Воскресенье, 24.11.2024, 20:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 35
Гостей: 35
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности конституционно-правового статуса личности

В содержание конституционно-правового статуса личности (лица) входят основные права, свободы и обязанности индивида, позволяющие ему активно проявлять себя во всех сферах жизни общества. Принципиальных различий между правами и свободами личности не существует, поскольку субъекты конституционного права всегда наделяются государством, с одной стороны, правами и свободами, а с другой - корреспондирующими им юридическими обязанностями. В чисто семантическом плане право означает гарантированную законом возможность индивида обрести определенное социальное благо, а свобода истолковывается как отсутствие установленных государством стеснений и ограничений в его личной жизни и в практической деятельности в различных сферах общества. Как верно заметил известный украинский компаративист В. Н. Шаповал: «Право по существу означает «дай», а свобода - «не мешай».

права человека складываются объективно и не зависят от государственного признания. В национальных конституциях большинства современных государств они

провозглашаются на основе важнейших международно-правовых актов универсального и регионального уровней. Сам термин «права человека» указывает на их общесоциальную значимость, надгосударственный характер, общечеловеческие требования и стандарты к составу и защите этих прав. В то же время личность нормативно наделяется правами и свободами с учетом экономического и социального развития страны, сложившихся демократических традиций, наличия зрелого гражданского общества, состояния общей и правовой культуры населения, уровня законности. Это значит, что они не могут быть механически скопированы с каких-то международных стандартов, закреплены в национальные конституции в раз и навсегда очерченном составе, без какой-либо модификации и реальных возможностей их осуществления.

В отечественной и зарубежной литературе конституционные права и свободы личности классифицируются по разным основаниям. Но чтобы не заслонить леса деревьями, разумно в учебном курсе конституционного права ограничиться их классификацией в зависимости от содержания. По этому критерию выделяются гражданские (личные), социально-экономические, культурные и экологические права и свободы.

Гражданские права и свободы представляют собой определенную национальной конституцией совокупность возможностей личности по осуществлению индивидуальной свободы, сохранению своей чести и достоинства, доброго имени и репутации. В их состав входят следующие основные права и свободы:

[1] Право на уважение человеческого достоинства, личной чести, доброй репутации и на охрану имени. Именно в такой точной формулировке закреплено это гражданское право личности в ч. 1 ст. 19 Конституции Словакии. Оно означает гарантированную государством возможность индивида требовать от органов государственной и муниципальной власти, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан почтительного отношения к своей личности, полученному при регистрации имени, объективной оценки признанных обществом личностных и деловых качеств, личной известности в определенных кругах общества. Это помогает индивиду психологически осознать свое место и значимость в обществ-е и государстве, трудовом коллективе, в высокой самооценке своих нравственных качеств, деловых способностей и трудовых навыков, стать уважаемым человеком, настоящей личностью.


 

В России правовая защита достоинства личности возведена в ранг конституционного принципа. Согласно ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть, без добровольного согласия, подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Правовым нормам ст. 21 Конституции РФ присущи определенные конструктивные недостатки. Во- первых, с их помощью сформулированы конституционные запреты, которые касаются преимущественно обеспечения права человека на физическую целостность, а не на охрану достоинства личности. Во-вторых, в России стало национальной традицией унижение достоинства личности чиновниками органов государственной и муниципальной власти при попытке лица получить положенные ему по закону услуги или какие-либо блага. Поэтому на конституционном уровне следовало бы закреплять юридические гарантии от чиновничьего произвола, повседневного унижения достоинства личности.

[2] Право на свободу и лычную неприкосновенность. Под этим названием объединены по существу два разных, хотя и тесно связанных между собой, конституционных прав личности. Право на свободу означает возможность лица совершать любые действия и поступки, не запрещенные законом. В то же время под правом на личную неприкосновенность понимается гарантированная конституционными нормами возможность человека рассчитывать на государственную охрану и защиту от противоправных посягательств на свою личность.

