Основополагающим нормативно‑правовым актом в сфере регулирования водных правоотношений является Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74‑ФЗ (далее – ВК РФ), который вступил в действие 01.01.2007 г. Данный Федеральный закон закрепил основные положения, касающиеся права собственности на водные объекты, права пользования водными объектами, требования к охране водных объектов, определил основные функции государственного управления в сфере водных отношений и установил ответственность за нарушения водного законодательства. В соответствии с Конституцией РФ субъекты Российской Федерации вправе принимать свои водные кодексы, которые также являются базовыми нормативно‑правовыми актами в данной сфере. Водные отношения также регулируются Федеральным законом от 03.06.2006 № 73‑ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7‑ФЗ, Федеральным законом «О санитарно‑эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52‑ФЗ, постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» и т. д.
Правовое регулирование осуществляется в отношении всего водного фонда Российской Федерации. Водный фонд – это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации[1].
Все водные объекты в Российской Федерации в соответствии со ст. 5 ВК подразделяются на два вида: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относят:
1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);
2) водотоки (реки, ручьи, каналы);
3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
4) болота;
5) природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
6) ледники, снежники.
К подземным водным объектам относят:
1) бассейны подземных вод;
2) водоносные горизонты.
В соответствии со ст.
Поскольку законодатель не дал в ВК РФ определений каждого из видов водных объектов, обратимся за некоторыми из них к толковым словарям:
река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья[2];
ручей – водный поток, текущий струей[3];
канал – искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды. Эта группа водных объектов с постоянным водотоком (течением).
В этих водных объектах вода «стоячая», без течения:
озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем[4];
пруд – водоем в естественном или выкопанном углублении, а также запруженное место в реке[5];
водохранилище – водоем, в котором скапливается и сохраняется вода (искусственное водохранилище – для хранения и регулирования запасов воды)[6];
болото – избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями[7]. В определенном смысле болото – это вообще не водный объект, это своеобразный участок земли, но в силу своей специфики болота традиционно относят к водным объектам;
родник – водный источник, текущий из глубины земли, ключ[8];
гейзер – источник, время от времени выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара[9]. Эти водные объекты отличаются происхождением – гейзер вулканического происхождения, поэтому вода в нем может быть очень горячей, а родник не вулканического, потому вода в нем холодная;
бассейны подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, расположенных в недрах[10];
водоносные горизонты – воды, сосредоточенные в трещинах и пустотах горных пород и находящиеся в гидравлической связи[11].
В Водном кодексе 1995 г. содержались понятия ледника и снежника:
ледники – движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности[12];
снежник – неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части[13].
Водный кодекс закрепил понятие водных объектов общего пользования – это означает, что поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются общедоступными водными объектами. В соответствии со ст. 6 ВК РФ граждане вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Береговая полоса (полоса земли от края воды вглубь берега шириной 20 м) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. На практике распространены случаи, когда общедоступный водный объект таковым в действительности не является. Лица, которым передаются в пользование водные объекты (их часть) или прилегающие к ним земельные участки, создают препятствия для доступа к водному объекту гражданам. В качестве примера можно привести организацию платного пляжа, когда доступ к береговой полосе и водному объекту возможен только через этот пляж на возмездной основе. При рассмотрении споров об ограничении доступа к водному объекту и береговой полосе суды выносят решения о снятии таких ограничений и обеспечении свободного доступа граждан[14]. Ограничения допускаются законом, когда водный объект используется в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства либо использование водного объекта может быть опасно для жизни и здоровья граждан.
