Основными задачами административного, гражданского и уголовного судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение судебных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
Судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Осуществляя правосудие, суд должен не только правильно и быстро рассмотреть судебное дело, вынести законное и обоснованное решение, но выяснить причины и условия нарушения закона. Своевременное выявление судом обстоятельств нарушения закона и реагирования на эти нарушения предупреждает в дальнейшем возникновение социальной напряженности в обществе.
В этой связи в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 01.09.1987 № 5 (ред. от 06.02.2007) «О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных на выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и других правонарушений» указано, что особое внимание необходимо обращать и должным образом реагировать на обстоятельства, способствовавшие совершению тяжких и особо тяжких преступлений, а также совершению преступлений несовершеннолетними, нарушение прав и свобод граждан, а равно другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении уголовного или гражданского дела нижестоящим судом.
При рассмотрении гражданско-правовых споров суды должны выявлять причины их возникновения и условия, способствовавшие созданию конфликтной ситуации, выяснять, не было ли допущено сторонами либо должностными лицами нарушений закона, прав и охраняемых законом интересов граждан или государственных и общественных организаций.
Суды не вправе оставлять без реагирования установленные при рассмотрении уголовных и гражданских дел факты бюрократизма, бесхозяйственности, разбазаривания имущества, а также другие правонарушения и недостатки в деятельности предприятий, учреждений, организаций и отдельных должностных лиц, оказывающие отрицательное влияние на состояние законности[1].
Оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона влечет для должностных лиц административную ответственность.
Должностные лица обязаны рассмотреть частное определение (постановление) об устранении причин и условий, способствовавших нарушению закона, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, вынесшему определение (постановление).
Кроме того подлежат ответственности за непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи на основании правовых предписаний, заложенных в процессуальных кодексах:
- ст. 226 Гражданского процессуального кодекса РФ (частные определения суда);
- ст. 315 Уголовно-процессуального кодекса РФ (неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта);
- ст. 16. Арбитражного процессуального кодекса РФ (обязательность судебных актов).
Объектом правонарушения являются отношения, связанные с установленным законом порядком рассмотрения частных определений суда или представлений судьи, принятия по ним соответствующих мер.
Объективная сторона правонарушения выражается в бездействии, когда должностное лицо игнорирует частное определение и представление суда к устранению указанных в них нарушений закона либо несвоевременно отвечает на частное определение (постановление) суда.
Субъектом правонарушения являются должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций, юридических лиц различных форм собственности.
С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла или неосторожности.
Составляют протоколы по делам данной категории должностные лица органов внутренних дел (п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела рассматриваются судьями (мировыми), а в случае проведения административного расследования - судьями районного звена.
[1] Сборник Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 - 1993. М, Юридическая литература", 1994.
|