В соответствии со ст. 2 федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», территориальным морем Российской Федерации является примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определяемых как линии наибольшего отлива вдоль берега или как прямые исходные линии, соединяющие соответствующие точки[1].
Внутренние морские воды Российской Федерации — это воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря Российской Федерации, и являющиеся составной частью территории Российской Федерации.
К внутренним морским водам относятся воды: портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили; заливов, бухт, губ и лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации и публикуется в «Извещениях мореплавателям».
Кроме того, пограничный режим включает правила учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных судов (средств) и их плавания и передвижения по льду в территориальном море и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов; ведения в этих водах промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности, а все российские маломерные самоходные и несамоходные (надводные и подводные) суда (средства) и средства передвижения по льду, используемые в территориальном море и внутренних морских водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования. Для этих судов и средств передвижения по льду может устанавливаться специальный порядок их выхода из пунктов базирования и возвращения с уведомлением пограничных органов. Пограничными органами может также ограничиваться время выхода, пребывания на воде (льду), удаления от пунктов базирования и берегов маломерных судов и средств передвижения по льду.
Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность в территориальном море и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов регулируется законодательством Российской Федерации и ведется в порядке, устанавливаемом Правилами пограничного режима и требованиями упомянутого Закона.
Указанная деятельность осуществляется в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов с разрешения пограничных органов, а во внутренних морских водах и в
территориальном море РФ - с уведомлением пограничных органов. При этом заинтересованные лица обязаны предоставить сведения о местах, времени осуществления промысловой, исследовательской, изыскательской или иной деятельности, количестве участников, об используемых для этой цели промысловых и иных судах и о других средствах. Приказ ФСБ РФ от 10.07.2007 № 355 (ред. от 11.09.2007) «Об определении участков (районов) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим»10 определяет районы пограничного режима во внутренних водах Российской Федерации, внутренних морских вод Российской Федерации и российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов.
Одновременно административная ответственность предусмотрена за ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности: без разрешения органов и войск пограничной службы; с разрешения таких органов и войск, но с нарушением условий такого разрешения.
Объектом посягательства является установленный порядок управления в области защиты Государственной границы РФ, выраженный в виде пограничного режима в территориальном море и во внутренних водах Российской Федерации, а также в российской части вод пограничных водоемов.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в ряде конкретных юридических составов:
— за нарушение правил, установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, части вод пограничных рек, озер и иных водоемов;
— за ведение в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации, части вод пограничных рек, озер и иных водоемов
и и U
промысловой, исследовательской, изыскательской и инои деятельности оез разрешения (уведомления) органов и войск пограничной службы.
Субъектами правонарушений являются граждане, должностные лица, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели.
Субъективная сторона правонарушений может быть выражена в форме умысла или неосторожности.
Дела об административных правонарушениях рассматривают:
- должностные лица пограничных органов (ст. 23.10);
- об административных правонарушениях, предусмотренных ч.2 ст. 18.3, судьи в случаях, если орган или должностное лицо передают его на рассмотрение судьи (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
[1] Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.
|