Понедельник, 25.11.2024, 08:45
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Механизм реализации прав и исполнения обязанностей по договору аренды транспортных средств

Впервые в отечественной истории гражданского права в одном из фундаментальных нормативно-правовых источников права — Гражданском кодексе РФ предусмотрен отдельный параграф «Аренда транспортных средств». Однако, как показывает практика, далеко не все проблемы, связанные с реализацией прав и обязанностей сторон в данной сфере, решены: недостаточно полно определен Кодексом понятийный аппарат, вызывает сомнение выделение законодателем только двух подвидов рассматриваемого договора аренды в зависимо

 

сти от наличия или отсутствия полного комплекса услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию при отсутствии общих положений об аренде транспортных средств.

В соответствии со ст. 641, 649 ГК РФ особенности аренды отдельных видов транспортных средств могут быть установлены лишь транспортными кодексами и уставами. К сожалению, эти нормативно-правовые акты не содержат положений, указывающих на специфику аренды того или иного вида транспортного средства, создавая тем самым значительные трудности в соответствующем локальном договорном регулировании отношений конкретных сторон. Таким образом, налицо существенная неполнота и недостаточная нормативная разработанность аренды данного вида имущества.

Обозначенные недостатки правового регулирования данных отношений, как видим, вызваны в первую очередь несовершенством нормативной базы, т.е. отсутствием соответствующих предпосылок для успешной реализации прав. Думается, что некоторые конкретные проблемы в отношении аренды данного вида имущества все же могут быть решены на стадии формирования субъективных прав и обязанностей, в процессе заключения договора. Рассмотрим эти возможности подробно.

Договор аренды транспортного средства без экипажа — один из двух видов, обозначенных в ГК РФ (ст. 642—649, выделенные в подпараграф 2 § 3 гл. 34), договоров аренды транспортных средств. Статья 642 ГК РФ дает определение договора следующим образом: «По договору аренды транспортных средств без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации».

Как следует из законодательного определения, данный договор регулирует исключительно арендные отношения, т.е. не включает в себя обязательства по предоставлению возможных сопутствующих услуг по управлению и технической эксплуатации транспортным средством. К примеру, при договоре аренды морского (речного) судна (димайз- чартере, бербоут-чартере) это означает, что «в период действия договора судно в коммерческом, административном и навигационно-техническом отношении переходит во владение фрахтователя. Судовладелец получает лишь арендную плату за использование судна, находящегося в его собственности»1.


 

Главным образом поэтому в научной правовой литературе рассматриваемый договор не вызывает полемики по определению своей правовой природы1. В отличие от договора фрахтования на время с экипажем его однозначно относят к гражданско-правовому институту аренды[1] [2].

Аренда транспортного средства без экипажа может иметь место в составе договора аренды определенного имущественного комплекса, в инфраструктуру которого входит транспортное средство (например, договор аренды между акционерными обществами открытого типа «Тю- меньавиатранс» и «Аэропорт Сургут» от 30 марта 1994 г. № ДА-034/94 на здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства и иное имущество, необходимое для деятельности аэропорта)[3]. Тесная технологическая связь транспортного средства с иными вещами в инфраструктуре имущественного комплекса, их единая производственная, целевая применимость делают практически нецелесообразным выделение аренды транспортного средства в отдельное соглашение, и ее необходимо рассматривать в качестве общей составляющей договора аренды имущественного комплекса.

В соответствии с общей характеристикой правовой природы арендных отношений основной обязанностью арендодателя в договоре аренды транспортного средства является передача транспортного средства арендатору. «С этой передачи начинается владение наемщика имуществом»[4]. Данная обязанность является формирующей договор аренды, без которого, как отмечают авторы[5], его не может быть.

Кроме того, на арендодателя возлагается обязанность предоставить рассматриваемый предмет договора не только в конструктивной своей основе, но и с наличием обязательного комплекта прилагаемых к нему принадлежностей (в частности, шлюпки и спасательные круги — на морских и речных судах; аптечка, запасное колесо и набор специальных инструментов — для автотранспорта) и документов (паспорт транспортного средства и шасси транспортного средства, инструкция по эксплуатации, технический паспорт, сертификаты качества и т.п.) (п. 2 ст. 611 ГК РФ).

Восточно-Сибирский региональный авиационный отдел Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО) подал в Арбитражный суд Республики Саха исковое заявление о взыскании с акционерной компании «Якутскэнерго» платы за аренду двух вертолетов МИ-2. Акционерная компания «Якутскэнерго» обратилась со встречным иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки: взыскании ранее уплаченной арендной платы и передаче двух вертолетов в доход Российской Федерации. Как было установлено в ходе судебного разбирательства, Восточно-Сибирский региональный авиационный отдел (РОСТО) не являлся надлежащим арендодателем, так как предмет договора не был закреплен в его владении в соответствующем нормативно-правовом порядке1. Суд обоснованно сделал вывод о ничтожности договора. Согласно п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая сторона обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возврата полученного в натуре — возместить его стоимость в денежной форме. При аренде полученное выражается в пользовании имуществом. Однако фактически компания «Якутскэнерго» не использовала и не могла использовать вертолеты: они были переданы арендодателем без свидетельств о регистрации удостоверений о годности воздушных судов к полетам, наличие которых в обязательном порядке предусмотрено нормами ст. 13, 14 Воздушного кодекса Союза ССР, действовавшего при заключении договора 18 января 1994 г.

Таким образом, транспортные средства переданы арендодателем с нарушением требований, в том числе п. 2 ст. 611 нового Гражданского кодекса РФ. Договор исполнен арендодателем в ненадлежащем виде, в связи с чем возврат сторон в первоначальное положение обоснованно произведен судом со взысканием с истца (по основному иску) уплаченной ранее ответчиком арендной

платы[6] [7].

В соглашении может быть предусмотрена передача и необязательных принадлежностей (например, бензин для автомашины). Как отмечается в рекомендациях прайс-листа туристической фирмы «Сказочный мир» (г. Кудымкар), за границей автомобиль выгодно заказывать, брать в аренду с полным баком бензина. В таком случае арендатор будет обязан передать ее арендодателю также с полным баком, но с возможной заправкой на бензоколонке дешевле. Если же автомобиль будет сдан с неполным баком, то сумма контракта увеличится на стоимость бензина марки «супер-экстра».

