Из общих положений Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
В силу ст. 9 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» изменение сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета (включая сроки пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации), предполагает сообщение об этом в органы миграционного учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом положением п. 42 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9) на принимающую сторону возлагается обязанность по предоставлению измененных сведений.
Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется федеральными законами «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства РФ.
Регулирование процедурных вопросов временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации отражено в ст. 5 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также в ст. 22 федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Данные нормы следует рассматривать в их взаимосвязи, поскольку соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства, и обязанность по продлению срока временного пребывания иностранного гражданина на
территории Российской Федерации возлагается на принимающую сторону.
Должностные лица, обеспечивающие обслуживание или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места их жительства, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Постановлением Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.
Порядок или правила транзитного проезда через территорию РФ устанавливаются федеральными законами и Постановлениями Правительства.
В частности, данный вопрос урегулирован федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Постановлениями Правительства РФ от 28.08.2003 № 532 «Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов»[1], от 07.05.2009 № 397 (ред. от 22.07.2016) «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки»[2].
Для целей обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в том числе и за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета. При этом закрепляющий общие положения и принципы административно-деликтного законодательства КоАП РФ исходит из того, что лицо подлежит административной ответственности
только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Данные предписания КоАП РФ исключают возможность необоснованного привлечения лица к административной ответственности.
Принимающей стороной является гражданин Российской Федерации, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Миграционный учет включает в себя регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных законом о миграционном учете иностранных граждан.
В силу п. 5 ст. 16 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной представляются гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Правила предоставления таких гарантий установлены Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 (ред. от 23.01.2007) «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации» .
Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Примечание: Положение ст. 18.9 КоАП РФ на соответствие ее Конституции РФ было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ 29.09.2011 № 1297-0-0. Суд не нашел оснований для принятия жалобы к производству, поскольку оспариваемая правовая норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Примечание: Положение ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ было проанализировано Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)[3].
Объектом правонарушения являются отношения, связанные с нарушением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Объективная сторона правонарушения состоит в действии или бездействии иностранного гражданина, связанном с игнорированием правил пребывания в Российской Федерации.
Субъектами правонарушения являются граждане, должностные и юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения выражается в форме умысла и неосторожности.
Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов и органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
[1] Собрание законодательства РФ. 2003. № 35. Ст. 3448.
[2] Собрание законодательства РФ. 2009. № 19. Ст. 2352.
[3] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. № 9.
|