые периоды развития новой правовой надстройки, либо в качестве особых «правовых аксиом»[7].
Принципы конституционного права, являясь продуктом правовой политики государства и его органов, действительно сначала выступают в качестве базовых идей, которые затем оформляются в текстах конституции и законов. Особенность этих основополагающих принципов в том, что как сами принципы, так и способы их толкования изначально признаются обязательными. Причины возникновения тех или иных правовых принципов могут выявляться в ходе изучения истории государства и права, а современная юриспруденция имеет несколько иную задачу. Она состоит в том, чтобы внедрить конституционно установленные принципы в жизнь, а также оформить их в качестве норм действующего законодательства и добиться безусловного исполнения.
Особенностью науки конституционного права выступает то, что она оперирует глобальными категориями, которые выступают в качестве важнейших идейных установок для всех остальных отраслей права. Поэтому только после того как выработанные наукой конституционного права принципы получают закрепление в праве, они переходят в разряд правовых принципов, имеющих высшую юридическую силу.
На особую значимость принципов права обращал внимание Л.С. Явич, который указывал, что они характеризуют содержание права в концентрированном виде и показывают, на каких началах в нем отражаются экономические, политические и нравственные отношения; характеризуют структуру права и соотношение между источниками права, законодательством и правосудием, законом и государственной властью, принуждением и убеждением в правовом регулировании[8]. Все эти характеристики применимы и к принципам конституционного права, в которых в максимальной степени отражаются основы политического, социального и экономического устройства страны. По справедливому мнению В.Д. Мазаева: «Конституционные принципы составляют первооснову правовой материи в целом и всего ценностного ряда в праве»[9].
Само определение принципов в качестве конституционных обуславливает их правовой характер. Они представляют собой каркас системы конституционного права. Система конституционного права включает в себя множественные элементы права, показывает их взаимоотношение и взаимодействие между собой. Ряд авторов включает в понятие системы конституционного права общие принципы, институты и нормы[10]. Однако большинство исследователей пишет только об институтах и нормах как элементах системы конституционного права[11]. Думается, что это не совсем верно, поскольку именно принципы конституционного права лежат в основе конституционно‑правового регулирования общественных отношений, придают ему единую направленность. «Принципы права, – писал Л.С. Явич, – несущая конструкция, вокруг которой формируются его нормы, институты, отрасли и вся система»[12]. Принципы конституционного права по устоявшейся в теории государства и права классификации относятся к отраслевым. «Отраслевые принципы, – как указывает Д.Е. Петров, – это исходные, определяющие идеи, положения, установки, на которых основано формирование, динамика и действие входящих в нее норм»[13]. Именно принципы конституционного права являются тем фундаментом, на котором стоят все остальные структурные элементы данной отрасли – институты и нормы. Исследование принципов конституционного права не должно носить только теоретико‑познавательный характер, поскольку уяснение сущности, толкование, а значит, и правильное применение конституционных норм невозможно без знания тех основ, на которых строится система отрасли конституционного права. «Эти принципы, – как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 1993 года, – обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права»[14].
В среде ученых‑конституционалистов есть различные точки зрения на систему конституционных принципов. Так, В.В. Невинский рассматривает проявление конституционных принципов в различных качествах. Во‑первых, по его мнению, конституционные принципы можно рассматривать, как систему отдельных научных идей, учений, доктрин. Во‑вторых, как отражение основных целей общества и государства. В‑третьих, конституционные принципы можно рассматривать в качестве правовых категорий, закреплённых в Основном законе страны[15].
А.Н. Кокотов предлагает совокупность конституционных принципов, распространяющих свое действие на составные части данной отрасли права, считать общей частью конституционного права, которая содержит положения глав 1, 2 и 9 Конституции РФ, закрепляющие основы конституционного строя, правового статуса индивидов, их объединений, народов Российской Федерации, государственных учреждений, устанавливающие исходные начала отношений этих субъектов между собой, определяющие назначение конституционного законодательства, его иерархию и т. д.[16]. Думается, что выделять общую и особую часть конституционного права по аналогии с другими отраслями публичного права (например, уголовным и административным) пока преждевременно, но включать принципы конституционного права в систему отрасли необходимо.
