Охране земель посвящена глава II ЗК РФ. Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ). Таким образом, мы можем выделить три направления охраны земель:
– предотвращение загрязнения, истощения, порчи и т. д.;
– восстановление земель;
– улучшение земель.
В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 16.07.1998 № 101‑ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» загрязнение почв – содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения. Деградация почв представляет собой совокупность процессов, приводящих к изменению функций почвы как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее свойств и режимов, снижению природно‑хозяйственной значимости земель[1].
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы – частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв[2].
В целях охраны земель в соответствии со ст. 13 ЗК РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия:
1) по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Сохранения почв и их плодородия – одна из основных и важнейших обязанностей правообладателей земельных участков. В соответствии со ст. 8 правообладатели земельных участков обязаны:
– осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
– соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании пестицидов и агрохимикатов;
– содействовать проведению агрохимического, почвенного, фитосанитарного и эколого‑токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
– информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельхозназначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании и др.
В Российской Федерации ведется государственный учет показателей земель сельхозназначения. Государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводится в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии плодородия указанных земель[3]. Законодатель закрепил порядок государственного учета состояния плодородия земель в приказе Минсельхоза России от 04.05.2010 № 150 «Об утверждении Порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Ухудшение состояния земель в результате водной и ветровой эрозии, иных негативных физических изменений, загрязнений химическими веществами является на сегодняшний момент серьезной проблемой. В соответствии с Федеральным законом от 18.06.2001 № 78‑ФЗ «О землеустройстве» одной из целей землеустройства являются мероприятия по изучению состояния земель. Для реализации этой цели проводятся геоботанические, почвенные и другие обследования и изыскания, в результате которых выявляются факты ухудшения состояния земель.
Одно из действенных средств повышения продуктивности, увеличения плодородия земель является мелиорация. В Российской Федерации принят Федеральный закон от 10.01.1996 № 4‑ФЗ «О мелиорации земель», в котором дано определение мелиорации – это коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. В зависимости от того, какие проблемы необходимо решить для улучшения состояния земельного участка, каковы физические, химические, биологические характеристики земельного участка, к нему будут применяться различные типы мелиорации. Типы и виды мелиораций закреплены в главе II ФЗ «О мелиорации земель». Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв. Данный тип мелиорации выбирают, когда нужно решить проблему, например, с излишне увлажненными или, наоборот, засушливыми землями. Для этого проводят мероприятия по отводу воды или, наоборот, подачи воды через мелиоративные системы.
Агролесомелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений[4]. Выделяют несколько видов агролесомелиорации, которые применяются также в зависимости от поставленных задач. Противоэрозионная мелиорация используется для защиты земель от эрозии. Защита обеспечивается путем посадки лесных насаждений на берегах рек, на оврагах, на песках и т. д. Полезащитная мелиорация проводится путем посадки лесных насаждений по границам севооборотов, вдоль границ земель сельскохозяйственного назначения для защиты от неблагоприятных явлений техногенного, антропогенного и природного происхождения. Пастбищезащитная мелиорация осуществляется в целях недопущения негативных изменений земель пастбищ путем посадки и выращивания лесных насаждений.
Культуртехническая мелиорация проводится в целях коренного улучшения земель, путем расчистки земель от растительности, пней, мха, кочек, камней и иных предметов. В некоторых случаях хорошую результативность показывают проведенные мероприятия по глинованию, рыхлению, пескованию и т. п. Могут проводиться и другие культуртехнические работы.
Для улучшения химических и физических свойств земель проводится химическая мелиорация. Этот тип мелиорации земель осуществляется путем гипсования почв, известкования почв и фосфоритования почв. Например, известкование почв приносит положительные результаты, когда необходимо снизить степень кислотности почв, для чего в нее добавляют известковые удобрения.
Проведение мелиоративных мероприятий осуществляется как при реализации федеральных и региональных программ по мелиорации земель, так и по заказу правообладателей земельных участков.
