Понедельник, 25.11.2024, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности информационных правоотношений при построении информационного общества

Информационное общество в своей основе формирует особого рода информационные отношения, которые представляют интерес для научных исследований. В условиях развития информационного общества в Российской Федерации информационные правоотношения определяются объективными экономическими отношениями, основанными на многообразии форм собственности, в том числе и на информационные технологии, и представляют собой общественные отношения свободных граждан, СМИ, предприятий, фирм, иных субъектов права; они являются средством решения задач в области формирования единого информационно‑правового пространства страны, защиты конституционных прав на информацию, информационного обмена, обеспечения информационной безопасности и многих других.

Определяя правоотношения как возникающие на основе норм права общественные связи, участники которых приобретают субъективные права и обязанности, обеспеченные государством, мы рассматриваем информационные правоотношения как однородную группу общественных отношений в информационной сфере. Определение информационной сферы как сферы деятельности, связанной с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации, содержалось в ст. 2 Федерального закона от 04.07.1996 № 85‑ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»[1], который в 2006 г. признан утратившим силу.

В последнее время информационная сфера рассматривается как среда, в которой создается, хранится, обрабатывается и распространяется информация и осуществляются все формы информационного взаимодействия в обществе, обеспечивающие его существование и функционирование как единого социального организма[2].

Представляется, что такое определение информационной сферы (среды) подчеркивает глобальный, всеобъемлющий характер общественных отношений и предмета правового регулирования в указанной сфере. На основе изложенного, однако, нельзя делать вывод, что информационное право, предметом которого являются информационные правоотношения, является какой‑то «суперотраслью» в системе российского права.

Каждая отрасль права является необходимым компонентом правовой системы. По своей роли в регулировании общественных отношений, по своему социальному значению каждая из них занимает определенное место в указанной системе. Вопросам соотношения отраслей права и их генетическим, а также функциональным связям посвящено множество монографических исследований[3]. Критерии выделения отрасли права и определения ее места в системе права нуждаются в дальнейшем изучении.

Информационное право является комплексной отраслью права. Такой вывод подтверждается сегодня жизнью, развитием информационных правоотношений и информационного общества, огромным массивом информационно‑правовых норм. Это уже стало объективной действительностью нашего времени[4]. Рассматривая информационные правоотношения как предмет правового регулирования информационного права, включая и общественные отношения, связанные с обеспечением в том числе информационной безопасности, можно сделать вывод, что большая часть общественных отношений в информационной сфере, являющаяся предметом информационного права, не совпадает с предметом какой‑либо другой отрасли права.

Системообразующий фактор, концентрирующийся главным образом в предмете правового регулирования, в информационном праве заключается (отражается) в особенностях общественных отношений в информационной сфере (своеобразие условий сбора, обработки, хранения, распространения, использования, гражданско‑правового оборота информации, включая персональные данные, доступ к информации, оказание государственных и муниципальных услуг, связанных с обеспечением информационной безопасности и иными процессами, применения информационно‑телекоммуникационных технологий, электронного взаимодействия и т. д.).

Следует согласиться с точкой зрения одного из крупнейших теоретиков права С.С. Алексеева, что наличие «нерастворимого остатка»[5] нормативного материала, составляющего в данном случае содержание информационного права как комплексной отрасли права, в других, традиционных отраслях права дает основание говорить об особенностях правового регулирования общественных отношений. Это касается и информационной сферы.

Информационное право состоит не только из норм и институтов ряда основных ветвей права, но и большого количества информационных норм, поскольку в период построения информационного общества в правовое поле включаются объекты, которые имеют не только экономическую ценность, но и нематериальные блага (например, право на информацию), направленные на свободное и полное развитие личности.

Объединяющими элементами общественных отношений в информационной сфере как предмета информационного права являются, в первую очередь, информация и информационные объекты, обладающие спецификой при осуществлении прав, исполнении обязанностей и установлении ответственности по их поводу в информационной сфере. Однородность и особенности информационных отношений определяются особенностями и юридическими свойствами этих объектов. К таким объектам, помимо информации и информационных объектов, относятся также информационные технологии, средства их обеспечения, средства связи и телекоммуникаций, элементы информационной безопасности.

Анализ особенностей поведения субъектов в информационной сфере по поводу информации, информационных и иных объектов дает возможность классифицировать информационные отношения по отдельным видам деятельности, рассмотреть структуру и состав информационных правоотношений, провести классификацию по субъектам и объектам.

Важно отметить особенности информационных отношений, которые сводятся к тому, что они:

– опосредствуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина;

– возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при самостоятельном обороте или обращении обособленной информации, при создании и применении автоматизированных информационных технологий, средств и механизмов создания информационных ресурсов;

– отражают особенности применения публично‑правовых и гражданско‑правовых методов регулирования при осуществлении прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации, информационных и иных объектов информационной среды;

– возникают, развиваются и прекращаются по поводу неблагоприятных информационных воздействий и угроз интересам личности, общества, государства в информационной сфере в связи с защитой информации от несанкционированного доступа, обеспечением состояния защищенности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых в Российской Федерации.

Как показывает анализ правоотношений в информационной сфере, они выделяются по следующим объектам: информация или информационные ресурсы; права личности; национальные интересы при использовании информационно‑телекоммуникационных систем и сетей; устойчивое функционирование информационно‑телекоммуникационных систем и сетей; международное сотрудничество в области безопасного функционирования глобальных информационных систем и сетей.

К объектам информационных правоотношений, возникающих при создании и применении средств и механизмов информатизации, относятся: интересы гражданина, общества, государства в информационной сфере; конституционный строй, суверенитет; документированная информация; машинные носители с информацией; базы данных в составе автоматизированных информационных систем; программные средства в составе ЭВМ, их сетей[6].

