В борьбе за увеличение военного бюджета на какой‑то момент интересы двух властных кланов совпали – казалось, что сердюковских триллионов так много, что хватит на всех. Но, как говорят, денег много не бывает. И грызня кланов возобновилась с новой силой. Путин, вернувшись в Кремль в мае 2012 года, к великой радости своих силовиков, получал все новые свидетельства усиления клана Медведева и жалобы на «притеснения» его «питерцев» со стороны теперь уже экс‑президента. Докладные сыпались со всех сторон, и Путину надо было как‑то реагировать. В октябре 2013 г. бывший председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин дал интервью газете «Коммерсант», в котором рассказал, что беспрецедентное воровство в Минобороны было обнаружено в ходе проверки этого ведомства Счетной палатой еще в 2010 году. «Когда прошла проверка, – рассказывал Степашин, – ко мне приехал Сердюков. Это еще 2010 год. Я ему все это дело нарисовал. Говорю: наводи порядок, иначе тебя посадят. Вот так вот Сердюков сидел напротив меня». По словам экс‑главы СП, он также направлял отчет о выявленных нарушениях и занимавшему тогда пост президента Дмитрию Медведеву. «Он (Медведев) перезвонил и сказал: «Слушай, такие серьезные нарушения». «Да, – говорю, – Дмитрий Анатольевич». Он тоже дал поручение разбираться военной прокуратуре». Но, как отметил Степашин, через два года ситуация в «Оборонсервисе» не изменилась, и тогда сразу же после инаугурации Путина он обратился с отчетом о нарушениях в Минобороны уже к нему, Владимиру Путину. «Я с этой бумагой лично приехал к президенту. В мае он стал президентом, где‑то в июне был разговор. Вот, собственно, и все» (Коммерсант, 10.10..2013).
И после встречи со Степашиным Путин не стал торопиться с отставкой Сердюкова. Даже несмотря на то, что выводы Счетной палаты вскоре подтвердил и военный прокурор Сергей Фридинский, сообщив, что по оценке правоохранительных органов, ущерб от коррупционных преступлений в российской армии в 2011 году превысил уже три миллиарда рублей, т. е. в два раза больше чем в 2008 г. «Космический» размах, по словам Фридинского, приняли злоупотребления в сфере гособоронзаказа. Из выделенных на оборонку огромных государственных денег, по его словам, крадется каждый пятый рубль.
Увы, все эти докладные Путина больше раздражали, чем настораживали. Но, если от Степашина он легко отделался, заменив его в Счетной палате на свою фаворитку Голикову, то с докладами силовиков он уже не мог не считаться.
У ФСБ с Сердюковым свои счеты. Шеф ФСБ Александр Бортников был назначен на этот пост после отставки Патрушева одним из первых указов Медведева (12 мая 2008 г.).
Были слухи, что Медведев его потому и назначил, что Бортников входит в его клан. В ФСБ над этим только бы посмеялись. Бортников работал в УКГБ Ленинграда и Ленинградской области, а затем в ФСБ с 1974 по 2004 г. в том числе с 1990 по 1991 г. вместе с Путиным и считается его верным кадром. По рекомендации Путина он был назначен 1 июля 2003 года начальником Управления ФСБ России по Санкт‑Петербургу и Ленинградской области и занимал этот пост до 28 февраля 2004 года, когда Путин перевел его в Москву на повышение. С 11 июля 2004 года Бортников возглавлял Службу экономической безопасности ФСБ России, ключевую для Путина. Бортников, конечно, знает всех действующих лиц этой книги еще по Питеру. Утверждают, что любви к Сердюкову и его гангстерам он никогда не испытывал. Газета «Ведомости» писала, что «у Сердюкова были трения с ФСБ». Некий сотрудник спецслужб якобы сообщил этой газете, что экс‑министр приложил руку к назначению начальником управления собственной безопасности ФСБ Сергея Королева, который раньше работал помощником министра обороны, а это не всем в ФСБ понравилось. Создание военной полиции усугубило противоречия: в ФСБ опасались, что, если эта служба будет замкнута на Минобороны, она затруднит работу военной контрразведки в войсках. Именно военные контрразведчики собрали материал для уголовного дела по «Оборонсервису», утверждал этот представитель Лубянки, что и сыграло решающую роль при изгнании Сердюкова с властного Олимпа. Но есть и другая версия – свою докладную на Сердюкова прислали Путину не только из ФСБ, но и из ГРУ, где Сердюкова на дух не переносят еще сильнее, чем на Лубянке.