М.В. Баглай к числу единых принципов конституционного права относит: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство[17]. В данном перечне наблюдается смешение различных категорий права. Например, «естественное право» и «правовое государство» являются весьма обширными политико‑правовыми явлениями, которые трудно отнести к понятию «принципы отрасли права».
О.Г. Румянцев предлагает объединить понятия «основы конституционного строя» и «принципы конституционного права». В связи с этим он указывает: «Конституция содержит общие правила, на базе которых должны регулироваться более подвижные явления; основы же включают в себя наиболее устойчивые принципы, на которых построено регулирование общего характера»[18]. Действительно, нельзя отрицать, что принципы конституционного права имеют тесную связь с категорией «конституционализм». Однако, по нашему мнению, нельзя сводить категорию принципы конституционного права исключительно к основам конституционного строя, поскольку последние представляют собой лишь часть принципов, содержащихся в первой главе Конституции. Нельзя забывать и о других принципах, которые содержатся в остальных источниках конституционного права. По нашему мнению, под общими принципами конституционного права, таким образом, следует понимать основные начала конституционализма, являющиеся базисом для формирования системы конституционного права.
По отношению к другим отраслям права принципы конституционного права имеют свои особенности. Специфика принципов конституционного права состоит в том, что они являются основой для всех других отраслевых принципов, которые базируются на них. Так, по убеждению Л.С. Явича, Основной Закон потому и надо считать юридической базой текущего законодательства, что он содержит важнейшие из основных правовых принципов общества[19].
Кроме того, в принципах конституционного права в особо отчетливом виде предстает такая важнейшая их функция как определение перспектив развития данной отрасли права. «Принципы права являются своеобразной системой координат, в рамках которой развивается соответствующая отрасль права и одновременно вектором, определяющим направление развития этой отрасли»[20].
Принципы конституционного права можно классифицировать по различным критериям:
Во‑первых , по степени реализации на декларативные и конкретные. В Конституции России есть ряд положений, которые провозглашаются: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2); «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ч. 1 ст. 7); «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10) и др. Декларативные принципы имеют огромное значение, поскольку определяют сущность конституции и других законов, однако они не содержат конкретные права и обязанности, не всегда устанавливают санкции за их нарушение.
Другая разновидность принципов конституционного права – это конкретные принципы, которые имеют четкую юридическую форму выражения и непосредственно применяются в государственной деятельности[21]. В российском конституционном праве к таким принципам можно отнести: гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 45); самостоятельность субъектов Российской Федерации в пределах своего ведения (ст. 73, 77); обязательность осуществления правосудия только судом (ст. 118).
Во‑вторых , по источникам закрепления можно выделить принципы, которые содержатся в Конституции РФ, других нормативных актах, решениях Конституционного Суда РФ.
В‑третьих , в зависимости от сферы регулируемых конституционно‑правовых отношений можно выделить:
– принципы конституционно‑правового статуса личности;
– принципы государственного устройства;
– принципы организации власти в государстве.
Как отмечал О.Е. Кутафин: «Нормы конституционного права, входящие в институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, определяют «главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина»[22].
Правовой статус личности, о котором говорится в ст. 64 Конституции РФ, представляет собой юридически формализованное выражение социальной справедливости во взаимоотношениях человека и общества. Именно поэтому принципы правового статуса личности имеют тесную связь с категориями науки конституционного права.
Принципы государственного устройства связаны с территориальной организацией государства. Одной из базовых основ конституционного строя России выступает федерализм, который обеспечивает баланс прав и интересов федерации и её субъектов. Вывод о том, что федерализм необходим современной России, поддержало подавляющие большинство (60–80 %) опрошенных россиян, которые связывают будущее страны с новым, демократическим федерализмом, в то время как на долю сторонников унитарного устройства России, пришлось лишь 10–25 %, а конфедерации – только 2–5 %[23].
Конституционные принципы построения и деятельности органов государственной власти в РФ – это закрепленные в российской Конституции исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов.
Конституционные принципы – это гарантия стабильности конституционного строя и самого государства. Весьма справедливо в этой связи замечание Г.А. Гаджиева о том, что «государство, которое радикально меняет свои представления о содержании конституционных принципов и, что гораздо опаснее, старается приспособить их к текущей политической ситуации, не может считаться сильным»[24]. Именно реализация конституционных принципов в правовой и политической практике позволит России если не достичь, то приблизиться к идеалу действительно демократического, правового и социального государства.