Но в любом случае в императивном порядке арендодатель обязан привести транспортное средство в надлежащее для эксплуатации состояние (например, в судоходное состояние — для судов внутреннего водного плавания, в мореходное состояние — для морских судов1) к моменту его передачи арендатору. Он должен принять все меры к обеспечению годности транспортного средства (его корпуса, двигателя, другого оборудования) для целей, предусмотренных договором, и к его надлежащему снаряжению.

Если при договорах фрахтования (в соответствии со ст. 787 ГК РФ, подп. 1 п. 2 ст. 115 КТМ РФ и ст. 104 Воздушного кодекса РФ) и перевозки перевозчик обязан «добиться результата, т.е. доставить груз в порт назначения», то в договоре аренды (димайз-чартере, бербоутчартере) арендодатель обязан проявить заботу о том, чтобы предоставить годное к перевозке пассажиров, грузов или багажа транспортное средство[8] [9].

Стороны могут предусмотреть в договоре аренды не только общую характеристику годности транспортного средства к выполнению своих функциональных задач, но и конкретные максимальные или минимальные те или иные технические параметры транспортного средства, «обеспечив согласованный коэффициент технической готовности»[10].

Например, при аренде легковых автомобилей с целью участия в спортивных скоростных соревнованиях (в гонках) важным техническим критерием будет являться возможная максимальная скорость арендуемого транспортного средства. И если данный эксплутационный параметр удовлетворяет арендатора, то вопросы о вторичных (непринципиальных) характеристиках (цвет кузова, оформление кабины, усиление световой мощности фар и т.д.) могут разрешиться в договоренности предоставить их при приеме-передаче арендованного транспортного средства в новом конструктивном решении.

При имеющихся в указанном примере обстоятельствах целесообразно заключить не традиционный договор аренды транспортного средства без экипажа, т.е. без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации, а договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению, но с техническим обслуживанием1. Специфика коммерческой эксплуатации рассматриваемого в приведенном примере гоночного автомобиля такова, что техническое обслуживание с точки зрения рациональности и профессионализма более удобно производить собственнику рассматриваемого транспортного средства, — как правило, создателю этого эксклюзивного скоростного автомобиля, знающего все технологические и технические решения при его производстве и эксплуатации. Таким образом, в данном случае предметом договора аренды будет являться не только само по себе транспортное средство, но и «полезный эффект выполненной работы — восстановленные (при ремонте) или сохраненные (при техническом обслуживании) эксплуатационные свойства»[11] [12] конкретного транспортного средства.

В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем для договора аренды транспортного средства без экипажа актуальным является вопрос о форме и месте передачи предмета соглашения.

Если место исполнения не определено правовыми актами либо договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, то исполнение должно быть произведено в соответствии со ст. 316 ГК РФ: по обязательству передать транспортное средство, относящееся к недвижимому имуществу, — в месте его нахождения; по обязательствам передать транспортное средство, предусматривающим его перевозку, — в месте сдачи данного имущества первому перевозчику для доставки его кредитору; по другим обязательствам арендодателя передать транспортное средство — в месте изготовления или хранения транспортного средства, если это место было известно кредитору в момент возникновения обязательства.

Как правило, транспортное средство передается с постоянного места своего хранения (нахождения), когда оно не эксплуатируется. Так, например, автотранспортные средства передаются из гаражей арендодателя; воздушные, морские и речные суда — по месту своего постоянного базирования (аэропортов, причалов и пристаней).

В иностранной (английской и французской) практике фрахтования на время морских и речных судов применяется и такой способ определения места передачи, как «ренджа». В этом случае в договоре предусматривается, что окончательно порт (место передачи) будет определен фрахтовщиком или фрахтователем в ходе выполнения договора аренды[13].

Представляется значимым указать в договоре то место передачи транспортного средства, которое могло бы служить по своим техническим и функциональным характеристикам проверке показателей уровня эксплуатационного состояния транспортного средства, в том числе соответствия нормативного (документарного) состояния тем реальным практическим проверочным, кроме того, испытательным показателям. Это особо важно, так как доказывание некондиционного или нерабочего технического состояния транспортного средства после начала эксплуатации вызывает большие объяснимые трудности.

При имеющемся фидуциарном элементе сотрудничества контрагентов, в частности при длительном периоде времени положительного делового и договорного взаимодействия, рассматриваемый предмет договора аренды на практике переходит во владение и пользование арендодателя, как правило, без специального тщательного и профессионального техосмотра. Имеют место совершение арендатором действий, содействующих арендодателю в исполнении договорного обязательства, принятие кредитором исполнения по договорному обязательству, надлежаще предложенного должником1. Безусловно, данное взаимоотношение сторон ведет к обоюдной экономии их материальных ресурсов и времени, повышает их деловую репутацию, содействует укреплению доверительного отношения сторон. Это в полной мере проявляется как результат не формального, а добросовестного отношения должника к выполнению своих обязанностей, с проявлением максимальной заботы и внимания к интересам кредитора[14] [15] [16].

Примером такого доверительного взаимодействия может служить договор аренды комбайнов без предоставления услуг по управлению и техническому обслуживанию между правительством Саратовской области и правительством Орловской области в августе 1998 г. В соответствии с подписанным договором хозяйствующие субъекты Орловской области получили комбайны для уборки зерновых культур, часть которых и будет являться платой за аренду. Поэтому не только сам арендатор заинтересован в качественной уборке зерна (которая не в последнюю очередь зависит от надлежащего состояния комбайнов), но и арендодатель. Кроме того, между правительствами данных субъектов РФ и лично их руководителями есть высокий уровень доверия и взаимной экономико-финансовой поддержки.

В ином случае, а также когда предметом договора аренды выступает относительно дорогостоящее транспортное средство (за редким исключением, оно относится к таковым), учитывая, что транспортное средство, как правило, — это сложное техническое и технологическое устройство, требуются не только полный детальный технический осмотр, но и при необходимости испытательные проверки.

