В Лесном кодексе РФ в ст. 8 закреплено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, тем не менее, это не так. В соответствии со ст. 3 федерального закона от 04.12.2006 № 201‑ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ «О введении в действие ЛК РФ») земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Поскольку ФЗ «О введении в действие ЛК РФ» обладает большей юридической силой, то мы должны понимать, что не только лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а все земли лесного фонда находятся в федеральной собственности . Не имеет значение, произрастают ли на этих землях леса, лесные насаждения и т. п., или нет. Право собственности на земельные участки в составе земель иных категорий определяется в соответствии с земельным законодательством. Соответственно, если на землях сельскохозяйственного назначения произрастают лесные насаждения, то такой земельный участок, в соответствии с земельным законодательством, может находиться и в государственной, и в собственности субъекта Российской Федерации, и в муниципальной собственности.
В ст. 11 ЛК РФ закрепила право граждан на пребывание в лесах . По своей правовой природе право, которое закреплено в данной статье и гарантируется законодателем, напоминает сервитут. Надо отметить, что законодатель все же не употребляет этот термин. Существует достаточно много исследований, посвященных изучению правовой природы этого права[1] – права граждан на пребывание в лесах, и одни исследователи считают, что это лесной сервитут, другие – что это иное право, но не сервитут. В соответствии с указанной статьей граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, Красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствам. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным ЛК РФ, не допускается.
На практике возникают случаи, когда арендаторы или иные лица, использующие лесные участки, препятствуют доступу граждан на эти участки, осуществлению сбора ягод, грибов и т. д.
В таких ситуациях суды, когда речь идет о нарушении доступа граждан в леса, однозначно встают на сторону граждан[2].
Глава II ЛК РФ посвящена использованию лесов. В соответствии со ст. 24 использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
Использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно‑исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности и иные виды. Леса могут использоваться для одной или нескольких целей.
В соответствии со ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам – в аренду, безвозмездное пользование.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ, если иное не установлено ЛК РФ.
Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование юридическим лицам и в безвозмездное пользование гражданам осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ.
Договор аренды лесного участка. Согласно ст. 72–74 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных ст. 25 ЛК РФ.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от десяти до сорока девяти лет, за исключением случаев, предусмотренных ст. 36, 43–46, п. 3 ч. 3 ст. 74 ЛК РФ. Указанный договор заключается в случаях, предусмотренных ст. 36 ЛК РФ (использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства), на срок от двадцати до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных ст. 43 (использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых), 45 (использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов), п. 3 ч. 3 ст. 74 (заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со ст. 43–46 ЛК РФ) ЛК РФ, на срок до сорока девяти лет, в случаях, предусмотренных ст. 44 (использование лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов), 46 (использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов) ЛК РФ, на срок от одного года до сорока девяти лет.
Срок договора аренды лесного участка определяется в соответствии со сроком использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. При использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации[3], органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением некоторых случаев (ч. 3, 4 ст. 74 ЛК РФ). Например, арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях, если:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81–84 ЛК РФ.
Типовые договоры аренды лесных участков утверждены постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 1003 «О типовом договоре аренды лесного участка».
Помимо договора аренды лесного участка еще одним обязательным документом, на основании которого осуществляется лесопользование, является лесная декларация. Лесная декларация также подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно‑телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены Приказом Минприроды России от 16.01.2015 № 17
«Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме». В лесной декларации отражается информация о лице, подавшем лесную декларацию; о договоре аренды лесного участка или ином документе, в соответствии с которым осуществляется использование лесов; о местоположении лесного участка; об объеме использования лесов; о видах использования лесов, которые предусмотрены договором аренды лесного участка, или иным документом, в соответствии с которым осуществляется использование лесов, проектом освоения лесов на декларируемый период.
На практике договоры аренды лесных участков заключают достаточно часто, например, для заготовки древесины. Нужно отметить, что договор аренды в целях заготовки древесины заключают юридическими лицами или с физическими лицами (для собственных нужд, например, для целей отопления и т. д.). Если же заготовка древесины необходима федеральным государственным учреждениям, то им предоставляются лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или, в исключительных случаях, по договору купли‑продажи (ст. 29.1 ЛК РФ).
Договор купли‑продажи лесных насаждений. По договору купли‑продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К договору купли‑продажи лесных насаждений применяются положения о договорах купли‑продажи, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ. В договоре купли‑продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли‑продажи лесных насаждений не может превышать один год.
Согласно ст. 76 ЛК РФ плата по договору купли‑продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли‑продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы. Минимальный размер платы по договору купли‑продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации[4], органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Плата по договору купли‑продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Заключение договоров купли‑продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81–84 ЛК РФ.
Договор купли‑продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных ст. 19 (мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов) и 30 (заготовка гражданами древесины для собственных нужд) ЛК РФ. При заключении договора купли‑продажи лесных насаждений по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора изменение условий аукциона на основании соглашения сторон договора или по требованию одной из его сторон не допускается. Порядок подготовки и заключения договора купли‑продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержден Приказом Минприроды России от 28.10.2015 № 446 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли‑продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Типовой договор купли‑продажи лесных насаждений утвержден постановлением Правительства РФ от 31.10.2015 № 1178 «О типовом договоре купли‑продажи лесных насаждений». Граждане заключают договоры купли‑продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как мы отмечали выше, и договор аренды лесных участков, и договор купли‑продажи лесных насаждений, в большинстве случаев, заключается по результатам аукциона (торгов). Согласно ст. 79 ЛК РФ организатором аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли‑продажи лесных насаждений (далее – аукцион) является продавец права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или продавец права на заключение договора купли‑продажи лесных насаждений либо действующая на основании договора с этим продавцом специализированная организация.