Гражданско‑правовой аспект информационных правоотношений обусловливается особенностями реализации информационных прав и свобод, в первую очередь имущественных и неимущественных прав, а также прав собственности на информационные ресурсы, другие объекты в информационной сфере, осуществление которых определяется особенностями информации как объекта гражданских прав.

Публично‑правовой аспект определяется, главным образом, необходимостью формирования и реализации государственной политики, гарантирующей свободу массовой информации в Российской Федерации, управления информационными процессами, формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных автоматизированных информационных систем и средств их обеспечения, в том числе информационной безопасности, для достижения главной цели – обеспечения гарантий осуществления информационных прав и свобод.

Как отмечал еще В.А. Копылов, для информационных отношений характерно то, что они возникают, развиваются и прекращаются именно при обращении обособленной информации в ее самостоятельном обороте в результате осуществления информационных процессов с учетом особенностей и свойств информации, проявляющихся в правовой системе[7]. Таким образом, несмотря на кажущийся всеобъемлющий характер информационных отношений, в законодательстве и юридической литературе обозначается та сфера, в которой эти общественные отношения возникают.

Принято считать, что информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг, тем, что информация, знания, информационные услуги и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная), растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. На пути к информационному обществу меняется функция специалистов, участвующих в формировании и организации использования информации о ситуации и событиях в политике, экономике, законотворчестве, науке, культуре, образовании и других сферах общественной деятельности. Это происходит под действием резкого увеличения роли информации в экономически развитых странах и числа людей, основным занятием которых является создание, сбор, обработка, распространение, хранение информации, продажа информационных продуктов и оказание информационных услуг с использованием современных информационных технологий.

Автоматизация информационных технологий приводит к постепенному вытеснению бумажных носителей, доводящему их роль до разумных (удобных человеку) пределов. Так, создание системы расчетов в режиме реального времени (национальная платежная система, создание которой наконец‑то стало насущной необходимостью) предполагает отказ в ближайшем будущем от применения в работе банковской системы государства бумажных носителей первичной информации и переход к работе с электронными документами. Инновационность таких технологий, естественно, порождает и сложные общественные отношения, требующие специального правового регулирования. Особенность этих отношений заключается в том, что непосредственным их объектом становится информация в электронно‑цифровой форме. Таким образом, основным предметом правового регулирования необходимо признать социальные (общественные) отношения, возникающие в процессе создания, преобразования и потребления информации на базе применения современных информационных технологий. Эти отношения составляют особую разновидность информационных отношений, некоторые авторы называли их еще информационно‑компьютерными, а указанную деятельность относили к сфере компьютерной информации[8].

Отсюда следует, что специфика названных отношений обусловлена особенностями самой природы информации на машинных носителях и непосредственной технологии ее обработки. Теперь информация, как полагает Л.К. Терещенко (и это «общепризнанная позиция»[9]), объект права. Более того, в 2006 году законодательно установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (ст. 5 Закона об информации), хотя дискуссии продолжаются.

Наличие и эффективное функционирование этих отношений в значительной мере характеризует уровень компьютеризации общества в целом, т. е. достигнутую в нем степень реального использования новейших достижений научно‑технического прогресса. Наряду с этим в современных условиях они требуют адекватного правового регулирования, что определяет ряд новых важных правовых проблем. Среди них вопрос о том, в какой мере действующее законодательство отвечает современному состоянию дел в этой области и способствует развитию и упорядочению этой новой сферы общественных отношений, а также о том, какое влияние развитие информационных технологий может оказать на правовое регулирование и правоприменительную деятельность в информационном обществе.

Процесс широкого применения информационных технологий позволяет выявить основные общественные отношения, которые при этом возникают и нуждаются в правовом урегулировании. К ним можно отнести отношения, связанные:

– с обеспечением конституционных прав на информацию, обрабатываемую с помощью автоматизированных информационных технологий;

– разработкой, внедрением и эксплуатацией информационно‑телекоммуникационных сетей;

– созданием, распространением, передачей, куплей‑продажей программного обеспечения для ЭВМ и других средств обеспечения автоматизированных информационных систем;

– формированием и использованием информационных ресурсов, включающих электронные базы данных;

– установлением и соблюдением режима доступа к компьютерной информации и проведением иных мер информационной безопасности;

– международным информационным обменом.

Общественные отношения – это многообразные связи между социальными группами, нациями, религиозными общинами, а также внутри их в процессе экономической, социальной, политической, культурной и другой деятельности[10]. Таким образом, информационные отношения и особенности их регулирования определяются таким видом деятельности, как информационная.

Часть этих отношений нашла свое отражение в российском законодательстве. Следует отметить, что базовый для информационной сферы Закон об информации регулирует три группы отношений:

1. Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации:

– права и обязанности обладателя информации (ст. 6, 7, 10; п. 3 ст. 13);

– право на доступ к информации граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц) – осуществление права на поиск и получение информации (ст. 8);

– обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечить доступ к информации о своей деятельности (ст. 8).

Первая область отношений, регулируемых данным Законом в информационной сфере, определена ч. 4 ст. 29 Конституции, где закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

2. Отношения, возникающие при создании, использовании информационных систем, информационно‑телекоммуникационных сетей и применении информационных технологий:

– права и обязанности по созданию и эксплуатации государственных и муниципальных информационных систем (ст. 12–15);

– права и обязанности по созданию и эксплуатации иных информационных систем, информационно‑телекоммуникационных сетей, определяемые их операторами и владельцами таких сетей (ст. 13, 15).