Интернет‑агентство FLB, нередко публикующее разного рода шпионские версии, «сливаемые» из спецслужб, вскоре после того, как Сердюкова сняли, поведало об особой роли шефа департамента военного образования Екатерины Приезжевой в его ОПГ. Приведу эту версию с небольшими сокращениями:
«Любая преступная группа, расхищающая денежные средства в особо крупных размерах, нуждается в их сохранении. Теория такова: суммы, которые можно похитить, с учетом гигантских трат на оборону – фантастически велики. Спрятать их внутри страны – практически невозможно, так как это будет сильно бросаться в глаза. Естественно, и вопрос сохранности средств внутри России сомнителен: карьера чиновника непостоянна, и с потерей должности становится вероятной не только потеря «кормушки», но и потеря награбленного за время нахождения в должности. Преступная группа, похищающая по‑настоящему крупные средства, неизбежно сталкивается с необходимостью вывозить их за рубеж и пристраивать там. Такой организованной группе просто необходимо доверенное лицо, часто курсирующее за рубеж (а кому еще такую деликатную миссию поручишь?). Если говорить о деятельности руководства Министерства обороны, то среди перечисленных лиц есть «выездной» человек. Это все та же Екатерина Приезжева. Говорят, ее поездки за границу происходят не просто часто, а очень часто. Причем, как пишут в СМИ, ее встречают там представители различных зарубежных структур – как государственных, так и общественных.
И еще из теории: как известно, в западных спецслужбах широко практикуются вербовки иностранных чиновников, вывозящих заработанные коррупционным путем деньги. «Вычислить» таких несложно: в анкете на получение визы их место работы отражено, а суммы, которыми за рубежом оперируют эти люди, начинают обращать на себя внимание и по ту сторону границы. После чего с чиновником, представляющим интерес, может быть проведена вербовочная беседа. Ему может быть сделано нехитрое предложение выбрать: или арест активов за рубежом и разбирательство, с официальным обращением в правоохранительные структуры родной страны коррупционера, или – «зеленый свет» в делах складирования денег, но в обмен на информацию служебного характера и общее содействие спецслужбам страны, принимающей деньги коррупционера.
Можно ли себе представить, что Приезжева, заведомо известная как доверенное лицо министра обороны РФ и чиновница, допущенная к секретам армии, не представляет интереса для западных спецслужб? Предполагается, что практически невозможно.
Давайте, под этим углом зрения посмотрим на некоторые особенности из профессиональной жизни Приезжевой.
1. Как считают источники в Минобороны, виза даже в «сложную» западную страну (вроде США или Великобритании) делается для Приезжевой очень быстро. Она может просто позвонить в консульство – и по звонку решить вопрос положительно.
2. Приезжева, прикрывая свои действия внешне правильными речами (ничуть не убеждающими профессионалов), как предполагают, фактически развалила систему подготовки новых кадров для армии. Армия без новых кадров существовать не может. Это даже не вопрос боеспособности армии, это уже вопрос самого ее существования.
3. С какой‑то целью Приезжева активно пыталась получить контроль над двумя ведущими НИИ военной тематики. Безусловно, независимые эксперты пока не могут на основании этих догадок и косвенных признаков обвинить Екатерину Приезжеву в тяжких преступлениях. Но в России есть специальные службы, которым по силам проверить – насколько высказанные догадки соответствуют реалиям. Ведь чем‑то же занимается Приезжева во всех этих зарубежных поездках? Не о продажах же предварительно опустошенных зданий военных образовательных учреждений ее там могут спрашивать новые друзья?» (FLB.ru).
Против Приезжевой было возбуждено дело в рамках расследования афер «Оборонсервиса», но ФСБ не имело к этому никакого отношения. Тем не менее, наблюдения агентства FLB не с потолка были взяты. В ФСБ могли получить сведения о том, что «общак», вывезенный за границу мошенниками из Минобороны, был обнаружен какими‑то западными спецслужбами. Для этих служб счета Приезжевой и счета ее коллег и подельников в зарубежных банках, как показало «дело Магнитского», уж точно не были секретом. Про наших чиновников там знают все – где счет, сколько на него положили и каким образом – налом, переводом или чеком. Приезжеву предположительно могли шантажировать, если только она действительно была курьером сердюковской ОПГ, и ее взяли с поличным с крупной суммой наличными не в Шереметьево, где ее не проверяли, а при пересечении какой‑то западной границы. А такие курьеры со служебными, а то и с дипломатическими паспортами по мелочам валюту не возят – у них в кейсах как минимум миллион «зеленых». С грузом наличных некоторые чиновные господа попадались, и не раз. Видимо, это и имел в виду автор FLB.
