Национальные интересы России в XXI веке связаны с устойчивым развитием государства. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. была обозначена задача создать благополучную Россию[1]. Однако очевидно, что без четко разработанной стратегии консолидированного правового развития поставленную приоритетную задачу государства невозможно полноценно осуществить. Как верно подчеркивается по данному вопросу в литературе, «без выяснения, обоснования, изучения основных стратегических параметров правового развития общества и государства сегодня уже не обойтись»[2]. В данном случае возникает проблема общетеоретического осмысления процессов консолидации российского права, правовой системы, в целом правовой жизни общества.
Не обеспечив консолидированного развития права, правотворчества, правоприменения, механизма правового регулирования, правовой политики государства, правовой системы и правовой жизни общества не представляется возможным осуществление приоритетов общественного, правового и государственного развития. Поступательное развитие Российского государства в условиях современных вызовов и приоритетов в экономической, социальной, политической, правовой сферах предполагает его устойчивую правовую основу. Следует подчеркнуть, что несмотря на всю важность вопроса о консолидации российского права, тем не менее на доктринальном уровне идея консолидации не получила своего необходимого теоретического обоснования.
Между тем в современных условиях возникла не только теоретическая, но и практическая необходимость в исследовании проблемы консолидации на уровне права, правовой системы, в целом правовой жизни российского общества. Без рассмотрения данного вопроса невозможно определить, в каком юридическом направлении (в широком смысле этого слова) следует развиваться российскому обществу, государству. Правовая жизнь российского общества нуждается в консолидированном развитии всех составляющих ее правовых явлений, в особенности правовой системы. Сейчас процессы консолидации протекают слабо, бессистемно. Отечественная правовая система не носит сбалансированного характера, что отражается на состоянии правовой жизни общества. Право еще не стало консолидирующим фактором развития правовой системы, правовой политики, в целом правовой жизни общества. В этой связи перед юридической наукой возникает вопрос осмысления проблемы консолидации российского права.
Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, следует искать в области исследования консолидации правовой системы, которая охватывает различные процессы консолидации в правовой жизни российского общества. Во многом с процессом консолидации правовой системы связано понимание сущности процессов консолидации права, правотворчества, правоприменения, механизма правового регулирования, правовой политики и других правовых явлений. Объяснение закономерностей консолидации российского права становится возможным благодаря исследованию проблем развития правовой системы. Поэтому важно остановиться на анализе проблемы консолидации правовой системы, в силу которой можно объяснить другие процессы консолидации, которые возникают в праве, в правовой жизни общества.
Проблема консолидации правовой системы – это одна из актуальных проблем правового развития Российского государства. Российской правовой системе не хватает сплоченности всех составляющих ее элементов. Ее единство не является консолидированным. На наш взгляд, сейчас проблема состоит в том, что крайне неэффективно используются имеющиеся в отечественной правовой системе правовые средства, нет эффективной сплоченности и упрочения правовых явлений. В частности, на сегодняшний момент следует говорить об определенной незавершенности становления современного российского права, обусловленной отсутствием должной консолидации, а также и тем, что, несмотря на нормативную закрепленность социальных ценностей, они недостаточно эффективно воплощаются в жизни. Российское право пребывает в становящемся состоянии, поскольку оно пока оформляется в устойчивую систему, приобретает определенные правовые качественные очертания. Между тем, как верно отмечается в литературе, «для обеспечения устойчивого развития общества право само должно быть относительно стабильным и постоянным»[3].
К сожалению, сейчас происходит снижение социальной ценности права. Безусловно, это недопустимо, особенно в условиях, когда необходимы модернизация и инновационное развитие Российского государства. Речь должна идти о становлении правовой традиции уважения к праву посредством укрепления начал справедливости, нравственности, гуманизма, формирования гуманистически ориентированного права, правотворчества и правоприменения. Если правотворчество и правоприменение несут в себе идею ценности личности, ее прав и свобод, то это отражается на отношении индивида к праву. Необходимо, чтобы нормы права были органично адаптированы к потребностям общественного и государственного развития, выражали собой логику правового регулирования.
По нашему мнению, важно четко определить контуры развития российского права, определить целевой, ценностный, нравственный, социальный параметры его организации. При этом большую роль в оформлении права в сплоченную целостность должна выполнять правовая политика. Современное российское право должно быть элементом становящегося механизма воздействия правовой политики на обеспечение прав и свобод личности . Ценность права намного повышается, если правовая политика оказывает эффективное воздействие на полноценное обеспечение прав и свобод личности.
Право по отношению к правовой политике должно выполнять роль координирующего начала, консолидирующего все ее основы. От степени консолидации права во многом зависит характер воздействия правовой политики на обеспечение прав и свобод личности. Становление консолидации права, как одной из основ упрочения правовой организации общественной жизни, представляет собой сложный, многогранный процесс, обусловленный определением начал, принципов, параметров его становления в таком качестве, ориентированный на устойчивое развитие права.
Консолидация российского права выражает собой ценностное измерение права применительно к развитию правовой политики, правовой системы, в целом правовой жизни общества. Она предполагает обеспечение устойчивого развития права на основе сплочения его ценностных основ, принципов, сбалансированного сочетания права и нравственности, права и личности, интересов личности, общества и государства. Благодаря консолидации права достигается его сплоченное состояние, устойчивое развитие, которое ориентировано на воплощение ценностных, гуманистических основ.
Сейчас стоит задача упрочения роли права в формировании баланса интересов, в укреплении всех социально‑экономических, политических, правовых механизмов защиты правового статуса личности. Право способно внести элемент упорядоченности в систему экономических, социальных, культурных, правовых и других общественных отношений, если будет рассматриваться как консолидированный регулятор общественных отношений. Жизнеспособность права во многом определяется степенью его регулирующего воздействия на общественные отношения.