Вторая область отношений связана прежде всего с применением информационных технологий. Исходя из ст. 2 указанного Закона, где под информационными технологиями понимаются процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, и ст. 12, определяющей границы государственного регулирования в сфере применения информационных технологий, указанная область включает отношения по вопросам поиска, сбора, хранения, обработки, распространения, передачи и получения информации. Кроме того, здесь рассматриваются отношения, связанные с развитием информационных систем (совокупности информации в базах данных и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств) для обеспечения информацией, в том числе с созданием, вводом в эксплуатацию информационных систем, их эксплуатацией и обеспечением взаимодействия, созданием условий для эффективного использования информационно‑телекоммуникационных сетей.

3. Отношения, связанные с обеспечением информационной безопасности Российской Федерации.

Эта область отношений связана прежде всего с обеспечением защиты информации, что, согласно ст. 16 названного выше Закона, включает принятие правовых, организационных и технических мер, направленных:

– на обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

– соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

– реализацию права на доступ к информации.

По нашему мнению, было бы несправедливо эту группу информационных правоотношений сводить только к правоотношениям по защите информации, исходя из названия рассматриваемого Закона и наличия в нем ст. 16 «Защита информации», как это определяется Н. Н. Ковалевой и Е. В. Холодной[11].

Впервые законодательно установлены принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации (ст. 3): обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; достоверность информации и своевременность ее предоставления; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Объектами информационных правоотношений по обеспечению информационной безопасности выступает не только информация (ее защита). Как вышеперечисленные принципы, так и другие, указанные в ст. 3, являются основой государственного регулирования отношений в области обеспечения информационной безопасности.

Так, ограничение доступа к информации (ст. 9) устанавливается в целях обеспечения информационной безопасности России – человека, общества, государства. Пункт 1 ст. 9 конкретно раскрывает эти цели: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В структуру предмета правового регулирования в теории права принято включать следующие элементы: субъекты и объекты регулируемых общественных отношений; юридические факты, способствующие возникновению соответствующих правоотношений; практическую деятельность людей.

В связи с этим предметом правового регулирования в области обеспечения информационной безопасности являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности субъектов информационных отношений по поводу обеспечения защищенности информационной среды, ее формирования, использования и развития, а также защищенности жизненно важных интересов этих субъектов в информационной сфере от внутренних и внешних угроз.

Мировая практика свидетельствует о том, что на уровне законов указанные отношения регулируются по трем главным направлениям:

1) защита прав граждан на доступ к информации;

2) защита информации (информационная безопасность);

3) охрана авторских прав на программы для ЭВМ и базы данных.

В теории права принято считать, что для возникновения новой отрасли права необходимы, как минимум, четыре условия:

1) наличие государственного интереса в создании конкретной отрасли права;

2) четкое выражение специфики регулируемых общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного правового регулирования;

3) потребность в особом методе правового регулирования;

4) наличие специальных правовых норм либо потребность в них.

Всем этим условиям, несомненно, полностью отвечает информационное право как новая самостоятельная отрасль российского права, которая фактически давно объективно существует и активно развивается. По вопросу дифференциации права на отрасли до сих пор нет единого мнения. Очевидно, что в настоящее время в качестве системообразующих факторов при образовании отраслей права, кроме предмета и метода правового регулирования, следует выделить и такие, как принципы и функции отрасли права[12], юридический режим[13], а применительно к отрасли законодательства также функции государства[14].

Национальный интерес в формировании информационного права, бесспорно, находит свое отражение в проведении государственной политики в области внедрения информационных технологий и построении в России информационного общества, основные положения которой изложены в Стратегии развития информационного общества, законах об информации, о безопасности, о персональных данных и целом ряде других.

Основным вопросом при определении любой отрасли права является выявление круга общественных отношений, составляющих предмет ее регулирования.

Эти отношения отличаются от других общественных отношений своим специфическим объектом, по поводу которого они возникают. Таким объектом становится прежде всего компьютерная информация. Главное и наиболее существенное отличие ее от других видов информации заключается в том, что она содержится на носителе, непосредственно не воспринимаемом органами чувств человека. Она может быть воспринята только в результате специальной обработки на особом устройстве – компьютере (для обывателя это что‑то вроде «черного ящика»).

Другая важная особенность связана с тем, что компьютерная информация подвержена опасности мгновенного бесследного уничтожения ее больших массивов, как в результате действий людей, так и по чисто техническим причинам. И восстановить ее крайне сложно, а иногда просто невозможно. Следующей отличительной чертой компьютерной информации является возможность ее заражения так называемыми компьютерными вирусами, что может привести к вредным последствиям. Особенностью является также и то, что она циркулирует в компьютерных сетях и к ней одновременно может иметь доступ большое количество пользователей, территориально находящихся в различных точках нашей планеты.

Taким образом, существенным отличием компьютерной информации от других видов является то, что она может собираться, передаваться, регистрироваться, храниться и обрабатываться только на специальных устройствах – компьютерах. И это определяет особенность механизма правового регулирования общественных отношений, возникающих в данных информационных процессах.

Информационные правоотношения регулируются информационно‑правовыми нормами. Они отражают все основные признаки правового отношения. Для таких правоотношений характерна первичность информационно‑правовых норм, поскольку информационное правоотношение – результат регулирующего воздействия соответствующей нормы права на общественное отношение. Именно поэтому такое правоотношение приобретает юридическую форму, т. е. становится правовым. При этом информационно‑правовая норма регламентирует поведение сторон общественного отношения. Она же обеспечивает корреспонденцию взаимных обязанностей и прав субъектов – участников данного отношения, а также их юридическую ответственность за поведение, не соответствующее установлениям правовой нормы.