В национальных конституциях современных государств, право на свободу и личную неприкосновенность закрепляется в одной или в двух самостоятельных статьях. Первый вариант нашел свое текстуальной воплощение в ст. 22 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Второй вариант нормативного оформления права на свободу и личную неприкосновенность удачно применен в Конституции Португалии. В ней сущностные свойства каждого из прав личности раскрываются в отдельных статьях, что способствует глубокому пониманию их смысла и юридического содержания (ст. 25, 27).

Вместе с тем следует отметить, что в мире существует немало конституций, в которых закрепляется не только право на свободу и личную неприкосновенность, но одновременно и его правовые ограничения, а также процессуальные гарантии практической реализации. В первую очередь это касается конституций Индии, Кипра, Мальты, Словакии, Турции и Филиппин. Их содержание перегружено такими конституционными положениями, которым место, скорее всего, в уголовно­процессуальном законодательстве.

[3] Право на частную жизнь. Его следует понимать, как гарантированную конституционными нормами возможность лица не допускать незаконного и произвольного вмешательства общества и государства в свою частную жизнь, не предавать огласке сведений личного характера и не давать своего согласия на их обнародование и разглашение сторонними лицами. Оно закреплено в ст. 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права личности допускается «только на основании судебного решения».

Правовая категория частной жизни исключительно емкая по своему содержанию. Она охватывает непосредственно личную жизнь человека, его жизнь в семье, специфику трудовой деятельности, круг личного общения с другими людьми, в том числе с использованием современных технических средств. С ее помощью очерчивается специфическая область жизнедеятельности личности, которая

упорядочивается только на основе саморегуляции и не подпадает под какой-либо внешний контроль.

Право личности на частную жизнь почти во всех конституциях современных государств увязывается с юридической обязанностью третьих лиц соблюдать тайну о свойствах ее реализации, которая стала им известной в силу профессиональной деятельности. Отраслевое законодательство устанавливает правовые запреты на разглашение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, банковской, врачебной, нотариальной и адвокатской тайны, тайны усыновления, тайны персональных данных и тайны исповеди. За нарушение запретов в большинстве случаев предусмотрена дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

В современных условиях информация о частной жизни известных лиц, их персональные данные все чаще рассматривается государственными и коммерческими структурами как ценный рыночный товар, как эффективный источник манипулирования людьми в экономической и политической сферах, в шоу бизнесе. В этой связи большой практический интерес представляют правовые нормы ст. 32 Конституции Болгарии, устанавливающие, что «никто не может быть подвергнут слежке, сфотографирован, снят на пленку, записан или подвергнут другим подобным действиям без его знания или вопреки его специальному несогласию, кроме случаев, предусмотренных в законе» (ч. 2).

В целях обеспечения реализации права личности на частную жизнь в национальных конституциях закрепляются корреспондирующие ему обязанности органов государственной и муниципальной власти, а также их должностных лиц. Так, в ст. 24 Конституции РФ установлено, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Органы государственной власти и органы местного самоуправления страны, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Вполне естественно, что это в первую очередь касается права личности на частную жизнь.

[4] Право на неприкосновенность жилища. Оно представляет собой гарантированную конституционными нормами возможность обитателей жилища не допускать незаконного или произвольного проникновения в помещение каких-либо посторонних лиц, в том числе представителей власти.

Под жилищем понимается не только помещение для постоянного или преимущественного проживания людей, но и помещение, официально оформленное для временного проживания (студенческое общежитие, гостиница, дом отдыха, пансионат и т. п.). Однако правом на неприкосновенность жилища обладают только лица, проживающие в нем на законных основаниях.

Жилище служит местом уединения проживающих в нем лиц, занятия домашними делами, творческой работой, проведения досуга, подходящим помещением для полноценного сна и отдыха. Поэтому никто из посторонних не должен входить в жилище и находиться в нем без разрешения проживающих там лиц.

Право на неприкосновенность жилища закреплено почти во всех национальных конституциях современных государств. Так, в ст. 25 Конституции РФ записано: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

Конституция Болгарии несколько расширила содержание права на неприкосновенность жилища. Согласно ст. 33 Конституции без согласия обитателя жилища «никто не может входить или оставаться там, кроме случаев, специально указанных в законе». Это значит, что посторонние лица не только не могут входить в жилище против воли его обитателей, но и должны немедленно покинуть помещение по их первому требованию. Такая формулировка более точно выражает суть конституционного права на неприкосновенность жилища.

