Механизм реализации прав граждан в отправлении правосудия заложен в ст. 4 федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», согласно которой высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Списки составляются на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы ГАС РФ «Выборы» путем случайной выборки установленного числа граждан.
Вместе с тем судебная практика показывает, что в некоторых случаях в составе коллегии присяжных заседателей оказываются граждане, участие которых в отправлении правосудия прямо запрещено законом. Так, не могут участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей лица: не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или неснятую судимость; признанные судом
недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.
Рассмотрение уголовных дел незаконным составом присяжных заседателей ведет к отмене приговора и подобное правосудие, во-первых, процессуально неэкономично, во-вторых, приводит к неоправданному расходованию бюджетных средств и, в-третьих, снижает авторитет судебной власти.
Поэтому законодатель в ст. 6 федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» возложил на должностных лиц и руководителей организаций независимо от их организационно-правовой формы обязанность по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представлять информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.
При этом следует учитывать сложность в представлении
должностными лицами объективной информации в отношении
присяжного заседателя, поскольку, к примеру, ст. ст. 13,92 федерального закона от 21.11.2011 № 323 ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1], ст. 9 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»[2] [3], гласят, что:
- сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, психиатрической помощью, состоянии его здоровья и диагнозе психического расстройства, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну, охраняемую законом;
- сведения о лицах, которым оказываются медицинские услуги, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вышеназванная проблематика неоднократно освещалась в
~ 28
юридической печати , однако своего законодательного разрешения на сегодняшний момент не получила, что приводит к неопределенности в применении юридической нормы в спорных правоотношениях.
Объектом правонарушения являются отношения, связанные с установленным порядком формирования списков кандидатов в присяжные заседатели.
Объективная сторона правонарушения выражается как в форме бездействия, когда должностные лица отказываются предоставлять информацию для составления списков, так и действия — предоставление заведомо неверной информации о присяжных заседателях.
Субъектом правонарушения являются должностные лица государственных органов, муниципальных образований, юридических лиц независимо от организационных форм, а также индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла и неосторожности.
Составляют протоколы по делам данной категории должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Дела рассматриваются судьями (мировыми), а в случае проведения административного расследования - судьями районного звена.
[1] Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
[2] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
[3] См.: Акимчев А.А. Суд присяжных как необходимый элемент судебной реформы // Уголовный процесс. 2005. № 7. С. 22-25; Алексеев И.Н. Суд присяжных как угроза российской правовой системе // Уголовный процесс. 2005. № 3. С. 52 - 60; .Дежнев А.С. Организационные и правовые проблемы формирования коллегии присяжных заседателей // Российская юстиция. 2005. № 7. С. 25 - 27.
|