Организация и осуществление государственного экологического надзора является одной из важнейших функций государственного экологического управления. От качества ее реализации во многом зависит эффективность охраны окружающей природной среды и рациональное использование природных ресурсов.
В ч. 1 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» предпринята попытка дать определение государственного экологического надзора: «Под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее – юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности».
Очевидно, что легальная дефиниция государственного экологического надзора является слишком громоздкой и трудно воспринимаемой. Поэтому сократим определение данного понятия до нижеследующего.
Государственный экологический надзор – это деятельность уполномоченных государственных органов:
1) по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований нормативно‑правовых актов путем проведения проверок;
2) по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований субъектами права при осуществлении ими своей деятельности.
Виды государственного экологического надзора (ч. 2 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
– государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
– государственный земельный надзор;
– государственный надзор в области обращения с отходами;
– государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
– государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
– государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;
– государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
– государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
– государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;
– федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана);
– федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
– федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
– федеральный государственный охотничий надзор;
– государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
– государственный надзор за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ.
Государственный экологический надзор проводится уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор).
В соответствии с ч. 6 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды», «Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень».
Федеральный государственный экологический надзор проводится на основе Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 2 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре «Федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений». Он проводится посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии с ФЗ от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ст. 9–14).
Региональный государственный экологический надзор проводится органами исполнительной власти субъектов РФ при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору. Исключение составляют объекты, подлежащие федеральному экологическому надзору.
Ч. 8 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» специально оговаривает ситуацию, которая может возникнуть в сфере надзора при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства. Так, если при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Основную категорию должностных лиц, осуществляющих государственный экологический надзор, составляют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Ч. 1 ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» наделяет их широким кругом прав.
Права государственных инспекторов в области охраны окружающей среды:
– запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
– беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
– выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
– направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
– предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Также в соответствии с ч. 2 ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды» «Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений обязательных требований».
Наряду с государственным экологическим надзором законодательством РФ предусматриваются еще две формы контроля в области охраны окружающей среды, а именно производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) и общественный экологический контроль.
В ч. 1 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляется, что производственный экологический контроль проводится в следующих целях:
– обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды;
– рационального использования и восстановления природных ресурсов;
– соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
Программа экологического контроля разрабатывается, утверждается и реализуется хозяйствующими субъектами. В программе должны содержаться следующие сведения (ч. 2 ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды»):
– об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
– об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
– об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
– о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
– о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
– о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Естественно, не все перечисленные выше пункты должны содержаться в программе производственного экологического контроля конкретного предприятия – многое зависит от профиля, специализации, особенностей предприятия и категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Требования к содержанию программы контроля каждого предприятия, срокам предоставления отчетов об организации, документации о результатах производственного экологического контроля определяются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
В документах, содержащих сведения о результатах производственного экологического контроля, должна содержаться информация:
– о технологических процессах, технологиях, об оборудовании для производства продукции (товара), о выполненных работах, об оказанных услугах, о применяемых топливе, сырье и материалах, об образовании отходов производства и потребления;
– о фактических объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, об уровнях физического воздействия и о методиках (методах) измерений;
– об обращении с отходами производства и потребления;
– о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды» «Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль ) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды».
Субъектами общественного экологического контроля являются общественные объединения и иные некоммерческие организации с соответствии с их уставами. Кроме того, в качестве субъектов экологического контроля в области охраны окружающей среды могут выступать граждане.
Оформленные надлежащим образом результаты общественного экологического контроля в случае их предоставления в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению.
|