Одним из важнейших принципов правового статуса личности является принцип равенства прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 19 следующим образом формулирует принцип равенства:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные прав и свободы и равные возможности для их реализации.
Принципу равенства, провозглашенному Конституцией, противоречит любая дискриминация между гражданами, но сами граждане находятся в неодинаковом положении, и закон должен учитывать это. Конституционные нормы гарантируют, т. е. обеспечивают всеми доступными государственному регулированию способами невозможность любого ущемления прав и свобод человека и гражданина при приеме на работу, лечении в медицинских учреждениях, осуществлении избирательных, жилищных, земельных, иных прав и свобод, а также предоставления незаконных льгот по признакам принадлежности к той или иной категории, нации, социальной группе и т. п.
Равноправие означает официально признаваемое государством равенство граждан в наиболее существенных правах. Однако различия между индивидами, носящие естественный характер (пол, национальность, гражданство, возраст и т. д.), могут быть основанием для уменьшения или увеличения объема предоставляемых государством менее существенных прав и обязанностей. Тем не менее, внутри различных категорий индивидов (иностранцев, детей, инвалидов, женщин и т. д.) принцип равноправия между ними должен полностью соблюдаться.
Например, в соответствии со ст. 81 Конституции Президентом Российской Федерации может быть избран только российский гражданин, следовательно, ни один иностранец, независимо от каких бы то ни было обстоятельств, не может претендовать на этот высокий пост. Таким образом, данное ограничение является равным для данной категории индивидов (в данном случае – иностранных граждан).
Другой пример: в России, как и в большинстве стран мира, обязанность проходить воинскую службу возлагается только на граждан мужского пола, т. е. все женщины в Российской Федерации равным образом освобождаются от этой конституционной обязанности.
Научная дискуссия по поводу понятия и содержания формального, правового и фактического равенства в настоящее время характеризуется отсутствием формализма и многоплановостью. Как отмечает В.С. Нерсесянц, «история права – это история прогрессирующей эволюции содержания, объема, масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права вообще»[25]. Универсальную роль принципа равенства для всех исторических типов и форм права он видит в том, что «везде, где действует принцип формального равенства, там есть правовое начало и правовой способ регуляции: где действует право, там есть данный принцип равенства»[26].
Достаточно широкое определение равноправия дает Л.Д. Воеводин, который отмечает: «Равноправие означает, что каждому члену общества государство предоставляет равные с другими его членами юридические возможности, что из закона для него вытекают равные обязанности и что осуществление прав и обязанностей обеспечивается ему на равных основаниях»[27]. Автор отмечает равенство не только прав, но и обязанностей, что имеет немаловажное значение для статуса личности.
Серьезный вклад в понимание равенства прав и обязанностей внес И.Е. Фарбер, который рассматривал его в трех аспектах: во‑первых, как социально‑экономическую категорию; во‑вторых, как юридический принцип всех отраслей права; в‑третьих, как отдельные виды права на равенство[28]. Социально‑экономическое равенство, по его мнению, юридически закрепляется в равноправии граждан, при этом равноправие выступает как общий принцип для всех отраслей права. Юридическое равноправие, как отмечает И.Е. Фарбер, включает в себя равенство перед законом и судом, равное право на обращение в суд за защитой своих прав, а также равные права и обязанности при наличии одинаковых обстоятельств (юридических фактов) и юридических условий (правосубъектности)[29]. Здесь необходимо обратить внимание на то, что равенство не абсолютизируется, а представлено как равное осуществление прав и свобод в рамках одинаковых условий.
Как считает А.С. Мордовец, принцип равенства прав человека характеризуется диалектическим соотношением четырех сторон:
1) высоким уровнем равенства субъектов на высшем (конституционном) уровне их социального статуса;
2) социальными различиями, вытекающими из их положения как представителей социально‑демографической, национальной, профессиональной и иных социальных общностей и групп;
3) организационно‑процедурным характером разрешения конституционных коллизий на основе национального законодательства и норм международного права;
4) созданием необходимых условий внутри государства для фактического обеспечения равноправия человека и гражданина в соответствии с международными стандартами[30].
