Режим в пунктах пропуска через Государственную границу РФ включает в себя правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Пропуск через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами,
прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение 1 осударственнои границы лицами, транспортными средствами,
убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу РФ грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Правила режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации определяется приказом Росграницы от 27.12.2010 № 451-ОД (ред. от 25.05.2015) «Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»11.
Основанием для пропуска через Государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных.
Договором Российской Федерации с сопредельным государством может быть установлен упрощенный порядок пропуска через Государственную границу РФ граждан Российской Федерации и граждан сопредельного государства в части определения документов на право выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Г осударственную границу РФ включает в себя осуществление пограничного контроля (проверку документов, досмотр), а при необходимости — также таможенного, иммиграционного, санитарнокарантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и других видов контроля.
Правила определения границ территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от Государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через Г осударственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, устанавливаются Правительством РФ.
Для обеспечения контроля за соблюдением режима пропуска через Г осударственную границу создаются подразделения органов
пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, иммиграционного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и других видов контроля.
Содержание, средства и методы контроля, порядок их применения определены постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2005 г. № 50 (ред. от 04.09.2012) «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации», утвердившим соответствующее Положение[1].
Пункты пропуска классифицируются на морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные - по виду международного сообщения; пассажирские, грузовые, грузопассажирские - по характеру международного сообщения; постоянные, временные, сезонные, работающие на нерегулярной основе - по режиму работы; многосторонние и двусторонние - по гражданству (подданству) пересекающих Государственную границу РФ лиц, принадлежности пересекающих ее транспортных средств, грузов, товаров, животных; специализированные - по видам перемещаемых грузов, товаров и животных.
В зависимости от характеристик конкретного пункта пропуска правила режима в каждом из них будут различны.
Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу РФ, определяют организационные, финансово-экономические и другие основы установления, открытия, функционирования, закрытия пунктов пропуска через Государственную границу РФ.
Порядок осуществления контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в целях координации деятельности государственных органов, осуществляющих контрольные функции в пунктах пропуска, также определяет Правительство РФ.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.6 КоАП РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, установленных КоАП РФ.
Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде и выезде в Российскую Федерацию предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено законом, международным договором или указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 ст. 24 указанного закона иностранные граждане, получившие вид на жительство в Российской Федерации, осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и вида на жительство.
Объектом посягательства является установленный порядок управления режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием, выразившимся в нарушении физическим лицом конкретных правил нахождения в пункте пропуска через Государственную границу РФ.
Субъектами правонарушений являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется виной, как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ) и органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Дела об административных правонарушениях, связанные с возможностью назначения административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районных судов (ч. ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Собрание законодательства РФ.2005. № 6. Ст. 462.
|