Данные процедуры может выполнять непосредственно сам арендодатель своими силами и средствами. Например, в акционерном обществе «Приморское морское пароходство» все функции по техническому состоянию судна, его техническому использованию, ремонту и качеству эксплуатации осуществляет суперинтендант с механиком-наставником. Ранее эти функции выполнялись такой специальной внутрифирменной структурой, как институт групповых инженеров. В акционерном обществе «Балтийское морское пароходство» эти экспертные функции выполняет бюро технической организации1. При этом следует отметить возможные неадекватные либо неточные характеристики, даваемые контрагентами транспортному средству с целью закрепления более выгодных условий договора аренды.

В то же время арендодатель может обратиться в независимую специализированную организацию по техническому обслуживанию (сюрвейеру[17] [18]) и ремонту для дачи соответствующей экспертной оценки фактического состояния сдаваемого в аренду транспортного средства. В частности, техническое состояние автотранспортного средства может подтверждаться актом технического осмотра в органах Государственной инспекции по безопасности дорожного движения. Однако даже в этом благоприятном варианте с точки зрения профессионального и наиболее объективного технического осмотра есть на сегодняшний день определенные проблемы.

Так, например, актуальным данный вопрос является для судовладельцев. Какими критериями необходимо оперировать для определения технического состояния морского и речного судна? По Российскому морскому регистру их два: «годное и негодное», по ЦНИИМФу — четыре (с учетом состояния судовых средств), по одним нормативно-правовым документам — «хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное и аварийное», по другим — «хорошее, удовлетворительное и плохое», по третьим — «хорошее, приемлемое, допустимое и недопустимое»1.

Собственные критерии и методики определения оценки и стоимости судов и плавучих технических средств освоения океана, шельфа и внутренних водных путей и водоемов предлагает Российское общество оценщиков. Так, например, для судов, находящихся во владении в качестве инвестиций, в частности использующихся владельцами для получения арендного дохода, в качестве базы оценки ими применяется рыночная стоимость2.

При необходимости определения технического и эксплутационно- го состояния, стоимости автотранспортного средства рекомендуется обратиться в консультационный пункт по автотехнической экспертизе, Положение о котором (РД 37.009.019-89) и Методическое руководство по определению стоимости транспортного средства с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления (РД 37.009.015-92) разработаны Центральным научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом, в настоящее время преобразованным в акционерное общество «ФТОЛА-НАМИ»3.

При сдаче в аренду относительно недорогостоящего (как правило, автомобильного) транспортного средства контрагенты договариваются о средней стоимости предмета договора, которая устраивает обе стороны. Если, к примеру, автомобиль новый, то его установочная цена будет близка к цене аналогичного транспортного средства на рынке сбыта. Если автомобиль был в эксплуатации, то оценивается его износ, и стоимость в договоре аренды уменьшается на сумму износа4.

Обзор практических примеров позволяет сделать определенный вывод: детальное техническое и эксплуатационное состояние транспортного средства во многих случаях в договорах аренды не указывается, в том числе и в актах приема-передачи транспортного средства. Например, в типовых договорах аренды транспортных средств без экипажа, составленных внутрифирменной юридической службой акционерного общества открытого типа «Специализированный инвестиционный фонд приватизации «Образование»» (г. Казань), характеристика пред- [19] [20] [21] [22] мета договора аренды ограничивается лишь, как правило, его индивидуальными признаками: видом транспортного средства, маркой, моделью, типом и номером государственной регистрации. Аналогичные примеры имеют место в рассматриваемых типовых договорах у акционерных обществ «Саратовсельстройтранс» и «Саратовское речное пароходство» (г. Саратов)1.

Объясняется данное обстоятельство главным образом фактической невозможностью детального его описания на момент передачи арендатору. Как уже отмечалось, необходимых законодательно утвержденных дифференцированных оценок нет. Таким образом, законодательная норма о предоставлении арендодателем арендатору транспортного средства в состоянии, соответствующем условиям заключенного договора и целевому назначению транспортного средства (п. 1 ст. 611 ГК РФ), без нормативно-правового содержательного наполнения, необходимых правовых средств теряет свою практическую локальную, договорноправовую реализацию.

По нашему мнению, следует для каждой транспортной отрасли выработать единые федеральные нормативно-правовые специальные критерии (показатели, шкалу) для оценки эксплутационного (технического) состояния транспортного средства, которые бы значительно понизили издержки в гражданском обороте, в частности в гражданскоправовом обороте аренды транспортных средств, создали бы единые системные, научно обоснованные показатели, предупредили бы многие, в том числе рассматриваемые судами, споры.

Кроме того, желательно, чтобы указанные критерии учитывали международный опыт и были унифицированы с имеющейся или формирующейся международной правовой базой. Например, экспертные оценки технического состояния отечественных морских судов должны быть составлены с учетом и в продолжение Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов.

Актуальность объективного, точного отражения технического (эксплуатационного) состояния транспортного средства имеет значение не только для арендатора как субъекта, непосредственно заинтересованного в адекватной, качественной характеристике транспортного средства, но и для самого арендодателя, так как по истечении срока договора арендодатель имеет право требовать от арендатора возврата транспортного средства в том состоянии, в каком он его предоставил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (абзац первый ст. 622 ГК РФ).

Стороны могут предусмотреть в договоре повышенный (или пониженный) уровень допустимого износа транспортного средства, в частности при необходимости эксплуатации транспортного средства в экстремальных условиях: при плохих климатических (погодных) условиях, при неудовлетворительном состоянии транспортного пути, при использовании предельных скоростных и других эксплуатационных возможностей транспортного средства и т.д.

Например, очень часто в договорах аренды морского судна без экипажа (димайз-чартере, бербоут-чартере) прямо оговаривается запрет арендатора эксплуатировать судно во льдах, так как использование судна в подобных условиях ведет не только к возможным повреждениям, но и к закономерному износу стальной обшивки судна и других его механизмов.

Некоторые договоры аренды транспортных средств без экипажа, как правило, заключенные на длительный срок, предусматривают обязанность арендатора возвратить транспортное средство с произведенным капитальным ремонтом главным образом за счет соразмерного уменьшения арендной платы.

