Если вы хотите узнать, пробовал и продолжает ли пробовать ваш ребенок наркотики или алкоголь, то очень важно во время беседы сохранять нейтральную, не обвинительную манеру общения. Это позволит улучшить взаимопонимание и удостовериться в том, что изменения в поведении, возникающие у ребенка во время беседы, вызваны именно задаваемыми вопросами, а не боязнью вашей агрессии.
Когда ребенок будет говорить, не реагируйте слишком эмоционально и не начинайте сразу же осуждать его. Если вы не уверены, что сможете совладать с собой, то попросите другого члена семьи, друга или знакомого провести разговор с вашим ребенком. Возможно, вам стоит обратиться с такой просьбой к человеку, который по возрасту значительно ближе к вашему ребенку, чем вы.
Если вам кажется, что в данный конкретный момент ребенок находится под воздействием наркотиков и алкоголя, то воздержитесь от использования Схемы. В противном случае реакция ребенка на ваши вопросы может быть недостаточно адекватной для того, чтобы точно ее проанализировать.
Если ребенок признался, что один или несколько раз пробовал наркотики или алкоголь, то не задавайте сразу много дополнительных вопросов об этих случаях. Вместо этого выслушайте признание до конца, а затем спросите, какие еще наркотики или спиртные напитки он употреблял. Но не давайте ему понять, что вы хотите тщательно исследовать каждый случай употребления этих веществ, в котором ваш ребенок вам признается.
Таким образом, у вас получится сохранить доверие ребенка и понять, когда, с кем и какие вредные вещества он употреблял.
Получив общую картину, переходите к выявлению деталей. Прежде всего поговорите о последнем случае употребления наркотиков или алкоголя, о котором ваш ребенок вам рассказал. Вероятно, это был случай, когда он принял много вредного вещества, и поэтому, боясь рассказать вам об этом в начале беседы, сообщил в последнюю очередь.
Начиная разбор самого значимого случая употребления наркотиков или алкоголя, вы даете ребенку понять, что остальные случаи ему будет описывать гораздо проще и легче.
Прочитайте рекомендуемые вопросы. В зависимости от того, о чем конкретно ваша беседа, меняйте в предложенных вопросах слово «наркотики» на «алкогольные напитки» или просто «напитки».
В целом, просто уловите суть каждого из вопросов, который вы планируете задать, и сформулируйте их так, как свойственно вам и как будет лучше для вашего взаимопонимания с ребенком.
Какие наркотики сейчас самые популярные среди молодежи? (Этот вопрос лучше задать на первом этапе беседы, потому что он поможет вам понять, насколько близка вашему ребенка тема употребления наркотиков или спиртных напитков.)
Ты знаешь, как выглядят разные виды наркотиков?
Какие виды наркотиков тебе предлагали?
Какие наркотики ты пробовал?
Какие наркотики тебе больше всего хотелось или хочется попробовать?
Ты видел, как кто‑нибудь из твоих друзей употреблял наркотики?
Из твоих друзей и знакомых в школе, в нашем дворе или в соседних домах кто‑нибудь пробовал наркотики? Многие ли разговаривают о них?
Может ли быть так, что кто‑нибудь из твоих друзей скажет своим родителям, будто видел тебя пробующим наркотики?
Когда ты бываешь на вечеринках, видишь ли ты, что кто‑то употребляет наркотики?
Ты бы согласился пройти обследование, чтобы врач точно выяснил, употреблял ты наркотики или нет?
Когда тебе предлагали попробовать наркотики, сильно ли ты хотел этого? Представь себе шкалу от 0 до 10. Ноль означает «совсем не хотел и сразу же отказался», десять – «очень хотел и уже почти согласился попробовать». На сколько баллов по этой шкале можно оценить твое тогдашнее желание попробовать наркотики?
В каких ситуациях ты бы согласился попробовать наркотики?
Есть ли что‑нибудь еще, чего мы не обсудили, но что мне важно знать?
|