Рекультивация земель является одним из способов восстановления земель. Рекультивация необходима для восстановления нарушенных земель, например, в процессе недропользования, с целью вовлечения этих земель в хозяйственный оборот. Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» утвердило Основные положения о рекультивации земель. В соответствии с данным постановлением был принят приказ Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее – Приказ № 525). Данный приказ определил, что нарушенными считаются земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности, а также закрепил понятие «рекультивация земель» – это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно‑хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.
На основании Приказа № 525, рекультивации подлежат земли, нарушенные:
– при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа;
– прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно‑изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;
– ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;
– складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;
– строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);
– ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;
– проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, осуществляется на основании проекта рекультивации земель. Данный проект в обязательном порядке должен получить положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Рекультивация нарушенных земель может проводиться путем выполнения следующих работ:
– снятие, транспортировка и складирование (при необходимости) плодородного слоя почвы;
– нанесение на рекультивируемые земли потенциально плодородных пород и плодородного слоя почвы;
– ликвидация промышленных площадок, транспортных коммуникаций, электрических сетей и других объектов, надобность в которых миновала;
– очистка рекультивируемой территории от производственных отходов, в том числе строительного мусора, с последующим их захоронением или складированием в установленном месте;
– приобретение и посадка саженцев и т. д.
Для организации приемки (передачи) рекультивированных земель, а также для рассмотрения других вопросов, связанных с восстановлением нарушенных земель, рекомендуется создание решением органа местного самоуправления специальной Постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель (далее именуется – Постоянная комиссия), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Государственное статистическое наблюдение за нарушенными землями, снятием и использованием плодородного слоя почвы проводится органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании постановления Правительства РФ от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота», в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий осуществляется консервация земель с изъятием их из оборота.
На основании вышеуказанного Положения допускается консервация земель, подвергшихся негативным (вредным) воздействиям, в результате которых происходят деградация земель и ухудшение экологической обстановки, а также загрязненных земель, использование которых приводит к негативному воздействию на здоровье человека, в том числе:
а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно‑растительным покровом;
б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;
в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Предложения по консервации земель, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности рассматриваются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответственно. Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.
На основании принятого решения о консервации земель разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.
Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с принятым решением об их консервации, сохраняются за собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков либо переводятся в земли запаса в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. К таким программам относится, например, программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 922 «О федеральной целевой программе «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы».
Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно‑гигиенических и иных норм и требований. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 23.11.1995 № 174‑ФЗ «Об экологической экспертизе», в котором в ст. 11 в качестве объектов экологической экспертизы указаны проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I–V классов опасности.
Для реализации мероприятий по охране земель, при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. В случае невыполнения этих требований виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Для оценки состояния земель устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и др., а также проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.
Права и обязанности собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков закреплены в главе VI ЗК РФ.
В соответствии со ст. 40 и 41 ЗК РФ к правам правообладателей земельных участков относятся:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно‑бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно‑гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно‑гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации. В случае передачи земельного участка собственником в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное пользование право собственности на посевы и посадки и другую сельскохозяйственную продукцию, как и на доход от её реализации получает арендатор, землепользователь или землевладелец соответственно.
К обязанностям правообладателей земельных участков в соответствии со ст. 42 ЗК РФ относятся:
1) использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
2) сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
3) осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
4) своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
5) своевременно производить платежи за землю;
6) соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно‑гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
7) не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
8) выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
[1] П. 2.1.1 письма Роскомзема от 27.03.1995 № 3‑15/582 «О Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель» (вместе с «Методическими рекомендациями по выявлению деградированных и загрязненных земель», утв. Роскомземом 28.12.1994, Минсельхозпродом России 26.01.1995, Минприроды России 15.02.1995).
[2] Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 № ВК‑03‑03‑36/14757 (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации»): письмо Росприроднадзора от 23.05.2012 № ВК‑03‑03‑36/6231.
[3] Ст. 15 Федерального закона от 16.07.1998 № 101‑ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
[4] Ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 № 4‑ФЗ «О мелиорации земель».
|