Значение консолидации права во многом состоит также и в том, что она придает устойчивость правовому статусу личности, является необходимой для формирования институциональной среды инновационного развития экономики, для развития информационного общества в России. Создание благоприятной правовой среды для развития бизнеса, его взаимодействия с государством и гражданским обществом во многом связано с укреплением роли права.
Право на современном этапе своего развития пока еще не оказывает необходимого, эффективного регулятивного воздействия на общественные отношения. В сознании большинства людей российское право, к сожалению, ассоциируется с ограничением, наказанием и принуждением. Между тем, как верно отмечается в литературе, «праву предстоит сменить образ преимущественно карательного инструмента на символ преимущественно регулятивного свойства»[4].
На наш взгляд, одним из эффективных путей решения данных проблем должна быть консолидация российского права . От степени консолидации права во многом зависит состояние правовой системы. Особенно это влияет на уровень развития правовой системы. Несмотря на то, что в юридической литературе правильно отмечается, что не следует сводить правовую систему только к праву, тем не менее, от состояния права, направленности его развития во многом зависит общее состояние правовой системы. Диалектика соотношения права и правовой системы отражает соотношение части и целого. С точки зрения диалектики, характер части должен соответствовать характеру становящегося целого. «Часть и целое находятся между собой в органической взаимосвязи и взаимозависимости. Природа целого, его сущность, качественные и количественные характеристики зависят от природы составляющих его частей. Но сами части испытывают на себе воздействие целого, в состав которого они входят, так или иначе выражают его сущность, качественную определенность. Часть вне целого – не часть, а самостоятельное материальное образование, обладающее своими собственными частями и специфическими, характерными для него как для целого свойствами. Из закономерностей взаимосвязи части и целого следует методологическое требование: при объяснении сущности целого необходимо учитывать природу частей, его составляющих, при объяснении же специфики частей – природу целого, его сущность»[5].
Становлению сплоченной и устойчивой правовой системы должно соответствовать устойчивое право. Неустойчивое развитие права не способствует консолидированному развитию правовой системы, а также не обеспечивает консолидированный характер организации правовой жизни. Консолидированное состояние правовой жизни возможно при условии консолидации права, правотворчества, правоприменения, механизма правового регулирования, правовой политики, в целом правовой системы.
В основе понимания единства данных правовых явлений должна находиться идея о целесообразности именно консолидированного их развития. Неконсолидированные состояния правовых явлений приводят к неупорядоченному развитию правовой жизни, создают сложности в осуществлении не только правовых, но и других приоритетов общества и государства. В частности, в условиях разобщенности правотворческого и правоприменительного механизмов трудно обеспечить системное воздействие норм права на регулирование общественных отношений. Как верно отмечается в литературе, «рассогласованность, неупорядоченность правотворчества создают благоприятные условия для появления разрозненных, зачастую противоречащих друг другу предписаний, усложняющих процесс правоприменения»[6]. Поэтому на формирование устойчиво развивающегося права должна быть направлена вся правовая система. В то же время правовая система способна динамично, гибко реагировать на происходящие изменения в обществе, если к этому способно само право.
Очень важным является вопрос о том, насколько современное российское право отвечает общечеловеческим ценностям. Сейчас во многом наблюдается несоответствие отечественного права данным ценностям на уровне его реализации. Между тем право, с точки зрения аксиологического его измерения, должно быть выполнимо, функционально обращено к решению проблем, возникающих в сфере правового регулирования. На наш взгляд, необходимо реализовать идею ценности права. Снижение ценностной значимости права негативно отражается на состоянии правовой системы в целом. Соответствие права ценностным установкам общественного, правового и государственного развития – это одна из приоритетных задач развития отечественной правовой системы.
Право должно рассматриваться не просто в качестве одного из основных юридических инструментов, а именно действительным, цивилизованным регулятором общественных отношений. С помощью права Российское государство должно формировать основы правового цивилизованного порядка в обществе. В этой связи консолидация права должна стать ценностной доминантой развития современной российской правовой системы. Содержание российского права должно соответствовать его предназначению – быть цивилизованным регулятором общественных отношений. Если этого не происходит, то возникают деструктивные, дисбалансированные процессы в правовой действительности. Поэтому отечественное право должно встать на путь консолидации всех его ценностных основ, что, в свою очередь, порождает консолидированный механизм правового регулирования, способствует ценностному упрочению российской правовой системы. Только сплачивая в себе все ценностные основы, право способно оказать должное, необходимое воздействие на общественные отношения.
Сейчас наблюдается негативная тенденция в отечественной правовой жизни, связанная со снижением ценности права как регулятора общественных отношений. В определенном смысле происходит искажение правовых ценностей в обществе. Такие деструктивные явления в обществе, как высокий уровень правового нигилизма, преступности, нравственно‑правовая разобщенность и многие другие, убеждают нас в том, что российское право не приобрело консолидированной, качественной характеристики. Между тем курс на построение правового государства, гражданского общества невозможен без воплощения в жизни ценности права, понижение которой приводит к падению его эффективности. Разрыв между декларированными положениями о ценности права, верховенстве права, с одной стороны, и правоприменительной практикой, с другой, к сожалению, приводит к разобщенности правовой системы, к утрате ею ценностного правового содержания. Если право утрачивает свое ценностное значение, то оно перестает быть полноценным регулятором общественных отношений. В целях преодоления такой деструктивной ситуации, необходимо определить ценностные ориентиры развития отечественного права, в соответствии с которыми должны осуществляться правотворческая и правоприменительная деятельность Российского государства. Прав был И.А. Покровский, который утверждал, что «новое время… ищет “потерянную идею права”, ту верховную идею, которая могла бы ориентировать нас в нашей оценке всех отдельных правовых норм»[7].
