Парламентский контроль - одно из устойчивых направлений деятельности законодательных органов. С организационной точки зрения выделяется парламентский контроль, осуществляемый самим парламентом, палатами парламента, комитетами и комиссиями парламента или его палат, специализированными органами, созданными парламентами, депутатами и уполномоченными должностными лицами[1] [2].
Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ и федеральным законом от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата
•п
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» .
В соответствии со ст. 14 закона член Совета Федерации, депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос любым должностным лицам государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц, при этом вмешательство члена Совета Федерации, депутата Г осударственной Думы в оперативнорозыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.
Запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы направляется ими самостоятельно и не требует оглашения на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок.
Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения поставленных в запросе вопросов инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня заседания соответствующего органа.
Невыполнение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и иными должностными лицами положений Закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в том числе предоставление ими ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации, влекут за собой административную ответственность.
Объектом правонарушения являются отношения, связанные с деятельностью члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях либо бездействии должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или общественных объединений.
Субъектом правонарушения являются должностные лица, не выполняющие законных требований члена Совета Федерации или депутата Г осударственной Думы
С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла или неосторожности.
Составляют протоколы по делам данной категории должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела рассматриваются судьями (мировыми), а в случае проведения административного расследования — судьями районного звена.
[1] Корнилаева А.А. Теория парламентского контроля в контексте принципа разделения властей. Автореф. канд. юрид. наук. Уфа, 2002. С. 25 -26.
[2] Собрание законодательства РФ. 1999. № 28. Ст. 3466.
|