В России юридические ограничения права личности на неприкосновенность жилища установлены федеральными законами. Как говорится в ст. 3 Жилищного кодекса РФ, проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается только в целях спасения жизни людей и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера. Это допускается также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая (ч. 3).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ, регулируя судебный порядок получения разрешения на производство следственных действий в жилых помещениях, установил, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Однако в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения (ст. 12, 165).

Правовыми нормами ст. 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» предписано всем сотрудникам полиции защищать конституционное право каждого на неприкосновенность жилища. Тем не менее, он вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих там лиц с целью:

• спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

• задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

• пресечения преступления;

• установления обстоятельств несчастного случая.

В жилое помещение вправе входить без согласия проживающих в нем лиц и судебный пристав для наложения ареста на имущество должника или изъятия у него определенных предметов и вещей, или для принудительного вселения в жилище других лиц, получивших право проживать в нем на основании вступившего в силу судебного решения.

Таким образом, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено федеральным законом в целях защиты жизни и здоровья людей, их прав и законных интересов, предупреждения и пресечения преступлений, проведения необходимых следственных действий, исполнения судебного решения.

[5] Право на определение и указание национальной принадлежности. Оно означает гарантированную конституцией возможность индивида обозначить свою принадлежность к определенному этносу и документально оформить ее в качестве неотъемлемого свойства личности, придать ей с твердо установленной ясностью легитимный характер.

Национальность ребенка вправе определять родители и указывать ее при государственной регистрации новорожденного. Однако зрелая, вполне сформировавшаяся личность может в силу каких-то причин пересмотреть решение своих родителей. На свободу выбора национальности никоим образом не должно влиять государство. Об этом недвусмысленно говорится в ст. 26 Конституции РФ, согласно которой «каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности» (ч. 1).

Такая модель конституционного закрепления права личности на определение и указание своей национальной принадлежности на практике встречается крайне редко. Большинство современных конституций вообще не упоминает это право, поскольку совершенно очевидно, что национальность лица объективно обусловлена принадлежностью его родителей к определенной национальности, народности или этнической группе. Но в мире существуют и такие конституции, которые запрещают, кому бы то ни было, принуждать личность к изменению своей национальности. «Каждый имеет право, - говорится в ст. 3 Хартии прав и свобод Чешской Республики от 9 января 1991 г., - свободно определять свою национальность. Запрещается оказывать какое-либо влияние на это решение и любое давление, направленное на лишение национальности» (п. 2).

Еще более четко эта позиция прослеживается в ст. 44 Конституции Азербайджана, согласно которой «каждый обладает правом сохранять свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден изменить свою национальную принадлежность».

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что в конституции более правильно закреплять в лаконичной формулировке право личности на национальную принадлежность, адекватно отражающее жизненные реалии. Ультра демократическое право на определение и указание национальной принадлежности способно формировать у людей чувство космополитизма, нигилистическое отношение к национальной культуре и традициям, своему народу.

[6] Право на пользование родным языком. Оно представляет собой гарантированную конституцией возможность лица общаться на основе взаимного понимания с другими людьми, обмениваться с ними мыслями на языке, который является ему родным по рождению или наиболее близким, объективирующим работу мышления и речи. По Конституции Азербайджана никто не может быть лишен права на пользование родным языком (ст. 45).

Вместе с тем Конституция РФ предоставляет каждому право не только пользоваться родным языком, но и свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26). Согласно ст. 5 Закона РФ от 21 октября 1991 г. «О языках народов Российской Федерации» государство гарантирует равноправие языков всех народов страны, ставит его под охрану закона.