Информационное правоотношение является средством перевода общих установлений информационных правовых норм в конкретные (субъективные) права и обязанности участников отношений в информационной сфере. Информационное право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей неопределенного круга субъектов в информационной сфере. В этих нормах содержатся предписания, относящиеся ко множеству субъектов, находящихся в сфере действия информационно‑правовой нормы. Информационное право в субъективном смысле – индивидуализированное право[15]. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных субъектов правоотношений, и таким образом возникают конкретные информационные правоотношения. Специфика этих правоотношений определяется таким видом деятельности, как информационная деятельность. Наиболее разработан вопрос о понятии и содержании информационно‑правовой деятельности в монографических исследованиях И.Л. Бачило, И.М. Рассолова, Р.В. Шагиевой.

Информационная деятельность, по мнению И.Л. Бачило, это профессиональная деятельность в области создания, сбора, поиска, накопления, обработки, хранения, предоставления, распространения, охраны и защиты информационных ресурсов и технологий, использования средств связи, осуществляемая в рамках правового статуса организации (юридического лица, органа государственной власти и местного самоуправления), персонала этих субъектов в соответствии с их правами и обязанностями, а также действия физических лиц по удовлетворению потребностей в информации и средствах информатизации при соблюдении законодательства[16].

В определении информационно‑правовой деятельности И.М. Рассолова содержится указание на то, что в процессе данной деятельности решаются цели и задачи правового регулирования и в случае нарушения законодательства принимаются определенные меры в судебном порядке.

Кроме того, «информационно‑правовая деятельность направлена на обеспечение реальных условий для развития и защиты всех сфер собственности на информационные ресурсы, создание и совершенствование федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином мировом виртуальном пространстве; создание условий для эффективного информационного обеспечения граждан и других потребителей на основе государственных информационных ресурсов, обеспечение национальной безопасности в области информации и информатизации и многое другое»[17].

В приведенных определениях основными субъектами информационной деятельности являются все‑таки не физические лица, поскольку в силу специфики этой деятельности и необходимости развития правового регулирования отношений в информационной сфере правотворческую деятельность в указанной сфере также можно считать информационно‑правовой. Однако Конституция устанавливает: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ст. 29), т. е. закрепляет равные права всех субъектов информационных правоотношений. Ограничения касаются видов информации, определенных федеральным законодательством по доступу к ней.

Отношения субъектов информационно‑правовой деятельности по обеспечению информационной безопасности касаются:

– формирования и развития информационной инфраструктуры страны;

– реализации права на информацию;

– защиты личности, общества, государства от недоброкачественной, ложной информации и дезинформации;

– защиты интеллектуальной собственности в информационных системах;

– защиты информации, в том числе персональных данных, в информационных системах;

– применения возможностей информационных технологий для развития новых форм трудовой деятельности, образования и воспитания;

– защиты прав потребителей и развития конкуренции в информационной сфере;

– реализации ответственности за правонарушения в информационной сфере;

– стандартизации как средства обеспечения совместимости в коммуникационных сетях;

– международного сотрудничества по проблемам создания глобального информационного общества;

– координации работ по реализации программы вхождения России в информационное общество.

В ходе исследования предмета правового регулирования выявлена главная особенность информационно‑правовой деятельности, заключающаяся в том, что она носит комплексный характер, так как пронизывает все срезы российской правовой системы: право частное и публичное, материальное и процессуальное, внутригосударственное и международное[18]. Это позволяет сделать вывод, что этим, прежде всего, определяются особенности методов правового регулирования в информационной сфере.

Традиционно отрасли права выделяют по единству предмета и метода правового регулирования. Но это единство характерно не для всех отраслей права. Возникают новые отрасли права (экологическое, космическое и др.), которые обособляются пока что больше по своему предмету, а метод регулирования для этих отношений может еще вырабатываться, может быть смешанным или вообще не иметь четкого содержания. Это в полной мере можно отнести и к информационному праву как новой отрасли российского права.

Особенности информационных правоотношений заключаются также в правовом режиме информации. Правовой режим, как отмечалось выше, несмотря на неоднозначность понимания этой категории права, является системообразующим фактором выделения информационного права как комплексной самостоятельной отрасли российской правовой системы. Правовые режимы вводятся законодательством для учета специфики и особого характера групп общественных отношений[19]. Анализ только одного федерального закона показывает особенности режима правового регулирования информационных отношений.

Закон об информации ввел понятия «информация» (это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления), а также «документированная информация» (информация, зафиксированная на материальном носителе путем документирования, информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством РФ случаях ее материальный носитель). В принципе действующий Закон обобщил и конкретизировал лишь понятия, содержащиеся в утративших силу законах от 04.07.1996 № 85‑ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» и от 20.02.1995 № 24‑ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[20], придав им значение, соответствующее современной динамике развития информационных отношений.

Согласно ст. 5 Закона об информации информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Иначе говоря, законодатель указал на публично‑правовой и частноправовой характер информационных норм и тем самым отразил их комплексный характер. Так, определено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Таким образом, законодатель ввел понятие категории доступа информации, а именно: общедоступная информация, а также информация, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). Помимо этого, в ст. 5 перечислены режимы доступа к информации в зависимости от порядка ее предоставления или распространения, а именно: информация, свободно распространяемая; информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; информация, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Анализ правовых отношений по обеспечению информационной безопасности позволяет сделать вывод, что структура указанных отношений во многом определяется основными направлениями защиты объектов информационной сферы и информационного законодательства: защита информационных прав и свобод; защита информации, информационных ресурсов и информационных систем от неправомерного воздействия посторонних лиц; защита интересов личности, общества и государства от воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации.

