Хочется верить, что когда-нибудь Россия станет цивилизованной страной, и коллекторские агентства окажутся вне закона. Но куда уж без них в наше время? Я опишу в этой главе всё с излишними подробностями для того, чтобы Вы знали, к чему стоит готовиться ещё даже до помыслов о собственном банкротстве, а практически с первых дней просрочки платежей - это если Вы взяли кредит в не вполне адекватном банке. Вношу поправку: всё, что я опишу дальше, вам придётся терпеть без глума и веселухи до тех пор, пока Вас не объявят банкротом. Оба этапа мне довелось пройти. Пока готовил документы в суд, терпеливо оправдывался по нескольку раз в день перед донимателями. А потом начал их мощно втаптывать в ими же нагаженную грязь.
Коллекторские агентства, если покопаться, - тот же отдел взыскания банка. Если у Вас долг перед крупным банком, то вряд ли имеет смысл спать с дробовиком и ходить в сопровождении телохранителя. Скорее всего, Вам просто будут выносить мозг постоянными звонками с требованиями погашения долга. И на все объяснения о признании Вас банкротом будет следовать ответ, что у них нет такой информации. И сколько бы электронных писем на мыло коллекторских агентств Вы ни отправляли - всё будет впустую. Звонки будут продолжаться.
Какую тактику стоит взять на вооружение?
Если Вы не горите желанием общаться с посторонними лицами на предмет Ваших долгов, смените номер телефона сразу же после объявления Вас банкротом. Потому что с этого дня всеми Вашими долгами и обязательствами занимается финансовый управляющий.
Если же номер принципиально хотите сохранить - то после звонка из коллекторского агентства первым делом - отправляете им мэйл со всеми ссылками на сайт Арбитражного суда: о дате проведённого заседания, о назначении финансового управляющего, отправляете скан с судебного решения, находящегося у Вас на руках, отправляете официальные реквизиты своего финуправа (не вздумайте никому сообщать его мобильный телефон, если знаете номер). Для пущей верности делаете скриншот отправленного электронной почтой письма и тоже отсылаете его на тот же электронный адрес, сделав пояснение, что все отправленные Вами документы заархивированы в электронном виде для предоставления (в случае повторных беспокойств от коллекторского агентства) в Прокуратуру.
Во время процесса моего банкротства ещё не были приняты строгие меры по борьбе с произволом коллекторских агентств. И мои обращения в прокуратуру по поводу звонков коллекторов мне, банкроту - до 2017 года были безрезультатны. Зато у меня после всех вышеперечисленных отправок электронных писем коллекторским агентствам были все основания весело проводить время за телефонными разговорами с их «специалистами».
В принципе, Вы вообще не обязаны никому ничего отправлять. Потому что надо быть полным дебилом, чтобы взять в работу долг банкрота. Любой более-менее сообразительный взыскатель первым делом задаст в поисковой строке браузера ФИО должника. Там сразу же вылезет инфа о банкротстве и суде, ведущем дело. А также и о координатах финансового управляющего, к которому имеет смысл обращаться.
Итак, беседуем. В серьёзном тоне отвечаем только на первый звонок - до отправки копий документов, если есть желание, - то и на второй - сообщить, что документы, подтверждающие факт банкротства, - отправлены. Начиная со второго или третьего звонка, запускаем программу глума и веселухи.
Берём на вооружение их же правила. Кто задаёт вопросы - тот и главный. Не отвечайте на их вопросы. Задавайте их сами. А если решите отвечать - то валяйте дурака:
Иванов Иван Иванович?
Не исключено. Вы же по телефону не сможете проверить?
Ваш адрес такой то... ?
Типа того. Ну, или где-то рядом. Короче, в пределах этой планеты. А это теперь важно?
В начале разговора сотрудник коллекторского агентства должен представиться (100% вымышленным именем), назвать агентство, и сумму долга, по поводу которого совершается звонок и сообщить, что разговор записывается. После того, как Вы сразу же ответите, что признаны судом банкротом, перед Вами должны извиниться и прекратить разговор. Скорее всего, этого не произойдёт.
У вас есть долг. По какой причине не рассчитываетесь?
У меня? Да что вы говорите! Какой ужас!!! Ах, да... Чуть не забыл... У вас же есть информация, что я - банкрот. И что вы от меня хотите?
Далее в ваши органы слуха польётся всякая пурга, типа:
А какое отношение это имеет к делу?
Взрослый человек, а не можете расплатиться по своим обязательствам!
Да вы знаете, что навсегда портите свою кредитную историю?!
Да вы больше никогда не найдёте достойную работу с такой репутацией!
Банкротство даётся на пять лет, а потом всё равно придётся отдавать долг!
Банкротство не даёт вам право уклоняться от уплаты долга!
Да вас не могли объявить банкротом! У вас был суд? Вы всё врёте!
Взрослый человек, а ведёте себя как ребёнок!
