Основным законом в сфере охраны атмосферного воздуха является Федеральный закон от 04.05.1999 № 96‑ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Также к нормативно‑правовым актам, регулирующим вопросы охраны атмосферного воздуха, относятся Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7‑ФЗ, Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 и др.
В некоторых субъектах РФ приняты региональные законы об охране атмосферного воздуха (например, Закон Брянской области от 11.04.2006 г. № 20‑З «Об охране атмосферного воздуха на территории Брянской области»; Закон Нижегородской области от 02.03.2007 г. № 25‑З «Об охране атмосферного воздуха в Нижегородской области», Закон Республики Тыва от 7 апреля 2015 г. № 63‑3PT «Об охране атмосферного воздуха на территории Республики Тыва» и др.).
В преамбуле к Федеральному закону от 04.05.1999 г. № 96‑ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» отмечается, что «Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных». Законодатель, по‑видимому, закрепил это вполне очевидное положение в тексте базового нормативного акта в сфере охраны атмосферного воздуха для того, чтобы подчеркнуть жизненную важность этого природного компонента для всего живого на планете Земля.
Значение воздуха сложно переоценить: он используется для дыхания, защищает Землю от космических излучений, является основой климатических условий на планете в целом, выполняет функцию транспортной коммуникации, в него производятся выбросы загрязняющих веществ и т. д.
Экологическое законодательство регулирует охрану не воздуха вообще, а только атмосферного воздуха. В ст. 1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» дается следующая легальная дефиниция: «атмосферный воздух – жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений ».
Таким образом, воздух, находящийся внутри помещений, а также в баллонах, компрессорах, резервуарах (в том числе в сжиженном состоянии) не является природным компонентом и на него не распространяется законодательство об охране атмосферного воздуха. Воздух, находящийся в помещениях, является их неотъемлемой частью, а воздух, содержащийся в баллонах, установках, компрессорах и резервуарах, может быть самостоятельным объектом права собственности. Отношения, связанные с обращением с такими объектами, регулируются гражданским и иным законодательством.
Обращение с атмосферным воздухом как природным ресурсом обладает некоторыми специфическими чертами:
1. В силу своих физических свойств он не может быть объектом права собственности, Ни физическое, ни юридическое лицо, ни государство не могут обладать целостным комплексом правомочий собственника в отношении атмосферного воздуха, так как он не может быть индивидуализирован.
2. Государство обладает суверенными правами на воздушное пространство над своей территорией и, соответственно, на атмосферный воздух там находящийся. Ст. 1 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 № 60‑ФЗ закрепляет положение, что «Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации». При этом под воздушным пространством РФ понимается «воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем».
3. В отличие от других природных ресурсов (например, земли, недр и полезных ископаемых, животного мира, леса, водных объектов) российское законодательство не регулирует использование атмосферного воздуха, а регулирует только его правовую охрану. В преамбуле к ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» четко указывается, что данный закон устанавливает правовые основы только охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию закрепленных в Конституции Российской Федерации прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Граждане, юридические лица и общественные объединения в соответствии со ст. 29 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» обладают следующими правами в области охраны атмосферного воздуха:
– правом на информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;
– правом на участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;
– правом на участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;
– правом на обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.
Кроме этого граждане и общественные объединения вправе предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха, а представители общественных объединений наделены правом доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» называется «Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники», однако фактически в ней речь идет только об обязанностях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные и передвижные источники.
Это не означает, что у граждан отсутствуют какие‑либо обязанности по охране атмосферного воздуха. Так, в соответствии со ст. 58 Конституции РФ граждане обязаны сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Данная норма дублируется и немного расширяется в ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой провозглашаются обязанности граждан «сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства».
Про обязанности по охране именно атмосферного воздуха напрямую не говорится ни в Конституции РФ, ни в ФЗ «Об охране окружающей среды», однако этого и не требуется, так как перечисленные выше обязанности касаются и природы в целом, и отдельных ее компонентов, а значит, и атмосферного воздуха.
В обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», входят:
– обеспечение проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
– согласование места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;
– внедрение наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;
– планирование и осуществление мероприятий по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
– осуществление мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
– осуществление учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проведение производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
– соблюдение правил эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования;
– обеспечение соблюдения режима санитарно‑защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
– обеспечение своевременного вывоза загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;
– выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
– немедленное информирование государственных органов надзора и контроля об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде;
– предоставление в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременной, полной и достоверной информации по вопросам охраны атмосферного воздуха;
– соблюдение иных требований охраны атмосферного воздуха, установленных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Кроме этого, в ч. 2 ст. установлена обязанность юридических лиц при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок, а также граждан при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок по обеспечению таких средств и установок непревышения установленных технических нормативов выбросов.
|