В последнее время, однако, VIPы Эрефии так уже не рискуют, ибо механизм отмывания денег и перевода их в западные респектабельные банки у них давно отлажен. У сердюковских «наложниц» были свои каналы вывода и отмывания денег. Они появились уже в начале 2000‑х, в том числе с помощью тех же «тамбовских». В 2013 г. в преступных операциях по обналичке и отмыванию денег с дальнейшим их выводом за рубеж были уличены лишенные Центробанком лицензий «Мастер‑банк» и группа его банков‑клонов, а затем и другие «обнальщики». «Доверенных лиц» вроде Приезжевой ловят, как правило, на покупке очень дорогой недвижимости, либо при расплате за нее наличными, либо после выяснения полного несоответствия дохода такого покупателя (а этот доход официально указывается при оформлении визы) со стоимостью его приобретения. И тут вербовка уже идет как по маслу. Судя по всему, проверка того, «насколько высказанные догадки соответствуют реалиям» была все же российскими спецслужбами проведена. Не могли их не насторожить и данные погранслужбы о вылетах сердюковских «наложниц», включая Васильеву и Сметанову, за рубеж на самолетах Минобороны с аэродрома «Чкаловский».
Дело тут, видимо, куда серьезнее, о чем я могу судить по тем утечкам в прессу, которые, скорее всего, были организованы кем‑то с Лубянки. Там, конечно, не прошли незамеченными аферы сердюковских налоговиков и их скупка недвижимости за границей при явном участии криминала. И в своих собственных рядах ФСБ обнаружила подельников налоговой мафии и, видимо, получила от них определенные сведения, прежде чем их отправили за решетку. История с обналичкой незаконно выплаченных НДС через питерские и московские налоговые инспекции в 2006–2009 гг. с последующим выводом этих грязных денег за границу «на отмыв», достаточно убедительно говорит о том, что без помощи криминала, а то и некоторых зарубежных спецслужб, вывести порядка 40 миллионов долларов не куда‑нибудь, а в традиционно щепетильные швейцарские банки и через них оплатить виллы и квартиры в Эмиратах и в Черногории, было бы невозможно. А ведь целые палаццо, виллы и квартиры, яхты и личные вертолеты приобретались не только там, но и в Европе, и в США, по всему миру. Тут еще нашим следакам придется крепко попотеть, чтобы когда‑нибудь все это обнаружить и задекларировать. В ходе расследований ряда уголовных дел, связанных с воровством в Минобороны, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД РФ выявило структуру вывода награбленных денег в офшоры. В феврале 2013 г. МВД сообщило о задержании группы мошенников, занимавшихся незаконным обналичиванием денег. Четверо из этой группы «обнальщиков» признались в незаконных банковских операциях с самого начала следствия. Организатора схемы посадили под домашний арест, и, конечно, все они дали подписку о невыезде. По данным МВД РФ, помимо прочих, через них отмывали деньги и фигуранты уголовного дела о крупных хищениях военного имущества структурами «Оборонсервиса». «Услугами участников группы, как правило, пользовались различные коммерческие организации, получающие денежные средства из федерального бюджета Российской Федерации, в том числе по контрактам с Минобороны России», – говорилось в сообщении ГУЭБиПК. По данным следствия, в группу входили сотрудники нескольких финансово‑кредитных учреждений и коммерческих организаций. Для реализации схемы они создали более 50 фирм‑однодневок, на счета которых переводились деньги, предназначенные якобы для оплаты товаров и услуг. После этого деньги обналичивались и выводились в офшоры. Комиссия составляла 3–5 % от каждой банковской трансакции. Всего с помощью этой схемы мошенниками было обналичено более 800 млн. руб. Но это только то, что следователи МВД успели обнаружить к моменту ареста сердюковских «обнальщиков». А это уже было куда серьезнее, чем ловля рыбки в мутной воде коррупции под Астраханью.