Сплоченность правовой системы в целом зависит от степени приближения права к личности. Право в восприятии каждого человека не должно носить абстрактного, декларируемого характера. Оно должно быть функционально обращено к личности, оказывать регулирующее воздействие на все сферы общественной жизни. Необходимо, чтобы права и свободы человека стали ценностью, не только признаваемой, но и защищаемой государством. Для этого право должно приобрести соответствующее ценностное наполнение. Будучи одним из основных правовых инструментов Российского государства, право способно содействовать осуществлению ценности прав и свобод личности. Вопрос состоит только в том, каковы должны быть приняты меры по совершенствованию права. Л.А. Тихомиров писал: «Плодотворно только то право, которое видит в себе не что иное, как обязанности»[8]. На наш взгляд, данное положение можно рассматривать как функциональное выражение права по отношению к личности, правовой системе, обществу, государству. Право – это необходимое условие жизни каждого индивида, которое, как справедливо утверждал П.И. Новгородцев, «должно быть понято не только как факт социальной жизни, но также как норма и принцип личности»[9].
Между личностью и правом следует формировать ценностное пространство их совместного развития. Личность и право – это ценности правовой системы, и в то же время они являются ценностными ориентирами ее развития.
Следующим аспектом российского права является то, что оно должно выступать инструментом консолидации интересов личности, общества и государства. Р. Иеринг считал, что «первейшая задача права – это уравновешивание различных интересов в обществе и нахождение разумного баланса между ними»[10]. Н.М. Коркунов видел в праве инструмент не только разделения, но и «согласования и гармонизации интересов субъектов общественной жизни»[11].
С учетом того, что право является частью правовой системы, то соответственно процессы, которые характеризуют его развитие, во многом отражают общее состояние правовой системы. Вследствие этого к правовой системе предъявляются повышенные требования по ее качественному улучшению, по ее консолидированному развитию. Будучи консолидированной, правовая система приобретает иную степень ее необходимости, востребованности, способна обеспечить общесоциальные потребности.
Перед правовой системой сегодня стоят новые задачи, которая она может эффективно разрешать при условии ее консолидированного состояния. Потенциал правовой системы до сих пор до конца не использован в той мере, что позволило бы говорить о правовой системе как состоявшейся консолидированной системе, способной справляться с различными проблемами политико‑правовой действительности.
На современном этапе отечественная правовая система находится в неконсолидированном состоянии, которое не отвечает потребностям времени, приоритетам общественного, правового и государственного развития, тем вызовам, которые существуют в экономике, в социальной сфере. Во многом российская правовая система ослаблена неустойчивостью права, отсутствием нравственно‑правовой консолидации, а также дисбалансом интересов личности, общества и государства.
Только устойчивая и сплоченная правовая система способна адекватным образом реагировать на современные вызовы, быть «чуткой» к общесоциальным запросам.
В современных условиях возникла необходимость в существовании устойчивой правовой системы. Если не обеспечены устойчивые основы развития правовой системы государства, то невозможны в дальнейшем последовательные правовые преобразования правовой действительности. С диалектической точки зрения, правовая система и правовая действительность взаимно предполагают друг друга. Все происходящее в правовой действительности во многом отображает общее состояние правовой системы, степень ее функционального воздействия на правовую действительность.
Российское государство должно располагать адекватным набором средств, механизмов, позволяющих ему выйти на качественно иной уровень развития. Без консолидированного подхода к решению такой стратегической задачи невозможно обойтись. И в данном случае в качестве первоочередной задачи предстает становление качественно новой правовой системы, выражающей сбалансированные интересы личности, общества, государства, ориентированной на ценностное упрочение роли права в общественной жизни, устойчивое законодательное регулирование, действенные гарантии прав и свобод личности, эффективную судебную систему, формирование благоприятных правовых условий для осуществления устойчивого экономического развития, укрепление законности и правопорядка и т. д. Новые приоритеты развития Российского государства в различных его сферах предполагают осмысление роли правовой системы в их осуществлении. Именно в целенаправленном становлении устойчивой, сплоченной российской правовой системы видится возможность выхода Российского государства на качественно иной уровень своего развития по всем направлениям, в частности в экономической, политической, социальной сфере.
Правовая система не должна быть безразличной к проблемам общегосударственного развития. Однако такая ее сопричастность должна выражаться прежде всего в развитии у нее функциональных способностей улучшать состояние различных сфер жизни общества. Для того, чтобы правовая система стала эффективной частью экономических, социальных, правовых преобразований, она должна носить устойчивый характер. Современное прочтение правовой системы во многом состоит в том, что ее можно рассматривать как общегосударственный, ценностный приоритет, который предопределяет иные приоритеты развития Российского государства в различных сферах его жизнедеятельности.
Для продвижения экономических, социальных и иных приоритетов большое значение имеет консолидация правовой системы, поскольку речь идет о становлении правовых условий, обеспечивающих устойчивые предпосылки развития экономики, политики, социальной сферы. Учитывая то, что «наше общество должно быть ориентировано на устойчивость развития…»[12], поставленная задача является чрезвычайно важной.