Безусловно, что развитие информационного общества имеет глобальный характер, особенно с учетом всепроникающего в нашу жизнь такого явления как Интернет. Роль информационных технологий в жизни общества, широкое использование Интернета во всех сферах жизнедеятельности – это реалии нашего времени, и неслучайно 30 сентября отмечается в России как день Интернета. Однако, несмотря на то что Интернету уже почти пол века, еще десять лет назад российскими специалистами в сфере информационного права Интернет не рассматривался как поле правовых проблем. Даже сегодня на различных международных площадках продолжаются активные дискуссии специалистов различных отраслей права и зачастую высказываются абсолютно полярные точки зрения относительно необходимости правового регулирования общественных отношений, связанных с Интернетом, его правового статуса, правовой природы. Хотя этот термин используется в огромном количестве правовых и политических актов, его правовое понятие не отличается определенностью.

Интернет – явление сложное. Это и хранилище огромных объемов информации, и средство коммуникации, и электронные СМИ. В общем, безусловно, Интернет – феномен, который требует глубокого научного анализа, изучения особенностей связанных с ним отношений при построении как информационного общества в России, так и глобального информационного общества в условиях трансграничности, поскольку без этого невозможно обеспечение национальной безопасности в информационной сфере, а именно это должно стать одним из основных принципов при построении в России информационного общества. Эти принципы определены в Стратегии развития информационного общества, а также пронизывают Стратегию национальной безопасности до 2020 г. Нормативно‑правовая база обеспечения информационной безопасности в российском сегменте сети Интернет должна составлять правовую основу развития единого информационного пространства России и являться фундаментом для построения информационного общества в Российской Федерации.

Роль конфликтов и их урегулирования в современном обществе оказалась столь велика, что еще во второй половине XX в. была выделена специальная область знания – конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социологи, философы, политологи и психологи. Но конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни. Неизбежны они и в информационной сфере (обществе), особенно в период глобализации при переходе к информационному обществу.

Процессы, происходящие в современном мире, все с большей очевидностью демонстрируют взаимосвязь и взаимозависимость глобализации и роста информационно‑коммуникационных технологий. Информационные инновации, наряду с техническими и управленческими, не только значительно расширяют возможности управления государством, развития информационного обмена, электронного взаимодействия, оказания государственных и муниципальных услуг, но и существенно повышают ценность информации как стратегического ресурса.

Возрастающая роль информации и развитие информационных технологий, их значение в современной жизни общества являются несомненными достижениями в этой области, и неслучайно ХХI век называют информационным, чему, конечно, способствует развитие глобальных информационных систем, и в первую очередь Интернета. Человечество вступило в стадию построения и развития информационного общества, и вопросы правового урегулирования уже имеющихся, а также вновь возникающих общественных отношений в информационной сфере, включая и урегулирование имеющихся противоречий, занимают важное место, поскольку возникают конфликты, в основе которых лежат противоречия, принимающие форму разногласий как внутреннего, так и внешнего, международного характера.

Представляется, что блестяще, многогранно и точно охарактеризовал Интернет и вопросы регулирования общественных отношений, связанных с ним, Б.Н. Мирошников: «…бедный Интернет ни в чем не виноват. Он таков, каково Общество. Общество отражается в Интернете, как в зеркале. Или как в луже. Это человек делает его оружием в информационных войнах, инструментом для совершения преступлений, рупором террористов и экстремистов, превращает в липкую паутину для клеветников, сплетников, растлителей и извращенцев. Вот кого на самом деле нужно регулировать. Впрочем, нет, не регулировать. А учитывать. Урегулирует их Закон. В интересах Общества»[21].

Именно по вопросу необходимости и возможности правового регулирования в Интернете в настоящее время существуют различные, даже конфликтные точки зрения, даются разные количественные оценки функционирования интернет‑сайтов, пропагандирующих терроризм и экстремизм. Делаются выводы об отсутствии необходимого правового регулирования отношений, связанных с использованием Интернета в связи с его трансграничностью, невозможности ответственности провайдеров, управления Интернетом и т. д. Одно при этом представляется бесспорным и признается большинством: глобализация в информационной сфере – это угроза не только национальной, но и международной безопасности, которой нужно искать противодействие.

Да, всемирная информационно‑телекоммуникационная сеть Интернет наряду с объективными благами восприняла, к сожалению, и многие пороки общества, из которых возникают и новые формы (виды) преступной деятельности, и создает новые реальные угрозы, не совместимые с задачами поддержания мировой стабильности, безопасности и доверия.

К ним относятся распространение информации об изготовлении наркотиков, отравляющих и взрывчатых веществ, незаконная торговля оружием, осуществление связи посредством этой информационно‑телекоммуникационной сети между преступными формированиями. Интернет также является мощным средством идеологической поддержки и информационных воздействий деструктивных экстремистских организаций, например международных террористов и бандитских формирований экстремистской направленности.

Как уже отмечалось, Интернет используется для создания баз разведывательных данных, перехвата информации правоохранительных органов, пропаганды террористических и экстремистских взглядов, вербовки сообщников, сбора пожертвований, размещения руководств по организации терактов, психологического терроризма, сбора информации о предполагаемых целях и объектах шантажа, подготовки террористов, пропаганды расовой, религиозной и других форм нетерпимости. Получил распространение так называемый кибертерроризм, единое правовое определение которому пока не дано, но этот термин нашел уже достаточно широкое применение во всем мире.