6 ноября 2012 года Путин своим приказом все‑таки освободил Сердюкова от должности министра обороны, назначив на его место Сергея Шойгу. Президент сослался на «обстановку, которая, к сожалению, сложилась в последнее время вокруг Министерства обороны». По его словам, целью увольнения было – «создать необходимые условия для объективного расследования». Но такое объяснение многие обозреватели нашли, по меньшей мере, сомнительным. Во‑первых, для «создания необходимых условий» вполне можно было бы ограничиться отстранением Сердюкова от должности на период следствия – такой способ часто используется при расследовании злоупотреблений чиновников на местах, пишет Openspace.ru. «Во‑вторых, эта версия не объясняет главного: почему вообще был дан ход делу «Оборонсервиса» (в конце концов, и не такое успешно заминали) и почему под ударом оказался человек, до сих пор считавшийся верным членом путинской команды?» Конечно, ни шеф СКР Бастрыкин, ни главный военный прокурор Фридинский, ни глава МВД Колокольцев не относятся к категории чиновников‑камикадзе, готовых пожертвовать в любую минуту своей карьерой ради торжества справедливости и кинуться в бой с коррупционерами из «питерского клана». Если они в этот бой и кинулись, то не только по указанию, но и по сценарию, спущенному сверху. Предусматривал этот сценарий посадку «маршала Табуреткина», его любовниц и «наложниц», либо наверху с самого начала решили, что эти посадки будут точечными и ключевые фигуры «Великого ограбления Минобороны» не затронут, никто не мог сказать до вынесения первых приговоров. А с этим не особенно торопились. Почему?
Думаю, что ответ на этот вопрос знает только один человек, открывший этот «ящик Пандорры». В отличие от Уотергейта, который стоил Ричарду Никсону президентского поста, в «Сердюков‑гейте» напрямую президент РФ не замешан. И Путин, и Медведев знают Сердюкова еще по Питеру – Марина Салье вспоминает, что часто видела Сердюкова в их компании в Комитете по внешним связям. Видно совместные дела их связывали еще тогда. К 2007 году, судя по истории с незаконным возвратом НДС, при Сердюкове завершилось создание налоговой составляющей системы обнала и увода денег за рубеж, а там и их отмывания. Любопытные факты обнародовал еженедельник «Совершенно секретно». В его распоряжении оказались регистрационные данные того самого офшора, через который была куплена квартира для сестры экс‑министра Пузиковой. Речь идет о кипрской компании Zapadni Enterprises Limited. Так вот, этот офшор зарегистрирован на Кипре под номером 178477 20 июня 2006 года (действует и в настоящее время), т. е. еще до того, как Сердюков был назначен министром обороны в 2007 году. Ни до, ни после этого Сердюков не терял свой контроль над своими «обнальщицами» в ФНС.
Сердюков в ближайший круг Путина не входил, хотя и пользовался его покровительством. Путин, конечно, много знал о том, что творил этот тип в военном ведомстве, но ни разу его не одернул. Он терпел его почти пять лет. Почему? Только потому, что они вместе ездили на рыбалку под Астрахань, где Сердюков со своим зятем Пузиковым отгрохали на деньги Минобороны элитный «дом рыбака»? Или потому, что «Спецстрой России», бывший под командованием «Маршала Табуреткина», работал, когда требовалось, в паре с Управлением делами президента? Среди «своих», как утверждают знающие люди, которые, как подавляющее большинство тех, с кем мне приходилось беседовать в ходе работы над этой книгой, решительно сохраняют свою анонимность, Сердюков не раз говорил, что Путин ему обязан. Уже тем, что именно он, будучи шефом налоговой службы, помог упрятать в тюрьму Ходорковского и Лебедева и разорить ЮКОС. Думаю, там были и другие общие интересы, о которых мы вряд ли скоро узнаем. Но всему есть предел.
По данным РБК daily, ни Сердюков, ни Шойгу о переменах в своей судьбе не знали до последнего момента. Сердюков вместе с главой МИДа Сергеем Лавровым в конце октября 2012 г. летал в Париж на деловую встречу с французскими коллегами, а на обратном пути в самолете бодро общался с журналистами на тему дальнейшего реформирования армии. Но, когда они прилетели в Москву, у трапа Сердюкова встретили сотрудники ФСБ. Именно они и привезли его на первую встречу со следователями, которую в прессе не рекламировали. Видимо, тогда Путин уже принял решение отправить Сердюкова в отставку, приказ лежал у него на столе, но еще не был подписан.