Мы имеем право подать на Вас в суд на предмет мошенничества!
Из разговора с вами понятно, что вы располагаете средствами. Мы донесём это до суда, и ваше банкротство будет признано фиктивным!
Кстати, да! Все их реплики выходят с восклицательным знаком. Иногда они выдают «перлы», достойные пера автора ужастика-бестселлера, как например присланная мне СМС-ка: «РОЗЫСК! КЛЕЙМО СУДИМОСТИ ПОВЛИЯЕТ НА ВАШУ ДАЛЬНЕЙШУЮ ЖИЗНЬ! ОПЛАТИТЕ.» Дальше следует сумма долга и номер счёта. Всё заглавными буквами. Наверно, по мнению тряхачей, такое сообщение сразу должно спровоцировать у заёмщика сердечный приступ, после чего, приняв охапку успокоительных таблеток, он должен метнуться в ближайшее отделение банка с чемоданом денег.
Следующее правило. Унижайте собеседника, всячески издевайтесь и смейтесь над ними.
Из многих разговоров с коллекторами, я сделал вывод, что звонки совершаются людьми, далёкими от юриспруденции. Поэтому все вышеперечисленные доводы коллекторов - наглое враньё. Они имеют целью ввести Вас в заблуждение и вынудить хоть что-то заплатить. У некоторых операторов весьма неплохо поставлена дикция, из чего можно заключить, что с Вами, скорее всего, разговаривают актёры-неудачники, которые не смогли найти работу по специальности. Когда я им это говорил, некоторые переходили на ор и кидались трубками. Как говорится, задевал за живое.
Наплюйте на то, что разговор, якобы, записывается, и что одно неверно сказанное слово может сработать против вас в суде. Не может. Даже если представитель банка явится в суд и предъявит запись разговора, где Вы в грубой форме отказываетесь гасить долг или, «того хуже», сообщаете оператору, что «на самом деле у Вас есть куча денег», но «платить Вы не намерены». Такого не будет. Потому что все эти звонки незаконны. И никакая запись не имеет доказательной силы, какой бы пурги Вы там ни наговорили.
У меня со временем выработалась привычка глумить звонящих, мешая с фекалиями их гипертрофированное чувство собственного достоинства. Как только я над ними не издевался! Против меня пытались запустить автомат, который каждые пять минут названивал мне и пытался объяснить, что за мной числится должок. С автоматом ведь не поговоришь... Это они так думали! У любого крупного коллекторского агентства есть бесплатная линия на 8 800. Звоним на этот номер и начинаем выяснять, чего же от нас хотят. Не забываем ежеминутно издеваться над оператором:
И что же, у вас нет денег, чтобы заплатить?
Как нет? Есть! Вот сейчас я делаю самолётик из пятитысячной бумажки. Как думаете, будет летать?
Короче, включайте идиота. И делайте несколько звонков подряд. Если вас начнут запугивать, что переведут разговор на платную линию - так они на то не имеют права. Есть оферта: линия бесплатная. Если за звонок на бесплатный номер придёт счёт - это можно будет квалифицировать как мошенничество со стороны агентства. Продолжаю. Можно позвонить и спросить, как устроиться к ним на работу. Якобы, у Вас есть знакомый клоун, отставший от цирка шапито. Типа, он остался без средств и хотел бы устроиться к ним в агентство. Такие звонки - способ действенный. От Вас, как от ненормального, на какое-то время отстанут. Кроме того, это хорошая тренировка самообладания. Потому что спокойно говорить с людьми, незаконно и навязчиво задающими тупые вопросы насчёт денег, которые они никогда не получат, достаточно трудно.
У таких разговоров есть одна социально полезная функция. Коллекторы названивают, в том числе, и тяжело больным людям, нуждающимся в покое. Таким, которым противопоказана нервотрёпка. И они вряд ли в состоянии включать ответный глум. Так вот: чем дольше будет продолжаться Ваш телефонный разговор с коллектором, - тем меньшее количество реально нездоровых людей они успеют вывести из равновесия.
И не стоит с пеной у рта доказывать им незаконность их звонков. Это бесполезно. Ещё одно их правило: должник всегда врёт. Это замечательно! Врите на здоровье! Беседуя с ними, я корчил из себя начальника своей же охраны, отдыхал в Сен-Тропезе, играл в казино и ловил акул на Гавайях. При этом нагло сообщал, что никто ни с кем рассчитываться по каким-то там долгам не собирается. Более того, я безапелляционно заявлял, что намеренно брал кредит, чтобы кинуть доверчивых лохозавров. И что теперь пусть они попробуют найти меня за границей. Именно после таких разговоров очередное агентство отказывалось «по мне» работать. А агентств было очень много, всех и не упомнить.
Ещё раз: если Вы не склонны подобным образом тренировать и испытывать нервную систему, то элементарно смените номер телефона. Потому что после признания Вас банкротом, сообщать банку свой номер Вы не обязаны. Все контакты должны происходить через финансового управляющего.