Например, спортивно-туристическое общество «Тайны тайги» арендовало у Пермского речного пароходства (г. Пермь) пассажирский катер «Волжские просторы», который находился довольно длительное время в неэксплуатационном состоянии из-за нехватки денежных средств на ремонт. Арендатор возложил на себя обязанность по проведению капитального ремонта катера и возврату его в обусловленный договором срок арендодателю в рабочем состоянии. Расходы по капитальному ремонту были отнесены сторонами в счет арендной платы, поскольку стороны договора аренды транспортного средства вправе свободно определять не только ее размер, но и способы ее уплаты.

Данный практический пример убедительно демонстрирует возможное экономико-юридическое средство восстановления, увеличения производственных мощностей хозяйствующих субъектов при учете взаимных интересов и финансовых возможностей сторон как эффективный способ перераспределения материальных ресурсов сторон.

Арендатор обязан пользоваться арендованным транспортным средством в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены — в соответствии с назначением данного вида транспортного средства (п. 1 ст. 615 ГК РФ). В частности, легковой автомобиль предназначен для перевозки главным образом пассажиров и багажа, поэтому перевозка грузов на нем будет означать нецелевое (не по назначению) использование данного вида транспорта. Примером договорного условия по эксплуатационному назначению предмета соглашения является договор аренды автомобиля КамАЗ-5320 без экипажа между АООТ «Торговый Дом «Образование»» и АООТ «Казанский опытный металлообрабатывающий завод»1, где в п. 1.1 записано, что «указанный автомобиль будет использован только для грузовых перевозок».

Представляется необходимым дополнить рассматриваемую ст. 615 ГК РФ нормой о пределах (параметрах) использования арендованного транспортного средства. К примеру, целевое использование грузовой автомашины — перевозка соответствующих грузов. Но возникает не урегулированный между сторонами договора вопрос: груз какой массы и каких габаритов допустимо перевозить арендатору на арендованном транспортном средстве? В частности, по Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»[23] [24] возможна перевозка крупногабаритного, тяжеловесного и опасного груза при получении специального разрешения компетентного государственного органа в области дорожного хозяйства (ст. 3, 4 настоящего Закона).

По всей видимости, общая норма ст. 615 ГК РФ, которая распространяется в соответствии со ст. 625 ГК РФ на правовые отношения, связанные с арендой транспортных средств, требует некоторого уточнения в связи со спецификой рассматриваемого предмета договора аренды. Представляется, что арендатор обязан не только соблюдать возможные договорные условия по пользованию арендованным транспортным средством, но и в любом случае, даже если они определены, придерживаться цели и назначения данного вида имущества. Это прежде всего связано с тем, что транспортное средство является источником повышенной опасности и, соответственно, отношения по надлежащему и, как правило, исключительно целевому его использованию регулируются системой императивных норм.

Таким образом, арендатор вправе от своего имени заключать договоры перевозки и иные договоры, учитывая и пунктуально придерживаясь предназначения соответствующего транспортного средства, если в условиях договора аренды не содержатся ограниченные или расширенные права по его целевой эксплуатации при соблюдении общих нормативно-правовых ограничений и правил безопасного транспортного движения.

Кроме того, представляется, что арендатору желательно в договоре аренды закрепить за собой право получать от арендодателя консультационную помощь по техническому обслуживанию и эксплуатации транспортного средства, так как транспортное средство передается по рассматриваемому договору без предоставления услуг по управлению и техническому обслуживанию, а значит, необходимость в консультации по указанным вопросам с большой долей вероятности возникнет.

Арендодателю, по всей видимости, следует в договоре аренды транспортного средства без экипажа закрепить за собой право осуществлять контроль за обеспечением имущественной сохранности транспортного средства (например, предупреждения угона автотранспортного средства), надлежащей его эксплуатации в соответствии с вышеперечисленными требованиями, а также за качественным состоянием транспортного средства. «Арендодатель сохраняет определенные права на это имущество и потому вправе контролировать процесс его эксплуатации, требовать определенного режима использования»1. Данное положение очень актуально на практике.

В акционерном обществе «Саратовсельхозтранс» (г. Саратов) для решения вопросов сохранности и надлежащего использования транспортного средства применяется институт трудового (коммерческого) контракта[25] [26]. То есть арендатор (de facto) числится работником указанной транспортной организации, но фактически получает транспортное средство в свое владение и пользование и независимо от работодателя (данного юридического лица) осуществляет как коммерческую, так и техническую эксплуатацию транспортного средства, неформально рассчитываясь с работодателем (фактическим арендодателем) по истечении определенного, оговоренного заранее периода времени. В том числе и таким образом решаются на практике задачи сохранности транспортного средства, хранения, контроля за его надлежащей технической и коммерческой эксплуатацией. Также соответствующее решение позволяет легально миновать необходимость уплаты налогов при официальном заключении договора аренды транспортного средства.

По всей видимости, рассмотренная практика является деформацией нормального развития гражданско-правового регулирования соответствующих отношений и требует прежде всего закрепления общей императивной нормы, предусматривающей возможность арендодателя осуществлять контроль за сохранностью и надлежащим использованием транспортного средства арендатором.

В свою очередь арендатор обязан поддерживать арендованное транспортное средство в надлежащем состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта1 (ст. 644 ГК РФ). Соответственно, данной императивной норме корреспондирует обязанность арендатора по оплате расходов на содержание и эксплуатацию транспортного средства, включая страхование как самого предмета договора, так и своей ответственности. Однако указанная норма ст. 646 ГК РФ является диспозитивной, а значит, сторонами могут быть предусмотрены различные варианты распределения расходов между ними.

Данные нормы существенно отличают правоотношения сторон по договору аренды транспортного средства без экипажа от договора аренды транспортного средства с экипажем, по которому в соответствии со ст. 634, 635, 637 ГК РФ все внимание по содержанию транспортного средства лежит на арендодателе. Указанные различия объясняются особенностями каждого из сравниваемых договоров. При аренде транспортного средства без экипажа арендатор получает его в полное владение и пользование2, принимая на себя обязанности по выполнению комплекса необходимых работ по его обслуживанию, поддержанию в работоспособном состоянии, сохранению эксплуатационных свойств3.