В печать просочились любопытные детали обыска, проведенного в квартире Васильевой 25 октября 2012 г. Слил их в теледебатах самый доверенный рупор Лубянки депутат Хинштейн (Утро. Ру. 08.11.2012; Lifenews.ru). По его версии, на квартиру Васильевой следователи пришли где‑то около шести часов утра. Но дверь им открыла не она, а лично министр обороны в китайском шелковом халате, сонный и злой. Услышав, зачем пожаловала бригада, закрыл входную дверь, и через двадцать минут прибыло около 80 бойцов спецназа ГРУ, которые блокировали весь дом. Видимо, генерал Макаров, шеф Генштаба постарался. Встали стенка на стенку. Никто никого не выкидывал в окна и двери. Но два часа следователи и спецназ выжидали команды свыше. И дождались. Спецсназ ГРУ ретировался. Сердюкова из квартиры вышвырнули, хотя он и предлагал себя в понятые. Васильеву после завершения обыска тоже (она прямиком рванула в больницу). Эту версию из Интернета быстро сняли и Хинштейн ее больше не излагал. Такой сор из избы в Ново‑Огарево выносить не хотели.
Точно, однако, известно, что из квартиры Васильевой Сердюков помчался к Путину за защитой. Тот его принял весьма холодно и посоветовал ему «сотрудничать со следствием». Ошарашенный Сердюков помчался в «Оборонсервис», где на всех этажах следователи уже несколько часов подряд изымали документы. Сердюков все еще не верил, что потеряет портфель министра, и вел себя, как всегда, нагло, особенно с журналистами. Одним из первых его заявлений 25.10.2012 было: «Любые публичные заявления о размерах ущерба и причастности к ним конкретных должностных лиц холдинга ОАО «Оборонсервис», которые высказываются до окончания следствия, являются не более чем версиями». Он был прав – следователи еще не представляли себе истинные масштабы хищений. Потом он начал всем рассказывать, что ни о каких злоупотреблениях в «Оборонсервисе» не знал, а если там таковые были, то в этом виноваты его подчиненные. Так «рыцарь женского батальона» заранее сдал всех своих «наложниц», включая Васильеву, главную фигурантку в деле «Оборонсервиса». А потом и к жене – дочери экс‑премьера Виктора Зубкова – вернулся.
На коллегии Минобороны в феврале 2013 г. Путин всячески уходил от разговора о виновности Сердюкова в коррупционных делах в «Оборонсервисе» и других подразделениях министерства, несмотря на то, что на коллегию был приглашен генеральный прокурор Ю.Чайка. Он не стал обвинять его даже в халатности. А генералы и офицеры, собравшиеся на коллегию, явно ждали, что же скажет по этому поводу Верховный Главнокомандующий. Но он так ничего и не сказал в осуждение своего проворовавшегося ставленника. Прозвучали только общие слова – будут наказаны все виновные, независимо от должности. А суд разберется. По крайней мере, больше в прессу о его оценке «Сердюков‑гейта» не просочилось ни слова. Но ведь все знают, что, когда ему нужно кого‑то заклеймить, Путин в выражениях особенно не стесняется и не оглядывается на наш «независимый суд». Можно вспомнить его фразу о Ходорковском и Лебедеве перед их вторым процессом – «У них руки в крови!». Как юрист, Путин должен был знать, что без соответствующего вывода суда такими обвинениями не бросаются, ибо за это судят.
Что касается реакции Медведева на отставку Сердюкова, то он не переставал его расхваливать: «Сердюков был эффективным министром обороны, это проявилось в ходе преобразований, которые он проводил в вооруженных силах и во время конфликта в Южной Осетии». И это все звучало на фоне едва ли не ежедневных сообщений из Следственного комитета о все новых и новых разоблачениях воров из Минобороны.
Даже те, кому доступ в коридоры власти накрепко закрыт, понимали, что в этот общероссийский скандал замешано столько высокопоставленных лиц Эрефии, что он воспринимается как дело о злоупотреблениях всего российского чиновничества, погрязшего в коррупции и воровстве. А это грозит нынешнему режиму уже не только Болотной площадью. Вот поэтому, как очень метко подметил один из моих коллег, «система власти, выстроенная сегодня в России, по типу управления все больше напоминает правление византийского басилевса. Ни один шаг не должен быть окончательным, и ни одно действие не может преследовать лишь одну цель». Иначе говоря, участь власть предержащих, как и встарь, решается по принципу «Казнить нельзя помиловать». Кто‑то должен поставить судьбоносную запятую. Но никто не торопился. Почему не торопились, отчасти объяснила публикация на сайте еще одного близкого к ФСБ Интернет‑ресурса – Агентства политических новостей (АПН – не путать с РИА‑Новости).
