частью защиты Государственной границы Российской Федерации является её охрана, которая осуществляется пограничными органами Федеральной службы безопасности (ФСБ России) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Охрана Г осударственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Г осударственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране
Государственной границы рассматриваются как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения национальной безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Режим Государственной границы включает в себя правила по содержанию Государственной границы; пересечению Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещению через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуску через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведению на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешению с иностранными государствами инцидентов,
4
связанных с нарушением указанных правил .
Пункт пропуска через Государственную границу - территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта, аэропорта, аэродрома, открытая для международных сообщений (международных полетов), а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Г осу дарственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Пересечение Государственной границы РФ на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Этими актами может определяться время пересечения госграницы, устанавливается порядок следования от госграницы до пунктов пропуска через госграницу и в обратном направлении, при этом не допускаются высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства. Правила пересечения Государственной границы РФ лицами и транспортными средствами непосредственно связаны с порядком пропуска через границу, который производится только в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Г осударственной границы лицами, транспортными
средствами, прибывшими на территорию РФ, либо в разрешении на пересечение Г осударственной границы лицами, транспортными
средствами, убывающими из пределов РФ.
Воздушным судам при следовании от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и обратно, а также при транзитном пролете через воздушное пространство Российской Федерации запрещаются:
- посадка в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов;
- вылет из аэропортов, с аэродромов Российской Федерации, не открытых Правительством Российской Федерации для международных полетов. [1]
В отдельных случаях при выполнении специальных международных полетов вылет воздушных судов из Российской Федерации, а также их посадка после влета в Российскую Федерацию могут производиться в аэропортах, на аэродромах Российской Федерации, не открытых для международных полетов, только по разрешениям федерального органа исполнительной власти.
Признание законности пересечения Государственной границы РФ и разрешение на ее пересечение в процессе пропуска относятся только к компетенции пограничных органов.
Основанием для пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Договором Российской Федерации с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу РФ граждан РФ и граждан сопредельного государства в части определения документов на право выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Содержание, средства и методы контроля при осуществлении пропуска через Государственную границу РФ, порядок их применения установлены Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через
с
Г осударственную границу Российской Федерации» .
Пределы и перечень пунктов пропуска через Г осударственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 253 (ред. от 17.12.2016) «Об утверждении Правил определения пределов пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации»[2] [3].
Таким образом, для привлечения виновного лица к административной ответственности необходимо установить, какие конкретно правила режима Государственной границы были нарушены. Эти правила, касающиеся режима Г осударственной границы РФ, осуществление на Г осу дарственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности, содержатся в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов, а также в международных договорах Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пересечения Государственной границы иностранными гражданами и лицами без гражданства.
В случаях, когда в отношении указанных нарушителей Г осударственной границы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях, и они не пользуются правом получения политического убежища, пограничные органы в официальном порядке передают их властям государства, с территории которого они пересекли
Г осударственную границу. Если передача нарушителей властям иностранного государства не предусмотрена договором Российской Федерации с этим государством, пограничные органы выдворяют их за пределы Российской Федерации в определяемых пограничными органами местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации из пунктов пропуска через
Г осударственную границу уведомляются власти государства, на территорию которого они выдворяются, если это предусмотрено договором Российской Федерации с соответствующим государством.
Порядок оформления и выдачи документов для въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства установлен Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 07.03.2017) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»[4].
Ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности на Государственной границе регулируется положениями ст. 13 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 13 этого Закона РФ хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы и иным образом затрагивающая интересы Российской Федерации или иностранных государств, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицами, в том числе совместно, непосредственно на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации (в пределах пятикилометровой полосы местности), не должна: наносить вред здоровью населения, экологической и иной безопасности Российской Федерации, сопредельных с ней и других иностранных государств или содержать угрозу нанесения такого ущерба; создавать помехи содержанию Государственной границы и выполнению задач пограничными органами.
Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пересечением Государственной границы РФ, осуществляемая российскими и иностранными юридическими и физическими лицамщ в том числе совместно осуществляемая непосредственно на границе либо вблизи нее на территории РФ (в пределах пятикилометровой полосы местности), должна отвечать всем правилам пересечения границы и вестись на основании разрешения пограничных органов, а в остальной части пограничной зоны — с их уведомлением. Указанное разрешение включает сведения о местах, времени пересечения Государственной границы и производства работ, количестве участников, используемых промысловых и иных судов, транспортных и других средств, механизмов.
Примечание: Положение ч. 2 ст. 18.1. КоАП РФ на соответствие ее Конституции РФ было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ от 16 февраля 2016 г. № 4-П. Суд не нашел оснований для признания данной нормы неконституционной.
Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные ст. 18.1 КоАП РФ и иными статьями гл. 18, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Объектом правонарушения являются правила режима Г осударственной границы РФ. Статья предполагает привлечение к административной ответственности за нарушение не всех правил режима, а . только правил пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами (в том числе порядка следования до нее от пунктов пропуска и обратно) и ведения на госгранице либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов, связанных с:
- нарушением правил пересечения Государственной границы РФ гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- нарушением правил пересечения Государственной границы РФ автомобильными, иными транспортными средствами;
- нарушением лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы РФ до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении;
- ведение на Государственной границе РФ либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности без уведомления либо с уведомлением пограничных органов, но в нарушение установленного порядка, а также в неустановленном месте или в неустановленное время.
Субъектами данных правонарушений являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, должностные и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла или неосторожности.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.10 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях рассматривают пограничные органы. В части 1 ст. 23.43 КоАП РФ установлено, что органы единой системы организации воздушного движения Российской Федерации рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.1 в части нарушения воздушного пространства Российской Федерации.
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов и войск пограничной службы ФСБ России, а также органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере использования воздушного пространства.
Дело об административном правонарушении, совершенном иностранным гражданином или лицом без гражданства, рассматривается районным судьей в случаях, если должностное лицо пограничных органов Российской Федерации передаст его на рассмотрение судье.
В пункте 1 ст. 32.9 КоАП РФ установлено, что при совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 18.1 КоАП РФ, постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется пограничными органами.
[1] Правила пограничного режима утверждении Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 10.09.2007 г. № 458 // Российская газета. 2007. 24 ноября.
с
Собрание законодательства РФ. 2005. № 6. Ст. 462.
[3] Собрание законодательства РФ. 2008. № 15. Ст. 1560.
п
Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
|