Продавцами права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли‑продажи лесных насаждений выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли‑продажи лесных насаждений размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно‑телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли‑продажи лесных насаждений. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:
1) об организаторе аукциона;
2) о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов;
3) о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем четырнадцать дней или заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли‑продажи лесных насаждений – не менее чем пять дней;
4) о начальной цене предмета аукциона и т. д.
Организатор аукциона вправе отказаться от проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка не позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за десять дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли‑продажи лесных насаждений. Извещение об отказе в проведении аукциона в течение двух дней размещается организатором аукциона на официальном сайте торгов. Организатор аукциона в течение двух дней обязан известить участников аукциона о своем отказе от проведения аукциона и в течение пяти дней возвратить им внесенные задатки.
Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать:
1) проектную документацию лесного участка;
2) кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений;
3) сведения о величине повышения начальной цены предмета аукциона («шаге аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в размере, не превышающем пяти процентов от начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) и т. д.
Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте торгов, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Основаниями для отказа в допуске к участию в аукционе являются:
1) представление заявки, не соответствующей установленным требованиям;
2) представление заявки лицом, которому в соответствии с федеральными законами не могут быть предоставлены лесные участки;
3) осуществление в отношении заявителя (юридического лица или индивидуального предпринимателя) процедур банкротства;
4) нахождение заявителя – юридического лица в процессе ликвидации или прекращение заявителем‑гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
5) непоступление задатка на счет, указанный в документации об аукционе, после окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В заявке на участие в аукционе указываются наименование, организационно‑правовая форма, местонахождение – для юридического лица, фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства – для индивидуального предпринимателя, а также реквизиты банковского счета. К заявке на участие в аукционе прикладываются документы, подтверждающие факт внесения задатка. Организатор аукциона не вправе требовать от заявителя иных документов.
Заявитель вправе подать только одну заявку на участие в аукционе. Не допускается взимание платы за участие в аукционе.
Заявитель вправе отозвать заявку на участие в аукционе в любое время до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Организатор аукциона возвращает внесенный заявителем задаток в течение пяти рабочих дней с даты получения уведомления об отзыве заявки на участие в аукционе.
Организатор аукциона ведет протокол приема заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, о датах начала и окончания срока подачи заявок, о внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в аукционе. Протокол приема заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона в течение одного дня после даты окончания срока подачи таких заявок. Заявитель становится участником аукциона с момента подписания организатором аукциона указанного протокола.
Заявители, допущенные к участию в аукционе, и заявители, не допущенные к участию в аукционе, уведомляются о принятом решении не позднее дня, следующего после дня подписания организатором аукциона протокола приема заявок на участие в аукционе.
Организатор аукциона обязан вернуть заявителю, не допущенному к участию в аукционе, внесенный этим заявителем задаток в течение пяти дней со дня подписания протокола приема заявок на участие в аукционе.
В соответствии со ст. 80 ЛК РФ аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) на «шаг аукциона». Если после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) ни один из участников не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по начальной цене, аукцион признается несостоявшимся. Организатор аукциона обязан осуществлять аудиозапись аукциона. Любое лицо, присутствующее при проведении аукциона, вправе осуществлять аудио– и видеозапись аукциона. В случае если после троекратного объявления последнего предложения о цене предмета аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета аукциона, организатор аукциона объявляет победителя аукциона. Результаты аукциона оформляются протоколом, который подписывается организатором аукциона и победителем аукциона в день его проведения. Организатор аукциона в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола о результатах аукциона передает победителю аукциона один экземпляр протокола. В течение пяти рабочих дней со дня подписания указанного протокола организатор аукциона обязан возвратить задатки участникам аукциона, которые не стали победителями аукциона.
Аукцион признается несостоявшимся в случае, если:
1) в аукционе участвовали менее чем два участника аукциона;
2) после троекратного объявления начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины) ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении приобрести предмет аукциона по его начальной цене.
Не допускается заключение договора аренды лесного участка или договора купли‑продажи лесных насаждений по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причинам, указанным выше, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте торгов. При этом стороны подписывают договор аренды лесного участка или договор купли‑продажи лесных насаждений в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока.
В случае если аукцион признан несостоявшимся по вышеуказанным причинам, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли‑продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины).
Информация о результатах аукциона подлежит размещению организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона на официальном сайте торгов.
[1] Малеина М. Н. Публичный лесной сервитут // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. – № 6. – С. 30–37; Згонников П. П. О некоторых проблемах регулирования отношений в сфере природоресурсовых сервитутов // Российская юстиция. – 2015. – № 11. – С. 8–11.
[2] Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2012 № 1147‑О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Разлив» на нарушение конституционных прав и свобод частью 8 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации».
[3] О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310.
[4] О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности: постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310.
|