В сфере фаунистического законодательства основными нормативно‑правовыми актами являются Федеральный закон от 24.04.1995 № 52‑ФЗ «О животном мире», Федеральный закон от 20.12.2004 № 166‑ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федеральный закон от 24.07.2009 № 209‑ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Правовой режим использования и охраны животного мира регулируется также и другими нормативно‑правовыми актами, такими как Федеральный закон от 30.11.1995 № 187‑ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральный закон от 17.12.1998 № 191‑ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральный закон от 01.05.1999 № 94‑ФЗ «Об охране озера Байкал», многочисленными постановлениями Правительства РФ, например, от 06.01.1997 № 13 «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов», приказами министерств и ведомств, например, приказ Госкомэкологии РФ от 19.12.1997 № 569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации» и т. д. В соответствии с Конституцией РФ вопросы природопользования находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, поэтому субъекты РФ вправе принимать на своем уровне соответствующие нормативно‑правовые акты в сфере фаунистического законодательства, которые не должны противоречить федеральному законодательству, например, Закон Нижегородской области от 30 марта 2010 г. № 42‑З «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов в Нижегородской области», Закон Краснодарского края от 23 апреля 2013 г. № 2708‑КЗ «О регулировании отдельных отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Краснодарского края», Закон Республики Алтай от 27 сентября 2010 года № 47‑РЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов на территории республики Алтай» и т. д. Российская Федерация активно участвует в международном сотрудничестве в области охраны животного мира, поэтому многие международно‑правовые акты в области использования и охраны животного мира являются частью российской правовой системы, например Конвенция о биологическом разнообразии от 13 июня 1992 года, ратифицированная Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. № 16‑ФЗ «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии», Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г., Международная конвенция по регулированию китобойного промысла от 2 декабря 1946 г., Временная конвенция о сохранении котиков северной части Тихого океана от 9 февраля 1957 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г., Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря от 16 июня 1994 г. и т. д.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «О животном мире» № 52‑ФЗ от 24.04.1995 животный мир – совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Исходя из приведенного определения можно выявить следующие признаки объектов животного мира: во‑первых, это дикие животные, находящиеся на территории Российской Федерации, в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, во‑вторых, находящиеся в состоянии естественной свободы.
Под дикими животными закон понимает всю совокупность живых организмов. Исключение могут составлять, например, микроорганизмы, находящиеся в почве и являющиеся ее составной частью. Поскольку их невозможно индивидуализировать и отделить от почвы, они не могут быть отнесены к объектам животного мира в соответствии с фаунистическим законодательством.
Объекты животного мира не обязательно должны обитать на территории РФ для того, чтобы являться предметом правового регулирования фаунистического законодательства, например, перелетные птицы при пересечении воздушного пространства РФ. Объекты животного мира могут находиться и за границами РФ, но действие российского законодательства будет на них распространяться, например, в случае если они относятся к природным ресурсам исключительной экономической зоны РФ или континентального шельфа РФ.
В большинстве случаев при определении предмета правового регулирования фаунистического законодательства речь идет об объектах животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы, но есть исключения: иногда в целях охраны объектов животного мира и сохранения их среды обитания животных содержат в полувольных условиях или искусственной среде обитания. В качестве примера можно привести выращивание диких животных в охотхозяйствах в вольерах, загонах и т. п. или в сфере обращения с водными биологическими ресурсами осуществляется разведение рыбы, т. е. рыбоводство.
Принципы охраны и использования объектов животного мира . В российском законодательстве не закреплены общие принципы использования и охраны объектов животного мира, хотя в Федеральном законе от 2012.2004 № 166‑ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и в Федеральном законе от 24.07.2009 № 209‑ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплены основные принципы правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и основные принципы законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов соответственно.
Некоторые из принципов, которые мы рассмотрим, закреплены в ст. 12 Федерального закона от 24.04.1995 № 52‑ФЗ «О животном мире». Несмотря на то что глава, в которой размещена ст. 12, называется «Государственное управление в области охраны и использования объектов животного мира», принципы, указанные в ней, относятся не только к государственному управлению, но и ко всем правоотношениям, возникающим в сфере использования и охраны объектов животного мира.
По мнению Д. Б. Горохова, смысл этих принципов заключается в следующем:
Обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира .
Устойчивое существование животного мира – создание (обеспечение) условий, при которых объекты животного мира будут существовать в течение неопределенно длительного времени, никогда не исчезнут.
Устойчивое использование объектов животного мира – такое их бережное, научно обоснованное (в допустимых пределах и допустимыми способами) использование, которое не приводит к истощению биологического разнообразия животного мира, сохраняет способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию[1].
Принцип гуманности – осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. В связи с реализацией данного принципа запрещены, например, такие способы охоты, которые могут причинить животному физические страдания (использование ногозахватывающих удерживающих капканов).
Недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира . Данный принцип направлен на недопущения злоупотребления своими полномочиями лицами, которые осуществляют функции по государственному надзору в данной сфере.
Отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами . Смысл данного принципа заключается в том, что если физическому или юридическому лицу предоставляется в собственность или пользование земельный участок (лесной участок и т. п.), то у этого лица не возникает автоматически право пользования объектами животного мира, обитающими на этой территории. Разрешение (лицензия) на пользование объектами животного мира выдается отдельно от иных разрешений (лицензий) на право пользования иными природными ресурсами.
Платность пользования животным миром . В соответствии с главой 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08. 2000 № 117‑ФЗ в Российской Федерации устанавливаются ставки сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. В соответствии со ст. 333.2 Налогового кодекса в некоторых случаях ставки сбора могут составлять 0 рублей, например, если пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека. Также в соответствии в вышеуказанной статьей не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в рублях, например, пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон – 600 рублей. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются в рублях за одну тонну (например, краб камчатский западного побережья Камчатки – 35 000). Пользование объектами животного мира может быть бесплатным, например, если это не связано с изъятием из естественной среды обитания при осуществлении наблюдения за животными в научно‑исследовательских целях.
Неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира . Данный принцип не содержится в Федеральном законе «О животном мире», но он явствует из смысла закона, так как глава 8 устанавливает ответственность за нарушения законодательства в данной сфере.
[1] Экологическое право: учебник для вузов / под ред. С. А. Боголюбова. – М.: Высшее образование, 2006. – С. 404.
|