Я должен предостеречь всех банкротов: Ни в коем случае не вздумайте идти на поводу у коллекторов и платить банку или агентству, или передавать им какое-либо имущество в счёт погашения долга, минуя финансового управляющего. Это будет
нарушением процедуры и может привести к серьёзным, весьма отрицательным для Вас, последствиям.
Если Ваше общение с коллекторами выходит за рамки телефонных разговоров, а имеет вид контактов первого уровня, если они названивают Вам на работу, рассылают всякую погань от Вашего имени всем соседям, типа: «выручайте кто чем может: ваш сосед попал по кредиту, и ему светят крупные неприятности», пишут на дверях вашего дома или квартиры, или на стенах подъезда о том, что Вы, мягко говоря, непорядочный человек и не возвращаете долги - тогда Вам прямая дорога в полицию и в прокуратуру. И имеет смысл подавать судебный иск, содержание которого лучше определить с юристом.
Самый неудачный вариант - это если Вас угораздило взять микро-кредит. А потом оказаться без средств для его погашения. Тогда коллекторы будут, скорее всего, не цивилизованного типа, а реальные отморозки. В этом случае готовьтесь к военным действиям, вплоть до крайних мер. Только, если вдруг кого-то невзначай устраните, сделайте всё, чтобы Вам не припаяли превышение самообороны. Заранее подготовьте свидетелей, готовых оказаться у Вас до приезда полиции с хорошо отрепетированными показаниями. При каждой встрече с коллектором включайте камеру или совершайте телефонный звонок заготовленному свидетелю. Если есть дети - не пускайте их гулять одних. Сообщите всем родственникам и хорошим знакомым о проблеме. По возможности, сделайте видеозаписи «общения» с коллекторами и выложите их в соцсети или на Ю-Тюб. Если у Вас есть оружие, то можете продемонстрировать его наличие. Осознание того, что с Вами парочка друзей - джентльмены Смит и Вессон - может заставить недоброжелателей вести себя более адекватно.
Ещё одно. Ваш финансовый управляющий не будет разгребать проблемы с коллекторами. Пока они к нему официально не обратились, - это не входит в перечень его обязанностей. Тем не менее, Вам положено его информировать, какое агентство и в какой форме с Вами связывалось. Кстати, в разговорах с коллекторами не забывайте периодически задавать вопрос, почему они обращаются к человеку, признанному судом неплатёжеспособным, а не к его финансовому управляющему. Само собой, они Вам не дадут вразумительного ответа. Банк, по поручению которого совершаются звонки, в случае Вашего обращения в районный суд, будет ссылаться на то, что произошла некая ошибка во взаимодействии его отделов. Тем не менее, с 2017 года все эти выходки стали очень даже наказуемыми, причём на весьма крупные суммы. Мне после вступления в силу закона о коллекторских агентствах имели наглость разок позвонить. Я не стал обращаться в прокуратуру. Но если бы обратился, то слишком смелое агентство уплатило бы штраф в пару сотен тысяч.
Кстати, парочка моих разговоров с коллекторами есть и на моём Ю-Тюб канале «Доктор Вий». Там выложены только серьёзные разговоры, как образцы. Без глума, потому что я не склонен веселить население. Намереваюсь выкладывать туда сюжеты по теме банкротства физлиц. Добро пожаловать смотреть и задавать вопросы в комментариях.
Ну и ещё вот что. Я считаю, что звонки коллекторов банкроту - это такая месть банка за «вероломный поступок» должника. Ну, типа, хоть как-то нагадить и поплеваться вдогонку.
Здесь я должен снова отметить, что специалисты Сбербанка работали по моей проблеме вполне цивилизованно. И без коллекторов. По ошибке один из моих долгов отправили судебным приставам. Кстати, я об этом узнал не от банка и не от пристава, а из интернета. Я периодически проверяю, на «долги.ру», не числится ли за мной каких-нибудь «косяков». Так вот. Приставы загружены. И за полтора года, пока мои долговые обязательства перед Сбербанком находились у них в разработке, меня никто ни разу не побеспокоил. Конечно, не исключено, что производство вёл крайне недобросовестный пристав.
Не стоит забывать, что ни один уважающий собственное достоинство человек не пойдёт работать в коллекторское агентство. Даже если он инвалид. И все доводы, что, якобы, коллекторы помогают банкам заставлять злостных неплательщиков возвращать долги - чушь. Любой уважающий себя банк вполне в состоянии подавать судебные иски на должников. А суд обяжет приставов в цивилизованной форме разобраться с ситуацией. Почему банки так не поступают? Да потому, что как только банк подаст в суд на должника, - остановится рост всех долгов за просрочку выплат. И банку придётся пересчитывать размер долга заёмщика на момент подачи заявления в суд - в меньшую сторону. А если банк обратится в Арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника, то заявителю - то есть банку - придётся нести все расходы по ведению процесса банкротства.
|