В современных условиях трудно себе представить развитие экономики, обеспечение эффективной правовой основы государства без устойчивой и стабильно функционирующей правовой системы. Только качественное развитие правовой системы способно оказать эффективное воздействие на развитие государства. Отечественная правовая система не может рассматриваться как изолированное правовое явление. В тесной, устойчивой связи с другими правовыми и социальными явлениями правовая система способна сама развиваться и при этом оказывать эффективное воздействие на регулирование общественных отношений.
Следует отметить, что несмотря на существующие различные государственные стратегии, программы, тем не менее до сих пор не сложились единые, целостные представления о стратегии правового развития страны. Во многом действующие стратегии и программы в Российском государстве отражают отдельные экономические, социальные, политические, правовые и иные аспекты его развития. Однако такой фрагментарный подход не позволяет наметить общее видение дальнейших перспектив развития правовой жизни общества. Такую задачу призван выполнять консолидированный подход к исследованию правовой системы. Именно в консолидированном измерении правовой системы представляется возможным определить общие контуры правового развития Российского государства. При этом речь должна идти прежде всего о концептуальном анализе стратегии правового развития и составляющих ее правовых стратегий. Одной из таких основных правовых стратегий, на наш взгляд, является консолидация правовой системы. Консолидация – это стратегия укрепления правовой системы государства, которая в современных условиях является востребованной, выражает собой потребность правового развития страны. Данная стратегия во многом определяет направленность процессов консолидации в правовой жизни общества.
На наш взгляд, консолидация правовой системы представляет собой основное, комплексное, перспективное направление правового развития страны, основанное на необходимости сплочения нравственных и правовых ценностей общества, адекватное общегосударственным приоритетам. Не обеспечив стратегии консолидированного развития правовой системы, нельзя говорить о достижении общегосударственной стратегии правового развития. Данная стратегия направлена на становление консолидированной правовой системы как своего рода правового проекта развития государства, который требует своего воплощения в русле самой стратегии правового развития страны. Консолидированная правовая система представляет собой один из общенациональных интересов государства в сфере правового развития. Сейчас идея консолидации правовой системы является как никогда востребованной в условиях становящегося инновационного правового развития Российского государства.
Следует учитывать комплексный характер стратегии консолидации правовой системы. На наш взгляд, консолидация правовой системы, как часть стратегии правового развития страны, включает в себя такие основные правовые составляющие, как: 1) консолидированное законодательное регулирование общественных отношений; 2) консолидация правового статуса личности; 3) установление партнерских отношений между личностью и государством в рамках правовой системы; 4) консолидация личности и права и др. Данные аспекты консолидации правовой системы выражают собой основные направления правового развития Российского государства.
Консолидация правовой системы на уровне законодательного регулирования важна для обеспечения стратегии правового развития. Законодательное регулирование общественных отношений должно носить консолидированный характер. Важно понять, что, несмотря на региональную специфику, тем не менее, Российская Федерация – это единое государство, которое предполагает осуществление консолидированной законодательной деятельности, основанной на применении слаженно функционирующих правовых механизмов. И в то же время такая консолидированная законодательная деятельность необходима для развития самих субъектов РФ. Учитывая положение о том, что «важнейшей задачей в сфере государственного строительства на современном этапе развития России является укрепление Федерации»[13], Российское государство нуждается в становлении условий консолидированного законодательного регулирования общественных отношений. Выравнивание экономических, социальных условий развития регионов во многом зависит от степени сбалансированности интересов Российской Федерации и ее субъектов, что, как подчеркивается в литературе, необходимо «в целях упрочения российского федерализма»[14] и предполагает их законодательное закрепление. Только слаженная законодательная деятельность является залогом эффективных преобразований в различных сферах жизни общества и государства. И поэтому важным представляется становление условий, обеспечивающих консолидированное законодательное регулирование общественных отношений. Как отмечается в литературе, «без специальной стратегии законодательные акты могут даже в кодифицированном виде превращаться в механическую массу»[15].
Другим не менее важным аспектом консолидации правовой системы является обеспечение консолидированного правового статуса личности. Изменение динамики потребностей, приоритетов общественного, правового и государственного развития предполагает наличие консолидированного правового статуса личности. Данная идея несет в себе большую функциональную нагрузку, поскольку влияет на решение многих проблем российской правовой жизни. Консолидированный правовой статус личности – это часть становления антропоцентрической правовой системы, необходимое условие формирования полноценного гражданского общества и правового государства в современной России.
Важнейшей частью консолидированного правового статуса личности выступает сплоченное единство прав и обязанностей личности и государства. Консолидация прав и обязанностей личности и государства – это ценностный ориентир осуществления партнерских отношений между личностью и государством. Баланс прав и обязанностей личности и государства позволяет осуществлять устойчивую экономическую, социальную, правовую и иную политику Российского государства. По утверждению Б.А. Кистяковского, «требование осуществления прав человека и гражданина вытекает из самой природы взаимоотношений между государством и личностью и является непременным условием всякого политического, правового и социального прогресса»[16], что подчеркивает необходимость консолидации взаимных прав и обязанностей личности и государства.
Очевидно, что сплочение прав и обязанностей личности и государства предполагает становление между ними партнерства, поскольку именно в рамках такой системы взаимоотношений возможно установить консолидированные отношения по укреплению правового статуса личности, по наполнению деятельности государства антропоцентрическим содержанием. Учитывая то, что «отношения между государством и личностью действительно занимают ведущее положение в системе опосредуемых основными правами отношений»[17], такая модель партнерства ориентирует личность и государство на консолидированное взаимодействие, способствует выработке между ними культуры сотрудничества.