Представляется вполне логичным, что в рассматриваемом договоре арендатор своими силами и средствами осуществляет управление, коммерческую и техническую эксплуатацию транспортного средства (ст. 645 ГК РФ). В данной обязанности содержится главная, сущностная, формирующая черта рассматриваемого вида договора аренды транспортного средства.

По всей видимости, данный факт не означает, что арендатор обязан лично выполнять соответствующие императивные нормы ст. 645 Кодекса. Они определяют главным образом обязанности по организации принятия и исполнения решений по вопросам управления, коммерче- [27] [28] [29] ской и технической эксплуатации, а также по несению ответственности за данные решения. То есть арендатор может не лично управлять транспортным средством, а в некоторых случаях это даже не представляется возможным как с юридической, так и фактической точек зрения (например, при утрате практических навыков вождения воздушным судном или отсутствии соответствующего документа, допускающего управление этим транспортным средством).

Арендатор обязан главным образом организовать управление: заключить трудовые либо гражданско-правовые договоры с квалифицированными работниками, поставить перед ними необходимые задачи по перевозке физических лиц и материальных объектов исходя из целей коммерческой эксплуатации транспортного средства. Как предусматривается в проекте КТМ РФ, фрахтователь (арендатор) вправе как укомплектовать экипаж лицами, ранее не состоявшими на службе на этом судне, так и принять на службу прежний экипаж. Данная норма полностью согласуется со ст. 645 ГК РФ, так как независимо от способа комплектования водительского состава (экипажа) старший водитель (капитан) и все другие члены водительского состава (экипажа) становятся служащими фрахтователя (арендатора) и подчиняются ему во всех служебных (трудовых) отношениях1.

Аналогично решается вопрос о коммерческой и технической эксплуатации. Эти обязанности могут быть возложены (организованы) арендатором на находящихся в его административном (договорном) подчинении управляющего (директора, распорядителя) или технического исполнителя.

Обобщая, учитывая рассмотренные выше вопросы, права и обязанности сторон, образующие правовое отношение аренды транспортного средства, по всей видимости, возможен следующий рекомендательный (примерный) договор аренды транспортного средства без экипажа.

Договор аренды транспортного средства
без предоставления услуг по управлению
и технической эксплуатации (без экипажа)2 [30] [31]

Место подписания договора Число, месяц, год

Организация (наименование)____________ , в лице (фамилия, имя,

должность)______ , действующего на основании__________ , именуемая

дальнейшем «Арендодатель», с одной стороны, и организация (наименование) , в лице (фамилия, имя, должность) , действующего на основании_____________________________ , именуемая в дальнейшем «Арендатор»,

с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

Предмет договора

Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование транспортное средство без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Предметом настоящего Договора является следующее транспортное средство:

наименование (вид) транспортного средства;

класс (как правило, для морских, речных и воздушных судов), модель, тип, марка, год выпуска (номер двигателя, номер шасси, номер кузова и его цвет), номер государственной регистрации;

технические и эксплуатационные данные: грузовместимость, грузоподъемность, скорость, мощность и объем двигателя и др.;

уровень технического (эксплуатационного) состояния, установленного независимой (или государственной) экспертной организацией. Соответствующий документ прилагается к Договору.

Цель и пределы (параметры) возможного, допустимого использования предмета настоящего Договора Арендатором: .

Район (маршрут) коммерческой эксплуатации транспортного средства арендатором: .

Опознавательные и регистрационные знаки России (как правило,

для воздушных и морских судов):________________ (флаг, символика

государства и др.).

Срок Договора

Арендодатель передает транспортное средство Арендатору по

Акту сдачи-приемки в срок до_______________ с момента подписания

настоящего Договора.

Срок аренды транспортного средства составляет_____________ .

По истечении указанного срока аренды транспортного средства Договор считается прекращенным.

По окончании срока аренды транспортное средство должно быть

возвращено Арендодателю по Акту сдачи-приемки в течение_________

(указать срок, в течение которого стороны должны провести технический осмотр и приемку транспортного средства).

Настоящий Договор вступает в силу с момента передачи транспортного средства и подписания Акта сдачи-приемки.

Права и обязанности сторон

Права и обязанности Арендодателя:

Арендодатель обязуется:

предоставить Арендатору транспортное средство в состоянии,

соответствующем условиям Договора и назначению транспортного средства, по следующему адресу: ;

оказывать Арендатору консультативную помощь в эксплуатации транспортного средства.

Арендодатель вправе осуществлять контроль за обеспечением имущественной сохранности транспортного средства, за надлежащей его эксплуатацией, а также за качественным его состоянием.

Права и обязанности Арендатора:

Арендатор обязуется:

использовать транспортное средство в соответствии с условиями настоящего Договора и назначением этого транспортного средства;

осуществлять своими силами управление транспортным средством, его коммерческую и техническую эксплуатацию;

поддерживать арендованное транспортное средство в надлежащем состоянии;

осуществлять по мере необходимости (либо указать количество и сроки) профилактический, текущий и капитальный ремонт;

своевременно вносить арендную плату за пользование транспортным средством;

нести расходы на содержание транспортного средства, а также расходы, связанные с его эксплуатацией;

заключить договор страхования гражданской ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц эксплуатацией арендованного транспортного средства;

заключить договор страхования арендованного транспортного средства на случай его утраты или повреждения в период действия обязательств Арендатора перед Арендодателем по настоящему Договору аренды транспортного средства. В качестве выгодоприобретателя в договоре страхования арендованного транспортного средства указать Арендодателя;

при истечении срока Договора возвратить транспортное средство

Арендодателю в состоянии не худшем, чем на момент его приемки, с учетом нормального (естественного) амортизационного износа, по адресу: .

Арендатор вправе:

а) без согласия Арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в настоящем Договоре;

б) без согласия Арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа;

досрочно возвратить транспортное средство, предварительно

уведомив об этом Арендодателя не позднее чем за______________ дней

(часов).

Расчеты по Договору

Стоимость транспортного средства с учетом норм амортизации

и коэффициентов переоценки составляет______________________ руб.

За пользование арендованным транспортным средством Арендатор обязуется вносить арендную плату в соответствии с прилагаемым к Договору расчетом.