Сложность урегулирования вопросов ответственности и осуществления противодействия распространению противоправной информации в информационно‑телекоммуникационных сетях, в том числе Интернете, определяется такими их свойствами, как анонимность, экстерриториальность и саморегулирование, что позволяет радикальным организациям регистрировать доменные имена сайта в одной стране, размещая при этом информацию в другой. В то же время сегодня существует и проблема определения признаков сайтов, пропагандирующих терроризм и экстремизм.

Следует отметить, что принципы распространения информации в глобальных сетях и свободы выражения мнений регулируются ныне в таких документах, как Декларация Комитета министров СЕ о свободе выражения мнений и информации СМИ в контексте борьбы с терроризмом от 2 марта 2005 г.[22], Декларация о свободе общения в Интернете от 28 мая 2003 г.[23], Рекомендации Парламентской Ассамблеи СЕ № 1706 2005 г. «Средства массовой информации и терроризм»; Рекомендация № R (2001) Комитета министров СЕ «О вопросах регулирования виртуального содержания (саморегулирование и охрана пользователей от противоправного или причиняющего вред содержания новых информационных и коммуникационных услуг)» (2001 г.), Дополнительный протокол к Конвенции о киберпреступности относительно введения уголовной ответственности за правонарушения, связанные с проявлением расизма и ксенофобии, совершенные посредством компьютерных систем (2003 г.). С 2009 г. в европейских государствах действует Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2009/24/EC «О правовой охране компьютерных программ»[24], предписывающая интернет‑провайдерам, в том числе в целях противодействия терроризму, сохранять в течение года данные о сетевой активности своих клиентов.

Важным политическим документом, которому необходимо уделить внимание в рамках данного исследования, является Довильская декларация, принятая 27 мая 2011 г., содержащая раздел об Интернете, в котором закреплен ряд таких ключевых принципов его функционирования, как свобода, уважение частной жизни и интеллектуальной собственности, участие в процессе управления широкого круга заинтересованных сторон, кибербезопасность и защита от преступности. Также в данной Декларации отмечается, что для граждан Интернет является уникальным информационным и образовательным инструментом, содействующим защите свободы, демократии и прав человека, благодаря Интернету появляются новые формы предпринимательства, он способствует повышению эффективности, конкурентоспособности и темпов экономического роста. Правительства, частный сектор, пользователи, а также другие заинтересованные стороны – все призваны сыграть свою роль в создании условий, благоприятствующих сбалансированному развитию Интернета и во всем мире.

Соблюдение этих принципов должно осуществляться в более широком контексте уважения верховенства закона, прав человека и основных свобод, защиты прав на интеллектуальную собственность, т. е. всего того, что составляет суть любого демократического общества и служит на благо всех его граждан. В документе содержится убежденность в необходимости стремиться одновременно к достижению свободы и безопасности, соблюдению транспарентности и конфиденциальности в той же неразрывной связи, как между соблюдением прав человека и исполнением им своих обязанностей. Защита этих базовых механизмов и принципов, а также предоставление соответствующих гарантий должны осуществляться как в Интернете, так и в любой другой сфере нашей жизни.

В Декларации отмечается, что соблюдение свободы слова, выражения мнений, информации, собраний и ассоциаций должно быть гарантировано в отношении Интернета в той же степени, что и в любой другой сфере общества. Наличие произвольной или неизбирательной цензуры и ограничение доступа в Интернет идут вразрез с международными обязательствами государств и абсолютно неприемлемы, выражается решительная нацеленность на стимулирование использования Интернета в качестве инструмента продвижения прав человека и демократии во всем мире. Для того чтобы страны могли получить максимальную отдачу от цифровой экономики, нужно использовать открывающиеся возможности, связанные в том числе с технологиями «облачных» вычислений, социальными сетями и публикацией информации гражданами, которые способствуют инновациям и социальному росту. Отмечена также необходимость обеспечения совместимости и конвергенции политики государств по таким вопросам, как защита личных данных, нейтральность сетей, трансграничное перемещение данных, безопасность ИКТ и интеллектуальная собственность.

В рассматриваемой Декларации также подтверждается приверженность обеспечению эффективных действий по борьбе с нарушениями прав на интеллектуальную собственность в сфере цифровых технологий, в частности авторского права, торговых марок, профессиональных секретов и патентов, признается необходимость национальных законов и механизмов, которые позволили бы более эффективно осуществлять такую защиту, в то же время стимулируя развитие интернет‑торговли товарами и контентом, не нарушающими прав на интеллектуальную собственность. Признается, что эффективное внедрение правил, регулирующих сферу интеллектуальной собственности, требует соответствующих усилий со стороны заинтересованных сторон в рамках международного сотрудничества, в том числе с частным сектором. Мы решительно нацелены на определение путей, способствующих большему доступу и открытости в отношении знаний, образования и культуры, включая поощрение постоянных инноваций в осуществлении законной интернет‑торговли товарами и контентом при уважении к правам интеллектуальной собственности.

Декларация содержит призыв на основе соблюдения основных прав, которые защищали бы персональные данные, с учетом национальных законодательств и в то же время с использованием механизмов, позволяющих осуществлять законную передачу данных (поскольку эффективная защита личных данных и неприкосновенности частной жизни в Интернете является важнейшим условием доверия пользователей и касается всех заинтересованных сторон: пользователей, которые должны быть лучше осведомлены о своей ответственности при размещении в Интернете личных данных; поставщиков услуг, которые хранят и обрабатывают эти данные; правительств и регулирующих органов, которые должны обеспечивать эффективную защиту этих данных), разработать общие подходы к решению данных проблем.