Стратегическим основным ориентиром развития Российского государства является формирование правового государства. В этих целях важно обеспечить становление условий, которые бы сопровождали процесс формирования правового государства, тесно связанного с осуществлением стратегии правового развития. Одним из таких условий является консолидация личности и права. До тех пор, пока между личностью и правом не будет тесного сплочения, нельзя говорить о формировании полноценного правового государства в России. Данная консолидация имеет ценностное измерение применительно к проблеме становления правового государства. Конституционный принцип правового государства является одним из основных ориентиров для развития российской правовой системы в направлении консолидированного соотношения личности и права на устойчивой и сбалансированной ценностной основе. Обозначенная Президентом РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. задача обеспечения гарантий гражданских прав[18] – это во многом запрос на необходимость совершенствования отечественной правовой системы в направлении консолидации личности и права, которая предполагает их развитие, основанное на сбалансированности правовых ценностей, интересов и приоритетов личности. В настоящее время, как справедливо отмечается в литературе, «основная проблема учения о государстве и праве, требующая решения на каждом этапе цивилизационного процесса, заключается в том, чтобы найти такую государственно‑правовую организацию общества, которая могла бы соединить существование стабильного государства и прочного правопорядка как необходимого условия поступательного развития общества со свободой личности»[19]. Правовая организация общественной жизни, основанная на тесном сплочении права и личности, позволяет формировать устойчивые основы развития Российского государства.
Трудно себе представить эффективное осуществление принципов правового государства без регулирующей роли права, отражающего в себе сбалансированные интересы личности. В данном случае в литературе правильно подчеркивается, что «право, ориентированное на личность, не исключает, а предполагает усиление своей регулятивной мощи…»[20].
Сочетание в праве личностного и правового начал позволит ему стать консолидированным регулятором общественных отношений. Право, ориентированное на личность, само по себе уже выражает моральное содержание, раскрывает свой нравственный потенциал. Однако до сих пор нравственный потенциал в отечественном праве до конца не реализован, не обеспечены правовые ценности. Между тем государство можно считать по‑настоящему правовым, если оно пребывает в правовом состоянии, характеризуется прочными правовыми устоями, где уважение к праву и закону расцениваются как ценности, незыблемая правовая основа.
Уважение к праву во многом зависит от того, насколько право является выражением своего ценностного предназначения. Расширение ценностного потенциала права происходит за счет его наполнения антропоцентрическим содержанием, которое выражает идею ценности личности. На наш взгляд, антропоцентрический критерий измерения социальной ценности права должен быть одним из основных, определяющим во многом его содержание. Антропоцентрическое измерение права позволит сформировать устойчивый каркас его развития. Это один из основных критериев, посредством которого должны решаться задачи повышения эффективности правового регулирования, укрепления законности и правопорядка, усиления роли права в общественной жизни. В данном случае, на наш взгляд, в обеспечении соответствия права данному антропоцентрическому критерию обнаруживается одна из важных задач, которая стоит перед правовой системой в области формирования правового государства в России. Устойчивое развитие отечественной правовой системы предполагает ориентированность права на потребности личности, на выражение им гуманистических основ. Право призвано выступать «средством или способом обеспечения человеком самого себя»[21].
В достижении консолидированного состояния правовой системы выражаются значительные преимущества правовой системы как правового инструмента обеспечения стратегии правового развития Российского государства в XXI веке. Во многом с консолидированным развитием правовой системы связано обеспечение полноты и качества правовых преобразований.
На современном этапе развития Российского государства отечественная правовая система в силу недостаточно устойчивого своего состояния не стала пока еще консолидирующим фактором, способным оказывать воздействие на устойчивое правовое развитие общества. Однако только в таком качественном состоянии правовая система может использоваться для реализации стратегии правового развития России. Это позволит в наибольшей степени реализовать потенциал права, правовой системы, правовой политики, обеспечить их взаимосогласованное развитие и преодолеть их неустойчивость. Кроме того данная правовая стратегия должна исходить из потребности обеспечить полноценную реализацию конституционных принципов о защите прав и свобод человека и гражданина, независимой судебной власти и др. В функциональном отношении стратегия консолидации правовой системы призвана объединить различные приоритетные направления правового развития общества. Такое понимание представляется важным для упорядочения правовой жизни российского общества, которая во многом характеризуется противоречивым, дисбалансированным состоянием.
Следует подчеркнуть, что Конституция России, которая «стала системным юридическим выражением основных юридических ценностей»[22], определила ценностные параметры развития отечественной правовой системы, однако правовая система не стала еще консолидированным явлением, способным обеспечить эффективное осуществление конституционных принципов. Между тем стратегия консолидированного развития правовой системы воплощает собой форму реализации прежде всего конституционно‑правовых ценностей в правовой жизни общества. При этом речь идет о консолидации правовых ценностей (права человека, верховенство закона, уважение личности, ее прав и свобод, сбалансированные интересы личности, общества и государства и др.), которые имеют неоценимое значение для формирования полноценного гражданского общества и укрепления правовых основ государственности. Только реализуя консолидированные ценностные основы правовой системы, можно обеспечить эффективную реализацию общегосударственной стратегии правового развития. Консолидированные ценности правовой системы несут в себе общегуманитарное содержание, сплачивают правовую систему по всем направлениям ее развития, определяют сбалансированное соотношение правовой системы с другими правовыми и социальными явлениями. В данном случае необходимо говорить о консолидирующей роли ценностей в развитии правовой системы. Внедрение таких консолидированных ценностей правовой системы, как единство прав и обязанностей человека, баланс интересов, устойчивое правовое регулирование и др., в различные сферы гражданского общества способствует его сплочению.