Арендная плата вносится Арендатором ежемесячно (ежеквартально или единовременно за весь срок аренды) путем перечисления суммы, установленной Договором, с расчетного счета Арендатора на

расчетный счет Арендодателя не позднее_____________ числа месяца,

предшествующего оплачиваемому.

Общая сумма арендной платы составляет____________ руб.

В арендную плату включаются:_____________ (оплата горюче

смазочных и (или) других используемых в процессе эксплуатации материалов, запасных частей; уплата государственных и иных сборов;

оплата капитального и (или) текущего ремонта; оплата хранения; оплата транспортировки транспортного средства и др.).

При досрочном возврате транспортного средства Арендодателю арендная плата в любом случае выплачивается полностью за весь срок Договора (до момента сдачи арендованного транспортного средства Арендодателю).

Порядок изменения и расторжения Договора

Изменение условий и расторжение настоящего Договора могут иметь место по соглашению сторон.

По требованию Арендодателя настоящий Договор может быть в одностороннем порядке досрочно расторгнут, если Арендатор:

а) пользуется арендованным транспортным средством с существенными нарушениями условий настоящего Договора или назначения транспортного средства либо с неоднократными нарушениями;

б) умышленно или по неосторожности ухудшает состояние транспортного средства;

не вносит арендную плату в течение срока, оговоренного Договором;

не производит капитальный или текущий ремонт транспортного средства в сроки, установленные настоящим Договором.

Арендодатель имеет право расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке только при отсутствии адекватного реагирования Арендатора на письменное предупреждение о необходимости

исполнения нарушенного обязательства в_____ (например, месячный)

срок.

По требованию Арендатора настоящий Договор может быть в одностороннем порядке досрочно расторгнут, если Арендодатель:

а) не предоставляет транспортное средство в пользование и владение Арендатору или создает препятствия в пользовании и владении им в соответствии с условиями настоящего Договора или назначением транспортного средства;

арендованное транспортное средство в силу обстоятельств, за которые Арендатор не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования;

арендованное транспортное средство имеет препятствующие пользованию им недостатки, которые не были оговорены Арендодателем при заключении настоящего Договора и не могли быть обнаружены Арендатором во время осмотра транспортного средства при заключении Договора.

Договор может быть расторгнуть в силу форс-мажорных обстоятельств.

Ответственность сторон

Стороны несут имущественную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Договора в соответствии с действующим законодательством и положениями настоящего Договора.

При отказе от предоставления транспортного средства Арендодатель уплачивает штраф в размере % стоимости арендной платы

и возмещает Арендатору все расходы, связанные с неисполнением настоящего Договора, в том числе и упущенную выгоду.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения настоящего Договора Арендатор:

за каждый день просрочки внесения арендной платы уплачивает

Арендодателю пеню в размере__________ % от суммы задолженности;

б) за возврат транспортного средства некомплектным (некондиционным) возмещает стоимость недостающих деталей и расходов по

ремонту, а также уплачивает штраф в размере _________ % стоимости

недостающих деталей;

за возврат транспортного средства в состоянии полной негодности (не подлежит ремонту и восстановлению), в случае вины, возмещает Арендодателю все причиненные в результате этого убытки (реальные потери и упущенную выгоду).

В случае существенного нарушения Арендатором сроков внесения арендной платы Арендодатель имеет право потребовать от него досрочного внесения арендной платы, но не более чем за два срока подряд.

Арендатор несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством и его устройствами, в соответствии с правилами главы 59 ГК РФ.

В случае кражи (угона) транспортного средства Арендатор уплачивает Арендодателю стоимость средства, определенную Договором, с учетом предполагаемого износа (амортизации) и имеющего место уровня (процентом) инфляции с момента вступления Договора в силу.

Сторона освобождается от ответственности по своим обязательствам в случае:

а) если при той степени заботливости, какая от нее требовалась по характеру и условиям оборота, она приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства;

б) если докажет, что надлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие форс-мажорных обстоятельств.

Если сторона, ссылающаяся на обстоятельства непреодолимой

силы, не известит другую сторону о наступлении указанных обстоятельств в срок, то такая сторона несет ответствен

ность за нарушение своих обязательств в соответствии с настоящим Договором.

В случае форс-мажорных обстоятельств стороны делят расходы

следующим образом:______________________________ .

Иные условия договора

Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

Прилагаемые к договору документы

Акт независимой (или государственной) экспертной оценки технического (эксплуатационного) состояния транспортного средства

на ____ стр. (например, акт технического осмотра автотранспортного

средства органа Государственной инспекции по безопасности дорожного движения).

Расчет арендных платежей на____ стр.

Акт сдачи-приемки транспортного средства на_____ стр.

Прочие.

Подписи, печати, юридические адреса (данные регистрационного учета — для физических лиц) и банковские реквизиты (паспортные данные — для физических лиц) сторон

Предлагаемый договор является, на наш взгляд, соглашением, которое отражает наиболее значимые конкретные интересы и цели сторон, адекватно выражает их волевую направленность, т.е. объективно формирует конгруэнтность воли и волеизъявления, что представляется особо актуальным и значимым, учитывая традиционное представление о сделке, которое нашло отражение во всех гражданских кодексах РФ (РСФСР), в том числе и в ныне действующем (ст. 153): «...сделка — это действие, т.е. результат воли, или, иначе, волеизъявление»1. Как ука-

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. С. 136.

зывал В.А. Рясенцев, она представляет собой «единство субъективного элемента — воли и объективного элемента — изъявления воли»1.

Если заключается договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, то наряду с основным обязательством, непосредственно связанным с предоставлением транспортного средства в аренду, в договор включаются обязательства по предоставлению арендатору услуг по управлению им и его технической эксплуатации2. Бесспорно, ведущее место среди указанных обязательств занимают арендные3. Представляется, что разграничение в данном договоре двух видов обязательств исключает смешение признаков (элементов) различных договорных институтов (аренды, перевозки, подряда), приводящее к спорным, характеризующим правовую природу договора выводам.

