Управление природопользованием и охраной окружающей среды – это совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.
Основы управления в области охраны окружающей среды регламентируются главой II ФЗ «Об охране окружающей среды». Обратим внимание, что в названном нормативно‑правовом акте речь идет только об управлении охраной окружающей среды. Однако, кроме этого, существует еще и управление природопользованием. Как правило, на практике управление охраной окружающей средой и управление природопользованием тесно взаимосвязаны.
Выделяют следующие виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:
1. Государственное, в том числе ведомственное (или отраслевое).
2. Муниципальное.
3. Производственное.
4. Общественное.
Важнейшими видами управления природопользованием и охраной окружающей среды являются государственное и муниципальное. О них пойдет речь чуть позже.
Производственное управление осуществляется на предприятиях и является неотъемлемым компонентом управления ими вообще. Особенности производственного экологического управления напрямую обусловливаются профилем и спецификой деятельности самого предприятия. Субъектами управления в данном случае являются руководитель предприятия, специально уполномоченные лица или особые экологические службы.
Особенностью общественного экологического управления является его опосредованный характер. Решения общественных органов не обладают юридической силой и не являются обязательными для субъектов права. Как правило, общественное экологическое управление состоит в участии его субъектов (граждан и представителей различного рода общественных организаций) в общественной экологической экспертизе и в мероприятиях, связанных с проведением общественного экологического контроля.
Как и любая другая целенаправленная деятельность, управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды базируется на определенных принципах, т. е. базовых, основополагающих идеях.
Основные принципы экологического управления:
1. Принцип законности. Он лежит в основе всех отраслей российского права и любого нормативно урегулированного вида деятельности и заключается в неукоснительном соблюдении всеми субъектами экологических отношений требований нормативно‑правовых актов.
2. Принцип приоритета охраны окружающей среды. Подразумевает, что в случае конфликта экономических или иных интересов с экологическими приоритет отдается охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
3. Принцип комплексности. Предполагает при принятии управленческих решений в экологической сфере учет совокупности факторов, обусловливающих его принятие и учет последствий экологического, экономического и иного характера.
Функции экологического управления федеральных органов государственной власти (ст. 5 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
– обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
– разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
– разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
– объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
– координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
– организация и проведение государственного экологического мониторинга;
– организации и проведение федерального государственного экологического надзора;
– установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
– обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
– установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;
– подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
– установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
– утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществление контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним;
– организация и проведение государственной экологической экспертизы;
– взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
– установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
– предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
– организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
– обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
– образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, формирование Перечня объектов природного наследия, рекомендуемых Российской Федерацией для включения в Список всемирного наследия, управление природно‑заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
– ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
– ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
– экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, природных и природно‑антропогенных объектов;
– установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
– осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
– государственное регулирование обращения озоноразрушающих веществ;
– установление перечня загрязняющих веществ.
Существуют и иные функции экологического управления федеральных органов государственной власти.
Функции экологического управления органов государственной власти субъектов РФ (ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
– участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
– участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
– принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
– принятие и реализация региональных программ в области охраны окружающей среды;
– участие в осуществлении государственного экологического мониторинга;
– осуществление регионального государственного экологического надзора;
– установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
– организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
– обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
– предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
– ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
– ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
– образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
– участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
– право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
Кроме того, в соответствии со ст. 5.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» некоторые функции экологического управления, присущие федеральным органам власти, могут передавать органам власти субъектов РФ.
Компетенция органов местного самоуправления в экологической сфере. Органы местного самоуправления наделены достаточно широкими полномочиями в экологической сфере. К ним относятся:
– управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
– управление и распоряжение обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
– введение ограничений на пользование участками недр на территории муниципального образования;
– контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых;
– введение режима особо охраняемых природных территорий местного значения;
– организация сбора, вывоза, утилизации и захоронения отходов.
Данный перечень не является исчерпывающим. Органы местного самоуправления могут обладать и иными полномочиями в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Как правило, они делегируются федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ или закрепляются в нормативных актах органов местного самоуправления.
В ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды» законодатель установил некоторые полномочия органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды в зависимости от вида муниципального образования. Так, организация сбора бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к вопросам местного значения муниципального района, а организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к вопросам местного значения городского округа.
|