На наш взгляд, современное понимание стратегии правового развития государства должно исходить из необходимости становления консолидации правовой системы. Но консолидированное развитие правовой системы во многом зависит от того, в какой степени право и закон выражают свою социальную ценность. Кроме того ценностный потенциал правовой системы существенно повышается, если обеспечена консолидированная нравственно‑правовая ценностная основа развития права, правотворчества, правоприменения; правовой статус личности выражает собой баланс прав и обязанностей; существует единая законность в государстве. В особенности это относится к праву. Как верно отмечается в литературе, «в современных условиях России проблема нравственного измерения права должна получить еще большую актуализацию, ибо это – неотъемлемое условие дальнейшего развития и совершенствования общества, его гуманистической ориентации»[23].
Правовая система, лишенная устойчивых основ своего существования, не может рассматриваться в качестве полноценного ресурса правовых позитивных преобразований в обществе. Правовой системе нужно стать эффективным, оптимальным инструментом правового обустройства общества, катализатором правового развития государства. На наш взгляд, следует говорить о ценности консолидированного измерения российской правовой системы для формирования стратегии правового развития России в XXI веке. Такое измерение правовой системы выступает основой устойчивого развития права, правотворчества, правоприменения и других правовых явлений, фактором, объясняющим влияние правовой системы на становление гражданского общества, правового государства в России. Современная действительность такова, что необходимо именно консолидированное измерение права, правовой системы, правовой политики и других правовых явлений, как оценочного, ценностного параметра, который способен обеспечить устойчивое развитие государства.
По сравнению с правовой системой России 90‑х годов XX века, современное состояние отечественной правовой системы является более стабильным, характеризуется определенным единством, тем не менее нельзя утверждать, что она преодолела кризисное состояние. В российской правовой системе существуют актуальные проблемы, связанные с реализацией прав и свобод человека и гражданина; есть определенный разрыв между законодательством и практикой реализации норм права; существует слабая эффективность правового регулирования и др. Во многом отсюда исходит непоследовательность законодательной, в целом правотворческой политики государства. Практическая реализация положения ст. 1 Конституции РФ о том, что Россия является правовым государством, требует наличия соответствующей правовой системы. Становление консолидированной правовой системы также необходимо для более эффективного формирования и развития гражданского общества в России, в котором правовая система занимает одно из важнейших мест. Неконсолидированная правовая система не способствует полноценному осуществлению основных целей правовой реформы, в частности обеспечению прав и свобод личности, верховенства закона, формированию эффективной судебной системы, становлению правового государства и др. Поэтому необходима консолидация правовой системы , которая позволит проводить полноценную правовую реформу в Российском государстве.
Правовая действительность такова, что российскому обществу требуется развитие права, юридической доктрины, правотворчества, правоприменения, юридической техники, повышение эффективности правового регулирования, укрепление единства и системности общенационального правового пространства. Очевидно, что организация современной российской правовой системы должна отвечать потребностям, приоритетам правового, общественного и государственного развития. Как верно отмечается в юридической литературе, «успехи или неудачи общественно‑политического реформирования прямо связаны с функционированием правовой системы…»[24]. Следует отметить, что еще в Указе Президента РФ от 29 апреля 1994 г. № 848 «Об исследовательской программе “Пути и формы укрепления российского государства”» отдельно выделялся раздел «Развитие правовой системы Российской Федерации после принятия новой Конституции Российской Федерации», который определял приоритеты развития правовой системы. До сих пор эта программа является актуальной. Данный раздел оставляет после себя большой пробел, который нуждается в доктринальном восполнении. С одной стороны, российская Конституция определила вектор конституционного развития правовой системы, но, с другой стороны, уже с момента принятия Конституции РФ прошло достаточно периода времени для того, что осмыслить пути ее доктринального развития на современном этапе в связи с посылом проведения модернизации, теми новыми правовыми и социальными задачами приоритетного характера, которые стоят перед российским обществом. Как отмечается в литературе, «крупнейшие преобразования, происходящие в России в последние годы, привели к коренным изменениям государственных институтов и правовой системы»[25].
Становится очевидным, что российская правовая система на современном этапе ее развития находится в поисках своей качественной определенности, новых контуров своего существования, в соответствии с теми задачами, которые стоят перед обществом и государством. В Указе Президента РФ от 20 мая 2011 г. № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации» закрепляется положение о том, что «основной целью осуществления мониторинга является совершенствование правовой системы Российской Федерации»[26]. На осуществление данной цели должны быть направлены усилия общественных и государственных институтов. Это позволит, в свою очередь, самой правовой системе эффективнее решать поставленные перед ней задачи. Очевидно, что «российская правовая система переживает трудный период своего становления и развития. Она постепенно преобразуется, избавляется от пороков тоталитарного режима, деформаций и наслоений прошлого, приобретает более глубокие демократические и гуманистические черты. Но в целом ее главные недостатки пока сохраняются. Это – слабая эффективность, незавершенность, разбалансированность, неспособность успешно выполнять присущие ей регулятивные и охранительные функции, несоответствие новым условиям, рыночным отношениям. Процесс ее обновления – в начале пути»[27].
Изменение общественных условий, ценностных параметров развития правовой системы, ориентиров государственного развития влечет необходимость совершенствования правовой системы, ее улучшения в качественном отношении. На наш взгляд, осмысление современного развития отечественной правовой системы должно происходить в контексте исследования проблемы ее консолидации, что является существенным фактором, необходимым для глубокого анализа правового состояния российского общества, определения закономерностей развития государственно‑правовых явлений.
На наш взгляд, движение отечественной правовой системы в сторону ее консолидации позволит обеспечить качественное, эффективное осуществление приоритетных направлений общегосударственной политики. Устойчивая и сплоченная правовая система в большей степени оказывает функциональное воздействие на общественные отношения.