Можно ли отнести договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем к так называемому смешанному договору? По всей видимости, его можно отнести к договору, который формирует обязательства, входящие в состав двух либо нескольких урегулированных законом типичных договорных отношений4, в исследуемом конкретном случае — к договору, «в котором обязательства, вытекающие из договора аренды, тесно связаны с обязательствами, вытекающими из договора о предоставлении услуг»5. Однако рассматриваемый договор вряд ли можно признать смешанным в смысле п. 3 ст. 421 ГК РФ, т.е. «договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами» (п. 3 ст. 421 ГК РФ), так как он специально урегулирован Кодексом6. Следовательно, руководствоваться нормами о возмездном оказании услуг или о подряде применительно к договору аренды транспортного средства с экипажем можно только по аналогии7.

Указание в договоре аренды транспортного средства с экипажем на «предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации» приводит к выводу о тесном взаимодействии и сотрудничестве арендатора и арендодателя. Представляется, что без наличия данного объективно обусловленного отношения между сторонами договор ста- [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] новится бессодержательным и, как правило, не может быть реализован на практике. «Каждая сторона при исполнении обязательств должна оказывать другой стороне все возможное содействие в исполнении ею своих обязательств»1.

Арендодатель должен принять все меры к тому, чтобы арендованное транспортное средство могло быть использовано арендатором наиболее эффективно, с максимально возможной коммерческой выгодой. И безусловно, он «должен воздерживаться от каких-либо действий, могущих помешать нанимателю (арендатору) пользоваться нанятым (арендованным) имуществом»[39] [40], используя свой контроль и властные полномочия по отношению к экипажу по вопросам управления и технической эксплуатации.

Арендатор в свою очередь обязан с максимальной заботой и вниманием относиться к сохранности транспортного средства, его оборудования и стремиться к соблюдению нормальных, предусмотренных договором показателей амортизационного износа, принимая те или иные решения по коммерческой эксплуатации транспортного средства.

В нерыночной экономике, в системе государственной собственности на средства производства основными хозяйствующими субъектами были главным образом социалистические организации, имевшие в своих активах единую государственную собственность[41]. Следовательно, актуальным представлялся вопрос эффективного использования государственного имущества. Обязанность нанимателя (арендатора) пользоваться нанятым (арендованным) имуществом «в соответствии с договором и назначением имущества»[42] означала, что арендатор «не только вправе, но и обязан активно использовать это имущество»[43]. Недостаточно активное использование имущества или оставление его вовсе без использования приравнивалось к использованию имущества не по назначению и служило основанием досрочного расторжения договора. Например, в § 7 Типового договора на аренду (тайм-чартер) судов, находящихся в эксплуатации пароходств, содержится прямое указание на то, что фрахтователь обязан использовать судно для работы в течение круглых суток, не исключая дней отдыха и не допуская бесцельного простоя судна1. Кроме того, могли быть предусмотрены в соответствии с типовыми договорами обязательные к применению штрафные санкции2.

В современных отечественных экономических условиях при отсутствии активного использования арендатором арендованного имущества уже объективные рыночные факторы уменьшают доходность, рентабельность, приводят к убыточности данных сделок, таким образом, не требуя соответствующего правового стимулирования и правового ограничения как средств правового воздействия на сознание и волю субъектов[44] [45] [46] [47]. Данный вывод в равной мере относится как к договору аренды транспортного средства без экипажа, так и к договору аренды транспортного средства с экипажем. Однако при заключении договора аренды транспортного средства с экипажем убытки из-за простоя арендованного транспортного средства при прочих равных условиях относительно выше, так как помимо издержек (эвальвации) по самой аренде имеет место также неиспользование соответствующих возмездных услуг по управлению и техническому обслуживанию арендованного транспортного средства.

«Из определения договора аренды (предоставление арендатору за плату имущества во временное владение и пользование) следует вывод, что условие об арендной плате относится к существенным условиям всякого договора аренды»4, в том числе и договоров аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа. Последовательно вышеуказанную правовую конструкцию ст. 606 ГК РФ повторяют определения договоров аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа (ст. 632, 642 ГК РФ). Поэтому основной обязанностью арендатора будет являться своевременное внесение арендной платы за пользование арендованным транспортным средством (ст. 614 ГК РФ).

Однако, как подчеркивает один из авторов проекта Гражданского кодекса РФ В.В. Витрянский, если в рассматриваемых договорах не содержится условие о размере подлежащей взиманию с арендатора арендной платы, то в отличие от общего правила, касающегося существенных условий договора (ст. 432 ГК РФ), они будут признаны заключенными. В этом случае будет действовать правило п. 3 ст. 424 Кодекса: «Исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги».

В стоимость договора аренды транспортного средства с экипажем включаются не только суммы по оплате обязательств самой аренды (пользования и владения) транспортного средства, но и сопутствующие услуги по управлению и техническому обслуживанию им. Поэтому, безусловно, при основных аналогичных (сравнимых) условиях договора стоимость договора аренды транспортного средства с экипажем выше стоимости договора аренды транспортного средства без экипажа. При этом представляется необходимым учитывать, что «сумма договора определяется не стоимостью нанятого имущества»1, а наемной платой, поскольку это имущество не отчуждается и не переходит в собственность нанимателя2,3.

По всей видимости, разница в стоимости не делает вторую сделку более ликвидной по сравнению с первой, рассматриваемой в данном параграфе. Это объясняется тем, что услуги экипажа арендодателя, как правило, обходятся арендатору не только дешевле в сравнении с отдельно оплачиваемыми аналогичными услугами других хозяйствующих субъектов, например по трудовым контрактам, но и по другим причинам.

Во-первых, экипаж арендодателя более информирован о всех технических нюансах арендованного транспортного средства, а значит, в данном конкретном случае более профессионален.

Во-вторых, экипаж арендодателя подчиняется по вопросам управления и технической эксплуатации распоряжениям арендодателя. В соответствии с этим арендодатель несет ответственность по общему правилу как за вред, причиненный арендованному транспортному средству (ст. 639 ГК РФ), так и за вред, причиненный уже транспортным средством арендодателя третьим лицам (ст. 640 ГК РФ). То есть указанная ответственность снимается с арендатора, если вред причинен не по его вине и она не была на него специально возложена законом или договором аренды.