Н.С. Бондарь рассматривает равноправие не как принцип, а более широко – как режим взаимоотношений человека и гражданина с обществом и государством, который характеризуется и социальными аспектами (достигнутым уровнем социального равенства), и нормативно‑правовым содержанием (достигнутым уровнем правового равенства)[31].
Признание различных индивидов формально равными – это признание их равной возможности приобретения тех или иных прав на соответствующие блага. Формальное равенство – это лишь правоспособность, абстрактная и свободная вероятность приобрести свое, индивидуально‑определенное право на данный объект. При формальном равенстве и равной правоспособности неодинаковых людей их реально приобретенные права неизбежно (в силу различий между самими людьми, их реальными возможностями, условиями и обстоятельствами их жизни) будут неравными. Различия в конкретных жизненных обстоятельствах, которые измеряются и оцениваются одинаковым масштабом и равной мерой права, дают в итоге разницу в приобретенных, принадлежащих конкретной личности правах.
Принцип формального равенства включает, с одной стороны, равенство возможностей, т. е. отсутствие в законе необоснованных льгот и привилегий, а также любых форм дискриминации. В отношении к государственной санкции этот принцип означает равенство всех перед законом.
С другой стороны, принцип формального равенства, который основан на идее равенства людей по праву их рождения, вызывает необходимость обеспечения государством так называемого прожиточного минимума, или минимальных условий нормальной жизни для каждого гражданина. И в этом смысле принцип равноправия несет социальную направленность.
По мнению Г.В. Мальцева, «принцип равноправия требует, чтобы все граждане имели равные права и обязанности, а поскольку они могут быть сведены к понятию юридических возможностей свободноволевых действий человека, то равноправие означает реальное наличие у всех граждан таких возможностей в одинаковом объеме»[32]. В этом определении мы видим обращение к равенству возможностей, т. е. к закрепленным в правовых предписаниях полномочиям, действовать в своих интересах, но в рамках закона, наравне с другими такими же обладателями прав и свобод. Возникает вопрос о возможности достижения социального равенства между людьми, что, увы, недостижимо.
Разумеется, правовое равенство – это не фактическое равенство, а равенство возможностей – неодинаковость людей и их социальных статусов. Вместе с тем громадное значение имело и имеет то, что все люди независимо от их социального происхождения и положения были признаны равными и полноправными участниками общественной жизни, наделенными свободной волей и потому способными отвечать за свои действия и их правовые последствия[33].
Обеспечение социального равенства – главный смысл закрепленного в ст. 7 Конституции РФ понятия социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Исходя из обобщения и анализа научных разработок по проблеме равенства прав человека, можно предложить следующий оригинальный вариант статьи Конституции России, закрепляющий принцип равенства прав и свобод человека и гражданина: «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует отсутствие дискриминации по каким‑либо значимым для человека признакам. Льготы и преимущества отдельным категориям граждан могут быть установлены только на законных основаниях».
Краткость изложения данной статьи позволяет избежать перечисления признаков, по которым не допускается дискриминация. Ведь некоторые из них (происхождение, сословная принадлежность) безнадежно устарели. Другие, например состояние здоровья или сексуальная ориентация, наоборот, стали появляться. Для того чтобы избежать ненужной корректировки перечня признаков, по которым может дискриминироваться человек, мы считаем, достаточно указать: «по каким‑либо значимым для человека признакам». Значимым, потому что есть много незначительных различий между людьми (рост, вес, внешность), которые юридически не влияют на предоставление прав и свобод со стороны государства.
Что касается льгот и преимуществ, т. е. позитивной дискриминации, то и они не могут не существовать – это объективная реальность, с которой нужно считаться. Тем не менее, такое отступление от принципа равенства между людьми должно быть обосновано и законодательно подкреплено. В данном случае понятие «законные основания» включает в себя и справедливость при выборе таких оснований и оформление их исключительно законом.
В тексте предлагаемой статье нет указания на равенство прав мужчины и женщины, поскольку по нашему мнению, выделение специального основания дискриминации по признаку пола является устаревшим. Специальная фиксация равенства прав мужчины и женщины ещё раз выпячивает неравноправное положение женщин по сравнению с мужчинами, если для этого требуется отдельное указание в конституционных постулатах.
