Федеральный закон от 19.07.2009 № 194-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» ввел такие понятия как «судебный пристав», «пристав»[1].
Появление данных понятийных определений было обусловлено активным в последние годы в России развитием рынка частных услуг по взысканию задолженностей (рынка коллекторских услуг), что в свою очередь получила определенное распространение практика использования для обозначения сотрудников коллекторских агентств таких названий, как «частный судебный пристав», «альтернативный судебный пристав» и т.п.
Такие наименования позволяют указанным частным структурам ассоциироваться в восприятии граждан со службой судебных приставов, что приводит к нивелированию правильного понимания гражданами и организациями правового статуса ФССП России как единственного органа принудительного исполнения. Кроме того, некоторые коллекторские агентства при взыскании долгов применяют к должникам не вполне законные методы, что формирует в сознании граждан негативное отношение к Службе и ведет к дискредитации имиджа ФССП России[2].
Законодательное ограничение на использование словосочетания «судебный пристав» имеет своей целью обеспечение реальной возможности получения всеми заинтересованными лицами достоверной информации о характере оказываемых им услуг, а также укрепление авторитета органов государственной власти.
Исходя из этого словосочетание «судебный пристав» теперь может использоваться только в отношении:
- федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. В настоящее время указанные функции возложены на ФССП России;
- структурные подразделения ФССП России;
- должностных лиц ФССП России;
- профессиональные союзы судебных приставов;
- структурные подразделения профессиональных союзов судебных приставов;
- должностных лиц профессиональных союзов судебных приставов.
В дальнейшем законодатель пошел дальше. Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» организации,
общественные объединения и должности, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не указанные в ст. 2.1 федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» (в редакции настоящего Федерального закона) и содержащие в своем наименовании слова «судебный пристав» или «пристав», или образованные на их основе словосочетания, должны быть переименованы либо ликвидированы в течение девяноста дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.[3]
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что введенный запрет на свободное использование словосочетания «судебный пристав» является хотя и правильной, но, к сожалению, отнюдь не универсальной мерой противодействия тем лицам, которые стремятся к получению определенных выгод для собственного бизнеса за счет использования схожих терминов и аббревиатур, способных привести к формированию искаженного представления о них у третьих лиц[4].
Объектом правонарушения являются отношения, связанные с установленным порядком деятельности службы судебных приставов.
Объективная сторона правонарушения выражается в форме действия, когда лица незаконно используют слова «судебный пристав», «пристав» и образованные на их основе словосочетания в своих коммерческих или иных целях.
Субъектом правонарушения являются юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла.
Составляют протоколы по делам данной категории должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по
принудительному ' исполнению исполнительных документов и
обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Дела рассматриваются судьями (мировыми), а в случае проведения административного расследования - судьями районного звена.
[1] Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3631.
Оленьчева А.Н., Соколова Н.А. Совершенствование законодательства Российской Федерации, затрагивающего деятельность Федеральной службы судебных приставов // Практика исполнительного производства. 2012. № 2. С. 9 - 15.
[3] Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7352.
Гуреев В.В. Комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» (постатейный). Волтере Клувер. М., 2010.
|