В соответствии со ст. 8 ВК РФ все виды водных объектов могут находиться только в федеральной собственности, за исключением обводненных карьеров и прудов. Эти два вида водных объектов могут находиться в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических и юридических лиц. Таким образом, многообразие форм собственности возможно только на такие виды водных объектов, как пруд и обводненный карьер. Право собственности на эти водные объекты возникает и прекращается одновременно с возникновением (прекращением) права собственности на земельный участок. При этом обязательным условием является тот факт, что водный объект должен полностью находиться в границах земельного участка. Водное законодательство не предусматривает долевой собственности на пруд или обводненный карьер, при этом земельный участок, в границах которого расположен этот водный объект, может находиться в долевой собственности, но границы долей должны быть расположены таким образом, чтобы не пересекали водный объект. Разграничение земельного участка может осуществляться, например, по береговой полосе (границе водного объекта).
Таким образом, большинство водных объектов на территории Российской Федерации находится в федеральной собственности. В соответствии с гражданским законодательством, правомочиями владения, пользования и распоряжения в отношении водных объектов обладают собственники водных объектов. В отношении предоставления в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, некоторые полномочия Российская Федерация в соответствии со ст. 26 ВК РФ передает субъектам Российской Федерации:
1) предоставление водного объекта или его части в пользование на основании договора водопользования, решения о предоставлении водного объекта в пользование, за исключением случаев предоставления в пользование водных объектов для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей;
3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Однако эти полномочия не распространяются на водные объекты, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно‑бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. К таким водным объектам, например, относятся Горьковское водохранилище, Куйбышевское водохранилище и т. д. Перечень таких водных объектов закреплен Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054‑р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно‑бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации». В соответствии с данным Распоряжением договор водопользования таких водных объектов заключается между заявителем и Федеральным агентством водных ресурсов (его территориальными органами).
Право пользования водными объектами .
В Водном кодексе (ст. 1) дано определение водопользователя – это физическое или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
ВК РФ в ст. 37 устанавливает цели водопользования:
– питьевого и хозяйственно‑бытового водоснабжения;
– сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
– производства электрической энергии;
– водного и воздушного транспорта;
– сплава древесины;
– иные, предусмотренные Водным кодексом.
На наш взгляд, наиболее полный перечень целей водопользования указан в ст. 11 ВК РФ.
В ст. 38 ВК РФ содержатся виды водопользования.
Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование подразделяется:
– на совместное водопользование;
– обособленное водопользование.
Под совместным водопользованием законодатель подразумевает пользование водным объектом различными водопользователями для различных нужд, например, использование реки для судоходства, купания, рыболовства, полива дачных земельных участков различными водопользователями. Под совместным водопользованием также будет пониматься использование гражданами озера для купания, т. е. пользование водным объектом для одной цели неограниченным кругом водопользователей.
Под обособленным водопользованием понимается использование водного объекта ограниченным кругом лиц, в частности, когда водный объект предоставлен для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства). При обособленном водопользовании использование этих водных объектов иными лицами исключается.
По способу использования водных объектов водопользование подразделяется :
– на водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты, например забор воды предприятием для производственных нужд и возвратом этой воды в водный объект;
– водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты, например для полива сельскохозяйственных культур;
– водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, например купание или рыболовство.
На основании ст. 11 ВК РФ водные объекты могут предоставляться в пользование на основании:
– договора водопользования;
– решения о предоставлении в пользовании водного объекта;
– без решения и без договора (в силу закона). В зависимости от того, для какой цели будет использоваться водный объект, будет зависеть и основание предоставление водного объекта в пользование.
[1] П. 6 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74‑ФЗ.
[2] Толковый словарь русского языка:80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4‑е изд., доп. – М.: «А ТЕМП», 2004. – С. 675.
[3] Там же. – С. 688.
[4] Там же. – С. 448.
[5] Там же. – С. 628.
[6] Там же. – С. 90.
[7] Там же. – С. 55.
[8] Там же. – С. 681.
[9] Там же. – С. 127.
[10] Ст. 17 Водного кодекса № 167‑ФЗ от 16.11.1995 г.
[11] Там же.
[12] Ст. 13 Водного кодекса № 167‑ФЗ от 16.11.1995 г.
[13] Там же.
[14] Определение ВАС РФ от 1 августа 2012 г. № В А С ‑10139/12 по делу № А70‑8868/2011.
|