Одной из важных характеристик свободного осуществления гражданами и юридическими лицами своих гражданских прав является возможность отказаться от реализации принадлежащих им прав (п. 2 ст. 9 ГК РФ). По общему правилу это не влечет прекращения самих субъективных гражданских прав. Например, лицо вправе обращаться
или не обращаться в суд за защитой нарушенного права, однако сам отказ от права на обращение в суд недействителен.
Принцип сохранения прав в случае отказа граждан и юридических лиц от этих прав представляет собой, таким образом, определенный ограничитель свободы воли правообладателя, препятствующий прекращению права.
Указанное положение допускает исключения, если они предусмотрены непосредственно законом. Например, к числу таковых можно отнести освобождение кредитором должника от лежащих на нем обязанностей — так называемое прощение долга (ст. 415 ГК РФ); отказ наследника от наследства, причем подобный отказ не может быть впоследствии изменен или взят обратно (ст. 1157 ГК РФ), и др.
Кроме того, п. 2 ст. 199 ГК РФ предусматривает ограничение судебной защиты права по истечении срока исковой давности и по заявлению стороны до вынесения судебного решения.
Показательно в этом отношении определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. № 890-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Жуковского фонда обучения детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста «Радуга» на нарушение конституционных прав и свобод п. 2 ст. 199 ГК РФ». Решением Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2006 г. удовлетворены исковые требования ФГУП «Рублево-Успенский лечебно-оздоровительный комплекс» к некоммерческой организации — Жуковскому фонду обучения детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста «Радуга» о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды нежилого помещения, заключенному между истцом и ответчиком. В заседании арбитражного апелляционного суда ответчик заявил ходатайство о применении срока исковой давности, в удовлетворении которого было отказано со ссылкой на п. 2 ст. 199 ГК РФ, поскольку до вынесения решения судом первой инстанции ответчик о применении исковой давности не заявил. Конституционный Суд РФ также справедливо отказал в принятии к рассмотрению жалобы Жуковского фонда обучения детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста «Радуга»1.
Таким образом, законодателем предусмотрены исключения из принципа сохранения гражданских прав в случае отказа хозяйствующих субъектов от своих прав. Подобные меры продиктованы необходимостью дисциплинировать участников гражданско-правовых отношений, стремлением упорядочить гражданский оборот.
Во всех остальных случаях, прямо не предусмотренных в законодательстве, принцип сохранения гражданских прав носит всеобщий характер.
Иными словами, это положение представляет собой одно из условий гарантированности осуществления гражданских прав, распространяется на правообладателей и носит объективный характер, не зависящий от воли субъектов гражданско-правовых отношений.
|