Высшей ценностью демократического правового государства является человек, его права и свободы, а соблюдение и защита этих прав - обязанностью государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации).
Одним из механизмов обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами является институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Данный правозащитный институт представляет собой эффективный вспомогательный механизм контроля за деятельностью органов исполнительной власти в их взаимоотношениях с гражданами, чьи права нарушаются должностными лицами этой власти.[1]
В соответствии со ст. 3 федерального конституционного закона от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»[2] деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
Гарантией независимости и самостоятельности Уполномоченного является конституционный принцип назначения и освобождения его от должности. Согласно п. «е» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации относятся к ведению Государственной Думы Российской Федерации.
В связи с этим в юридической печати отмечается, что действующий институт российского омбудсмена приобрел независимость от всех ветвей власти в сложной политической борьбе, и данное обстоятельство требует системно-правового анализа как сущности явления, так и имеющихся пробелов правового регулирования[3].
При реализации своих функций по рассмотрению жалоб граждан Уполномоченный вправе:
- обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверок;
- при проведении проверки вправе беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления;
“ присутствовать на заседаниях коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;
“ запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;
- получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (за исключением судей), по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
- поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
- знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел;
- безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных органов, предприятий, учреждений, организаций.
Административная ответственность наступает за следующие действия (бездействие) должностных лиц органов исполнительной власти и иных лиц:
- вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения;
- неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а равно неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;
- воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в иной форме.
Объектом правонарушения являются отношения, связанные с защитой нарушенных прав и законных интересов человека.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях или бездействии, направленных на воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека.
Субъектом правонарушения являются государственные и муниципальные должностные лица, а также иные лица.
С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла.
Составляют протоколы по делам данной категории должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела рассматриваются судьями (мировыми), а в случае проведения административного расследования - судьями районного звена.
о
Права человека. История, теория и практика / Под ред. Б. Назарова. М: РУССЛИТ, 1995. С. 235 - 236.
[2] Собрание законодательства РФ. 1997. № 9. Ст. 1011,
[3] Зражевская Т.Д. Правовые проблемы развития института омбудсмена как органа государственной защиты прав человека в Российской Федерации // Омбудсмен: государство и защита прав человека. 2012. № 1. С. 13 -16.
|