Наряду с правом личности на пользование родным языком Конституция РФ закрепляет и статут государственного языка. В соответствии со ст. 68 Конституции государственным языком Российской Федерации является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Конституционные нормы о статусе государственного языка детализируются актами текущего законодательства. Среди них первостепенное значение имеет Федеральный закон от 1 июня 2005 г. «О государственном языке Российской Федерации», регулирующий порядок пользования государственным языком на всей территории страны.

Таким образом, в России предпринята попытка обеспечить на конституционном уровне оптимальное сочетание интересов личности и государства в использовании национальных языков и государственного языка Российской Федерации, гарантировать их равноправие. Однако вряд ли ее можно признать удачной, поскольку в Конституции РФ и специализированных законах не установлен статус русского языка в качестве средства межнационального общения. Без этого укрепление государственности России как многонациональной страны может уподобиться строительству легендарной Вавилонской башни.

Выход из сложившейся ситуации заключается в использовании опыта конституционного регулирования отношений по использованию родного языка в Болгарии. В соответствии с предписаниями ст. 36 Конституции «изучение и использование болгарского языка - это право и обязанность болгарских граждан. Граждане, для которых болгарский язык не является родным, имеют право, вместе с изучением болгарского языка, изучать и пользоваться своим языком» (ч. 1-2).

[7] Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Его следует понимать, как гарантированную Конституцией возможность личности свободно передвигаться в пределах страны, беспрепятственно выезжать за границу и в любое время возвращаться обратно, самостоятельно выбирать постоянное место жительства и место временного пребывания.

В мировой практике не сложился единый подход к конституционному регулированию права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. В Конституции РФ оно закреплено дифференцированно, в зависимости от особенностей правового статуса граждан России и иностранцев. Как сказано в ст. 27 Конституции, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Граждане РФ имеют право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Порядок осуществления этого права обстоятельно урегулирован Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Аналогичным образом закреплено право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в конституциях Казахстана (ст. 21), Кипра (ст. 13), Польши (ст. 52), Финляндии (§ 9), Эстонии (ст. 36), ЮАР (ст. 21) и в конституциях ряда других государств.

В то же время многие государства наделяют таким правом исключительно своих граждан. Соответствующие нормы сформулированы в Основном законе ФРГ, конституциях Испании (ст. 19), Италии (ст. 16), Македонии (ст. 27), Мальты (ст. 44), Румынии (ст. 25), Узбекистана (ст. 28), Швейцарии (ст. 24). Однако некоторые государства распространяют его посредством конституционных норм на всех лиц, законно находящихся на территории страны. В их числе можно назвать такие государства, как Киргызия, Латвия, Мексика, Словения, Украина, Хорватия, Япония.

Чрезмерные ограничения права на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства установлены Конституцией Турции. Согласно ст. 23 Конституции оно может быть ограничено законом с целью предотвращения и судебного разбирательства правонарушений, обеспечения социального и экономического развития страны, законного и организованного процесса урбанизации, защиты государственной собственности. Свобода гражданина покинуть Турцию может быть ограничена в связи с экономической ситуацией в стране, гражданскими обязательствами или уголовным розыском, а также судебным преследованием.

[8] Свобода совести и вероисповедания. Она представляет собой гарантированную конституцией возможность личности культивировать внутреннюю убежденность, глубокую уверенность в существовании Бога или отсутствии сверхъестественных сил, беспрепятственно выражать свои религиозные или материалистические взгляды, самостоятельно менять их, индивидуально или совместно с другими исповедовать любую религию или вообще не исповедовать никакой. В Конституции РФ ее нормативно-правовому оформлению посвящена специальная статья, согласно которой каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28).

В России отношения по реализации свободы совести и вероисповедания регулируются нормативными правовыми актами, принадлежащими к различным отраслям национального законодательства. Среди них выделяется по степени своей важности Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», который в качестве базового закона регулирует порядок реализации свободы совести и вероисповедания в стране.

