Эпопея с проведением зимней Олимпиады в субтропиках началась еще в 2005 году, в тот момент, когда Россия была не просто богатой, а супербогатой и казалось, что деньги не закончатся никогда. И началась она без участия Путина.
И до этого Россия подавала заявки на крупные спортивные мероприятия – чемпионат Европы по футболу – 2008, летнюю Олимпиаду в Москве – 2012, – но на заявочный процесс выделялись небольшие деньги, которые, как правило, быстро и бесследно исчезали. Идея провести Олимпиаду в Сочи пришла в голову главному горнолыжнику среди российских олигархов, владельцу компании «Норникель» Владимиру Потанину. Это была уже вторая – после залоговых аукционов – идея олигарха, которая изменила историю России.
Потанин любил кататься в Красной Поляне, у него был там дом, и он пытался развивать курорт «Роза Хутор». Одновременно идея понравилась тогдашнему главе Росспорта, легендарному советскому хоккеисту Вячеславу Фетисову. И они вдвоем набрали заявочный комитет.
Оба понимали, что идея может понравиться Путину, который тоже много времени проводил в Сочи и тоже катался в Красной Поляне. Потанин поделился идеей с Путиным, но президент поначалу не проявил энтузиазма. И тогда заявочный комитет обратился к Дмитрию Пескову, сегодняшнему пресс‑секретарю, который тогда был заместителем Алексея Громова.
По легенде, Песков предложил провести недорогую рекламную кампанию, ориентированную на одного человека: Путина. Заявочный комитет изготовил билборды, рекламирующие сочинскую заявку, и радиоролики. Песков подсказал, каким маршрутом президент ездит на работу, какие радиостанции и в какое время он слушает в машине. По ходу следования кортежа были размещены билборды, на нужных радиостанциях – ролики. Слоганом для публики (т. е. на самом деле для Путина) было: «Игры, которые мы заслужили».
Был нанят человек, звонивший на горячую линию в администрацию президента и задававший вопросы, когда же наконец в России будет Олимпиада. Все это создавало мощный фон – у Путина не могло быть сомнений, что все кругом хотят Олимпиаду в Сочи и думают о ней. Он дал отмашку. В этот момент включились все телеканалы, бюджет заявки стал бездонным.
«Это все наложилось на излюбленную тактику Путина, – говорит Песков. – Он считает, что в силу нашей неповоротливости и негибкости как государства у нас до многих системных проблем просто руки не доходят. Мы же давным‑давно не строили новые города. Нам, русским, зачастую, чтобы справиться с задачей, нужно публично взять на себя обязательства перед всем миром. И иметь четкий дедлайн. Тогда и последние деньги выделим, и в срок уложимся».
Песков объясняет, почему никого не смущал тот факт, что для зимней Олимпиады выбрали Сочи, город в субтропиках: «Это же наша всесоюзная здравница. А там не было канализации. И аэропорта не было. Как бы мы еще нашли способ отстроить наш главный курорт?»
Чтобы произвести впечатление на инспекторов из МОК, использовали все возможные методы. Пришлось даже имитировать работу еще недостроенного сочинского аэропорта. Вполне можно было честно признаться, что аэропорт еще не запущен, ведь до Игр оставалось семь лет. Но министр экономики Герман Греф решил, что лучше устроить потемкинскую деревню: в аэропорт свезли студентов, которые ходили и изображали пассажиров, киоски и рестораны имитировали работу, табло показывало расписание несуществующих рейсов. К счастью, подлог был разоблачен уже после голосования МОК.
Обойти конкурентов – корейский Пхенчхан и австрийский Зальцбург, имея неограниченный бюджет, было несложно. Секрет прост, говорит член заявочного комитета: нужно было просто сделать все самое лучшее, благо, деньги были. Во‑первых, были наняты консультанты, которые делали заявки Лондона и Парижа, претендовавших на летние Игры 2012 года. Во‑вторых, к каждому члену МОК искали индивидуальный подход.
«Это намного сложнее, чем, например, подкупить членов исполкома ФИФА. Те – не известные никому чиновники, а в МОК работают мировые знаменитости, члены королевских фамилий», – вспоминает участник российской заявки. Членов МОК распределили между участниками рабочей группы, чтобы работать с ними индивидуально. Что, например, могло привлечь принца Монако Альбера II? У него и так все есть. Но он любил ночную жизнь. И принц стал завсегдатаем самого дорогого московского клуба «Дягилев», куда его специально привозили и водили по самым лучшим вечеринкам. С другими приходилось сложнее: «Кто‑то рассказывал, что у него, скажем, родственник торгует плиткой. И говорил, что хотел бы развить свой бизнес и в России тоже. И мы говорили: конечно, поможем».
Непосредственно перед голосованием в Гватемале крупнейшим российским компаниям было рекомендовано скинуться по несколько миллионов долларов. Куда они пошли, неизвестно.
Венцом российской заявки была презентация в Гватемале. На самолете МЧС в жаркую латиноамериканскую страну доставили искусственный каток. Все местные жители и все члены МОК были в шоке. Потом приехал Владимир Путин. Его манеру поведения скопировали с победной тактики Тони Блэра перед избранием Лондона столицей летней Олимпиады‑2012. Путин сидел в номере, к нему по одному заводили всех членов МОК. И он поочередно вел с ними задушевные разговоры: «Как ваши трое детей? – заглядывая в досье, интересовался Путин. – Пусть приезжают в Москву, будут нашими гостями». Собеседники от такого внимания были в восторге.
Путин не стал дожидаться результатов голосования и улетел из Гватемалы сразу после своего выступления. Победа была уверенной. Правда, на всякий случай Песков предупредил, что, если сочинская заявка проиграет, комментарии дает только он. В случае победы говорить могли все.
Если заявка была дорогой и эффективной, то строительство оказалось ультрадорогим: «Дорого, конечно, но это наши реалии», – говорит Песков.
Владимир Путин признавался, что непосредственно на олимпийские объекты истрачено 214 млрд рублей. Из них 100 млрд – чисто государственное финансирование, а 114 млрд – за счет инвесторов. При этом, согласно отчетам госкорпорации «Олимпстрой», всего на подготовку Игр (включая железные и автомобильные дороги, электростанции и другие объекты инфраструктуры) было потрачено 1,524 трлн рублей, или €37,5 млрд. Эта сумма, по независимым оценкам, является рекордной не только в абсолютном выражении за всю историю олимпиад, но и в относительном: по степени превышения исходной сметы. Фактические расходы на сочинскую Олимпиаду превышают указанные в официальной заявке более чем в четыре раза (300 %), тогда как в среднем для олимпиад такое превышение составляет около 180 %.
Впрочем, Пескову такая критика кажется придиркой. «Дорога из Сочи в Красную Поляну имеет отношение к Олимпиаде – вроде имеет, а вроде и нет. Просто Олимпиада дала возможность развивать регион. Поэтому мы эти стоимости разделяли, а злопыхатели объединяли», – говорит Песков.
Сам Песков, кстати, приводит примеры, как лишние деньги были потрачены не в результате злого умысла, а по ошибке. К примеру, стадион «Фишт», на котором должны были пройти открытие и закрытие Олимпиады, спроектировали открытым – чтобы его можно было использовать для предстоящего чемпионата мира по футболу. На закрытых аренах трава не растет. Но архитекторы не просчитали розу ветров – и уже в разгар стройки поняли, что потоки воздуха идут с моря на сушу таким образом, что людей с флагами во время церемоний просто сдует. В итоге пришлось за бешеные деньги достраивать для стадиона крышу.
|