Статус исключительной экономической зоны Российской Федерации определяется федеральным законом от 17.12.1998 № 191-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»16.
Исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным указанным Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации, и нормами международного права. Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам Российской Федерации, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности.
В компетенцию федеральных органов государственной власти в исключительной экономической зоне, в частности, входят:
- установление с учетом предложений органов исполнительной власти субъектов РФ, территории которых прилегают к морскому побережью, порядка использования водных биоресурсов, включая выдачу лицензий (разрешений) на промысел водных биоресурсов, разработку и установление правил и норм рационального использования, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов, запретов и ограничений на использование водных биоресурсов, а также установление правил и норм их воспроизводства;
- установление контрольных пунктов (точек) и порядка прохождения их российскими и иностранными судами, участвующими в промысле водных биоресурсов и следующими в исключительную экономическую
зону и выходящими из нее, в целях проведения контрольно-проверочных мероприятий.
Линии внешних границ исключительной экономической зоны или заменяющие их, утвержденные Правительством Российской Федерации перечни географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных и делимитационные линии, определенные международными договорами РФ или на основе общепризнанных принципов и норм международного права, указываются на картах установленного масштаба и публикуются в «Извещениях мореплавателям».
Порядок прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов регулируется совместным приказом ФСБ РФ № 56 и Росрыболовства № 91 от 15.02.2010 (ред. от 04.02.2011) «Об утверждении Порядка прохождения российскими и иностранными судами контрольных пунктов (точек) и Системы контрольных пунктов (точек)» .
Объектом посягательства является установленный порядок управления в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений заключается в нарушении (невыполнении либо несоблюдении) конкретных правил, определяющих порядок прохождения установленных контрольных пунктов (точек).
Субъектами правонарушений являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также российские и иностранные должностные и юридические лица.
Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может быть выражена в форме умысла или неосторожности.
Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
|