Особо отмечается, что безопасность сетей и услуг в Интернете – это вопрос, касающийся многих заинтересованных сторон, требующий скоординированных усилий со стороны правительств, региональных и международных организаций, частного сектора, гражданского общества, а также самой «Большой восьмерки» по линии Римско‑Лионской группы, с тем чтобы предотвращать, сдерживать и пресекать использование ИКТ в террористических и криминальных целях. Необходимо уделять внимание всем видам атак, направленных против инфраструктуры, сетей и сервисов, в том числе распространению через Интернет вредоносного программного обеспечения и действию «зомби‑сетей» (ботнетов). В этой связи признается, что чрезвычайно важно повышать осведомленность пользователей, интенсифицировать международное сотрудничество для защиты критически важных ресурсов, ИКТ и других объектов инфраструктуры.

Предметом озабоченности остается потенциальная возможность использования Интернета в целях, противоречащих задачам поддержания международного мира и безопасности или же способных оказать негативное воздействие на целостность критически важных систем. Правительства в контакте со всеми другими заинтересованными сторонами должны заниматься разработкой норм поведения в киберпространстве и общих подходов к его использованию.

Все заинтересованные стороны должны вести борьбу с использованием Интернета для торговли детьми и их сексуальной эксплуатации, работать над созданием среды, в которой дети могут безопасно пользоваться Интернетом, путем повышения их осведомленности о рисках и стимулирования достаточного контроля со стороны родителей, не нарушающего при этом свободы выражения мнений. Признается важность облегчения доступа к Интернету для развивающихся стран. Также поддерживается модель управления Интернетом с участием широкого круга заинтересованных сторон, содержится призыв активизировать сотрудничество в рамках всех международных форумов. В этой связи необходимо проявлять гибкость и открытость, чтобы адаптироваться к высоким темпам развития и расширения области применения технологий и методов ведения бизнеса, и в этой модели правительства должны играть ключевую роль.

Необходимы гармонизация международных правовых норм и унификация национальных законодательств государств, определяющих составы правонарушений в сфере Интернета, выработка единого подхода к установлению юрисдикции и развитие соответствующих положений Будапештской конвенции о киберпреступности, а также заключение соответствующих межгосударственных соглашений.

Представляется важным также решение проблемы наделения правоохранительных органов полномочиями по осуществлению общего мониторинга сетей передачи данных, включая Интернет.

В названных выше Правилах не предусмотрены:

– возможность прекращения права администрирования, если по решению суда сайт признан террористическим (экстремистским) либо к организации предъявлен иск о ликвидации по мотивам экстремистской деятельности, блокировку доменного имени при наличии возбужденного уголовного дела по факту террористической или экстремистской деятельности по мотивированному постановлению правоохранительных органов;

– запрет на совершение сделок с доменным именем по этим основаниям;

– обязанность регистратора сообщать информацию о доменном имени и администраторе по запросу правоохранительных органов и обеспечивать конфиденциальность сведений о факте запроса и о передаче сведений.

Вопросы правового регулирования пресечения распространения противоправной информации посредством использования информационных технологий и предоставления информационных услуг нуждаются также в дополнительном обсуждении с привлечением представителей международного сообщества и общественности.

Как уже говорилось ранее, в Российской Федерации в настоящее время правовой базой для противодействия терроризму и экстремизму, в том числе в информационной сфере, являются законы о противодействии терроризму (ст. 3, 11, 24) и об информации. В п. 6 ст. 10 последнего из указанных законов установлен запрет распространения информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Кроме того, федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно‑телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории РФ, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку (п. 4 ст. 15).

Правовые нормы, направленные на противодействие распространению экстремистской и террористической информации и устанавливающие ответственность за осуществление такой деятельности, содержатся также в законах о противодействии экстремистской деятельности (ст. 1, 8, 11–13, 15, 17), о связи (ст. 13, 29–40), КоАП (ст. 20.3, ч. 1 ст. 20.27, ст. 20.28), УК (ст. 205, 205.1, 205.2, 280, 282, 282.2) и т. д.

Длительное время в законотворческой деятельности велись дискуссии о необходимости законодательного закрепления понятийного аппарата, связанного с Интернетом, разрабатывались различные проекты, поскольку от этого зависит и вопрос об ответственности за совершение противоправных деяний с использованием информационно‑телекоммуникационных технологий. Но для того, чтобы действовали указанные правовые нормы, необходимо было законодательно закрепить ключевые дефиниции, и такие изменения в 2012 г. были внесены. Так, Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с внесением изменений в Закон о защите детей от информации, причиняющей вред, в ст. 2 базового Закона об информации были определены следующие понятия:

– «сайт в сети Интернет» – совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет;

– «страница сайта в сети Интернет» (также «интернет‑страница») – часть сайта в сети Интернет, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети Интернет;

– «доменное имя» – обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет;

– «сетевой адрес» – идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

– «владелец сайта в сети Интернет» – лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

– «провайдер хостинга» – лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети Интернет.

Однако понятие «Интернет» так и не нашло пока своего емкого, правового определения.

Существенной проблемой является Интернет как средство коммуникации в социальных сетях, где аккумулируются огромнейшие массивы персональных данных, активно используемой спецслужбами различных государств.

Следует отметить, что социальные сети (social networking service) появились в США почти 20 лет назад (в 1995 г.) и по своей сути являются платформой онлайн‑сервиса для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. Они действительно выполняют различные социальные функции коммуникации, но не так безобидны. Как аналог впоследствии появился достаточно популярный наш отечественный портал «Одноклассники».