Однако для становления консолидированного состояния отечественная правовая система должна существенным образом повысить степень согласования своих элементов, что формирует оптимальные условия для принятия, изменения или отмены норм права, для использования правовых средств тех видов и в таких пределах, которые необходимы для обеспечения правопорядка. В этом состоят значительные преимущества консолидированной правовой системы. Так, современный уровень координации между правотворчеством и правоприменением не соответствует требованиям инновационного развития Российского государства, снижает темпы осуществления экономической, политической и других реформ. Однако не вызывает сомнения тот факт, что если правотворческая и правоприменительная виды деятельности не будут необходимым образом согласованы, то в этом случае правовое регулирование не может быть эффективным. Повышение степени их координации есть одно из обязательных условий осуществления правового регулирования, а следовательно социальной жизнеспособности правовой системы. Нарушение единства данных видов юридической деятельности приводит к тому, что воздействие правовой системы на жизнь общества будет недостаточно эффективным.
Существующие расхождения между правотворчеством и правоприменением препятствуют обеспечению прав и свобод личности, затрудняют развитие отечественной правовой системы. Сейчас в Российском государстве существует проблема отсутствия во многом четких ориентиров осуществления правотворчества и правоприменения. Зачастую, как верно указывается в литературе, «отсутствует система обратной связи между результатом законодательной деятельности – нормативными правовыми актами – и принимаемыми на их основе решениями»[28]. На наш взгляд, необходима разработка параметров формирования и реализации принципа единства правотворческой и правоприменительной деятельности, что во многом будет определять консолидированное развитие правовой системы. Прежде всего это выражается в обеспечении слаженного действия правотворческих и правоприменительных органов. В достижении должного, органичного единства правотворческой и правоприменительной деятельности заключается правовой интерес Российского государства.
Эффективность правового регулирования заключается в достижении высокого уровня упорядоченности общественных отношений, что достигается путем должного функционирования правовой системы, использования необходимых правовых средств. Эффективное обеспечение действия норм права достигается в консолидированной правовой системе, где существует высокая степень согласованности ее элементов. В то же время правовое регулирование, выполняя различные функции в рамках правовой системы, способствует ее развитию.
Государство должно уделять повышенное внимание состоянию национальной правовой системы, характеру взаимодействия в ней правовых явлений в целях обеспечения эффективного правового регулирования, оптимальной реализации права. В юридической литературе верно отмечается, что необходимо формировать «осознанное и ответственное отношение к совершенствованию правовой системы общества»[29].
Правовое регулирование должно обеспечивать координацию норм права, правоотношений, правовых актов, правотворчества, толкования права, правореализации и других элементов правовой системы. Исходя из этого, становится ясным, насколько важна роль правового регулирования во взаимодействии элементов правовой системы. Ухудшение правового регулирования приводит к дезинтеграционным процессам в правовой системе, к нарушению согласованности правовых явлений, которые становятся малоэффективными в общественной жизни. В такой ситуации трудно бороться с нарушениями прав и свобод личности, нелегко развивать правовую жизнь.
Консолидированная правовая система обеспечивает высокий уровень сплочения и упрочения правовых явлений, что позволяет избежать нахождения элементов правовой системы в кризисном состоянии. Такая правовая система основывается на устойчивости системы права, законодательства, правотворчества, судебной и других видов юридической практики и т. д., что позволяет избежать ослабления механизма правового регулирования, правопорядка и других правовых явлений.
Параллельно с усложнением социальной и правовой жизни возрастают требования к самой правовой системе, которая должна адекватно реагировать на возникающие вызовы. В особенности, это относится к законодательству, праву, которые в ответ на устойчивые социальные запросы, связанные с обеспечением прав и свобод личности, их соблюдением, с проблемой повышения эффективности судебно‑правоохранительной системы и др., должны им соответствовать. Обеспечение соответствия социальных запросов, потребностей, с одной стороны, и, с другой стороны, состояния, уровня развития правовой системы, ее потенциала – это проблема, которая всегда сопровождает развитие Российского государства, и в то же время определяет необходимость постоянного совершенствования правовой системы, предполагающее ее процессуальное становление в целях поиска лучших форм, удовлетворяющих общесоциальные потребности.
Современное Российское государство стоит перед новыми вызовами в экономике, в социальной, правовой сферах, которые открывают для него новые возможности и в то же время стимулируют к выявлению эффективных способов их успешного осуществления. Прежде всего, это запрос на эффективное законодательство, правотворчество и правоприменение, независимый и справедливый суд; это потребность в усилении роли права в экономических преобразованиях, в действенных гарантиях прав и свобод личности, в упрочении законности и правопорядка и т. д.
Российская правовая система должна создавать правовые условия, которые расширяли бы инициативу личности, ее правовую активность. Такую функцию она может выполнить только в консолидированном состоянии. Интересы личности, как ценность, во многом консолидирующая правовую систему, заключаются в обеспечении ее прав и свобод, создании действенных правовых механизмов, гарантирующих их осуществление. Первостепенное внимание необходимо уделить вопросу правовой защиты личности.
Правовая система является тем правовым явлением, которое должно во многом определять инструменты правового и социального обеспечения прав и свобод личности, создавать соответствующие условия для их осуществления. Нерешенность данного вопроса не самым лучшим образом отражается на состоянии и характере функционирования правовой системы. Возможно, такое направление, как консолидация, можно рассматривать в качестве основы эффективного развития отечественной правовой системы. Только консолидированная правовая система способна обеспечить равномерное осуществление прав и свобод личности, создать надежные правовые гарантии их осуществления.
