Современное развитие российской государственности и права тесно связано с формированием и функционированием государственной наградной системы Российской Федерации. Институт государственных наград, государственные награды Российской Федерации призваны отражать значимые для государства идеи и принципы, высшие ценности и цели, поощрять граждан за заслуги перед обществом и государством, пропагандировать социально полезные правила поведения, способствовать безопасности государства, обеспечению защиты страны и прав граждан;
47 .
стимулировать развитие трудовой и общественной активности населения, добросовестное выполнение профессиональных и общественных обязанностей, образцовое выполнение гражданского и служебного долга, решать задачи воспитания подрастающих поколений в духе патриотизма, уважения и признательности к заслугам лиц, удостоенных
государственных наград. Осознание необходимости реализации государством всех перечисленных выше важных и социально значимых функций наград послужило причиной формирования федерального наградного института практически сразу после прекращения
существования СССР в декабре 1991 г. и образования Российской Федерации[1].
Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством.
Принимает решение и награждает государственными наградами Российской Федерации Президент Российской Федерации (п. «б» ст. 89 Конституции РФ).
Виды государственных наград установлены Указом Президента РФ от 07.09.2010 № 1099 (ред. от 30.12.2015) «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»[2]. К ним относятся:
- ордена Российской Федерации;
- знаки отличия Российской Федерации;
- медали Российской Федерации;
- почетные звания Российской Федерации.
При этом юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской
Федерации.
Подлежат административной ответственности субъекты права за:
- ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права;
- учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами.
Объектом правонарушения являются отношения, связанные с установленным порядком учреждения, изготовления и ношения государственных наград.
Объективная сторона правонарушения выражается в форме действия - нарушение субъектами права порядка учреждения, изготовления и ношения государственных наград.
Субъектом правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица.
С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла.
Составляют протоколы по делам данной категории должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Дела рассматриваются судьями (мировыми), а в случае проведения административного расследования - судьями районного (городского) звена (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Кокурина О.Ю. Федеральное законодательство в наградной сфере Российской Федерации // Административное право и процесс. 2014. № 7. С. 28 - 34.
Собрание законодательства РФ. 2010. № 37. Ст. 4643.
|