Автор этого АПН Василий Смирнов в своей статье «Контрразведка готовит Сердюкову и Медведеву «Дело Мистралей»?» напрямую связал нашего Айфончика с зарубежными аферами Сердюкова. Он утверждал, что и российская контрразведка в ходе ревизии международных контактов бывшего министра обороны нашла тому подтверждения. Как уже говорилось, Анатолий Сердюков испытывал многим непонятную слабость к закупкам зарубежных вооружений и военной техники, за что его постоянно критиковали в России – ведь эти его контракты били, прежде всего, по отечественному ОПК. Практически каждый его контракт такого рода сопровождался скандалами и намеками на наличие в нем коррупционной составляющей. «Самым громким, долгоиграющим и дорогостоящим для России был скандал вокруг закупки у Франции абсолютно ненужных нам, по мнению экспертов, вертолетоносцев «Мистраль», – пишет В.Смирнов. – Контракт стоимостью в несколько миллиардов евро был пролоббирован лично тогдашним президентом Франции Николя Саркози и одобрен лично тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым».
По мнению редактора авторитетного журнала Moscow Defense Brief Константина Макиенко, «масштабные межгосударственные проекты по закупке вооружений часто сопровождаются «комиссионными». Так президент Белоруссии Александр Лукашенко однажды признался публично, что один из считающихся близких к Дмитрию Медведеву коммерсантов предлагал ему «откат» в 5 млрд, долларов за льготные условия приватизации ряда белорусских предприятий, от чего «батька» гневно отказался. Со сделки с «Мистралями» минимальной стоимостью в 1,2 млрд, евро даже 1 % составит 12 млн. евро. Макиенко же напоминает, что изначально цена контракта с французами держалась на уровне 980 млн. евро. А для французских ВМС такие корабли строятся и вовсе за 400 млн. евро, то есть в два с лишним раза дешевле той суммы, за которую «Мистраль» в конечном счете продали России. «Но произошло вмешательство политического руководства России, в лице бывшего президента Медведева, которое обязало Министерство обороны заключить этот контракт в двухнедельный срок… Таким образом… российский налогоплательщик потерял 220 млн. евро», – отмечал в связи с этим К. Макиенко.
«Если прямые потери для российской казны, по оценкам экспертов, могли составить 220 млн. евро, то какими могли быть «комиссионные» и кому они могли предназначаться – вполне себе предмет для пристального изучения контрразведчиками, – отмечал автор АПН. – По некоторым сведениям, российские контрразведчики уже давно собирали материал о злоупотреблениях и вероятных коррупционных схемах, сопровождавших подписание контракта по «Мистралям». Но дать ход этому делу не представлялось возможным, поскольку это нанесло бы серьезный репутационной удар не только по Анатолию Сердюкову, но и по Дмитрию Медведеву, сменившему пост президента РФ на кресло премьер‑министра. Однако бесконечно замалчивать эту ситуацию также не представлялось возможным. Тем более что встречное расследование внезапно начали и французские спецслужбы, проводившие пристальную ревизию деятельности бывшего президента Франции Николя Саркози. Более того: французская сторона на неформальном уровне якобы изъявила желание предать огласке некую документальную информацию о том, почему именно руководство Минобороны РФ при деятельном непротивлении Дмитрия Медведева в ходе сделки по «Мистралям» не только не помешало нанесению экономического ущерба Российской Федерации, но и непосредственно способствовало этому» (Василий Смирнов. Контрразведка готовит Сердюкову и Медведеву «Дело Мистралей»? Агентство политических новостей, 7‑11‑2012). К Саркози у французского правосудия после того, как он проиграл очередные президентские выборы 2012 г. было немало претензий. Сообщалось, что он брал деньги на свою предвыборную кампанию не только у французских миллиардеров, но даже у ливийского лидера Муаммара Каддафи. Наши штирлицы поэтому вполне могли заподозрить, что «Сарко» действительно мог взять солидный «откат» и у Сердюкова с Медведевым.