Консолидация правовой системы способствует также эффективной реализации правовой политики. Правовая система и правовая политика – взаимосвязанные явления, которые должны быть скоординированы, взаимосогласованы, функционально целенаправленны. Сбалансированное соотношение данных явлений способствует их качественному взаимодействию.
Правовая система и правовая политика – это правовые параметры развития общества и государства. Их консолидированное сочетание укрепляет правовую основу Российского государства, способствует формированию оптимальной модели правовой организации общественной жизни. Совершенствование взаимосвязи правовой системы и правовой политики – это залог качественного состояния правовой жизни российского общества.
Очевидно, что консолидация позволяет правовой системе создавать оптимальные возможности для улучшения правового регулирования общественных отношений, повышения эффективности правотворчества, правоприменения и других правовых явлений, укрепляет правовую жизнь общества. На наш взгляд, идея консолидированного развития правовой системы относится к числу идей, которые позволяют сформировать концептуальные основы общественного, правового и государственного развития. Сегодня нужны идеи, способные обеспечивать качественное, прогрессивное развитие правовой системы. Одной из таких идей выступает консолидация, которая относится к разряду правовых идей инновационного характера, позволяющих преобразовать в качественном отношении не только правовую систему, но и связанные с ней правовые явления, придать инновационный вектор правовому развитию российского общества.
Рассмотрение проблемы консолидации российской правовой системы отражает качественно новый подход к ее осмыслению. В масштабе государственного измерения консолидация правовой системы должна стать национальным правовым проектом, правовым приоритетом, одной из основных государственно‑правообразующих идей в XXI веке.
Устойчивое развитие Российского государства несовместимо с несбалансированностью правовой системы, с несогласованностью целей, параметров ее развития. В литературе верно подчеркивается, что задачу укрепления государства следует связывать именно с устойчивостью правовой системы[30]. России необходима высокоразвитая, устойчивая, эффективная, современная правовая система. В условиях разбалансированности правовой системы трудно осуществлять различные правовые возможности. Важно, чтобы обеспечивались условия для юридической защиты правового статуса личности; право, законодательство, правотворчество и другие правовые явления не отставали в своем развитии от общесоциальных потребностей, запросов, были бы адекватны динамизму общественных отношений.
Таким образом, перед правом и правовой системой сегодня стоят новые задачи, которые они могут эффективно разрешать при условии их консолидированного состояния. Из всего многообразия вариантов развития права и правовой системы путь консолидации представляется наиболее перспективным, результативным. Поступательное движение права и правовой системы в сторону их консолидации детерминирует системное, целенаправленное правовое развитие Российского государства в интересах страны. Российское право и правовая система в условиях XXI века должны отвечать национальным интересам государства, быть направленными на достижение приоритетов социального, правового и в целом государственного значения. В этих целях важно обеспечить становление стратегии консолидированного развития права и правовой системы.
[1] См.: Российская газета. 2012. 13 декабря.
[2] Рыбаков О.Ю . Правовые стратегии современной России: основные подходы к исследованию // Право. Законодательство. Личность. 2011. № 2 (12). С. 14–15.
[3] Кулапов В.Л. Российская юридическая доктрина и проблемы правопонимания // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения. Саратов, 2001. С. 10.
[4] Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб., 2004. С. 237.
[5] Шептулин А. П. Диалектический метод познания. М., 1983. С. 172–173.
[6] Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. Саратов, 2007. С. 367.
[7] Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2009. С. 80.
[8] Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992. С. 612.
[9] Новгородцев П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая. М., 1904. С. 85.
[10] Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 8.
[11] Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 300.
[12] Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно‑ценностное измерение. М., 2009. С. 339.
[13] Сенякин И.Н. Российский федерализм: проблемы и тенденции развития // Правовая культура. 2006. № 1. С. 31.
[14] Малько А.В., Саломатин А.Ю., Терехин В.А. Судебный федерализм в условиях глобализации (сравнительный анализ) // Российская юстиция. 2013. № 7. С. 33.
[15] Синюков В.Н. Российская правовая система. Введению в общую теорию. 2‑е изд., доп. М., 2010. С. 413.
[16] Кистяковский Б.А. Право как социальное явление. М., 1911. С. 490.
[17] Эбзеев Б.С. Введение в Конституцию России. М., 2013. С. 178.
[18] См.: Российская газета. 2012. 13 декабря.
[19] Эбзеев Б.С. Диалектика индивидуального и коллективного в организации социума и ее отражение в Конституции (К методологии исследования) // Государство и право. 2004. № 2. С. 6.
[20] Рыбаков О.Ю. Тенденции развития российской правовой политики // Правоведение. 2004. № 3. С. 163.
[21] Власенко Н.А. Разумность и право: связь явлений и пути исследования // Журнал российского права. 2011. № 11. С. 56.
[22] Зорькин В.Д. Современный мир, право и Конституция. М., 2010. С. 56.
[23] Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 2004. С. 31.
[24] Рыбаков О.Ю. Тенденции развития российской правовой политики // Правоведение. 2004. № 3. С. 156.
[25] Хабриева Т.Я., Тихомиров Ю.А. Право и интересы // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 16.
[26] Собрание законодательства РФ. 2011. № 21. Ст. 2930.
[27] Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 105–106.
[28] Горохов Д.Б., Спектор Е.И., Глазкова М.Е. Правовой мониторинг: концепции и организация // Журнал российского права. 2007. № 5. С. 25.
[29] Малько А.В. О концепции правовой политики в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2001. № 2. С. 174.
[30] См.: Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности. СПб., 2004. С. 171.
|