Специалисты отмечают, что в первое десятилетие XXI века был пик социальных сетей, используемых человеком для установления и поддержания контактов, для самовыражения, а именно это и признается его высшей потребностью. Неслучайно в таких сетях существует, как уже говорилось, уже более 2 млрд. аккаунтов.

Представляется важным вопрос о наделении правоохранительных органов полномочиями по осуществлению общего мониторинга сетей передачи данных, включая Интернет. Такие предложения вызывают разногласия и носят зачастую конфликтный характер из‑за опасности установления цензуры и ущемления свободы использования глобальных систем.

По нашему мнению, заслуживает внимания и вопрос о функционировании системы учета и рассмотрения жалоб на содержание интернет‑сайтов в России, в частности горячих линий. Учитывая зарубежный опыт, было бы целесообразным налаживание соответствующих международных связей. Такие горячие линии играют важную роль в превращении сети Интернет в безопасное место, поскольку при их помощи любой пользователь может сообщить о том, что в сети Интернет присутствует противоправная информация. Если контент предварительно признается незаконным, сотрудники горячей линии передают заявление в правоохранительные органы, а также направляют соответствующее предупреждение сервис‑провайдеру. Сегодня подобные горячие линии более 20 государств объединяются в международную организацию INHOPE .

Правовое урегулирование проблем противодействия использованию Интернета в террористических и экстремистских, а также в иных противоправных целях необходимо для обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства, а также является важной составляющей обеспечения международной информационной безопасности, в связи с чем в настоящее время активно обсуждаются проблемы интернационализации управления Интернетом, которые встречают и активное противодействие. Вопросы установления ответственности за содержание интернет‑сайтов и интернационализации управления Интернетом носят международный характер, нуждаются в дополнительном изучении для выработки взаимосогласованных предложений о создании такого органа при ООН и дальнейшем развитии международного информационного права.

Одной из ключевых проблем, имеющей важное социальное значение, является проблема обеспечения доступа населения к информационным технологиям, преодоления цифрового неравенства. Как и социальное, цифровое неравенство способно существенно дестабилизировать нормальное функционирование общественного процесса и государственного управления и влияет на состояние обеспечения информационной безопасности. Эта проблема также носит конфликтный характер и нуждается в решении.

Очевидно, что XXI век может стать веком информационных конфликтов, причиной которых могут явиться и противоречия, возникающие в связи с использованием Интернета, однако киберпространство не сможет существовать без правового регулирования, которое позволит разрешать эти конфликты и противоречия, а также обеспечить информационную безопасность.

 

[1] См.: СЗ РФ. 1996. № 28. Ст. 3347.

[2] См.: Национальная стратегия информационного развития // Стратегии России. 2004. № 9.

[3] См., напр.: Алексеев С.С. Структура советского права. М.: Юрид. лит., 1975; Керимов Д.А. Философские проблемы права. М.: Мысль, 1972; Сорокин В.Д. Административно‑процессуальное право. М.: Юрид. лит., 1972; Ушаков А.А. О предмете, норме и системе права (к вопросу об особенностях правового отражения) // Уч. зап. Пермского государственного университета. Пермь, 1972. С. 264.

[4] См.: Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики: учеб. пособие. М., 2001; Рассолов М.М. Информационное право: учеб. пособие. М.: Юристъ, 1999; Копылов В.А. Информационное право: вопросы теории и практики: учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003.

[5] Именно так С. С. Алексеев называет нормы права комплексных отраслей права, которые объективируются в правовой системе, в частности в специфических приемах регулирования (см.: Алексеев С.С. Структура советского права. С. 185).

[6] См.: Глушкова Н.Д. Информационные правоотношения. Телекоммуникации: правовые аспекты. М., 2003.

[7] См.: Копылов В.А. Информационное право: вопросы теории и практики. С. 141.

[8] См.: Батурин Ю.М. Проблемы компьютерного права. М., 1991. С. 76–79.

[9] См.: Терещенко Л.К. Правовой режим информации. М.: Юриспруденция, 2007. С. 9.

[10] См.: Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. В. Д. Перевалова. М.: Норма, 2004. С. 455.

[11] См.: Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года № 149‑ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (постатейный). Подготовлен для справочной правовой системы «КонсультантПлюс», 2007.

[12] Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Гос‑во и право. 2003. № 1. С. 27.

[13] См.: Алексеев С.С. Общая теория права: в 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 245–246.

[14] См.: Мицкевич А.В. Соотношение системы советского права с системой советского законодательства // Уч. зап. ВНИИСЗ. Вып. 11. М., 1967. С. 17.

[15] См.: Копылов В.А. Информационное право: вопросы теории и практики. С. 167–168.

[16] См.: Бачило И.Л. Информационное право… С. 157–158.

[17] Рассолов И.М . Теоретические проблемы интернет‑права. М.: РПА МЮ РФ, 2002. С. 27.

[18] См.: Шагиева Р.В. Правовая деятельность в современном российском обществе (проблемы теории и методологии). М., 2004. С. 180.

[19] См.: Терещенко Л.К. Указ. соч. С. 57.

[20] См.: СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

[21] Мирошников Б.Н. Сетевой фактор…. С. 208.

[22] См.: Центр экстремальной журналистики: сайт. URL: http://www.cjes.ru/files/CouncilOfEurope‑Declaration.pdf (дата обращения: 21.11.2013).

[23] См.: Независимая киевская адвокатская группа: сайт. URL: http://nkag.org.ua/index.php?plugin=Content&path=Documents/Ur_docum_mejd_dorov/internet_glasn (дата обращения: 21.11.2013).

[24] См.: Официальный журнал. 2009. 5 мая. С. 0016–0022.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (29.11.2017)
Просмотров: 216 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%