Символично, что свой последний зарубежный визит в статусе министра обороны Анатолий Сердюков совершил именно во Францию. Когда в России уже вовсю разгорался скандал вокруг «Оборонсервиса», Сердюков в Париже расхваливал французскую экипировку, бронетехнику и боеприпасы. Там же, как писал «Московский комсомолец» в октябре 2012 г., Сердюков договорился о закупке у французов пятидесяти «генеральских вертолетов» Eurocopter. Нельзя исключать, что одной из истинных целей той «прощальной» поездки Сердюкова в Париж была попытка заблокировать или хотя бы отсрочить развитие скандала по «Мистралям». Одной лишь контрразведке теперь может быть известно, какие условия этого и с кем именно могли обсуждаться. Ознакомившись со всеми этими фактами и предположениями, на них основанными, во властных структурах вполне могли уже тогда заподозрить Сердюкова в том, что, выводя с помощью своего ОПГ наворованные миллионы за рубеж, он готовит себе заграничный плацдарм по примеру «наложницы» Степановой, обосновавшейся на Пальмовом Острове в Дубай. Министра обороны вполне могли заподозрить в том, что он готовился к побегу и к хорошо обеспеченной жизни со своей любовницей за бугром. Не исключено, что об этом всерьез задумались и на Лубянке, и в Кремле, что и привело, в конце концов, к отставке Сердюкова. Но почему его выпустили во Францию еще раз в декабре 2012 г., когда вовсю уже шло следствие по тем делам, где он уже проходил свидетелем? Ответа на этот вопрос нет. Ясно только, что подобную свободу Табуреткин мог получить лишь по высочайшей индульгенции из Кремля, либо непосредственно от Медведева, который тогда все еще был президентом.
Для лидера социалистов Франсуа Оланда, сменившего Николя Саркози на посту президента Франции в 2012 г., «дело Мистралей» стало козырем против него и поводом для дискредитации его правой партии. Поэтому, когда в Париж через месяц после того, как там побывал Сердюков, Дмитрий Медведев прибыл с официальным визитом, Оланд на эту тему с ним вообще не стал говорить – расследование сделки Саркози по продаже «Мистралей» России тогда шло уже полным ходом.
После скандала с делом «Оборонсервиса», по которому Сердюков проходил свидетелем, внимание от причастности Медведева к делу о «Мистралях» было отвлечено. Вероятные разоблачения французов могли после этого премьера не волновать. К тому же, после отставки Сердюкова его можно было в любой момент сделать «крайним» по любым вновь открывшимся обстоятельствам, включая «дело о закупке «Мистралей». Но и с этим не торопились. Вокруг этих кораблей столько подводных камней, что появились опасения вообще не увидеть их в составе российского флота, особенно после того, как в разгар крымского кризиса президент Оланд, следуя указке из Вашингтона о санкциях против России, объявил о прекращении с ней военного сотрудничества. Потом слово «прекращение» поменяли на «приостановление», когда вице‑премьер Рогозин пригрозил истребовать уже уплаченные за «Мистрали» деньги…
По мере того как разворачивалось дело «Оборонсервиса», а это продолжалось с осени 2012 года и весь 2013 год без каких‑либо обвинений экс‑министра, в прессе то появлялись сообщения о скорой амнистии Сердюкову, то об ужесточении позиций Следственного комитета, где время от времени обещали, что вот‑вот «усилят» какую‑нибудь статью Сердюкову и его, наконец, посадят. Этакие колебания хорошо дирижируемого правосудия Эрефии показывали, что властные кланы занимаются перетягиванием каната в борьбе за право оставить себе либо заполучить себе награбленное Сердюковым и его командой. Клан Медведева явно не спешил окончательно «сдавать» своего многолетнего соратника и подопечного. Окружение Дмитрия Медведева вскоре после отставки Сердюкова распространило информацию о том, что он якобы подал прошение об отставке сам (а не был уволен, как объявил Путин во всеуслышание), и что его деятельность на посту министра в целом оценивается премьером позитивно – еще один открытый вызов Путину. Просто так это не делается.
10 февраля 2014 г. главные газеты РФ вышли с сенсационным сообщением о том, что Дмитрий Медведев под конец своего президентства в марте 2008 г. удостоил Сердюкова, а вместе с ним и генерала Макарова, звания Героя России, которое теперь якобы дает ему право на амнистию. Администрация президента, правда, в тот же день официально опровергла этот слух, но народ в него поверил. Дыма без огня не бывает. 26 февраля появилось сообщение, что Сердюков все же был удостоен боевой награды «за участие в боевых действиях в Южной Осетии», хотя и не уточнялось, какой. Как бы то ни было, он – орденоносец и потому вполне подлежит амнистии. Медведева с Сердюковым связывают давние отношения. Не случайно министр обороны был награжден почетной грамотой Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (2 апреля 2008 года) – за активное содействие и существенную помощь в организации и проведении выборов Президента Российской Федерации, т. е. Медведева. (Московский комсомолец, 10.02.2014). Известно, что люди в погонах в 2008 году, как по приказу, голосовали именно за него. Ясно, от кого такой приказ мог исходить.