Во многих статьях Конституции Российской Федерации, характеризующих правовой статус личности, помимо уже упоминавшейся ст. 19, употребляется термин «равный»: ст. 6 – каждый гражданин Российской Федерации несет равны е обязанности; ст. 8 – защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности; ст. 13 – общественные объединения равны перед законом ; ст. 14 – религиозные объединения равны перед законом; ст. 32 – граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе; ст. 38 – забота о детях и их воспитание равное право и обязанность родителей; ст. 62 – иностранные граждане… несут обязанности наравне с гражданами РФ; ст. 81 – Президент РФ избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; ст. 123 – судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Конституционный принцип равенства прав человека можно рассматривать как совокупность институтов равенства независимо от каких‑либо признаков, перечисленных в ст. 19 и других статьях Конституции. Каждый из признаков, по которому не допустима дискриминация, имеет свое самостоятельное значение и нуждается в специальном изучении. Обеспечение равенства прав человека должно стать приоритетной целью деятельности российского государства, его органов и должностных лиц, призванной изменить положение человека, создать ему достойные условия для жизни, гарантировать свободу, равенство, социальную защищенность. Существенную поддержку в этом государству может оказать гражданское общество.
[1] Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика. М., 2002. С. 137.
[2] Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М., 2001. С. 166.
[3] Кабышев В.Т. Народовластие развитого социализма. Саратов, 1979. С. 71.
[4] См.: Громов Н.А., Николайченко В.В. Принципы уголовного процесса, их понятие и система // Государство и право. 1997. № 7. С. 33.
[5] См.: Гриненко А.В. Источники уголовно‑процессуальных принципов // Журнал российского права. 2001. № 5. С. 21.
[6] См.: Громов Н.А., Николайченко В.В. Принципы уголовного процесса, их понятие и система // Государство и право. 1997. № 7. С. 33.
[7] См.: Зажицкий В.И. Правовые принципы в законодательстве Российской Федерации // Государство и право. 1996. № 11. С. 92–93.
[8] См.: Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1976. С. 151.
[9] Мазаев В.Д. Публичная собственность в России: конституционные основы. М., 2004. С. 206.
[10] См.: Рыжов В.А. Система конституционного права // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник / Отв. ред. Б.А. Страшун. В 4‑х т. Т. 1. М., 1993. С. 5.
[11] См., например: Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 52–62.
[12] Явич Л.С. Указ. соч. С. 151.
[13] Петров Д.Е. Отрасль права / Под ред. М.И. Байтина. Саратов, 2004. С. 73.
[14] СЗ РФ. 1993. № 14. Ст. 508.
[15] Невинский В.В. Основы конституционного строя как система основополагающих конституционных принципов // Основы конституционного строя России: понятие, содержание, значение / Под ред. В.В. Невинского. Барнаул, 2003. С. 36.
[16] См.: Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение. 1998. № 1. С. 21.
[17] Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2013. С. 30.
[18] Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). С. 23–24.
[19] См.: Явич Л.С. Право развитого социалистического общества (сущность и принципы). М., 1978. С. 135, 146, 161.
[20] Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Принципы банковского права // Государство и право. 1998. № 11. С. 47.
[21] См.: Рыжов В.А. Система конституционного права // Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник / Отв. ред. Б.А. Страшун. В 4‑х т. М., 2010. Т. 1. С. 5.
[22] Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001.С. 59.
[23] Иванов В.Н., Яровой О.А. Российский Федерализм: становление и развитие. М., 2000. С. 42.
[24] Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда Российской Федерации). М., 2004. С. 9.
[25] Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2000. С. 19.
[26] Там же. С. 22.
[27] Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. С. 68.
[28] См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 72.
[29] Там же. С. 73.
[30] Мордовец А.С. Социально‑юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 66.
[31] Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. С. 483.
[32] Мальцев Г.В. Проблемы юридического равенства в современной буржуазной идеологии / В кн. Проблемы государства и права в современной идеологической борьбе / Под ред. Я. Радаева и В. Туманова. М., 1983. С. 172.
[33] См.: Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство // Вестник Моск. ун‑та. Сер. 11, Право. 1996. № 4. С. 32–33.
|