В-третьих, у арендодателя, как правило, есть подготовленная специализированная техническая база по обслуживанию и содержанию конкретного вида его транспортного средства. И чем сложнее и дороже [48] [49] [50] техническая конструкция транспортного средства, тем значительнее указанное преимущество.

В-четвертых, имеют место значительная экономия времени, оперативность по формированию экипажа и обслуживающего персонала арендованного транспортного средства.

Одним из примеров широкого распространения в повседневной деятельности граждан договора аренды транспортного средства с экипажем в силу вышеуказанных причин является аренда легкового автомобиля с шофером (аренда такси) на один или несколько часов. Плата устанавливается почасовая и не зависит от величины пробега автомашины за арендуемый промежуток времени. В г. Саратове она равна 500 руб.1 По данным сделкам от имени арендодателя (автохозяйства-собственника) выступает главным образом шофер такси, что также дает дополнительные к уже указанным выше удобства, экономию времени и средств для потенциальных контрагентов.

Услуги по управлению и техническому обслуживанию транспортного средства непосредственно возлагаются на его экипаж. Однако возникает вопрос: каков количественный состав экипажа, и есть ли необходимость определять его сторонам рассматриваемого договора? Гражданский кодекс РФ не дает определения экипажу транспортного средства. Данный вопрос регулируют транспортные кодексы и уставы.

Например, в соответствии с п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа и кабинного экипажа (обслуживающего персонала). Летный экипаж выполняет наиболее сложные и ответственные функции, обеспечивает самолетовождение и эксплуатацию воздушного судна, а обслуживающий персонал таких функций, «связанных с управлением воздушного судна в полете»[51] [52], не выполняет[53]. Исходя из этого, законодатель по-разному подходит к установлению окончательно сформированного состава экипажа в его главных структурных элементах. В частности, количество членов летного экипажа в полете не должно быть меньше минимально установленного состава (п. 1 ст. 56 ВК РФ), т.е. минимальное количество членов экипажа, в обязанность которых входит непосредственно управлять транспортным средством, устанавливается в императивной форме[54]. Состав обслуживающего персонала, исходя из анализа соответствующих норм транспортных кодексов и уставов, определятся в окончательном варианте уже на локальном уровне.

Таким образом, стороны в договоре аренды транспортного средства с экипажем по общему правилу имеют возможность предусмотреть количественный состав членов экипажа, непосредственно управляющих транспортным средством (исключительно в сторону его увеличения от нормативно предусмотренного), и в большей мере состав «обслуживающего персонала», так как возможно не только его увеличение, но и его уменьшение от общеустановленного.

Одна из главных особенностей договора аренды транспортного средства с экипажем, отличающих его от договора аренды транспортного средства без экипажа, состоит в том, что в первом договоре обязанность по поддержанию надлежащего состояния арендованного транспортного средства возлагается на арендодателя, а во втором — на арендатора (ст. 634, 644 ГК РФ). Эти положения Кодекса императивны, поэтому стороны договора не могут предусмотреть иное соотношение данных обязанностей.

По какой причине законодатель предусмотрел исключение из общего юридического нормирования прав и обязанностей сторон в правовом регулировании отношений по содержанию арендованного транспортного средства? По нашему мнению, представляется убедительным выделить два значительных фактора.

Во-первых, данные нормы вполне обоснованны, поскольку отражают сущность, содержательное наполнение законодательно установленных видов аренды транспортных средств: имеют место услуги по технической эксплуатации или они не предоставляются.

Во-вторых, основные структурные элементы в содержании юридической конструкции «поддержание надлежащего состояния сданного в аренду транспортного средства»1 — текущий ремонт и капитальный ремонт не имеют конкретного законодательного определения. Кроме того, нет смысловой тождественности в определениях этих понятий и в научной юридической литературе[55] [56] [57]. Указанные причины вызывают в практической деятельности объяснимые трудности.

Как понимать «текущий ремонт» и «капитальный ремонт»? «Эти понятия не только связаны, но и переходят одно в другое. Причем нормативные акты устанавливают эту связь заранее»1. Поэтому в «судебной практике... когда не ясно, является ли ремонт капитальным или текущим, вопрос решается экспертизой»[58] [59]. Учитывая обозначенную актуальную проблему, объединение рассматриваемых структурных элементов в обязанности по содержанию арендованного транспортного средства какой-либо из сторон в договоре снижает негативное воздействие законодательно не определенного состояния понятий капитального ремонта и текущего ремонта.

Таким образом, часть вторая нового ГК РФ установила определенность в регулировании рассматриваемых отношений, ранее вызывавших некоторые вопросы, которые решались во многом неоднозначно.

В науке на основе анализа практики сложились разные представления об объеме соответствующих обязанностей. Одни авторы под технической эксплуатацией понимают не только осуществление текущего и капитального ремонта, обеспечение необходимыми для эксплуатации принадлежностями и запасными частями, но и заправку транспортного средства горюче-смазочными материалами, предоставление стоянки (или оплаты ее), а также хранение арендованного транспортного средства[60]. Такой подход предполагает полное эксплуатационное обслуживание рассматриваемого предмета договора, включающее расходы как по технической, так и во многом по коммерческой эксплуатации транспортного средства.

В практической деятельности закрепление таких обязанностей за арендодателем возможно. В частности, ст. 636 ГК РФ, регулирующая отношения по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, носит диспозитивный характер. Контрагенты могут предусмотреть в договоре обязанность арендодателя нести все обусловленные технической эксплуатацией расходы, включая оплату горюче-смазочных и других материалов, государственные и иные различные сборы. В повседневной жизнедеятельности граждан договор аренды транспортного средства с экипажем при вышеуказанных условиях широко распространен (например, аренда гражданами легковых автомобилей (такси)).

Помимо услуг, обеспечивающих нормальную и безопасную эксплуатацию арендованного транспортного средства в соответствии с целями аренды, договором может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору (п. 1 ст. 635 ГК РФ). Например, при фрахтовании на время воздушных судов туристическими организациями в соглашении, как правило, оговариваются помимо основных дополнительные услуги, предоставляемые арендодателем, по организации спутниковой связи, питания, медицинского и иного обслуживания пассажиров.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (29.11.2017)
Просмотров: 251 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%