Председатель Международного Антикоррупционного Комитета (МАК) Валерий Морозов, выступая у микрофона «Эха Москвы», высказал свою точку зрения на подоплеку «дела Сердюкова» и на связь министра обороны с Медведевым:
«Приказал Сердюкову идти на Министерство обороны именно Путин, который назначил Сердюкова перед своим уходом с поста Президента РФ, – напомнил Морозов. – То есть он назначил Сердюкова министром МО для президента Медведева. Это можно объяснить, прежде всего, тем, что Сердюков, как зять Зубкова, которого Путин взял в качестве своего зама в Правительство, то есть поближе, под контроль, никогда не мог бы поддержать личные амбиции президента Медведева ресурсами Министерства обороны, именно в силу своей непопулярности среди военных. Путин, как и Медведев во время его президентства, получал информацию о ситуации в Министерстве обороны, как по каналам спецслужб, Счетной палаты, так и через Зубкова, – утверждает Председатель МАК. – Ситуация в МО, повальное воровство и хищения должны были быть известны Путину до его возвращения на пост Президента РФ и Главнокомандующегов 2012 г. (то есть до возбуждения дела «Оборонсервиса» в сентябре 2012 г. – В.Б.). Следует учесть, что Главнокомандующему докладывают о положении дел в Министерстве обороны регулярно. Счетная палата проверяет его не раз в пять лет, а постоянно, по направлениям и отдельным структурам МО. Оборонный блок курирует отдельный аудитор Счетный палаты в ранге министра. Претензий к аудитору и самой Счетной палате нет. Это означает, что Медведев знал о том, что происходит в МО и окружении Сердюкова.
Однако, Сердюков Медведева, по каким‑то причинам, устраивал. Другими словами, Медведев его прикрывал. То есть они были связаны. Напрямую или через кого‑то в ближайшем окружении Медведева. Делился ли Сердюков с Медведевым «доходами» с «поляны» или выполнял задание последнего по финансированию и обеспечению особых, личных, скорее всего политических проектов Медведева? – спрашивает Морозов. – Ответ на этот вопрос очень важен. Если это были личные, шкурные интересы, то, я думаю, что Путин вряд ли бы вытащил это дело на обзор общественности. Значит, у Медведева были личные политические или финансовые проекты, для которых он выстраивал свою «вертикаль», не подконтрольную Путину. И Сердюков оказался звеном в этой «вертикали».
А это уже принципиально: таких независимых от Путина вертикалей, исходящих из Кремля, не должно быть. За это, по правилам нынешнего режима, следует жесткое наказание. Более того, в нынешней социально‑политической ситуации, при быстро растущем недовольстве населения коррупцией и неэффективностью государства и экономической системы, Путину нужно показательное наказание. Не только для того, чтобы успокоить население, но и чтобы тому, кто последует за Медведевым и станет следующим «выбором» Путина в качестве преемника, и его будущему окружению стало ясно, что независимых от Путина кремлевских вертикалей власти и денежных потоков не должно быть», – заключает Морозов. (Эхо Москвы, 30.04.2013).
Затягивая следствие по делу «Оборонсервиса» и постепенно выводя Сердюкова из‑под удара, оба властных клана заботились и о собственной безопасности. Слишком много знал «Маршал Табуреткин». И слишком большую силу набрал. Ведь за короткий срок он сменил всю руководящую верхушку Вооруженных Сил России и поставил на ключевые посты своих людей. И кто знает, как он мог использовать такие возможности. Путину, конечно, донесли, что вскоре после его совместного визита с Медведевым на сердюковскую базу отдыха под Астраханью в августе 2011 г., Медведев туда вновь приезжал, но уже со своей супругой Светланой, которая в то время мобилизовала все свои связи и делала все возможное, чтобы Медведева избрали на второй срок. И вся прослушка с тостами Сердюкова «За нашего президента!» легла Путину на стол. Может быть, это все и решило.
К Сердюкову приставили круглосуточную охрану под тем благовидным предлогом, что он хранитель многих государственных секретов, посадили в «мерседес» с «мигалкой» и отправили на самые задворки российской оборонки – руководить заштатным заводиком в системе «Ростехнологий», где уже не было ни кремлевских «вертушек», ни горячей связи с прежде послушным ему генералитетом. На войне как на войне.
|