Обеспечение пограничной безопасности Российской Федерации предполагает создание и совершенствование нормативно-правовой базы, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность государства, общества и личности в пограничном пространстве, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба национальным интересам России.
Пограничный режим - это режим пограничной зоны; российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов территориального моря РФ, а также внутренних вод, имеющих выход к Государственной границе РФ. Он служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны Государственной границы РФ,
Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.
При этом пограничная безопасность предполагает собой определенный свод правил по обеспечению состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федерации.
Такие правила определены Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», устанавливающим Режим Государственной границы, который включает правила:
- содержания 1 осударственной границы;
- пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
- перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;
- пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;
- ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;
- разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.
Одновременно режим Государственной границы устанавливается и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.
В пограничную зону включается зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы Российской Федерации на суше, морского побережья России, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений за пределами 5 км.
На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Пределы пограничной зоны определяются на основе решений федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территории субъектов Российской Федерации, в частности, приказом ФСБ России от 15.10.2012 N 515 (ред. от 18.11.2013) «Об утверждении Правил пограничного режима»8.
Для квалификации правонарушений, предусмотренных за нарушение пограничного режима в пограничной зоне, нужно обращаться к конкретным правилам пограничного режима, которые содержатся в Законе РФ «О Г осударственной границе Российской Федерации», а также к иным нормативным правовым актам и другим документам.
Правила пограничного режима в пограничной зоне устанавливают, что въезд (проход) граждан Российской Федерации, иностранных граждан (подданных), лиц без гражданства и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдаваемым пограничными управлениями (пограничными отделами) ФСБ России по субъектам Российской Федерации или подразделениями пограничных органов, при наличии документов, удостоверяющих личность.
Места въезда (прохода) в пограничную зону устанавливаются на путях сообщения и обозначаются предупреждающими знаками.
Одновременно Правила устанавливают порядок хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественнополитических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне, в соответствии с которым хозяйственная, промысловая и иная деятельность, в том числе охота, содержание и выпас скота, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий осуществляются:
- в пограничной зоне, установленной шириной менее пяти километров, либо в пределах пятикилометровой полосы местности в случае, если пограничная зона установлена шириной от пяти и более километров, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности (за исключением работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера), - на основании разрешения пограничных органов или подразделений пограничных органов;
- в остальной части пограничной зоны, установленной за пределами пятикилометровой полосы местности в случае, если пограничная зона установлена шириной от пяти и более километров, - с уведомлением пограничных органов или подразделений пограничных органов.
Граждане или организации письменно уведомляют пограничный орган или подразделение пограничного органа о работе, мероприятии за пределами пятикилометровой полосы местности или за рубежом инженерно-технических сооружений, в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности (за исключением работ, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), - не позднее чем за 3 суток до начала проведения работы, мероприятия; а о работах, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в пограничной зоне, - незамедлительно по средствам связи с последующим уведомлением в установленном порядке.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных законодательством России, является установленный порядок управления в области защиты Г осударственной границы Российской Федерации, выраженный в виде пограничного режима в пограничной зоне.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в нарушении пограничного режима Государственной границы Российской Федерации в погранзоне и характеризуется рядом конкретных юридических составов:
- в нарушении правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне: ведении хозяйственной или иной деятельности либо проведении массовых общественно-политических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне, а равно содержании или выпасе скота в карантинной полосе в пределах пограничной зоны без разрешения органов и войск пограничной службы или с разрешения органов и войск пограничной службы, но с нарушением установленного порядка;
- нарушении порядка проведения массовых общественнополитических, культурных или иных мероприятий в пограничной зоне.
Субъектами правонарушений являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, должностные и юридические лица.
С субъективной стороны правонарушение совершается в форме умысла или неосторожности.
Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов и войск пограничной службы (ст. 23.10 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ) и органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
|