Конституции почти всех зарубежных стран в той или иной формулировке закрепляют свободу совести и вероисповедания. Так, например, Конституция Бельгии гарантирует свободу культов и их публичное отправление (ст. 19), Основной закон ФРГ возводит свободу вероисповедания, совести и свободу религиозных убеждений и мировоззрения в статус ненарушимых (ст. 4), Конституция Казахстана предоставляет каждому право на свободу совести (ст. 18), Конституция Португалии объявляет свободу совести, религии и культа неприкосновенными (ст. 41), Конституция Таджикистана дает каждому возможность самостоятельно определять свое отношение к религии (ст. 26), Конституция Финляндии констатирует, что каждый обладает свободой религии и совести (§ 11).

Анализ конституционных положений о свободе совести и вероисповедания показывает, что они в основном соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. Терминологические различия не должны вводить в заблуждение, поскольку они практически не влияют ни их содержание.

Из общего ряда современных конституций выпадают лишь основные законы теократических и социалистических государств. Теократические конституции по известным причинам вообще не упоминают о свободе совести и вероисповедания. В то же время конституции социалистических стран предоставляют гражданам, как свободу вероисповедания, так и свободу атеистической пропаганды. «Граждане, - говорится в ст. 54 Конституции КНДР, - имеют свободу вероисповедания и свободу антирелигиозной пропаганды».

Дискриминационный характер норм социалистических конституций совершенно очевиден, поскольку они не предоставляют гражданам свободу апологии религии, распространения через средства массовой информации своего вероучения, критики атеизма с религиозных позиций. С предельной ясностью об этом сказано в ст. 54 Конституции Кубы: «Социалистическое государство, которое основывает свою деятельность и воспитание народа на научном материалистическом мировоззрении, признает и гарантирует свободу совести, право каждого исповедовать любую религию и отправлять в пределах уважения к закону религиозный культ по своему выбору».

В большинстве зарубежных стран не принимаются специальные законы, регулирующие отношения по реализации свободы совести и вероисповедания. Считается вполне достаточным, что свобода совести и вероисповедания закреплена в национальной конституции и международно-правовых актах, имущественные аспекты правового статуса религиозных организаций урегулированы нормами гражданского законодательства, налогообложение - нормами налогового законодательства, трудовые отношения - нормами трудового законодательства. Противоправная деятельность религиозных организаций влечет за собой административную или уголовную ответственность. Но в социалистических странах и в странах СНГ принимаются специальные законы, направленные не столько на развитие конституционных прав и свобод, сколько на регламентацию деятельности религиозных организаций. Скорее всего, это обусловлено угрозой заполнения духовного вакуума в жизни общества тоталитарными вероучениями, подавляющими саму личность человека.

[9] Право на приобретение и прекращение гражданства. По существу это право означает гарантированную конституцией возможность личности стать обладателем гражданства определенного государства и при соблюдении установленных законом условий добровольно отказаться от него с последующим приобретением гражданства иностранного государства или без такового. Нормативно оно закреплено в ст. 52 Конституции Азербайджана, ст. 26 Конституции Португалии и в ст. 18 Закона Израиля от 13 июля 1950 г. «О возвращении», который является, как уже отмечалось, составной частью комбинированной конституции страны.

[10J Право личности на знание закона, своих прав и свобод. Оно представляет собой гарантированную конституцией возможность лица в любое время ознакомиться с содержанием законов и подзаконных актов, получить необходимые представления о своих правах и свободах, способах их защиты. Его сущность выражена в ст. 20 Конституции Португалии, согласно которой каждому гарантируется доступ к правовым актам, а также право на юридическую информацию и консультации. В более лаконичной формулировке оно закреплено в ст. 90 Конституции Латвии, где сказано: «Каждый имеет право знать свои права».

Однако в ныне действующих конституциях большинства стран мира содержание права личности на знание закона, своих прав и свобод чаще всего раскрывается через корреспондирующие ему юридические обязанности государства. Именно государство в лице своих органов должно доводить до всеобщего сведения законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие права и свободы человека, личности и гражданина, без чего они становятся юридически ничтожными. Так, например, в ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3). В Австралии наряду с официальным опубликованием законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека, личности и гражданина, они адресно высылаются согласно конституционному обычаю органами государственной власти и местного управления по запросу заинтересованного лица.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (03.03.2017)
Просмотров: 327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%