В ст. 5 ФЗ о континентальном шельфе закреплены права РФ на континентальном шельфе. В соответствии с данной статьей Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:
1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;
2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;
3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;
4) юрисдикцию в отношении:
– морских научных исследований,
– защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов,
– прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом ФЗ о континентальном шельфе и нормами международного права.
Права Российской Федерации на континентальный шельф не затрагивают правовой статус покрывающих его вод и воздушного пространства над этими водами.
При осуществлении суверенных прав и юрисдикции на континентальном шельфе Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
Деятельность на континентальном шельфе осуществляется с учетом судоходства, рыболовства, морских научных исследований, других правомерных видов деятельности, а также с учетом обеспечения защиты и сохранения морской среды, минеральных ресурсов и водных биоресурсов.
В границах континентального шельфа могут осуществляться следующие виды деятельности:
1) предоставление участков недр для целей:
– регионального геологического изучения;
– геологического изучения;
– геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов;
– осуществления иных видов пользования недрами, предусмотренных Законом Российской Федерации «О недрах».
2) осуществление рыболовства;
3) создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений;
4) прокладка подводных кабелей и трубопроводов;
5) морские научные исследования;
6) защита морской среды и сохранение природных ресурсов континентального шельфа;
7) захоронение отходов и других материалов.
Под региональным геологическим изучением понимают региональные геолого‑геофизические работы, геологическую съемку, инженерно‑геологические изыскания, научно‑исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр (ст. 6 Закона РФ от «О недрах»).
Под геологическим изучением понимают поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).
Если говорить о таком виде пользования, как геологическое изучение, разведка и добыча минеральных ресурсов, то под минеральными ресурсами понимаются минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, которые относятся к природным ресурсам континентального шельфа.
Предоставление в пользование участков недр континентального шельфа (далее – участок недр) осуществляется без проведения аукциона. Основанием права пользования участками недр континентального шельфа является решение Правительства РФ.
Участок недр, передаваемый в пользование, представляет собой геометризованный блок недр. Поскольку пользование участками недр осуществляется на основании лицензии, то в ней должны быть указаны параметры геометризованного блока недр, а также площадь морского дна с координатами ее границ и глубины недр. В лицензии должны также содержаться сведения о мерах по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций, о мерах, предусматривающих применение технологий и методов ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде в ледовых условиях, при разработке минеральных ресурсов континентального шельфа в ледовых условиях и т. д.
На континентальном шельфе осуществляются промышленное рыболовство, рыболовство в научно‑исследовательских и контрольных целях, рыболовство в учебных и культурно‑просветительских целях, рыболовство в целях товарного рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов в порядке, установленном Федеральным законом от 20.12.2004 № 166‑ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и ФЗ о континентальном шельфе.
В соответствии со ст. 16 ФЗ о континентальном шельфе создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений на континентальном шельфе могут осуществляться:
– для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
– регионального геологического изучения;
– геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов;
– проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов и осуществления рыболовства;
– проведения морских научных исследований;
– иных целей.
Эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе допускаются только при наличии плана, в соответствии с которым осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде (ст. 22.2 ФЗ о континентальном шельфе).
Морские научные исследования могут осуществлять органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ; иностранные государства и компетентные международные организации, а также уполномоченные ими иностранные физические или юридические лица; российские физические и юридические лица (далее – заявители). Заявители обязаны подать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти запрос на осуществление морских научных исследований не менее чем за шесть месяцев до их начала. Запрос должен содержать (ст. 23 ФЗ о континентальном шельфе):
– информацию о характере и целях морских научных исследований;
– программу морских научных исследований, включающую описание методов и средств указанных исследований и технических характеристик таких средств, а также названия, тоннаж, типы, классы судов, подводных обитаемых и необитаемых аппаратов, летательных аппаратов, других транспортных средств, которые будут использованы при проведении морских научных исследований;
– географические координаты районов, в которых планируется проведение морских научных исследований, маршруты следования к указанным районам и от них и т. д.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее, чем через четыре месяца после подачи запроса, направляет заявителю разрешение на проведение морских научных исследований или уведомление об отказе, или о несоответствии предоставленной информации, или о необходимости предоставить дополнительную информацию. Результат морских научных исследований должны передаваться в государственные научные учреждения РФ, вне зависимости от того, кто их проводил.
К мерам защиты и сохранения морской среды на континентальном шельфе относят:
– проведение государственной экологической экспертизы;
– осуществление государственного экологического надзора;
– осуществление государственного мониторинга.
Государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой по охране окружающей среды, и ее проведение обязательно в отношении всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой на континентальном шельфе.
Государственный экологический надзор на континентальном шельфе представляет собой систему мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений международных договоров Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды (ст. 32 ФЗ о континентальном шельфе).
Государственный мониторинг континентального шельфа, являющийся составной частью государственного экологического мониторинга, представляет собой систему регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды, включая морскую среду и донные отложения, в том числе за показателями химического и радиоактивного загрязнения, микробиологическим и гидробиологическим параметрами и их изменениями под влиянием природных и антропогенных факторов (ст. 33 ФЗ о континентальном шельфе).
Захоронение отходов и других материалов возможно только при обеспечении надежной локации этих объектов. Захоронение осуществляется только при наличии разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Некоторые отходы и другие материалы запрещено захоронять на континентальном шельфе. «Извещение мореплавателям» публикует перечень таких отходов и других материалов.
В соответствии со ст. 40 ФЗ о континентальном шельфе лица, осуществляющие пользование природными ресурсами континентального шельфа, захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе, уплачивают налоги, сборы и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
|